Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 4. Судебно-баллистическая экспертиза



Для подготовки к интерактивному занятию студентам необходимо самостоятельно рассмотреть следующие вопросы:

1. Предмет баллистической экспертизы и ее разновидности.

2. Экспертиза в целях установления принадлежности объектов к огнестрельному оружию и боеприпасам, их виду, модели (образцу).

3. Экспертиза технического состояния огнестрельного оружия и боеприпасов, возможности выстрела без нажатия на спусковой крючок.

4. Экспертиза в целях установления давности выстрела.

5. Экспертиза в целях установления дистанции выстрела, линии полета снаряда и местоположения стрелявшего.

6. Экспертиза боеприпасов (и их элементов) к охотничьим гладкоствольным ружьям в целях установления их групповой принадлежности и единого источника происхождения.

7. Экспертиза в целях идентификации гладкоствольного оружия по следам на стреляной дроби (картечи).

8. Экспертиза в целях идентификации оружия по стреляным гильзам.

Форма занятия - применение активных методов обучения на основе практического опыта.

Цель введения активных/интерактивных - приобретение коммуникативных умений, исследовательских умений, развитие способности самостоятельно формулировать цели, ставить задачи.

Цель занятия – в результате изучения темы магистранты должны уяснить предмет баллистической экспертизы и ее разновидности. Понятие баллистической экспертизы и вопросы, разрешаемые ею. Объекты баллистической экспертизы. Экспертиза технического состояния огнестрельного оружия и боеприпасов, возможности выстрела без нажатия на спусковой крючок. Экспертиза в целях установления давности выстрела.

В ходе занятия у обучаемых целесообразно сформировать умение выявлять идентификационные признаки огнестрельного оружия.

Форма /технология проведения занятия - проблемная технология. Группы получают одинаковые задания, комментируя потом решения, предложенные другими группами, оценивая с помощью преподавателя своё выступление и выступление представителей других групп. В заключении с учетом всех предложенных вариантов формулируется правильный ответ на вопрос.

Практическое задание. Преподаватель перед магистрантами ставит задачу по определенной фабуле.

Работа в малых группах. На задание отводится 60 минут. Студенты делятся на две подгруппы. Каждая группа представляет свой вариант ответа, который комментируется представителями двух других групп.

Под руководством преподавателя магистранты составляют разработку признаков огнестрельного оружия, отобразившихся на исследуемых пулях, гильзах и дроби, и фиксируют результаты в таблице.

С помощью направляемой преподавателем дискуссии формулируется правильный ответ.

По фабуле, заданной преподавателем:

а) произвести осмотр обреза гладкоствольного охотничьего ружья и стреляной гильзы;

б) составить протокол осмотра предметов;

в) упаковать названные предметы;

г) вынести постановление о назначении баллистической экспертизы

Задача №1.

Фрагмент протокола осмотра места происшествия

«Из стены извлечена пуля, имеющая диаметр около 8 мм. Пуля деформирована. На ее поверхности расположены четыре следа от полей нарезов канала ствола. Обнаруженная гильза имеет бутылочную форму, диаметр корпуса гильзы 10 мм. На донце гильзы имеются цифровое обозначение «44». Капсюль гильзы выполнен из металла желтого цвета. На капсюле имеется вмятина полусферической формы».

Вопрос:

1. Какие следы остаются на пуле и гильзе при выстреле из нарезного огнестрельного оружия?

Задание:

1. Проанализируйте фрагмент протокола осмотра и укажите на недостатки, допущенные следователем при описании пули и гильзы.

2. Опишите в виде фрагментов протокола осмотра стреляную пулю и гильзу.

3. Сформулируйте вопросы, которые могут быть решены экспертным исследованием стреляной пули и гильзы.

Задача №2.

В оконном стекле обнаружено повреждение круглой формы, вокруг которого имеются многочисленные концентрические и радиальные трещины. Со стороны улицы диаметр повреждения – 9мм. Со стороны комнаты повреждение имеет воронкообразную форму.

В заборе, выполненном из сухих струганных досок толщиной 20 мм, обнаружено сквозное повреждение. Со стороны двора повреждение имеет круглую форму диаметром 8 мм. На внутренней поверхности повреждения имеется кольцевой поясок, образованный веществом темного цвета, шириной 2 мм. Вокруг повреждения на фронтальной поверхности забора наблюдается зона отложения вещества черного цвета, имеющая округлую форму, диаметром 50 мм. Кроме того, вокруг повреждения видна зона округлой формы диаметром 80 мм, представляющая собой вкрапления в материал преграды крупинок вещества бурого цвета, напоминающих несгоревшие порошинки. Со стороны улицы повреждение имеет неправильную четырехугольную форму с отщепами древесины, обращенными в сторону улицы.

В кузове автомобиля обнаружено сквозное повреждение воронкообразной формы, которое сужается во внутрь салона автомобиля и заканчивается отверстием круглой формы диаметром 9 мм. Вокруг отверстия располагается поясок шириной 2 мм, темного цвета. Края отверстия имеют форму лучей звезды, обращенных во внутрь салона автомобиля.

Вопросы:

1. Каковы способы фиксации и изъятия следов, образованных пулей на преградах?

2. Какие существуют признаки, свидетельствующие о направлении полета пули и дистанции выстрела?

Задание

1. Проанализируйте фрагменты протоколов осмотра и определите направление полета пули и дистанцию выстрела в каждом случае.

2. Сформулируйте вопросы, которые могут быть решены экспертным исследованием следов выстрела на преградах.

3. Проанализируйте представленное ниже заключение судебно-баллистической экспертизы и дайте ответ на следующие вопросы:

4. Какие имеются недостатки в представленном заключении эксперта?

5. Какие специальные знания необходимы для производства судебно-баллистических экспертиз?

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭКСПЕРТА

№ 1345 от 31 мая 2011г.

Эксперт ЭКЦ ГУВД по Ростовской области, старший лейтенант милиции Х., имеющий высшее юридическое образование и стаж экспертной работы 2 года, на основании постановления о назначении экспертизы, вынесенного 30 мая 2011г., следователем Советского РОВД Ростовской области Б. по уголовному делу № 10485, произвел судебно-баллистическую экспертизу.

Обстоятельства дела известны эксперту из постановления о назначении экспертизы.

НА ЭКСПЕРТИЗУ ПРЕДСТАВЛЕНО:

1. Три охотничьих патрона 12-го калибра.

2. Дробь.

ПЕРЕД ЭКСПЕРТОМ ПОСТАВЛЕНЫ ВОПРОСЫ:

1. К какому виду относятся патроны и дробь, каким способом они изготовлены?

2. Для какого вида и системы оружия предназначены патроны и дробь?

3. Пригодны ли представленные патроны для стрельбы?

ИССЛЕДОВАНИЕ:

Представленные на экспертизу патроны длиной 65мм имеют гильзы, состоящие из полиэтиленовых корпусов цилиндрической формы красного цвета, диаметром 20 мм и латунированных головок с фланцами диаметром 22, 4 мм. Дульца патронов ровно завальцованы. Под завальцовкой двух патронов находятся картонные прокладки, на которых имеется рукописный знак в виде буквы «К». При удалении данных прокладок установлено, что данные патроны снаряжены дробью №ОО. Во внутренней части гильзы третьего патрона наблюдается головная часть свинцовой стрелочной пули. На корпусах гильзы черным красителем выполнены изображения деревьев и животного. В капсюльных гнездах патронов расположены капсюли «Жевело». На донной части головок проштамповано: «12 BAIKAL MADE in USSR 12».

Конструкция патронов, их размеры, материал изготовления и маркировочные обозначения позволяют сделать вывод о том, что представленные на экспертизу патроны в количестве трех штук являются охотничьими патронами 12-го калибра, относятся к боеприпасам для стрельбы из гладкоствольного охотничьего огнестрельного оружия 12-го калибра и изготовлены промышленным способом.

Отсутствие на поверхностях патронов каких-либо механических повреждений и следов позволяют сделать вывод о том, что рассматриваемые патроны для стрельбы пригодны. Для проверки данного вывода проводилась экспериментальная стрельба представленными патронами из гладкоствольного охотничьего ружья 12-го калибра; при этом все три выстрела произошли без осечек, после первого удара бойка по капсюлям гильз. Результат экспериментальной стрельбы повреждает вывод о том, что данные патроны для стрельбы пригодны.

Представленная на экспертизу дробь упакована в пакетик из прозрачного целлофана, на котором черным и красным красителем выполнен текст: «152 BBs Quick Silvtr Daisy № О. BE CAREFULSHOOT SAFELY WRITE FOR DAISY BOOX ZING PLATED STEEL AIR-GUN SHOOT BB CAL (4,5 mm) Daisy Manufacturing Company, Inc Rogers AR 72757 U.S.A».

При вскрытии упаковки из нее была извлечена дробь сферической формы диаметром 4,5 мм в количестве 152 штук. Дробь изготовлена из металла серого цвета с матовым блеском. Поверхности дробин ровные. Вес отдельно взятой дробины составляет 0,340г.

Форма, характер поверхностей, одинаковый вес и размер дробин наряду с маркировочными обозначениями на упаковке позволяют сделать вывод о том, что представленная на экспертизу дробь является дробью №ОО, предназначена для снаряжения охотничьих патронов и изготовлена промышленным способом.

ВЫВОДЫ:

Три патрона, представленные на экспертизу, являются охотничьими патронами 12-го калибра, относятся к боеприпасам для стрельбы из гладкоствольного охотничьего огнестрельного оружия 12-го калибра и изготовлены промышленным способом. Данные патроны для стрельбы пригодны.

Представленная на экспертизу дробь является дробью №ОО, предназначена для снаряжения охотничьих патронов и изготовлена промышленным способом.

Материальное обеспечение

1. Набор учебного оружия.

2. Лупы криминалистические.

3. Масштабные линейки и штангенциркуль.

4. Учебный фильм «Судебная баллистика».

 

Рекомендуемая литература[2]

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.