Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Становление либеральной демократии



Консульство и империя во Франции. Кодекс Наполеона. Первая парламентская реформа в Великобритании. Либеральные реформы 1830-х гг. во Франции, Испании и германских государствах. Начало борьбы за демократические преобразования в странах Европы и Америки. Чартистское движение в Великобритании. Консервативные реформы. Британские консерваторы. Гражданская война в США и ее итоги. Возникновение строя либеральной демократии в государствах Европы и Америки.

Встреча миров

Активизация колониальной политики европейских государств в начале Нового времени. Цели колониальной политики. Крупнейшие колониальные державы. Формы и методы колониальной политики. Европейская эмиграция. Завоз рабов в Америку из Африки. Соперничество колониальных держав. Пиратство. Навигационный акт английского парламента. Европа и Османская империя. Возникновение Восточного вопроса. Двойственное влияние колониализма на развитие народов Востока. Зарождение патриотического движения в Индии. Политика «самоусиления» в Китае. «Реставрация Мэйдзи» в Японии. Танзимат в Османской империи.

Европейское равновесие XVII-XVIII вв.

Гегемония Габсбургов в Европе начала Нового времени. Стремление Франции прорвать «окружение» Габсбургов. Программа «естественного рубежа» на востоке. Вестфальский мир, его условия и значение. Возникновение баланса сил в Европе. Крушение европейского равновесия. Цели и значение революционных войн Франции.

Конфликты и противоречия XIX в.

Наполеоновские войны, их цели и характер со стороны Франции и ее противников. Созыв Венского конгресса. Противоречия его участников. Основные положения Заключительного акта. Принципы и характерные черты Венской системы международных отношений. Легитимизм. Причины крушения Венского порядка в Европе. Национальные войны. Объединение Германии и Италии. О. Бисмарк и К. Кавур. Преобладание Германии в Европе. Союз трех императоров. Охлаждение отношений России с Германией и Австро-Венгрией. Создание Тройственного союза. Сближение России с Францией. Образование русско-французского союза. Восстановление баланса сил в Европе.

 

Итоговое занятие. Контрольная работа. Карта мира к концу XIX в.Преодоление замкнутости отдельных регионов мира. Первые шаги на пути к мировой цивилизации. Сохранение своеобразия и различий в положении народов мира.

Итоги политического и экономического развития стран Запада: формирование либеральной демократии и рыночной экономики.Колониальная зависимость стран Азии и Африки. Предпосылки их перехода к нормам и ценностям современного общества.

 

Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса должны знать/понимать:

Знать/понимать

· основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

· важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

· изученные виды исторических источников;

уметь

· соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

· использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

· показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

· рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

· соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

· объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

· высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

· объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

· использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Владеть компетенциями: информационной, коммуникативной, рефлексивной, познавательной.

 

 

Учебно-методический комплекс

Методические рекомендации и указания.

Цель занятия по курсу «История» заключается в том, чтобы на уровне современной исторической науки дать учащимся основы знаний по всем основным вопросам курса, а также направление для дальнейшего самостоятельного изучения материала. Часть вопросов выносится для углубленного изучения на семинарские занятия, в ходе которых закрепляются необходимые учащимися умения и навыки работы с литературой и источниками, подготовки сообщений и рефератов, логического и аргументированного изложения материала, умения выступать с научными докладами, вести дискуссию, давать оценку выступлений.

В основу курса положен проблемно-хронологический принцип изучения истории. Последовательная проработка всех тем курса позволит составить целостное и разностороннее представление о дисциплине.

Тематика учебных (практических) занятий составлена с таким расчетом, чтобы главным объектом исторического познания являлось само общество, а не только его политическая или экономическая история. Для всех семинарских занятий указан минимум исторических понятий, необходимых учащемуся.

К каждому учебному занятию учащемуся следует иметь план-конспект ответа. Краткое конспектирование служит хорошим средством запоминания, так как при письменном изложении зрительная память дополняется двигательной. Составление конспекта помогает прочно и надолго усвоить материал. Конспект должен соответствовать основным темам занятий. В тетради отчерчиваются поля, на которые выносятся вопросы семинара. Определения, даты, имена, географические пункты и т.д. подчеркиваются или выделяются другим цветом. Желательно писать на правой странице, а левую, оставлять для внесения дополнений, схем, таблиц.

Картографический материал помогает наглядно представить такие вопросы, как образование государства, рост его территории, направление торговых путей, изменения в экономике, военные действия, развитие революционного движения и т.д.

Методические рекомендации к работе с историческими источниками.

Практические методы работы с источниками весьма многообразны. Преподаватель выбирает их в зависимости от уровня подготовленности учащихся и сложности изучаемых тем. Наиболее распространены три метода:

• последовательно-текстуальное изучение исторических материалов;

• поэтапный метод;

• метод логических заданий.

Последовательно-текстуальное изучение исторических материалов

предполагает определенные правила для поиска и усвоения материалаисточника, которые помогут овладеть навыками самостоятельной работы. Дляэтого необходимо:

• выделение основополагающих идей и положений;

• формулирование познавательных вопросов, связанных с уяснением их

сущности;

• составление и запись ответов;

• работа над вопросами, поставленными самими авторами источников, и

выработка ответов на них;

• анализ упоминаемых авторами фактов, событий и личностей.

При изучении исторических фактов используется следующий алгоритм:

1) выяснить сущность события, факта;

2) определить причины его происхождения;

3) выявить взаимодействие с окружающей действительностью;

4) определить значение события для времени его совершения и современности;

5) выделить возможные варианты использование исторического опыта.

Метод поэтапного изучения источников

Исторические источники сложны по структуре и стилю. Поэтому необходимо понять основное содержание источника: выяснить терминологию, несущую смысловую нагрузку, причины, время и исторические условия создания документа, разобрать факты и события, включенные в текст, выявить качественные характеристики личностей, называемых автором.

Следующим этапом в работе с источником является усвоение содержания источника: выделяются основные узловые вопросы, материал, непосредственно относящийся к данной теме; происходит уяснение идей и положений, получивших развитие в последующие периоды истории. И на последнем этапе студенты выполняют обобщающие и практические задания.

Алгоритм изучения исторического источника с помощью логического задания:

1) ознакомиться с вопросами логического задания;

2) выработать примерное содержание ответов на вопросы логического задания;

3) сформулировать ответы на вопросы логического задания;

4) написать конспект изучаемого источника.

При использовании логических заданий деятельность студентов

становится управляемой, носит творческий характер, требует

самостоятельности.

Методические рекомендации к работе с историческими картами.

1. Внимательно изучите условные знаки и цветные поля карты.

2. Отвечая на вопрос, отберите те условия обозначения, которые имеют к нему отношение.

3. Описывая территориально-политическое устройство страны в тот или иной период, выделите области, столицу и второстепенные центры государства, народы его населяющие, вассально-зависимые территории и территории, захваченные или утерянные в результате войн и вооруженных конфликтов.

4. При описании внешней политики обратите внимание на захваты государства и нападения врагов. Укажите на пассивный или активный характер политики, опишите оборонительные мероприятия государства. При описании войн укажите их причины, основные направления походов армии враждующих сторон, имена военных предводителей, захваченные и оказавшие сопротивление города, места, годы и исход основных сражений, результаты военных действий, аннексированные территории.

5. При описании торговых связей укажите, с какими странами и по каким путям осуществлялась торговля государства, через какие города проходили эти торговые пути, какие еще центры ремесла и торговли указаны на карте.

6. Описывая социальную борьбу, кроме мест и дат важнейших городских и сельских бунтов, районов крупных восстаний необходимо знать и указывать их причины, а также итоги и результаты. При описании дальних походов восставших использовать ту же схему, что и при описании войн.

7. Описывая мануфактурное и ремесленное производство России XVII в., необходимо указать на принадлежность этих отраслей хозяйства к различным типам хозяйства и провести сравнение развитости капиталистических отношений в различных отраслях производства по количеству мануфактурных и аналогичных центров.

Указания для сообщений по характеристики исторической личности.

1. Исторические условия, в которых происходит деятельность личности.

2. Задачи, которые стремится решать исторический деятель, и методы их решения.

3. Интересы, какого класса выражает исторический деятель?

4. Значение его личных качеств.

5. Оценка результатов деятельности исторической личности.

 

Указания для сообщений по изучению материалов о войнах.

1. Причина и характер войны:

· основные противоречия, приведшие к войне;

· подготовка к войне, соотношение сил;

· планы сторон.

 

2. Ход войны (основные этапы):

· повод к войне и ее начало;

· основные этапы и главные сражения;

· окончание войны, условия мира, итоги.

 

3. Значение войны. Экономические, социальные, политические и другие последствия войны.

 

Указания для сообщений по изучению материалов о революциях.

1. Причины революции.

2. Задачи революции.

3. Движущие силы (классы, которые ставят задачи в данной революции и осуществляют их).

4. Класс-гегемон (класс-руководитель данной революции).

5. Характер революции (определяется по лозунгам, задачам революции, а также по составу движущих сил).

6. Ход революции (основные этапы, их краткая характеристика).

7. Итоги революции.

8. Значение революции: а) международное, б) внутриполитическое.

 

Методические рекомендации и критерии оценки устных докладов.

1.Содержательность: глубина, полнота, конкретность освещения темы (проблемы).

2. Логичность: последовательность изложения, его пропорциональность, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.

3. Концептуальность изложения: рассмотрены ли различные точки зрения (концепции), выражено ли свое отношение.

4. Риторика (богатство речи): лаконичность, образное выражение мыслей и чувств путем использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т.п.; правильность и чистота речи; владение исторической терминологией.

 

Подготовка рефератов и сообщений осуществляется по согласованию с учителем. Максимальное время для сообщения – 10 минут.

Методические рекомендации к написанию рефератов.

Работа над рефератом подразделяется на несколько этапов:

I. Выбор темы реферата предполагает предварительный выбор учащимся интересующей его проблемы, ее глубокое изучение, изложение результатов и выводов.

Реферат - это краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, учения, научной проблемы, результатов научного исследования: доклад на определенную тему, освещающий ее на основе обзора литературы и других источников

Основные требования к этой части реферата:

· Тема должна быть сформулирована грамотно с литературной точки зрения:

· В названии реферата следует определить четкие рамки рассмотрения темы, которые не должны быть слишком широкими или слишком узкими;

· Следует по возможности воздерживаться от использования в названии спорных с научной точки зрения терминов, излишней наукообразности, а также от чрезмерного упрощения формулировок, желательно избегать длинных названий.

II. Ознакомление с темой реферата. При выполнении данного этапа учащийся обязан:

а) прочитать по учебнику главу, соответствующую историческому периоду;

б) ознакомиться с кругом источников по выбранной теме. На данном этапе следует использовать текст хрестоматий и практикумов;

в) изучить библиографию и составить соответствующий список научной литературы. Для этого необходимо воспользоваться библиографическими списками. При этом необходимо выработать правильный навык библиографической работы, отбирая наиболее важные для своего исследования работы.

III. Написание реферата. Его объём в среднем должен составлять около 10-15 страниц компьютерного текста (Times New Roman, 14 шрифт, 1, 5 интервал). Реферат должен состоять из следующих пунктов:

· Оглавление

· введения

· основная часть

· заключения

· списка использованной литературы

 

 

Требования к оформлению титульного листа:

Титульный лист.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 61 имени М.И.Неделина   РЕФЕРАТ Искусство Древней Руси X-XIII вв. Выполнил: Проверил: Липецк, 2013

Оглавление

Следующим после титульного листа должно идти оглавление.

Основные требования к введению

Введение должно включать в себя краткое обоснование актуальности темы реферата, которая может рассматриваться в связи с недостаточной освещенностью вопроса в науке, с его объективной сложностью для изучения, а также в связи с многочисленными теориями и спорами, которые вокруг нее возникают. В этой части необходимо также показать, почему данный вопрос может представлять научный интерес и какое может иметь практическое значение. Таким образом, тема реферата должна быть актуальна либо с научной точки зрения, либо из практических соображений.

Учащемуся необходимо выделить цель, задачи, которые требуется решить для реализации цели. Например, целью может быть показ разных точек зрения на ту или иную личность, а задачами могут выступать описание ее личностных качеств с позиций ряда авторов. Обычно одна задача ставится на один параграф реферата.

Введение должно содержать также краткий обзор изученной литературы, в котором указывается взятый из того или иного источника материал, анализируются его сильные и слабые стороны. Объем введения обычно составляет две-три страницы текста.

Требования к основной части реферата

Основная часть реферата содержит материал, который отобран обучающимся для рассмотрения проблемы. Учащийся при написании необходимо обратить внимание на обоснованное распределение материала на параграфы, умение формулировать их название, соблюдение логики изложения. Основная часть состоит из 2-3 параграфов, в которых раскрывается суть исследуемой проблемы, оценка существующих в литературе основных теоретических подходов к ее решению и т.д. Кроме содержания, выбранного из разных литературных источников, основная часть также должна включать в себя собственное мнение и сформулированные самостоятельные выводы, опирающиеся на приведенные факты.

Требования к заключению

Заключение - часть реферата, в которой формулируются выводы по параграфам, обращается внимание на выполнение поставленных во введении задач и цели. Заключение должно быть четким, кратким, вытекающим из основной части. Объем заключения 2 - 3 страницы.

Основные требования к списку изученной литературы

Источники должны быть перечислены в алфавитной последовательности (по первым буквам фамилий авторов или но названиям сборников). Необходимо указать место издания, название издательства, год издания. Список, используемой литературы должен содержать около 15-20 наименований.

Правила оформления литературы.

Оформление учебников и справочной литератур:

· Дворниченко А.Ю. История России: Учебник - М.: Проспект, 2007. - 472 с.

· История России: учебник для вузов (Гриф НМС) - 3-е изд.,перераб.и доп. - М. : Проспект, 2006. - 520 с.

· Государственность России: Словарь-справочник. Книга 5: в 2 -х частях. Часть 1: должности, чины, звания, титулы и церковные саны России (конец XV века - февраль 1917 года). А - Л. - М: Наука, 2005. - 501 с.

· Государственность России: Словарь-справочник. Книга 5: в 2 -х частях. Часть 2: должности, чины, звания, титулы и церковные саны России (конец XV века - февраль 1917 года). М - Я. - М.: Наука, 2005. - 508 с.

· Государственный совет Российской империи: 1906-1917; Энциклопедия / Под ред. Иванова Б.Ю. - М. : Российская политическая энциклопедия, 2008. - 343 с.

Оформление монографии:

· Андреевский Г.В. Повседневная жизнь Москвы в Сталинскую эпоху (1930-1940 гг.): монография. - М.: Молодая гвардия, 2003. - 643 с.

· Зимин А.А.. Хорошкевич A.П. Россия времени Ивана Грозного. - М. 1982.

 

Оформление статьи из периодического издания:

· Цветков В.Ж. Спецслужбы (разведка и контрразведка) Белого движения в 1917-1922 гг. //Вопросы истории. №10, 2001.

· Куликова Г.Б. СССР - 1920-1930-х годов глазами западных интеллектуалов // Отечественная история, №3.2001

 

Примерный перечень вопросов для самостоятельной работы учащихся.

 

1. Хозяйственный уклад и языческие обычаи Древней Руси в изложении русских историков.

Литература:

1. Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь - репринтное изд. - М. : Индрик, 2003. - 440 с.

2. Ведюшкина И.В. Историческая память домонгольской Руси: религиозные аспекты // История и память. - М. : Кругъ, 2006. - С.554.

3. Вопросы истории славян. - Воронеж. : Изд-во ВГУ, 1963. - 206 с.

4. Вопросы истории славян: Сборник научных трудов. Выпуск 15 / Отв. ред. Мананчикова Н.П. - Воронеж. : ВГУ, 2001. - 232 с.

5. Древняя Русь. Первая книга для чтения по отечественной истории. - М.: Современный писатель.

 

2. Происхождение городов древней Руси (X –ХШ вв.).

Литература:

1. Даркевич В.П. Происхождение и развитие городов Древней Руси (X - ХШ вв.) // Вопросы истории - 1994. -№10.

2. По следам древних культур. Древняя Русь. - М.. 1953.

3. Эккехард. Соперница Москвы. //Родина. - 1994. -№10.

 

3. Древнерусская дипломатия.

Литература:

  1. Греков Б. Киевская Русь / Б. Греков. - М., 1953.
  2. Петришинский А. Рассказы про старое время на Руси. Ярославль, 1994.
  3. Пушкарев С.В. Обзор русской истории. Ставрополь, 1993.
  4. Рабинович М. Латышева Г. Из жизни древней Москвы. - М., 1961.
  5. Рыбаков Б. Мир истории. - М., 1984.
  6. Сахаров А.Н. Дипломатия древней Руси IX. - М., 1980.

 

4. Торговля и мореплавание в Древней Руси.

Литература:

  1. Мавродин В.В. Начало мореходства на Руси. Л., 1949.
  2. Павлов-Сильванский И.П. Феодализм в Древней Руси. - М.. 1923.

 

5. Принятие Христианства на Руси.

Литература:

  1. Никольский Н.М. История русской церкви. Минск: Беларусь, 1990. Введение христианства на Руси. - М.: Мысль, 1987.
  2. Русское православие. Вехи истории. М.: Полит. Литература, 1989. Принятие христианства народами Центральной, Юго-Восточной Европы и крещение Руси. М.: Наука, 1988.

 

 

6. Русь в ХIII веке: монголо-татарское нашествие и немецко-шведская агрессия.

Литература:

1. Кошеев В.В. Еще раз о численности монгольского войска в 1237г. // Вопросы истории. 1993. №10.

2. Пашуто В. Т. Героическая борьба русского народа за независимость в ХШ веке - М., 1965. Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке. - М., 1980.

3. Пашуто В.Т. Александр Невский. - М., 1975.

4. Пашуто В.Т. Героическая борьба русского народа за независимость (XIII в). - М., 1956.

5. Пушкарев С.Р. Обзор русской истории. – М, 1993.

 

 

7. Москва и объединение русских земель в конце ХШ -середине XV века.

Литература:

  1. Алексеев К.Г. Государь всея Руси. - Новосибирск, 1991.
  2. Буганов В.И. Куликовская битва. - М.. 1986.
  3. Горский А.А. Москва, Тверь и Орда в 1300-1339гг. // Вопросы истории. -1995. №4.
  4. Греков Н.Б.. Шахманенов Ф.Ф. Мир истории. Русские земли в X1I1-XV веках. - М..
  5. Хорошкевич А.А. Русское государство в системе международных отношений. Конец XV - начало XVI вв. - М., 1980.

8. Первый русский царь Иван IV Грозный и его реформаторская деятельность.

Литература:

  1. Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России. - JL, 1988.
  2. Зимин А.А.. Хорошкевич A.П. Россия времени Ивана Грозного. - М. 1982.
  3. Скрынников Р.Г. Иван Грозный. - М., 1975.
  4. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. - М.,
  5. Очерки истории России IX - нач XX вв. - М.. 1991.
  6. Скрынников Р. Г. Начало опричнины. - М., 1986.
  7. Скрынников Р.Г. Далекий век: Иван Грозный. Борис Годунов. Сибирская одиссея Ермака.-Л.. 1989.
  8. Хорошкевич А.Л. Русское государство в системе международных отношений. Конец XV - начало XVI века. - М., 1980.
  9. Шаров В. Опричнина //Родина. -1991. - №1.

 

9. История создания Кремля в Москве, основные памятники.

Литература:

  1. Абрамов А. У Кремлевской стены. - М., 1979.
  2. Бессонов П. Москва златоглавая. - М, 1983.
  3. Иванов В.Н. Московский Кремль. - М.. 1971.
  4. Любимов П. Искусство Древней Руси. Изд-во "Просвещение", - М.. 1981.
  5. Соловьев С.М. История древнейших времен. Кн.2, Изд-во "Искусство". - М. 1960.
  6. Художественные памятники Московского Кремля. Изд-во "Искусство". - М.. 1956.

 

10. История герба России.

Литература:

  1. Буганов В.И. Мир истории. Росия в ХVII веке. - М.. 1989.
  2. Валишевский К. Первые Романовы. - М., 1993.
  3. Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. – М.,1975.
  4. Кристинсен С. О. История России в ХУЛ веке. - М., 1989.
  5. Соболева Н.А., Артамонов В.А. Символы России. – М, 1993.
  6. Советский энциклопедический словарь. - М., 1984.
  7. Энциклопедия геральдики. - М., 1997.

 

11.История флага России.

Литература:

  1. Соболева Н.А. Символы России. - М., 1993.
  2. Советский энциклопедический словарь. - М., 1984.

12. Петр I: личность и время.

Литература:

  1. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. - Л., 1989.
  2. Буганов В.И. Петр Великий и его время. - М., 1989.
  3. Валишевский. Петр Великий. - М.. 1993.
  4. Ключевский В. О. Краткое пособие по русской истории - М., 1992.
  5. Кузьмичев А. Деяния Петра Великого // Власть. - 1994-№7.
  6. Медушевский А.Н. Реформы Петра Великого в сравнительно-исторической перспективе // Вестник высшей школы. - 1990. - №2.
  7. Павленко Н.И. Петр Великий. - М., 1990.
  8. Петрухинпев Н. Россия Петра // Родина. -1994. - №8.

13. Сподвижники Петра I в преобразованиях России.

Литература:

  1. Анисимов Е.В. Время Петровских реформ. - Л., 1989.
  2. Богословский М.М, Петр I. Госполитиздат. - М., 1948.
  3. Павленко Н.И. Петр Великий. - М.,1990.
  4. Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. - М., 1989.

 

14. Полководцы России (Д. Донской, А. Невский, А. Суворов, М. Кутузов).

Литература:

  1. ЖЗЛ. Иоанн Грозный. Хмельницкий. Потемкин. Суворов. Скобелев. - СПб. 1994.
  2. Ковалевский П. Генералиссимус Александр Васильевич Суворов. //Диалог. - 1993. -№2.
  3. Кучкин В.А. Дмитрий Донской. //Вопросы истории. -1995. - №5-6.
  4. Лубченков Ю.Н. Все полководцы России: Российская империя. - М. : Вече, 2003. - 336 с.
  5. Борисов Н.С. Русские полководцы ХП-ХУП веков Невский Александр.. - М.,1993.
  6. Шахмагонов Н.Ф. Российский военный гений. // Военно-исторический журнал. - 1990,-№10.

 

15. Русские революционеры-разночинцы второй половины XIX века (Нечаев С.Г., Кропоткин П.А., Ткачев П.).

Литература:

  1. Страницы биографии революционера Нечаева С.Г. // Вопросы истории. - 1989. №4.
  2. Фатеев П. Первые российские марксисты. - 1983. Галактионов А. Русская философия XI-XIX вв. - Л., 1970. Большая советская энциклопедия. - 1976. Т.26.
  3. Яссур А. Идеи Кропоткина и еврейское кооперативное движение. // Вопросы философии. -1994. №4.

 

 

Формы текущего, промежуточного и итогового контроля.

Типовые контрольные работы.

Задания ниже среднего уровня сложности.

1 вариант.

1. Когда и какое событие произошло на реке Непрядве? Что было за два года до этого и через два года? Каким событием ознаменован год через 100 лет?

2. Что было основано в России за 200 лет до окончательного создания РСДРП на II съезде?

3. Норманская теория возникновения государственности у восточных славян.

2 вариант.

1. Какие два события произошли в 1240 г., что было через два года?

2. Какие одноименные организации революционеров были созданы во второй половине XIX в. в разные годы?

3. Три условия Столыпинской модернизации страны.

3 вариант.

1. С каким событием связан город Любеч? Что было через 400 и 500 лет после этого события?

2. Какое печальное событие произошло в год открытия железной доро­ги в России?

3. В чём состояла сущность двоевластия?

Задания среднего уровня сложности.

1вариант.

1. Назовите причины принятия христианства.

2. Какова роль русской православной церкви в борьбе против мон­голо-татарского ига.

3. Охарактеризуйте «прусский» и «американский» пути развития капитализма в сельском хозяйстве.

2 вариант.

1. Назовите причины возвышения Москвы.

2. Каково содержание и сущность реформ 1861 г. Их историческое значение?

3. Охарактеризуйте идеологию западников и славянофилов.

3 вариант.

1. Назовите причины поражения восстания декабристов.

2. Каковы были методы объединительной политики московских князей?

3. Охарактеризуйте внешнеполитическую концепцию СССР в 30- е гг.

Задания выше среднего уровня сложности.

1 вариант.

1. Личность Ивана IV в оценках историков.

2. Почему эпоху дворцовых переворотов связывают с деятельностью Петра Великого?

3. Проанализируйте программы революционных и буржуазных партий начала XX века.

2 вариант.

1. Личность Петра I и его оценка в исторической и художественной литературе.

2. Почему в гражданской войне победили большевики?

3. Проанализируйте программы известных вам организаций декабристов.

3 вариант.

1. H.C. Хрущёв. Личность и деятельность.

2. Почему Красная Армия терпит сокрушительные поражения в начальный период войны?

3. Проанализируйте содержание Соборного Уложения 1649 г.

Тесты:

Вариатн 1.

1. Какой год можно условно считать датой основания Древнерусского государства?

а) 862 г.; б) 859 г.; в) 882 г.; г) 879 г.

2. Когда произошло крещение Руси Владимиром I Святославичем?

а) 945 г.; б) 988 г.; в) 980 г.; г) 972г.

3. Когда правил Ярослав Мудрый?

а) 1019-1054 гг.; б) 1093-1113 гг.; в) 1054-1068 гг.; г) 1113-1125 гг.

4. Кого можно назвать «рядовичем»?

а) пленного раба; б) работника по договору; в) должника; г) полностью лично несвободного человека.

5. Какова основная причина феодальной раздробленности на Руси?

а) соединение земельной собственности с властью на местах; б) разрастание рода Рюриковичей; в) внутренние распри; г) ослабление власти киевского князя.

6. Какое решение вынес Любический съезд?

а) объединиться вокруг Киева; б) выступить во всеобщий поход на половцев;в) осудить инициаторов междоусобных войн; г) закрепить раздел Руси на уделы.

7. Когда Новгород стал республикой?

а) после 1018 года; б) после 970 года; в) после 1136 года; г) после 882 года.

8. Что стало главной причиной поражения русских княжеств в войнах с монголами?

а) феодальная раздробленность Руси; б) отсутствие постоянных войск в княжествах; в) военная мощь монголов; г) экономическая мощь монголов.

9. В каких отношениях находились Русская православная церковь и Золотая Орда?

а) состояли в жестокой конфронтации;

б) конкурировали по вопросам влияния в русских землях;

в) старались поддерживать дружественные дипломатические отношения;

г) стремились к подчинению народов Европы своему влиянию.

10. В чем заключается историческое значение Куликовской битвы?

а) первая победа над монголами; б) падение ордынского ига; в) ослабление влияния Орды на Русь; г) первое крупное совместное выступление русских против Орды.

 

Вопросы на даты:

· Правление Рюрика в Новгороде

· 879-912

· поход Святослава в Болгарию

· 1097

· 1223

Вариант 2:

  1. Кто был первым правителем Киевской Руси?

а) Рюрик; б) Вещий Олег; в) Игорь Рюрикович Старый; г) Аскольд.

2. Когда правил Ярослав Мудрый?

а) 1019-1054 гг.; б) 1093-1113 гг.; в) 1054-1068 гг.; г) 1113-1125 гг.

3. Кого можно назвать лично свободным сельским жителем?

а) смерда; б) людина; в) обельного холопа; г) смердного холопа.

4. Когда состоялся Любический съезд?

а) 1068 г.; б) 1097 г.; в) 1132 г.; г) 1125 г.

5. Что такое «вервь»?

а) сообщество представителей одной профессии; б) соседская территориальная община; в) городская слобода; г) боевая единица дружины.

  1. Кто правил во Владимиро-Суздальской земле в 1157-1174 гг.?

а) Владимир Мономах; б) Всеволод Большое Гнездо; в) Андрей Боголюбский; г) Юрий Долгорукий.

  1. Когда произошла битва при Калке?

а) в 1220 г.; б) в 1223 г.; в) в 1239 г.; г) в 1242 г.

  1. Почему русские земли сохранили автономию в составе Монгольской империи?

а) из-за невозможности подчинить Русь полностью;

б) из-за невозможности расселения в ней монголов;

в) для сохранения старого опытного аппарата управления и более эффективного сбора дани;

г) из-за неспособности монголов осуществлять эффективное управление.

  1. Александр Невский прославился благодаря своим победам над:

а) Тевтонским орденом; б) Ливонским орденом; в) Мальтийским орденом; г) Орденом госпитальеров.

  1. Что обычно называют «ярлыком»?

а) проездной документ во владениях Золотой Орды; б) печать хана Золотой Орды; в) документ, подтверждающий право русского князя на власть в своих землях; г) свидетельство об уплате дани.

Вопросы на даты:

  • Завоевание Киева Олегом
  • Принятие христианства
  • 1097
  • Нашествие Батыя на Русь
  • Невская битва

Вариант 3:

  1. В результате какого события образовалось государство Киевская Русь?

а) призвание варягов; б) объединение Новгорода и Киева; в) возникновение пути «из варяг в греки»; г) создание племенного союза полян.

  1. Какая из версий происхождения термина «Русь» является антинорманской?

а) от реки Рось; б) от племени Рюрика; в) от финского этнонима; г) от скандинавского слова «гребцы».

  1. Объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани:

а) колонизация; б) полюдье; в) повинности; г) налог

4. Когда правил Ярослав Мудрый?

а) 1019-1054 гг.; б) 1093-1113 гг.; в) 1054-1068 гг.; г) 1113-1125 гг.

5. Кого можно назвать «закупом»?

а) пленного раба; б) работника по договору; в) должника; г) полностью лично несвободного человека.

6. Когда состоялся Любический съезд?

а) 1068 г.; б) 1097 г.; в) 1132 г.; г) 1125 г.

  1. Когда Новгород стал республикой?

а) после 1018 года; б) после 970 года; в) после 1136 года; г) после 882 года.

  1. В 1176-1212 гг. в Ростово-Суздальской земле правил:

а) Андрей Боголюбский; б) Юрий Долгорукий;

в) Владимир Мономах; г) Всеволод Большое Гнездо.

  1. Баскак – это: а) монгольский чиновник, проводивший на Руси перепись населения; б) монгольский воин; в) военное звание в монгольской армии; г) представитель ордынского хана на Руси.
  2. Установите соответствие:

1)1237 г. а) падение под ударами монголов Владимира

2) 1238 г. б) возвращение монгольского войска на Нижнюю Волгу

3) 1240 г. в) битва на Чудском озере

4) 1242 г. г) начало похода Батыя на Русь

 

 

Вопросы на даты:

· 945-964 гг.

· Первое нападение на Русь половцев

· 1147 г.

· Ледовое побоище

· Куликовская битва

 

 

Примерная тематика рефератов.

  1. Восточные славяне в древности
  2. Славяне на территории Липецкого края
  3. Причины образования государства у восточных славян. Норманнская теория.
  4. Язычество: боги и святилища восточных славян.
  5. Принятие христианства на Руси.
  6. Русь при Ярославе Мудром.
  7. «Слово о полку Игореве» как исторический источник
  8. Города-центры культуры и ремесла в XI-XIII вв.
  9. Памятники древнерусской письменности
  10. Древнерусская архитектура
  11. Древнерусская икона XII-XIII в
  12. Образование Монгольской империи и завоевания монголами Азии.
  13. Монголо-татарское нашествие на Русь в XIII в.
  14. Русь и Золотая Орда во второй половине XIV в.
  15. Куликовская битва и ее историческое значение.
  16. Москва и Тверь в борьбе за Великое княжение.
  17. Феодальная война на Руси во второй трети XV в.
  18. Елецкое княжество в XIV-XV вв.
  19. Древнерусская архитектура XIV-XV вв.
  20. Памятники книжности, летописание XIV-XV вв.
  21. Иконопись на Руси в XIV-XV вв.
  22. Реформы Ивана IV Грозного.
  23. Опричнина Ивана IV Грозного.
  24. Смута: усиление кризиса в обществе (1606-1610 гг.).
  25. Царь Михаил Федорович Романов.
  26. Царь Алексей Михайлович Романов.
  27. Патриарх Никон и церковный раскол.
  28. Восстание под предводительством Степана Разина.
  29. Молодые годы Петра I.
  30. Северная война 1700- 1721 гг.
  31. Административные реформы Петра I.
  32. Культурные преобразования при Петре Великом.
  33. Екатерина I.
  34. Анна Иоанновна.
  35. Анна Леопольдовна и Иоанн VI Антонович.
  36. Елизавета Петровна: личность и политик.
  37. Внутренняя и внешняя политика Екатерины II.
  38. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева.
  39. Павел I: личность и политик.

История Древнего Востока

1. Предмет истории Древнего Востока. Географическое содержание термина «Древний Восток». Этническая и языковая характеристика региона и эпохи. Значение природных условий для развития стран Древнего Востока. Общие черты в развитии древневосточных цивилизаций.

2. Источники по истории Древнего Египта. Периодизация истории Древнего Египта.

3.Египетская письменность и ее дешифровка.

4.Географическое положение, природные условия и население Древнего Египта.

5.Социально;экономическое и политическое развитие Древнего Египта в эпохи Раннего и Древнего царств. Характерные черты восточной деспотии.

6. Социально-экономическое и политическое развитие Древнего Египта в эпоху Среднего царства.

7.Внешняя политика древнеегипетского государства в эпохи Древнего и Среднего царств.

8.Древний Египет в эпоху гиксосского завоевания.

9.Социально-экономическое и политическое развитие Древнего Египта в эпоху Нового царства.

10.Реформы Эхнатона.

11.Социально;экономическое и политическое развитие Древнего Египта в эпоху Позднего царства.

12. Внешняя политика египетских фараонов в период Нового и Позднего царств.

13.Египетская мифология.

14.Религиозный культ в Древнем Египте.

15.Литература Древнего Египта.

16.Научные знания в Древнем Египте.

17.Архитектура Древнего Египта.

18.Восстание народных масс в Древнем Египте в конце эпохи Среднего царства по данным

письменных источников.

19.Географическое положение, природные условия и население Древнего Междуречья. Периодизация истории Древней Месопотамии.

20. Дешифровка клинописи. Источники по истории Древнего Двуречья.

21. Древнейший этап истории Двуречья. Первые города-государства.

22.Объединение Двуречья под властью Аккада. Саргон Древний.

23.Шумер и Аккад в период III династии Ура.

24.Старовавилонское царство. Хаммурапи.

25.Социально;экономическое развитие Старовавилонского

Царства по «Законам Хаммурапи».

26.Природные условия и население Древней Ассирии. Ассирия в Старо и Среднеассирийский

периоды.

27.Ассирийская военная держава.

28.Культура Древней Ассирии.

29.Нововавилонское царство.

30.Религия Древней Месопотамии.

31.Литература и искусство Древней Месопотамии.

32.Развитие образования и научных знаний в Древнем Двуречье.

33.Природа и население Малой Азии в древности. Хеттское общество и государство.

34.Государство Урарту.

35.Географическое положение, природные условия и население Восточного Средиземноморья в древности. Древнейшие государства на территории. Восточного Средиземноморья (III–II тысячелетия до н.э.).

36. ДревняяФиникия.

37.Палестина в древности. Израильско-Иудейское царство и его распад.

38. Культура стран Восточного Средиземноморья в древности.

39. Географическое положение, природные условия и население Древнего Ирана. Периодизация

Истории Древнего Ирана. Источники по истории Древнего Ирана.

40.Персидская держава Ахеменидов.

41. Государства и народы Средней Азии в древности.

42.Культура Древнего Ирана и Средней Азии.

43.Географическое положение, природные условия и население Древней Индии. Источники по истории Древней Индии. Индская цивилизация.

44. Вторжение ариев в Индию. «Ведический» период в истории Древней Индии.

45. Индия в период правления династии Маурьев.

46.Религии Древней Индии.

47.Литература и искусство Древней Индии.

48. Географическое положение, природные условия и население Древнего Китая. Источники по истории Древнего Китая. Периодизация истории Древнего Китая.

49.Китай в эпохи Шан-Инь и Чжоу.

50.Китай в эпоху Цинь

51.Китай в период Западной Хань.

52.Китай в эпоху Восточной династии Хань.

53.Религия Древнего Китая.

54.Литература и искусство Древнего Китая.

История Древней Греции и Древнего Рима

1.Природа и население Древней Эллады. Периодизация древнегреческой истории.

2.Крито-микенская цивилизация.

3.Дорийское вторжение.

4. Гомеровская Греция.

5.Греция в VIII – VI вв. до н.э

6.Великая греческая колонизация VIII – VI вв. до н.э.

7. Хозяйственный и общественно-политический строй Древней Спарты.

8. Древняя Аттика до Солона).

9.Реформы Солона.

10.Тирания Писистрата.

11.Писистратиды и реформы Клисфена.

12.Греко-персидские войны (до похода Ксеркса).

13.Поход Ксеркса. Завершение Греко-персидских войн.

14.Социально-экономическое развитие Греции в V в. до н.э.

15.Первый Афинский морской союз.

16.Политическая борьба в Афинах в V в. До н.э. (до Перикла).

17.Правление Перикла. Афинская конституция при Перикле

18.Пелопоннесская война.

19. Греция в первой половине IV в. До н.э.

20.Возвышение Македонии и установление македонского владычества в Греции.

21.Александр Македонский и его держава.

22.Эллинистические государства.

23.Культура Греции в крито-микенскую эпоху.

24. КультураДревней Греции в эпохи архаики и классики.

25. Культура эллинистических государств.

26. Природа и население Древней Италии. Периодизация древнеримской истории.

27.«Царский период» в истории Рима. Проблема возникновения государства в Риме в отечественной историографии.

28. «Законы XII таблиц».

29.Борьба патрициев и плебеев.

30.Политическая система Римской республики.

31.Завоевание Римом Италии.

32.Борьба Рима с Карфагеном. I и II Пунические войны.

33. Начало гегемонии Рима в Восточном Средиземноморье.

34. Закрепление римского владычества в Средиземноморье во второй половине II в. до н.э.

35.Римская рабовладельческая держава в III – II вв. до н.э. Появление латифундий и разорение

Римско-италийского крестьянства.

36.Восстания рабов в Италии и на Сицилии во II в. до н.э. Восстание Аристоника.

37.Движение Гракхов.

38.Военная реформа Гая Мария.

39.Ливий Друз Младший. Союзническая война.

40.Диктатура Суллы.

41.Восстание Спартака.

42.I триумвират. Диктатура Цезаря.

43.II триумвират. Принципат Августа.

44.Римская империя в период правления династий Юлиев –Клавдиев и Флавиев.

45.Династия Антонинов.

46.Кризис III в. н.э. Оформление системы домината.

47. Падение Западной Римской империи.

48. Культура Римской республики.

49.Культура Римской империи.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Справочные издания:

1. Государственность России : Словарь-справочник. Книга 5: в 2 -х частях. Часть 1 : должности, чины, звания, титулы и церковные саны России (конец XV века - февраль 1917 года). А - Л. - М. : Наука, 2005. - 501 с.

2. Государственность России : Словарь-справочник. Книга 5: в 2 -х частях. Часть 2 : должности, чины, звания, титулы и церковные саны России (конец XV века - февраль 1917 года). М - Я. - М. : Наука, 2005. - 508 с.

3. Государственный совет Российской империи: 1906-1917; Энциклопедия / Под ред. Иванова Б.Ю. - М. : Российская политическая энциклопедия, 2008. - 343 с.

4. Данилов А.А. История России: XX век; Справочные материалы. - М. : Владос, 1996. - 336 с.

5. Казачество: Энциклопедия / Под ред. Федотова А.П. - М. : Инфра-М, 2003. - 400 с.

6. Киндер Г. Всемирная история: Справочник. - М. : Рыбари, 2003. - 638 с.

7. Кушнир А.Г. Хроноскоп: Летопись фактов и событий отечественной истории за два тысячелетия от Рождества Христова: справочник. - М. : Рипол Классик, 2003. - 1136 с.

8. Лубченков Ю.Н. Все полководцы России: Российская империя. - М. : Вече, 2003. - 336 с.

9. Хронология российской истории: Энциклопедический справочник / Под рук. Конта Ф. - М. : Международные отношения, 1994. - 304 с.

10. Шилов, Д.Н. Члены Государственного совета Российской империи: 1801-1906; Библиографический справочник. - СПб. : Дмитрий Буланин, 2007. - 992 с.

11. Экономическая история России: С древнейших времен до 1917 г.; Энциклопедия в двух томах. Том 1 : А-М / Отв. ред. Петров Ю.А. - М. : Росспэн, 2008. - 1470 с.

Учебники и дополнительная литература

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.