Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

очной и заочной форм обучения различных специальностей

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ

Институт социологии и управления социальными процессами

 

Кафедра «Теория и практика социальной работы»

РЕКРЕАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

Сборник практических заданий для самостоятельной работы студентов

очной и заочной форм обучения различных специальностей

Санкт-Петербург

Рекомендовано научно-методическим Советом СПбГУСЭ, протокол N от

Рекреационные технологии. Сборник практических заданий для самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения различных специальностей – СПб.: Издательство СПбГУСЭ, 2010. – 98 c.

 

 

Пособие включает в себя задания для самоподготовки студентов к занятиям в рамках опережающего обучения. Студенты при помощи задания самостоятельно изучают объемный материал, что позволяет преподавателю на занятии больше времени уделять развитию практических навыков и умений применения знаний в нестандартных ситуациях. Пособие позволит студентам систематизировать свои знания по смежным дисциплинам. Выполняя задания, студенты не только повторяют пройденный материал, но и формулируют определенные навыки профессиональной деятельности. Пособие позволяет преподавателям оценить уровень знаний, а также степень подготовленности студентов к выполнению практических умений по изучаемым разделам. Рабочая тетрадь является ценным методическим пособием для самоподготовки студентов, пропустивших занятия, а также при подготовке к итоговому зачету.

Пособие предназначено для студентов обучающихся по специальностям «социальная работа», «социокультурный туризм», «туризм», аспирантов, специалистов, занятых научной, педагогической, практической деятельностью в области социальной работы, геронтологии, семьеведения.

 

Учебное пособие по дисциплине «Рекреационные технологии» направлено на формирование научного взгляда на рекреацию, как деятельность человека в свободное от работы время для восстановления и укрепления физических, духовных сил, работоспособности, в конечном итоге – всестороннего развития личности. В нем подробно рассматриваются основные понятия рекреационных технологий, виды, рекреации, роль свободного времени и досуговой деятельности для лиц разного возраста и профессий.

Пособие предназначено для оптимизации самостоятельной учебно-исследовательской деятельности студентов. Это сборник контролирующих программ, содержит тестовые задания различного уровня сложности, ситуационные задачи, проблемные вопросы и варианты их решения.

Данное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по различным специальностям в СПбГУСЭ и его филиалах.

 

Учебное пособие подготовлено сотрудниками кафедры «Т и ПСР»: к.м.н. доц. Джуринской Л.Ф., д.м.н. проф. Овчаренко С.А., ст. преп. Гроховской О.И..

 

 

Рецензент:

к.п.н., доц. каф. «ТИПСР» ИСиУСП СПбГУСЭ В. С. Моисеева,

к.м.н., доцент, зав. кафедрой сестринского дела с курсом «Управления сестринской деятельностью» ФПК, декан факультета высшего сестринского образования Санкт-Петербургской медицинской академии им. И.И. Мечникова Н. В. Туркина.

 

 

СПбГУСЭ

 

 

Общие положения

Учебное пособие по рекреационным технологиям является изданием, в котором содержатся тестовые задания различного уровня сложности, ситуационные задачи, проблемные вопросы, возможности их решения.

Данное пособие может быть использовано на занятиях по рекреационным технологиям для контроля текущего уровня знаний и как форма организации аудиторной и внеаудиторной работы студентов, направленной на повышение интереса к изучаемой дисциплине, на мотивацию студентов к самостоятельному углубленному изучению учебного и исследовательского материалов и интенсификацию в целом УИРС.

Вводимые государством образовательные стандарты третьего поколения ориентируют высшие учебные заведения на качественные изменения в организации учебного процесса.

В первую очередь, это касается повышения эффективности аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов. Удельный вес времени, отводимый на организацию самостоятельной работы студентов в ВУЗе возрастает, следовательно, наполняемость такой работы должна быть максимальной, студенты должны иметь четкое представление о цели, задачах, методах обучения в ВУЗе, продуманный выбор задания, поиске информации, самостоятельном освоении новых видов деятельности, проявления активности, самоорганизации и выдерживания сроков выполнения.

Самостоятельная работа студента – это вид учебной деятельности, форма его обучения и средство организации познавательного труда, совмещающего в себе учебный и научный процессы (УИРС) (Рыбак Е.В. с соавт. «Самостоятельная работа студентов в условиях перехода на многоуровневую систему образования //Ученые записки РГСУ «Социальная работа» (Вестник учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы). – М.: Изд-во РГСУ.-2007.- N 4.-С.80-90.

В соответствии с утвержденными новыми образовательными стандартами значительно возрастает доля самостоятельной работы студентов при сокращении объема аудиторных занятий. ГОС ВПО отводит на внеаудиторную самостоятельную работу студента не менее 27 часов в неделю, что составляет половину недельного бюджета его времени. В образовательных стандартах магистратуры это соотношение увеличивается до 30:70. В этой связи возникает проблема качественного улучшения обучения студентов навыкам самостоятельной работы. Данная проблематика еще более становится актуальной и значимой с учетом вхождения России в Болонский процесс.

Настоящее учебное пособие призвано побуждать студентов к активной деятельности в области получения, осмысления новых знаний, практических умений, навыков по изучаемому учебному курсу «рекреационные технологии», что в конечном итоге будет расширять возможности их обучения и повышать эффективность образовательного процесса у студентов различных специальностей, обучающихся в высших учебных заведениях нашей страны.

 

Условные обозначения

 

АД - артериальное давление

мм рт. ст. - миллиметры ртутного столба

ВОЗ - Всемирная Организация Здравоохранения

ГУ - государственное учреждение

ВПФ - вредные профессиональные факторы

ГОСТ - государственный стандарт

ДЦП - детский церебральный паралич

ЖКТ - желудочно-кишечный тракт

МПК - максимальное потребление кислорода

РWC - 170 – максимальная работа сердца при велоэргометрии в 170 вт

РФ - Российская Федерация

СОТ - спортивно-оздоровительный туризм

ТРС - территориально-рекреационные системы

ООН - Объединенная Организация Наций

ЦНС - центральная нервная система

 

Оглавление

 

Название раздела стр.

 

Общие положения

Список условных сокращений, обозначений, символов

Тема I Понятие рекреации. Современные рекреационные

технологии

а) Цель и задачи самостоятельной работы студентов

б) Тестовые задания

в) Ситуационные задачи

г) Контрольные вопросы

Тема II Виды рекреаций, их применение в

восстановлении работоспособности и хорошего самочувствия

а) Цели и задачи самостоятельной работы студентов

б) Тестовые задания

в) Ситуационные задачи

г) Контрольные вопросы

Тема III Функции рекреации и производительность труда

а) Цели и задачи самостоятельной работы студентов

б) Тестовые задания

в) Ситуационные задачи

г) Контрольные вопросы

Тема IV Двигательная активность и ее значение для здоровья

человека

а) Цель и задачи самостоятельной работы студентов

б) Тестовые задания

в) Ситуационные задачи

г) Контрольные вопросы

Тема V Рекреация для молодежи

а) Цель и задачи самостоятельной работы студентов

б) Тестовые задания

в) Ситуационные задачи

г) Контрольные вопросы

Тема VI Рекреационные технологии для пожилых, старых

людей и инвалидов

а) Цель и задачи самостоятельной работы студентов

б) Тестовые задания

в) Ситуационные задачи

г) Контрольные вопросы

ТемаVI Анимарекреация

а) Цель и задачи самостоятельной работы студентов

б) Тестовые задания

в) Ситуационные задачи

г) Контрольные вопросы

Тема VIII Игровая рекреация

а) Цель и задачи

б) Тестовые задания

в) Ситуационные задачи

г) Контрольные вопросы

Тема IX Семейная рекреация

а) Цель и задачи самостоятельной работы студентов

б) Тестовые задания

в) Ситуационные задачи

г) Контрольные вопросы

Тема X Рекреация для людей различных профессий

а) Цель и задачи самостоятельной работы студентов

б) Тестовые задания

в) Ситуационные задачи

г) Контрольные вопросы

Тема XI Творческая рекреация

а) Цель и задачи самостоятельной работы студентов

б) Тестовые задания

в) Ситуационные задачи

г) Контрольные вопросы

Тема XII Физическая и туристическая рекреация

а) Цель и задачи самостоятельной работы студентов

б) Тестовые задания

в) Ситуационные задачи

г) Контрольные вопросы

Тема XIII Санаторно-курортная рекреация

а) Цели и задачи самостоятельной работы студентов

б) Тестовые задания

в) Ситуационные задачи

г) Контрольные вопросы

 

 

Тема I: «ПОНЯТИЕ РЕКРЕАЦИИ. СОВРЕМЕННЫЕ РЕКРЕАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

 

а) Цели и задачи самостоятельной работы студентов:

 

1.Ознакомиться с основными понятиями рекреационных технологий: с понятием территориальных рекреационных систем, рекреационного районирования, рекреационных ресурсов, рекреационных зон и т.д.

2. Изучить факторы внешней, внутренней среды, влияющие на рекреацию, в том числе социальные, психологические, экономические, медицинские и т.д.

3. Научиться различать понятия «рекреация» и «реабилитация», в чем состоит единство и различие.

Уважаемый студент, выберите правильные варианты ответов и впишите рядом с вопросом.

 

б) Тестовые задания:

 

Выберите правильные варианты ответов

1. Какие изменения в российском обществе в последнее десятилетие послужили причиной необходимости развития рекреационных технологий:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Дополните правильные варианты ответа

2.Рекреация в России зависит от социальных факторов, культурных традиций, успехов науки, доступности информации, что еще__________________________________________________________

3. Специальный междисциплинарный раздел науки об отдыхе, оздоровлении, воспроизводстве здоровья практически здоровых людей, наука о процессах и методах восстановления живых сил человека называется (продолжите) _________________________________

4. Из каких составляющих складывается понятие «здоровье»: социальное, биологическое, что еще _____________________________ .

5. Цели рекреологии (учитывая, что данный термин еще со времен римлян связывается со здоровьем), впишите:______________________

6. Появление научного термина «рекреация» в литературе США в конце 90 – х годов Х1Х века было связано с введением: нормированного рабочего дня, второго выходного дня, летних отпусков, продолжите_______________________________________

7. Объясните, в чем выражается холистический (целостный) подход в рекреологии к отдыху, оздоровлению, воспроизводству здоровья:_____________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

8. Обоснуйте профилактическую направленность рекреологии:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

9. Дополните, какие задачи еще решает рекреология: организационные, социальные, разработка и внедрение новых технологий, _________________________________________________________________________________________________________________

 

10. Общепринятая классификация общественных функций рекреации включает:

- медико – биологическая функция состоящую из санаторно - курортного лечения и оздоровления. Оздоровление через туризм – один из путей решения проблемы снятия производственного и внепроизводственного психического утомления человека;

- экономическую функцию -

__________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- социально-культурную функцию - это ведущая функция рекреации, состоящая__________________________________________

 

11. В основе классификаций рекреационной деятельности лежат:

цель путешествия, характер организации, правовой статус, продолжите:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Выберите правильный ответ

Какое из определений рекреации, вы считаете, кажется наиболее современным и почему:

- Российский Энциклопедический Словарь (т.2, 2000) – самое крупное современное издание в нашей стране дает следующее определение:

Рекреация – отдых, восстановление - это: 1) праздники, каникулы, перемена в школе (устаревшее); 2) помещение для отдыха в учебных заведениях; 3) отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда.

- Определение В.А.Квартальнова (Энциклопедия туризма, 2000):

Рекреация - это расширенное воспроизводство физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека;

любая игра, развлечение и т.п., используемые для восстановления физических и умственных сил;

наиболее быстро развивающийся сегмент индустрии досуга, связанные с участием населения в активном отдыхе на открытом воздухе, приходящийся преимущественно на уик – энд;

перестройка организма и человеческих популяций, обеспечивающая возможность активной деятельности при различных условиях, характере и изменениях окружающей среды;

цивилизованный отдых, обеспечиваемый различными видами профилактики заболеваний в стационарных условиях, экскурсионно-туристическими мероприятиями, а также в процессе занятий физическими упражнениями.

Рекреация (лат. recreation восстановление: синоним отдых) – восстановление физических и духовных сил человека, повышение уровня здоровья и работоспособности.

Рекреация – деятельность человека в свободное от работы время с целью восстановления и укрепления физических, духовных сил, а также для всестороннего развития личности, осуществляемая, в основном, с использованием природных факторов на специально предназначенных для этого территориях, находящихся вне места постоянного жительства.

Рекреация – это целенаправленное использование человеком части свободного времени для ликвидации утомления, возникающего под влиянием профессиональной или какой-либо ежедневной, постоянной и длительной деятельности, с целью восстановления физической и умственной работоспособности.

Рекреация по Н.С.Мироненко, И.Т.Твердохлебову это совокупность явлений и отношений, возникающих в процессе использования свободного времени для оздоровительной, познавательной, спортивной и культурно-развлекательной деятельности людей на специализированных территориях, находящихся вне населенного пункта, являющегося местом их постоянного проживания. Эти же авторы предлагают свое определение понятию «отдых», под которым понимается любая человеческая деятельность (или бездеятельность – авт.), которая не направлена на удовлетворение насущных нужд.

13. Дополните: перечисление рекреационных ресурсов (природные комплексы и их компоненты), на которых основана рекреационная деятельность: рельеф, __________, растительность, водоемы; редкие природные объекты (водопады, карстовые пещеры, красивые ландшафты, экзотические для данной местности виды растений, __________, месторождения полудрагоценных камней и пр.); культурные и исторические памятники, города и другие населенные пункты, уникальные технические сооружения.

14. Социальные рекреационные ресурсы включают: здания; инженерные сооружения (профилактории, пансионаты, дома отдыха, спортивные, ________, _________, детские сады, санатории, курортные лечебницы;________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________

15. Главные признаки рекреации, определяющие ее сущность:

- носит деятельный характер;

- построена на добровольной, самодеятельной основе;

- осуществляется в ________________________________________

16. Вспомогательные признаки рекреации: культурно-аксиологические; познавательные; оздоровительные; что еще __________________________________________________________

17. Главной областью исследований теории рекреации служит особая область жизнедеятельности людей: (впишите) ______________________________________________________________

18. Понятие «рекреационная система» по определению В.С.Преображенского - это сложная социальная антропоэкологическая система, состоящая из взаимосвязанных подсистем: лечащихся или отдыхающих (центральная подсистема), природных(________________)

или культурных территориальных комплексов (________________________________________________), технических устройств ( ) обслуживающего персонала и органа управления.

19. Так как рекреация дифференцирована территориально и связана со свойствами той или иной географической среды, следует различать территориальные рекреационные системы (ТРС), обладающие рядом свойств: устойчивостью, надежностью, емкостью, иерархичностью и эффективностью. Приведите примеры крупных ТРС, охватывающих ряд курортов и курортных агломераций ____________________________________________________________________________________________________________________________

20. Необходимым условием развития ТРС является рекреационный потенциал, под которым понимают совокупность

- культурно-исторических,

- социально-экономических и

-_____________________предпосылок.

21. Рекреационные ресурсы, как важнейшая составная часть рекреационного потенциала, включают:

- компоненты природной среды;

- объекты деятельности человека; что еще: _________________________________________________________

 

22. Как оценивается эффективность рекреации: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

23. Что лежит в основе принципа рекреационного районирования? Объясните.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

24. Обоснуйте один из аспектов рекреационного районирования рациональное размещение и соотношение санаторно-курортных и туристических учреждений в зависимости от природных, в частности лечебных ресурсов на территории Кавказских Минеральных вод: ____________________________________________________________________________________________________________________________

25. Какова причина необходимости развития сети местных оздоровительных учреждений в районе Кольского полуострова, и какой вид туризма развивается на этой территории? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

26. Рекреационное районирование изменяется по мере хозяйственного освоения новых территорий. Приведите примеры развития рекреационных технологий на Дальнем Востоке. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

27. Установите соответствие

Климат Вид отдыха

1. погода благоприятная, а) экскурсии

жаркая, волнение не

выше 3 баллов

2. снежный покров тол- б) плавание, купание

щиной не менее 20 см,

комфортная температура

3. любое время года в) ходьба на лыжах

Дополните

28. Дополните, лимитирующими отдых факторами могут выступать:

температура воздуха и воды, сейсмическая опасность, селеопасность,

лавиноопасность, заболоченность равнинных территорий, _____________________________________________________________.

29. Укажите объем природоохранительных мероприятий:

а) охрана природы на наиболее посещаемых рекреационных территориях______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) обеспечение психофизиологической емкости рекреационных зон (возможная численность одновременно находящихся в них людей, при которой для каждого из них сохраняется психофизиологический комфорт) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) разрешение противоречий между степенью благоустройства территории и сохранением ее природной, ландшафтной ценности, т. е. оптимизация функционирования системы «город-курорт» _____________________________________________________________________________________________________________________

г) рекреационная организация территории _________________________

_____________________________________________________________

 

д) пропаганда природоохранительных мероприятий и экологических знаний среди населения _________________________________________

______________________________________________________________ 30.Укажите, какие мероприятия относятся к охране здоровья человека, а какие к охране окружающей среды.

Охрана биосферы в рекреационных зонах:

Охрана здоровья человека

Охрана окружающей среды

 

- -

- -

- -

- -

 

 

31. Среди рекреационных ресурсов различают: курортные, оздоровительные, спортивные, что еще ____________________________________________________________________________________________________________________________

 

32. Рекреационные зоны – это территориальные сочетания лечебно – оздоровительных и экскурсионно-туристических учреждений, а так же предприятий, обеспечивающих нормальное функционирование _______________ учреждений.

33. Исследованием рекреации занимаются следующие специалисты: географы, биологи, географы, психологи, экологи, кто еще______________________________________________________________________________________________________________________

34. Назовите основные условия для рекреации: снизить влияние на человека последствий урбанизации, что еще _____________________________________________________________

35. Что общего и в чем разница между рекреацией и свободным временем:

Свободное время не связано с производительной деятельностью и с удовлетворением биологических и бытовых потребностей, а отводится для физического, интеллектуального развития, отдыха.

Общее Различия ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

36. Какие общие тенденции развития рекреации на современном этапе в России:

- приближение мест отдыха к центрам рекреационного спроса;

- формирование систем кратковременного отдыха горожан;

- организация национальных и природных парков, а также небольших лесо-, луго-, гидропарков для активного всесезонного отдыха на природе;

- создание новых форм и видов отдыха;

- сокращение сезонности функционирования рекреационных предприятий и маршрутов, т.е. круглогодичному действию; что еще__________________________________________________________

______________________________________________________________

37. Укажите, что влияет на утомление: психоэмоциональное напряжение, что еще________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________

38. Объясните, чем обусловлен в настоящее время «рекреационный взрыв»:______________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________

39. Отметьте, к какой группе потребностей, согласно пирамиде «Иерархия человеческих потребностей» по А. Маслоу, относятся рекреационные потребности: самореализация, познавательные, эстетические, что еще__________________________________________

40. Потребность в рекреации зависит от возраста, состояния здоровья, профессии, от чего еще__________________________________________________________

41. Ответить на вопросы, какие разновидности рекреации вам известны:

- санаторно-курортная;

- туристическая;

- физкультурная;

-

-

-

-

42. Ответить на вопросы, какие проблемы географии изучает рекреология:______________________________________________

43. Какие вопросы экономики необходимо учитывать в рекреологии:

____________________________________________________________________________________________________________________________

44. Какие вопросы социологии необходимо учитывать при определении целей и задач рекреологии:

____________________________________________________________________________________________________________________________

45. Какие психологические особенности личности и коллектива целесообразно учитывать при решении вопросов рекреации, и какие виды рекреации возможны исходя из психологических особенностей людей:

Особенности личности Виды рекреации

 

 

46. Какие медицинские аспекты обязательно необходимо учитываются при планировании рекреационных технологий:

__________________________________________________________________________________________________________________

47. Каким образом рассматривает рекреацию культурология:

__________________________________________________________________________________________________________________

48. Что учитывают экологи при рассмотрении рекреационных ресурсов:

__________________________________________________________________________________________________________________

49. В чем отличие «рекреации» от «реабилитации»:

в) Ситуационные задачи:

Задача 1.

Студент, обратившийся к врачу, после длительной и напряженной сессии жалуется на бессонницу, головные боли, снижение работоспособности, раздражительность. При обследовании – заболеваний не выявлено.

Вопросы:

1) Чем вызваны данные жалобы?

Ответ:

 

2) Какие пути восстановления работоспособности?

Ответ:

 

3) Необходима ли медикаментозная терапия в данном случае?

Ответ:

 

Задача 2.

Семья, состоящая из родителей старше 50 лет и двух детей, решила провести отпуск вместе. Дети купили путевки для пешеходного тура в горы Крыма. Во время подъема в горы у матери развился приступ удушья (бронхиальная астма), а у отца повысились цифры АД до 210 на 110 мм рт. ст.

Вопросы:

1. Какие важные проблемы не были учтены членами этой семьи и туристическим агентом?

Ответ:

 

2. Какие виды рекреации доступны в данном случае родителям и детям?

Ответ:

 

3. Необходимо ли при реализации путевок учитывать исходный уровень здоровья будущих туристов?

Ответ:

 

 

Задача 3.

Группа, состоящая из 40 православных христиан, ежегодно проводит свой отпуск в католическом монастыре во Франции. По пути следования из Петербурга в монастырь Тезе паломники посещают православные святыни, находящиеся в Париже, в Риме (в Ватикане), городе Барии в Италии, Кельне, и др., останавливаются в кемпингах на берегу морей по пути следования, посещают музеи. Возраст отдыхающих колеблется от 16 до 65 лет, средний возраст 38,5 года.

Вопросы:

1. Какие факторы необходимо учитывать при формировании группы?

Ответ:

 

2. Какие виды рекреации включает данный отдых?

Ответ:

 

3. Перечислите, какие потребности удовлетворяет отдыхающий

в этом путешествии?

Ответ:

4. Какие рекреационные ресурсы используются в данном путешествии?

Ответ:

г) Контрольные вопросы:

 

1. Рекреация это:

a) восстановление физической и умственной работоспособности;

b) восстановление утраченных функций;

c) восстановление кислотно-щелочного равновесия крови;

d) восстановление объема движений

Ответ: a

2. Рекреация направлена на устранение:

a) раздражения;

b) утомления;

c) воспаления;

d) ограничения жизнедеятельности

Ответ: b

3. Рекреация осуществляется в

a) рабочее время;

b) во время приема пищи;

c) свободное время;

d) во время сна

Ответ: c

4. Потребность в рекреации зависит от

a) пола, возраста, профессии, уровня здоровья, уровня образования, экологии, национальности;

b) температуры тела и веса;

c) материально-экономического уровня человека;

d) материально-технической базы

Ответ: a

5. Досуг осуществляется в:

a) рабочее время;

b) свободное время;

c) во время сна;

d) приема пищи

Ответ: b

6. Досуг зависит от:

a) профессии, образования;

b) возраста, пола;

c) склонностей, желания, настроения;

d) уровня здоровья, возраста, пола

Ответ: c

7. По определению ВОЗ «здоровье – это состояние…»

a) отсутствия болезней;

b) полного физического и психического комфорта;

c) полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физического дефекта;

d) физического и социального благополучия

Ответ: c

8. Образ жизни характеризуется:

a) особенностями трудовой деятельности; бытом, формами использования свободного времени, удовлетворением материальных и духовных потребностей, участием в жизни общества, нормами и правилами поведения;

b) уровнем доходов человека;

c) уровнем образования;

d) профессией

Ответ: a

9. Здоровье человека определяют:

a) доходы семьи;

b) образ жизни, внешняя среда, наследственность, уровень медицинской помощи;

c) профессия, возраст, пол;

d) состояние системы здравоохранения

Ответ: b.

 

ТЕМА II: «ВИДЫ РЕКРЕАЦИИ, ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ВОССТАНОВЛЕНИИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И ХОРОШЕГО САМОЧУВСТВИЯ»

 

а) Цели и задачи самостоятельной работы студентов:

- изучить основные виды рекреации, классификации;

- научиться определять круг лиц, которым показан тот или иной вид рекреации;

- изучить физиологические изменения, которые происходят при том или ином виде рекреации и как они способствуют восстановлению работоспособности и хорошего самочувствия.

б) Тестовые задания

 

1. Дайте классификацию рекреации по времени: __________________________________________________________________________________________________________

- по продолжительности:____________________________________

_________________________________________________________

- по месту осуществления:__________________________________

_________________________________________________________

2. Обозначьте, к какому виду рекреации относится тот или иной рисунок:

 

Рембрандт Харменц ван Рейн

В.М.Васнецов

физкультурная, туристическая, климатическая и ландшафтная, творческая, «зрелищная», игровая, релаксационная, релаксация с применением специальных технологий, анимарекреация, возрастная рекреация, профессиональная рекреация, курортная.

 

3.Дополните, какие виды рекреации включает санаторно-курортная рекреация: климатическую, «зрелищную»,___________

_________________________________________________________

4. Какую рекреацию предлагает А.С. Пушкин в «Евгении Онегине»:

 


Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла - все кипит;

В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес шумит.

 

Она любила на балконе

Предупреждать зари восход,

Когда на бледном небосклоне

Звезд исчезает хоровод,

И тихо край земли светлеет,

И вестник утра, ветер веет,

И всходит постепенно день.

Зимой, когда ночная тень

Пол миром доле обладает,

И доле в праздной тишине,

При отуманенной луне,

Восток ленивый почивает,

В привычный час пробуждена,

Вставала при свечах она.


 

(Впишите)___________________________________________ рекреация.

 

 


Татьяна верила преданьям,

Простонародной старины,

И снам, и карточным гаданьям,

И предсказаниям луны…

Настали святки. То-то радость!

 

Гадает ветреная младость,

Которой ничего не жаль,

Перед которой жизни даль

Лежит светла, необозрима;

Гадает старость сквозь очки

У гробовой своей доски,

Все потеряв невозвратимо;

И все равно: надежда им

Лжет детским лепетом своим.


 

____________________________________________________рекреация.

 


Однообразный и безумный,

Как вихрь, жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный;

Чета мелькает за четой…

 

Мазурка раздалась. Бывало,

Когда гремел мазурки гром,

В огромной зале все дрожало,

Паркет трещал под каблуком,

Тряслися, дребезжали рамы;

Теперь не то – и мы, как дамы,

Скользим по лаковым доскам,

Но в городах, по деревням

Еще мазурка сохранила

Первоначальные красы:

Припрыжки, каблуки, усы-

Все те же; их не изменила

Лихая мода, наш тиран,

Недуг новейших россиян.


____________________________________________________рекреация.

Или у М.Ю.Лермонтова в «Герое нашего времени»

«Она небрежно опустила руку на мое плечо, наклонила слегка головку набок, и мы пустились. Я не знаю талии более сладострастной и гибкой! Ее свежее дыхание касалось моего лица, иногда локон, отделившийся в вихре вальса от своих товарищей, скользил по горящей щеке моей… Я сделал три тура. (Она вальсировала удивительно хорошо). Она запыхалась, глаза ее помутились, полураскрытые губки едва могли прошептать необходимое: «Merci, monsieur».

____________________________________________________рекреация.

 

Там же: »…я велел обоим пить по два стакана кислосерной воды и купаться два раза в неделю в разводной ванне»

____________________________________________________рекреация.

 

5. Согласны ли Вы с тем, что физическая рекреация (отметить знаком плюс):

- основывается на двигательной активности;

- в качестве главных средств использует физические упражнения;

- осуществляется в свободное или специально выделенное время;

- включают культурно-ценностные аспекты;

- содержит интеллектуальные, эмоциональные и физические компоненты;

- оказывает оптимизирующее влияние на организм человека;

- включает образовательно-воспитательные компоненты;

- носит преимущественно развлекательный (гедонистический) характер;

- характеризуется наличием определенных рекреационных услуг;

- осуществляется преимущественно в природных условиях;

- имеет определенную научно-методическую базу.

 

6. Дополните, физическая культура включает кроме физической рекреации ещё: физическое воспитание, спорт, двигательную реабилитацию, что ещё_______________________________________

 

7. Виды рекреации (заполните таблицу 1):

Таблица 1

Виды рекреации Участие рекреанта (активное, пассивное) Место проведения Возраст рекреанта Функции рекреации
Физкультурная рекреация        
Туристическая        
Климатическая и ландшафтная        
Релаксационная        
Рекреация с применением специальных технологий        
Анимарекреация        
Санаторно-курортная рекреация        
Профессиональная рекреация        

 

8. Обоснуйте нецелесообразность длительного просмотра телепередач и игры на компьютере в целях рекреации:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

9. Можно ли считать игру на игровых автоматах вариантом рекреации?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Объясните, как исторически взаимосвязана производительность и восстановление сил:

__________________________________________________________________________________________________________________________

 

в) Ситуационные задачи:

Задача 1.

Семья, состоящая из 4 человек, проводит свободное время в театре 2 раза в неделю, после чего проходят бурные обсуждения увиденного и изучение литературных и исторических источников для уточнения затронутых тем.

Вопросы:

1. Какие потребности удовлетворяет семья?

Ответ:

2. Какие рекреационные технологии еще необходимо предложить семье для восстановления трудоспособности?

Ответ:

 

3. Обоснуйте, для кого больше подходит подобный отдых.

Ответ:

 

Задача 2.

Студент первокурсник проводит все свободное время, сидя за монитором компьютера, часто даже ночные часы. В последнее время у студента появились жалобы на резь в глазах, слезотечение, покраснение, кроме того, появилась раздражительность, плохой сон, снизилась успеваемость в институте.

Вопросы:

1. Какие системы и органы страдают от такого время провождения?

Ответ:

 

2. Является ли такое время провождения рекреацией?

Ответ:

3. Какие рекомендации Вы дадите этому студенту по рациональному использованию времени, в том числе и для полноценного отдыха и рекреации?

Ответ:

 

Задача 3.

Три друга (40-45) лет проводят время в казино, играя в рулетку. Часто игрокам приходится переезжать из города в город, для участия в игре в рулетку в других странах.

Вопросы:

1. Является ли такое времяпровождение рекреацией?

Ответ:

2. Какая рекреация в большей степени подходит этим людям?

Ответ:

 

4. К какому виду человеческой деятельности относится джанкет туризм?

Ответ:

г) Контрольные вопросы

1. Климатическая и ландшафтная рекреации удобны тем, что:

a) необходимо изменение климатического пояса;

b) необходимы поездки в другие страны;

c) необходимо выезжать в др. регионы;

d) не надо ехать далеко

Ответ: d.

2 Ландшафтная рекреация подразумевает удовлетворение:

a) потребности в развлечениях;

b) потребности в общении;

c) сексуальной потребности;

d) удовлетворение познавательной, эстетической потребности

Ответ: d.

3. Для ликвидации утомления вследствие большой и длительной умственной и физической работы с целью ограждения человека от большого потока раздражителей из внутренней среды (от суставов и мышц), из внешней среды и из социальной среды больше всего подходит следующий вид рекреации:

a) «зрелищная»;

b) «игровая»;

c) релаксационная;

d) туристическая

Ответ: с.

4. Рекреация с применением специальных технологий использует:

a) медикаментозную терапию;

b) фармакологические препараты;

c) бальнео-термопроцедуры, электровоздействие, дыхание газовыми смесями;

d) релаксацию.

Ответ: с.

5. Санаторно-курортная рекреация включает следующие виды рекреации:

a) климатическую;

b) с применением специальных технологий;

c) физкультурную;

d) включает всё выше перечисленное.

Ответ: d.

6. Творческая рекреация и профессия:

a) не связана непосредственно с профессией для данного человека. но является профессий для других лиц;

b) связана с профессией;

c) частично связана с профессией;

d) частично связана с профессией;

i) иногда связана с профессией.

Ответ: a.

7.Игровая рекреация больше всего подходит:

a) для пожилых людей;

b) для молодежи;

c) для детей;

d) для людей всех возрастов.

Ответ: d.

 

Тема III: «ФУНКЦИИ РЕКРЕАЦИИ И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА»

а) Цели и задачи самостоятельной работы студентов:

- изучить функции рекреации, эволюцию рекреационных технологий;

- изучить производительность труда и ее эволюцию;

- ознакомиться с понятием утомления, факторами, влияющими на него, в том числе гипокинезией, гиподинамией, монотонностью, сенсорной депривацией.

б) Тестовые задания:

1. Жизнедеятельность человека (укажите стрелками зависимость):

 

Производительные силы Восстановление сил

 

(сфера производственной (сфера быта, потребление

благ, нерабочее-свободное

деятельности, производс- время)

тво благ, рабочее время)

 

2. Если рекреация имеет конечной целью восстановление и развитие производительных сил индивидов, то назовите, от каких факторов она зависит: _____________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________

3. Дополните, как называется рекреация: в течение рабочего дня (1- инклюзивная, т.е. включенная в рабочее время); в конце рабочего дня (11 - ежедневная); в конце рабочей недели (111-______); в конце рабочего года (1У - отпускная).

Обозначьте соответствие:

4. Функции этих четырех форм воспроизводства живых сил человека различны, обозначьте соответствие: 1- простую (компенсацию); 11 - компенсаторно – расширенная; 111 – расширенно – компенсаторная;

1У - _________________________________________________________.

5. Обозначьте необходимое время для каждого из перечисленных видов рекреации: 1- _________ ; 11 - _________; 111 - _________; 1У – 360 дней.

6. Что повлияло на эволюцию производительности труда и рекреационное время:

_________________________________________________________

_________________________________________________________

7.Если существует общественно – необходимое рабочее время, то существует и общественно необходимое время на восстановление затраченных сил, т.е. рекреационное время, необходимое для простого воспроизводства сил человека, затраченных на изготовление какого-либо продукта при общественно нормальных условиях производства, т. е. при среднем уровне техники, средней интенсивности труда и квалификации работников на предприятиях, выпускающих основную продукцию данного вида, а также время, необходимое для расширенного воспроизводства, обеспечивающего дальнейший рост производительности труда. Объясните, какие изменения происходят при нарушении этого диалектического единства: ____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

8. Обоснуйте, почему психологическое утомление (связанное с интеллектуальным и эмоциональным напряжением), требует более сложных и длительных рекреационных технологий, чем утомление, связанное с физическим трудом:

____________________________________________________________________________________________________________________________

9. Дополните, сокращение времени «непреложных занятий» в структуре нерабочего времени происходит за счет: времени, затрачиваемого на дорогу к месту работы и обратно, затраты времени на уборку и содержание жилищ, затраты времени на покупки, _____________________________________________________________

____________________________________________________________

10. Какие возможности увеличения доли рекреационного времени:

______________________________________________________________________________________________________________________

11.Если труд и отдых – две стороны единого процесса жизнедеятельности организма, то после тяжелого физического труда, например, связанного с выкапыванием картофеля на даче, какие виды отдыха Вы предложите человеку:

______________________________________________________________________________________________________________________

12. Дополните, профилактике развития утомления способствуют: рациональная организация труда, рациональная организация отдыха, учитывающая специфику работы,_________________________________

______________________________________________________________

13. Правильная организация труда включает: внутрисменные перерывы на отдых, функциональную музыку, исключение дисинхроноза, что ещё________________________________________________________________________________________________________________________

14. Переутомление, как болезненное состояние, развивающееся у человека вследствие хронического физического или психологического перенапряжения, клиническую картину которого определяют функциональные нарушения в центральной нервной системе, можно охарактеризовать как невроз, т.е. имеют следующие признаки: расстройство сна, бледность лица, нарушение деятельности нервной системы, проявляющиеся в изменениях суточной периодики функций, нарушение суточного динамического стереотипа, что ещё________________________________________________________________________________________________________________________

15. Лечение и профилактика переутомления включает следующее (впишите): медикаментозные методы (_________________________), организационные методы (_____________________________________),

______________________________________________________________

16. Текущее восстановление работоспособности осуществляется преимущественно деятельностью ЦНС и скелетной мускулатуры.

Да или нет, подчеркните.

17. После рабочее восстановление включает устранение «остаточного», «после рабочего» возбуждения, устранение после рабочего восстановительного торможения, характеризующимся ослаблением рефлекторных реакций, сверх восстановление (через некоторое время после работы отмечается возникновение повышенной работоспособности), что ёще____________________________________

18. Дайте обоснование, что восстановление - это процесс возвращения показателей гомеостаза и структурных элементов организма к исходному состоянию после прекращения работы, устранение продуктов интенсивного обмена веществ.

Да______________________________________________________

Нет_____________________________________________________

19. Какие из показателей преимущественно используются для оценки восстановления функций сердечно-сосудистой системы: пульс, частота сердечных сокращений, частота дыхания, мышечная сила, артериальное давление, что ещё__________________________________

 

20. Восстановительные средства можно классифицировать следующим образом:

Педагогические Психологические Медико-биологические

- тренировка и - нормализация нервно- - рациональное питание

режим психического статуса; - физические

- рациональное - удлинение сна, гипноз, - фармакол. и растит.ср.

сочетание нагру- мышечная релаксация; - рац. режим;

зок и отдыха

 

21. Согласны ли Вы с утверждением, что способствуют снижению утомления: потребность, побуждающая человека к работе; творческий подход; положительная установка на труд или физические упражнения; исходно хороший уровень здоровья; положительный психологический настрой, что ещё_______________________________________________

22. Какие причины вызывают «школьную усталость»:

____________________________________________________________________________________________________________________________

23. Какие возможные меры борьбы со «школьной усталостью»:

____________________________________________________________________________________________________________________________

24. Если эмоции отражают физическое и психологическое состояние человека, являясь необходимым атрибутом любых проявлений жизни, обоснуйте, как они влияют на работоспособность:

____________________________________________________________

____________________________________________________________

 

в) Ситуационные задачи

Задача 1.

В романе Джеро К. Джерома «Трое в лодке, не считая, собаки» автор отчетливо указывает на признаки переутомления главных героев и пути борьбы с этой проблемой: «Я, должно быть, уже совсем зачах, так как через каких-нибудь полчаса вовсе потерял интерес к еде, - этого еще со мной не случалось, - и даже не притронулся к сыру.

Выполнив, таким образом, свой долг, мы снова налили до краев стаканы, закурили трубки и возобновили разговор о плачевном состоянии нашего здоровья. Что, собственно, с нами творилось, определенно никто сказать не мог, но мы единодушно решили: что бы там ни было, все дело в переутомлении. «Нам просто-напросто нужен отдых», - сказал Гаррис. «Отдых и перемена обстановки, - добавил Джордж, – «умственное переутомление вызвало упадок деятельности всего организма. Перемена образа жизни и освобождение от необходимости думать восстанавливает психическое равновесие».

Вопросы:

1. Назовите признаки переутомления перечисленные автором.

Ответ:

2. Оцените грамотность рекреационных предложений.

Ответ:

3. Какие вредные привычки снижают эффективность рекреации?

Ответ:

 

Задача 2.

Студенты сидят в аудитории по 4-5 часов с перерывами через 1,5 часа по 30 минут, стены аудитории выкрашены в бледно - желтый цвет, на стенах нет никаких таблиц, картин, схем (стены чистые), освещенность рабочих мест низкая.

Вопросы:

1. Назовите причины переутомления.

Ответ:

 

2. Как изменить окружающую студентов среду, чтобы уменьшить неблагоприятное влияние ее на здоровье и работоспособность учащихся?

Ответ:

 

3. Какие правила эргономики необходимо учитывать в учебных помещениях?

Ответ:

 

 

Задача 3.

На рабочем месте секретаря всегда беспорядок, в кабинет постоянно заходит большое количество приятелей, много времени уходит на разговоры, не касающиеся дела. Секретарь, по мнению начальника, работает нечетко, часто допускает ошибки, отсутствует на рабочем месте. Заработная плата секретаря очень низкая, в связи с этим несколько раз в неделю в ночные и вечерние часы приходится работать еще в двух организациях.

Вопросы:

1. В чем причина плохой работы секретаря?

Ответ:

 

2. Назовите возможные пути улучшения работы секретаря.

Ответ:

 

4. Какая рекреация подходит в данной ситуации?

Ответ:

 

г) Контрольные вопросы:

 

1. Утомление характеризуется снижением

a) работоспособности;

b) веса;

c) энергетического обмена;

d) уровня общения.

Ответ: a.

2. Утомление представляет

a) физическое и умственное утомление;

b) физическое;

c) умственное;

d) психическое.

Ответ: a.

3. Биологически утомление рассматривается как

a) дезадаптация организма;

b) защитная реакция организма;

c) адаптация организма;

d) стресс.

Ответ: b.

4. Степень выраженности утомления зависит от:

a) вида деятельности;

b) напряженности деятельности;

c) характера деятельности;

d) вида, интенсивности и продолжительности деятельности.

Ответ: d

5. Неблагоприятным фактором преждевременного старения является:

a) легкий физический труд;

b) интеллектуальный труд;

c) накопление утомления в течение жизни (хроническое утомление);

d) редкие стрессы.

Ответ: c

6. Переутомление, как болезненное состояние чаще всего свойственно:

a) молодым;

b) пожилым, лицам пенсионного возраста;

c) детям;

d) людям среднего возраста.

Ответ: b.

7. Переутомление характеризуется:

a) выраженной усталостью, вялостью, чувством упадка сил, нарушением внимания, памяти, мышления, невозможностью выполнять профессиональные обязанности;

b) возбуждением;

c) депрессией;

d) улучшением физического самочувствия.

Ответ: a.

8. Утомление вызывают следующие факторы:

a) водно-солевая депривация, гипокинезия, монотонность;

b) гипокинезия, гиподинамия, сенсорная депривация, монотонность;

c) гиподинамия, алкогольная депривация, монотонность;

d) апатия, гиподинамия, гипокинезия.

Ответ: b.

9. Работоспособность – как способность человека выполнять какую-то работу с заданными требованиями, зависит от:

a) климата, национальности, социального положения;

b) психического, физического состояний, личностных качеств, социальной среды;

c) возраста, пола, состояния здоровья;

d) времени суток, состояния здоровья, психического состояния.

Ответ: b.

10. Выносливость, как способность к длительному выполнению работы на заданном уровне, оценивается по:

a) времени, в течение которого человек может продолжать работу, и по устойчивости её выполнения на заданном уровне;

b) скорости выполнения работы;

c) состоянию здоровья выполняющего работу;

d) результату выполняемой работы.

Ответ: a.

11. Производительность как продуктивность деятельности, измеряемая количеством продукции, производственной в единицу времени зависит от:

a) квалификации, эргономики рабочего места, организации рабочего процесса, энергетических резервов, МТБ производства;

b) уровня здоровья, настроения, пола, возраста;

c) уровня научно-технического состояния;

d) выносливости работающих.

Ответ: a.

12. Для ликвидации утомления более подходит деятельность:

a) рекреационная;

b) досуговая в широком смысле;

c) реабилитирующая;

d) психотерапевтическая

Ответ: a.

13. По времени проведения рекреационные мероприятия разделяют на следующие формы:

a) ежесезонную, ежедекадную;

b) внутрисменную, ежедневную, еженедельную, ежегодную;

c) ежеминутную, ежечасную;

d) праздничную.

Ответ: b.

Тема IV: «ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И ЕЕ

ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА»

а) Цель и задачи самостоятельной работы студентов:

- научить студентов определять факторы, влияющие на двигательную активность;

- дать определение понятия «двигательная активность»;

- проанализировать влияние двигательной активности на здоровье человека.

б) Тестовые задания:

 

1.Дополните, двигательная активность отражает состояние:

уровня обменных процессов организма, состояние костно-мышечной системы, сердечно-сосудистой системы, что ещё ___________________

_____________________________________________________________

2.Объясните, как влияет стресс на работоспособность:____________

___________________________________________________________

3. Двигательная активность связана со следующими аспектами здоровья: физическими, социальными, какими еще _________________

4. Методы, которыми можно количественно измерить уровень двигательной активности: по данным хронометража выполняемой за сутки работы, по показателям энергозатрат на основе непрямой калориметрии, путем подсчета энергетического баланса, что ещё__________________________________________________________

 

5. Для обеспечения нормальной жизнедеятельности организма человека _________ достаточная активность скелетных мышц.

6. Работа мышечного аппарата ___________ развитию мозга и установлению межцентральных межсенсорных взаимосвязей.

7. Двигательная деятельность ____________ энергопродукцию и образование тепла, улучшает функционирование дыхательной, сердечно-сосудистой и других систем организма.

8. Гипокинезия – это _______________ двигательная активность.

9. Гиподинамия – это_______________ мышечных усилий, когда движения осуществляются, но при крайне малых нагрузках на мышечный аппарат.

10. Гипокинезия _______________ с физиологической незрелостью организма.

11. Гипокинезия ____________ с особыми условиями работы в ограниченном пространстве.

12. Гипокинезия__________ с заболеваниями сердца, легких, костно-мышечного аппарата.

13. Гиподинамия и отсутствие мышечной нагрузки _____________ интенсивность энергетического обмена, что отрицательно сказывается на скелетных и сердечной мышцах.

14. Гиподинамия __________________ нарушения в скелете.

15. Причинами, вызывающими изменения в скелете являются неправильное ____________, недостаток витамина Д, заболевания паращитовидных желез, заболевания ЖКТ, приводящие к нарушению всасывания питательных веществ.

16. Гипокинезия – приводит к___________слаженности в работе мышечного аппарата и внутренних органов вследствие уменьшения интенсивности проприоцептивной импульсации из скелетных мышц в центральный аппарат нейрогуморальной регуляции (стволовой отдел мозга, подкорковые ядра, кору полушарий мозга).

17. Гипокинезия ____________ к функциональным расстройствам, апатии, забывчивости, невозможности сосредоточиться на серьезных занятиях, расстройству сна, резко падает мышечная сила, нарушается координация не только в сложных, но и в простых движениях; ухудшается сократимость скелетных мышц, изменяются физико-химические свойства мышечных белков, в костной ткани уменьшается содержание кальция.

18. Как изменялась в процессе эволюции человека физическая активность? __________________________________________________________________________________________________________________

19.Физическая культура влияет на: учебу, работу людей, профилактику заболеваний, укрепление защитных сил организма,

___________________________________________________________

20.Жизненный комфорт современного человека вызвал резкое ограничение ежедневной двигательной активности, что привело к отрицательным изменениям в деятельности различных систем организма. Перечислите, какие изменения произошли в различных системах организма человека:

 

 

 

21.Оценка уровня максимального потребления кислорода (МПК) - один из наиболее информативных показателей функционального состояния кардиореспираторной системы и физической работоспособности организма в целом. Объясните, когда этот показатель уменьшается, и при каких ситуациях увеличивается:

________________________________________________________

________________________________________________________

 

22. Какие существуют способы нормализации МПК организмом или повышения работоспособности:

______________________________________________________________

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.