Одновременно с графиком движения поездов разрабатывается график оборота составов, предусматривающий место и время экипировки состава (один раз в сутки - полная уборка и периодически - сухая в пункте оборота).
С целью рационального использования подвижного состава при построении графика оборота составов допускается сдвижка времени прибытия и отправления пригородных поездов при условии сохранения расчетных размеров движения на каждый час.
Для рабочих и выходных дней разрабатываются разные варианты графика движения.
В пригородном движении могут применяться следующие типы графиков:
1. параллельный, когда все пригородные поезда до конечной станции следуют с одинаковыми временами хода и со всеми остановками (рис. 4). Такой график применяется при небольших размерах движения;
2. зонный параллельный пригородный график при наличии на линии нескольких зонных станций. В этом случае линии хода поездов на графике остаются параллельными между собой, так как времена хода и стоянки поездов одинаковые (рис. 5). Применяется при небольших размерах движения, но при большой корреспонденции пассажиропотоков между промежуточными станциями участка;
Головная станция
Конечная станция
Головная станция Зонная станция Зонная станция Конечная станция
Рис. 4. Параллельный пригородный график
Головная станция
Зонная станция"
Рис.6. Зонный параллельный график с чередованием остановок
Рис. 5. Зонный параллельный пригородный график
3. зонный параллельный график с чередованием остановок применяется для сокращения числа остановок (рис. 6). Недостатками такого графика является отсутствие транспортных связей между соседними остановочными пунктами. Для устранения такого недочета отдельные поезда на графике прокладываются со всеми остановками (поезд № 6007). Применяется при небольших размерах движения;
1.
Головная станция
I зона
Зонная станция
II зона
Зонная станция
III зона
Зонная станция
Рис. 7. Зонный непараллельный график
зона Зонная станция
II зона
Зонная станция
III зона Зонная станция
Рис. 4.10. Зонный непараллельный график
зонный непараллельный график (рис.7), когда на линии, разделенной на зоны, каждый поезд обслуживает свою зону, останавливаясь на каждом остановочном пункте. Другие же зоны он, как правило, проходит без остановок. Применяется такой график при больших пассажиропотоках на линии.
Преимущества зонного непараллельного графика:
o - значительно сокращается время нахождения в пути пассажиров дальних зон;
o - за счет уменьшения числа остановок, а, значит, разгонов и замедлений, экономятся электрическая энергия и топливо,
o - ускоряется оборот подвижного состава,
o - легче организуется пассажиропоток на вокзалах, так как все поезда специализированы по зонам.
Недостатками такого графика является:
o некоторое снижение частоты обслуживания станций ближайших зон,
o увеличение времени ожидания пассажирами поезда своей зоны;
o уменьшение пропускной способности по сравнению с параллельным графиком.
Поезд, проходящий зону без остановок, называется скороходом, а с остановками - тихоходом .