Л.С.Выготский уделяет много внимания особенностям литературного, театрального и изобразительного творчества детей.
Для школьного возраста характерным является литературное творчество, для дошкольного– изобразительное.
I. Пути развития л и т е р а т у р н о г о т в о р ч е с т в а:
1. Приучать ребенка писать о том, что он хорошо знает, о чем много и глубоко думал.
2. Развивать сильный интерес к окружающей жизни (чтобы воспитать в ребенке писателя)
3. Формировать и вырабатывать собственный литературный язык:
а) предлагать темы и дать возможность выбрать одну из многих;
б) предлагать определить размер сочинения (отразить в плане);
в) демонстрировать приемы его написания.
Главная функция воспитателя литературного творчества – предоставление свободы для полета воображения, стимулирование творческой деятельности детей.
Способы пробуждения у детей способности к самовыражению:
1) коллективные сочинения детей на основе пословиц, поговорок;
2) совместное создание произведения (учитель начинает сочинение, ученики продолжают его). (табл. 1). Можно начать со стихов. Например, «Листья желтые летят …».
Приемы организации литературного творчества учеников:
1) предлагать разнообразный выбор тем, не выдумывая их для детей, предлагать темы самые серьезные и интересующие самого учителя (педагога);
2) давать читать детям детские сочинения и предлагать за образцы;
3) (особенно важно!): никогда во время рассматривания детских сочинений не делать ученикам замечаний ни об опрятности тетрадей, ни о каллиграфии, ни об орфографии, ни, главное, о построении предложений и о логике.
Л.С. Выготский: «Наилучшим стимулом детского творчества является такая организация жизни и среды детей, которая создает потребности и возможности детского творчества». Например, включение детей в процесс создания журнала, стенгазеты и т.д.
«Литературное творчество углубляет, расширяет и прочищает эмоциональную жизнь ребенка, позволяет ребенку, упражняя свои творческие стремления и навыки, овладевать человеческой речью, - самым тонким и сложным орудием формирования и передачи человеческой мысли, человеческого чувства, человеческого внутреннего мира» - Л.С. Выготский (С. 60-61).
И г р а – подготовительная ступень художественного творчества ребенка. Два момента связи игры с детским литературным творчеством:
Первый: ребенок создает литературное произведение, сочинение которого, как и игра результат его потребностейи источникмоментальной разрядки возникших чувств.
Второй момент: и игра, и литературное творчество носят субъективный характер – «отпечаток» на них налагают личные переживания и личная заинтересованность каждого конкретного ребенка.
2. Психологический анализ детского театрального творчества
Д р а м а т и з а ц и я(детское театральное творчество) наиболее близко ребенку:
Во-первых:
а) связь драматизации с:
Ø неосознанными движениями1 души (самопожертвованием, отвагой, профессионализмом и т.п.);
Ø личными2 переживаниями (драма доставляет детям огромное наслаждение);
Ø возможностью3воплощения своей выдумки, основанной на подражании, полученных внешних впечатлениях, в живые образы («Я – дерево», «Я – заяц», «Я – поезд» и т.д.).
б) тесная связь театральной постановки с игрой, ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста «корень всякого детского творчества».
Во-вторых,театральная постановка – стимулирование литературного, изобразительного, технического творчества маленьких актеров (их участие в создании сценария, декораций, костюмов, бутафории (поддельные, муляж, специально изготовляемые предметы (скульптура, мебель, посуда, украшения, оружие и др.), употребляемые в театральных спектаклях взамен настоящих вещей). и т.п.).
В-третьих,нецелесообразновоспроизведение форм взрослого театра при организации детского театрального творчества (заучивание и передача чужих слов, работа по готовому сценарию и т.д.). Ценность детского творчества не в его результатах, а в самом процессе, в упражнениях, в творческом воображении. Поэтому ближе детскому пониманию пьесы, сочиненные самими детьми или сочиняемые и импровизируемые ими в процессе творчества (особенно в монологе) (С. 63).