Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Этнопсихология как междисциплинарная область знаний



УТВЕРЖДАЮ

Проректор по образовательной политике

____________В.Я. Шевченко

«___»______________2013 г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Этнопсихология в образовательном пространстве»

 

для студентов всех форм обучения

направления подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование

профиля подготовки «Психология образования»

 

 

Екатеринбург

РГППУ


Рабочая программа дисциплины «Этнопсихология в образовательном пространстве». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2013. 16 с.

 

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование.

 

Авторы: кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии И.В. Воробьева
    кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии   Д.Е. Щипанова
     
Рецензент: кандидат психологических наук, доцент кафедры акмеологии и психологии управления УрГПУ А.А. Печеркина

 

Одобрена на заседании кафедры педагогической психологии. Протокол от 17 января 2013 г. № 6.

 

Заведующая кафедрой педагогической психологии   О.Н. Шахматова

 

Рекомендована к печати методической комиссией Института психологии РГППУ. Протокол от 21 января 2013 г. № 5.

 

Председатель методической комиссии ИПс О.В. Мухлынина

 

СОГЛАСОВАНО Зав. сектором инспектирования ИМО УМУ   С. В. Пеннер
     
Директор ИПс   И.И. Хасанова

 

© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2013

© Воробьева И.В., Щипанова Д.Е., 2013

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью освоения дисциплины «Этнопсихология в образовательном пространстве» является становление основ бесконфликтного взаимодействия в условиях поликультурности образовательного пространства через формирование представлений о психологических особенностях этнических групп, навыков толерантного общения всех субъектов образовательного процесса, актуализацию их личностных особенностей и ценностно-смысловой сферы.

 

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина «Этнопсихология в образовательном пространстве» относится к дисциплинам по выбору Профессионального цикла дисциплин ООП бакалавриата.

Данная дисциплина читается студентам на втором курсе в 3 (третьем) семестре. Она базируется на дисциплинах:

- «Культура и межкультурное взаимодействие в современном мире», вариативная часть Гуманитарного, социального и экономического цикла (1 курс, 1 семестр);

- «История педагогики и образования», базовая часть Профессионального цикла. Модуль 1: Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности (1 курс 2 семестр).

Указанные дисциплины формируют у студентов базовые представления об основах взаимодействия в образовательном пространстве, психологических особенностях и условиях, определяющих его результативность и эффективность, а также способствующих поддержанию оптимального психологического климата в коллективе.

 

3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В целом, дисциплина ориентирована на формирование у студентов следующих компетенций, предложенных в ФГОС:

– способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий (ОК-8);

– способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социо-культурной ситуации развития (ОПК- 9).

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

- особенности взаимодействия в условиях образовательного пространства в современных условиях;

- варианты и особенности коммуникативного поведения участников образовательного процесса с учетом этнокультурной принадлежности;

- основные факторы, определяющие создание условий для организации толерантного взаимодействия в поликультурной образовательной среде;

уметь:

- адекватно взаимодействовать с субъектами поликультурного образовательного пространства;

- разрешать конфликты и предотвращать возникновение напряжения во взаимодействии участников образовательного процесса;

- применять в образовательном процессе знания этнокультурных особенностей субъектов образовательного пространства;

владеть/ быть в состоянии продемонстрировать:

- современными методами исследований в области психологии межличностного взаимодействия в образовательной среде;

- конкретными методиками психолого-педагогической диагностики особенностей проявления межэтнической напряженности в условиях образовательного пространства;

- современными технологиями формирования и создания условий для развития субъектов образовательного пространства в поликультурной образовательной среде.

 

4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часа.

Таблица 1

Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекция Практические занятия Самостоятельная работа  
Этнопсихология как междисциплинарная область знаний 1.1. Понятие этнопсихологии и смежные научные дисциплины. 1.2. Актуальность изучения этнопсихологии в современном обществе.     Выполнение самостоятельных домашних заданий
Этнопсихология в образовательном пространстве 2.1. Понятие образовательного пространства и значение культуры в его формировании 2.2. Поликультурная образовательная среда 2-3  
Феноменология этнопсихологии 3.1. Понятия «этнос», «нация», «культура», «народ». 3.2. Психология межэтнических отношений 4-5  
Основные направления этнопсихологических исследований 4.1. История становления этнопсихологии 4.2. Психологические теории в этнопсихлогии   6-7  
Особенности межгруппового восприятия межэтнических отношений в образовательном пространстве 5.1.Понятие этноцентризма и возможные поведенческие особенности 5.2.Этнические стереотипы и их проявление в образовательном пространстве 5.3.Социально-психологические феномены в межэтнических отношениях 8-9  
Межэтнический конфликт в образовательном пространстве 6.1.Понятие конфликта и его структурные составляющие 6.2.Классификации межэтнических конфликтов в образовательной среде 6.3.Возможности разрешения межэтнических конфликтов в образовании 10-11  
Психологические особенности адаптации к новой культурной среде 7.1.Понятие адаптации, особенности адаптации и аккультурации в новых образовательных условиях. 7.2.Факторы, влияющие на адаптацию в новой культурной образовательной среде. 7.3.Межкультурная сензитивность и актуальность ее формирования 12-13  
Возможности формирования и развития толерантной личности в условиях поликультурной образовательной среды 8.1.Подходы к формированию и развитию толерантной личности 8.2.Методы и технологии развития толерантности 14-15  
          Экзамен

 

 

4.2. Матрица компетенций

Таблица 2

Темы дисциплины Количество часов Формируемые компетенции
ОК-1 ОПК-2
1.Этнопсихология как междисциплинарная область знаний + +
2.Этнопсихология в образовательном пространстве + +
3.Феноменология этнопсихологии + +
4.Основные направления этнопсихологических исследований + +
5.Особенности межгруппового восприятия межэтнических отношений в образовательном пространстве + +
6.Межэтнический конфликт в образовательном пространстве + +
7.Психологические особенности адаптации к новой культурной среде + +
8.Возможности формирования и развития толерантной личности в условиях поликультурной образовательной среды + +

 

 

4.3. Содержание дисциплины

Этнопсихология как междисциплинарная область знаний

Понятие этнопсихологии и смежные научные дисциплины. Актуальность изучения этнопсихологии в современном обществе.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.