Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Курса «История» для 10 класса



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Настоящая программа по истории для 10 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта (базового) общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения истории России, которые определены стандартом.

Рабочая программа по истории представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, учебно-методический комплекс, литературу, календарно-тематический план учителя (приложение к рабочей программе).

Программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, рекомендуемое структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса, содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Ц е л ь. Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих цель, которая раскрывается в следующих составляющих:

· воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

· развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

· освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

· овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

· формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Курс призван внести свой вклад в формирование исторического сознания учащихся как сложной системы, компонентами которой выступают знания и представления об истории, личностные эмоционально-чувственные и ценностные отношения к ней, а также соответствующие им установки и модели поведения.

Данная цель реализуется в процессе решения следующих задач, стоящих перед педагогами и учащимися:

– воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

– освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

– овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

– формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

– применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участие в межкультурном взаимодействии, формирование толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Место дисциплины в образовательной программе

Является основой для дисциплин:

Изучаемый курс создает своеобразный фундамент, необходимый базис знаний, позволяющий овладеть другими гуманитарными дисциплинами:

· философией

· педагогикой

· этикой

· социологией

· культурологией

· политологией

· экономикой и др.

Требования к уровню знаний учащихся:

При изучении материала данного курса школьники должны знать и уметь:

· Хронология: называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов; составлять хронологические таблицы.

· Факты: называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.

· Работа с источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; использовать данные исторической карты для характеристики политического и экономического развития стран и регионов; проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках; характеризовать позиции, взгляды автора источника; сравнивать данные разных источников.

· Описание: рассказывать об исторических событиях, их участниках; составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности.

· Анализ: соотносить единичные факты и общие явления; называть характерные, существенные черты минувших событий и явлений; классифицировать исторические явления и события по указанному признаку; объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий; сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий; объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

· федерального компонента государственного образовательного стандарта по истории (базовый уровень), утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;

· примерная программа по истории (базовый уровень), созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

· Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.

· Приказ № 379 от 09.12.2008 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующие образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2009/2010 учебный год»

· Приложение к приказу Министерства образования и науки РФ от 24 января 2012 г. № 39 об изменениях в федеральном компоненте государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования;

· Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Рабочая программа разработана на основе программ:

· Козленко С.И., Агафонов С.В. Программа курса к уч. А. Сахарова «История России с древнейших времен до конца XIX века» для 10 класса – М.: Русское слово, 2012 – 40 с.

  • Загладин Н.В., Загладина Х.Т. Программа курса и тематическое планирование к учебнику Н.В. Загладина, Н.А. Симония «Всеобщая история.10 класс» для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М.:.Русское слово, 2011.

 

Программа курса предполагает последовательное изучение курса «История России с древнейших времен до XIX века» и курса «Всеобщей истории с древнейших времен до конца XIX века».

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение истории в 10 классе - 68 часов (2 часа в неделю), учебный план МБОУ СОШ № 61 им. М.И. Неделина предусматривает обязательное изучение истории в 10 классе – 68 часов (2 часа в неделю).

Основными формами организации учебных занятий являются: лекция, комбинированный урок, семинарское (практические) занятие, лабораторно-практическое занятие, урок-тестирование, интегрированный урок.

Основные методы обучения, применяемые к изучению истории в школе: устный, печатно-словесный (анализ документов), проблемный, частично-поисковый, исследовательский.

В преподавании истории используется традиционная технология обучения.

Механизмы формирования ключевых компетенций, таких как:

Ценностно-смысловые компетенции.Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностями видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать смысловые и целевые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуации учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

Общекультурные компетенции.Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений в сфере, например владения эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

Учебно-познавательные компетенции.Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целепологания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владение приёмами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио - видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

Коммуникативные компетенции.Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

Социально-трудовые компетенции.Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Большую значимость на этой ступени исторического образования приобретает информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

С учетом специфики целей и содержания педвузовской подготовки существенно возрастают требования к рефлексивной деятельности учащихся, в том числе к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности. Историческое образование играет важную роль в формировании умения формулировать свои мировоззренческие взгляды, осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию.

Виды и формы контроля. На уроках используются следующие виды и формы контроля: контрольная работа, исторические диктанты, исследования, проектная деятельность, выполнение тестовых заданий, практические, выполнение индивидуальных заданий по карточкам.

На уроках используется учебники:

  • Сахаров, А. Н. История России с древнейших времен до конца XVI века: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Ч. 1 / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов. – М.: Русское слово, 2009;
  • Сахаров, А. Н. История России. XVII–XIX века: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Ч. 2 / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов. – М.: Русское слово, 2009.
  • Загладин Н.В., Симония Н.А. Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX в.: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: Русское слово,2011.

 

Учебно-тематическое планирование

курса «История» для 10 класса

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.