Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Стадии овладения языком по методу гештальта



Стадия 1 - используются только речевые гештальты:

«Давай пойдем домой».

«Хочешь еще что-нибудь?»

 

Стадия 2 - гештальты делятся на части (а) и комбинируются (б):

а) «Давай + пойдем домой

«Хочешь + еще что-нибудь?»

 

б) «Хочешь, пойдем домой».

«Давай еще что-нибудь».

 

Стадия 3 - выделяются отдельные слова и образуются новые двухкомпонентные фразы:

«Хочешь домой?»

«Еще пойдем?»

 

Стадия 4 - образуются более сложные предложения:

«Я хочу домой».

«Дай мне что-нибудь еще».

 

(Источник - статья «В поиске слов» в журнале «Дайджест аутизма и синдрома Аспергера», май-июнь 2005 г.)

 

Логопед - это проводник вашего ребенка на пути к разделению «гештальтов» и формированию спонтанной речи. Помните о том, что каждый ребенок по-своему реагирует на речевую терапию. Процесс превращения цитат в самостоятельную речь на определенном этапе выглядит как деградация. Конечно, ведь еще недавно речь вашего ребенка была полна яркими и выразительными цитатами из фильмов и передач. На их фоне попытки образовать собственные простые предложения (Стадия 3) могут выглядеть как возврат к «малышовости». Это не так. Это нормальный этап развития речи.

Понаблюдайте за тем, как, когда и по какому поводу ваш ребенок использует эхолалию. Помните, что он не просто «проигрывает пластинку», а разговаривает с вами. Слушайте и отмечайте те моменты, когда ребенок использует эхолалию для того, чтобы:

- поддержать диалог или ответить на вопрос;

- спросить или попросить о чем-то;

- выразить мнение;

- отказаться сделать что-то;

- дать инструкции или указания;

- назвать или отнести к какой-либо категории предмет, действие или место.

Все это примеры функционального интерактивного использования эхолалии.

Когда Брайсу было десять лет, я была крайне удивлена, узнав, что по результатам тестов его словарный запас гораздо ниже, чем у сверстников. Я очень гордилась уровнем развития его речи, поэтому захотела взглянуть на эти тесты. Среди прочего там были ошибки в определении слов кактус, скрипка и холостяк. Сначала это меня ужасно разозлило. Три этих слова обозначали понятия, с которыми он никогда не сталкивался. При этом он дал вполне связные ответы: картинку с кактусом он назвал «пустынное растение», а со скрипкой - «музыкальный инструмент». Он не знал слово «холостяк», но я уверена, он понимал, что мужчина, у которого нет жены, не женат, и наоборот. И все же, несмотря на мое раздражение, эти материалы помогли мне осознать, насколько часто, разговаривая с ним, я автоматически расшифровывала его нестандартные высказывания. Я не хотела тратить все время нашей беседы на исправление ошибок, мне хотелось продолжать обмениваться с ним мыслями, не прерывая разговора.

Результаты тестов я восприняла как сигнал к тому, что следует уделить немного времени проверке того, как он понимает сказанное или написанное. Например, однажды мы натолкнулись в тексте на фразу: «Он вырвал сумочку у нее из рук». Брайс выглядел озадаченным. Тогда я остановилась и мы стали разбирать значение каждого слова. «А! - воскликнул он раздраженно. - Он украл ее сумку. Ну и почему нельзя было так и сказать? Он украл ее сумку».

Этот небольшой инцидент привел к долгой беседе о том, как слова, подобно цветам, имеют множество оттенков, и как использование синонимов может «раскрасить» историю. Мы замечательно провели время, составляя длинный, местами комичный, список синонимов слова большой: большущий, гигантский, громадный, огромный, исполинский, крупный и т.д. Это был момент истины для нас обоих. Брайс никогда не думал о словах в этом ключе, а я никогда не думала о том, что это может быть ему интересно. Со временем я научилась не искать кратчайших путей, таких как «Надень пальто!», а стала говорить вместо этого: «На улице идет дождь, надень сегодня свою красную куртку с капюшоном».

***

В подростковом возрасте Брайс виртуозно владел гештальт-методом восприятия и воспроизведения речи. Как-то он попросил меня послушать его репетицию того, как он когда-нибудь пригласит девушку на свидание. Вот что я услышала: «Если ты когда-нибудь захочешь прогуляться со мной - сходить в кино или выбраться на пикник в парк - это будет по-настоящему большой честью для меня». Конечно, такие слова должны понравиться любой девушке. И, возможно, она никогда не узнает, что это дословная цитата из одного старого фильма.

глава 6. Вербальное общение дается мне
с большим трудом, поэтому мне лучше
один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Я очень люблю мюзикл по мотивам пьесы «Моя прекрасная леди». Главная героиня - Элиза Дулиттл ведет себя так, что на нее невозможно не обратить внимание. Особенно она мне нравится в номере «Покажи мне», когда она увещевает своего возлюбленного прекратить заливаться соловьем, она поет: «Слова, слова, слова -меня уже просто тошнит от слов!», а потом заявляет: «Хватит тратить мое время - просто покажи мне!»

Эти слова могут стать лозунгом для очень многих людей с аутизмом. То, что лучше запоминается информация, изложенная наглядно, уже давно не новость. Если вы постоянно носите с собой ежедневник или на стене у вас висит календарь, это значит, что вы уже хорошо знакомы с визуальными расписаниями.

Язык жестов используется гораздо чаще, чем может показаться на первый взгляд. Сходите на бейсбольный матч и посмотрите на тренера третьей базы, потирающего предплечье, похлопывающего по груди и хватающего себя за пояс. Это вовсе не репетиция перед пробами на роль орангутанга. Так он без слов говорит бегущему, когда ему необходимо начать движение.

Вашему ребенку просто необходимы визуальные подсказки, ведь большинство людей с аутизмом думают образами, а не словами. Их основной язык изобразительный, а не словесный. Словарный запас ребенка может быть минимальным. Конечно, при этом его речь не будет особенно выразительной, но неужели мы настолько заносчивы или наивны, чтобы видеть в этом отсутствие мыслей, мнений, идей и убеждений? Разве можно сказать, что дерево, которое рубят, не издает ни звука, если никто вокруг не слышит этого? Вздор! Возможно, ваш ребенок в своем воображении превращает свой жизненный опыт в широкоэкранное цветное кино. Этот язык имеет не меньше прав на существование, чем тот, на котором вы сами говорите и думаете, и это тот язык, к которому вы должны приспособиться, если хотите установить контакт с ребенком и обучить его чему-либо.

Теперь, благодаря книгам Темпл Грэндин, мы гораздо больше знаем об особенностях мышления людей с аутизмом. Свою книгу «Мышление в образах» она начала так: «Я думаю образами. Слова для меня - это второй язык. Я мысленно перевожу разговорную речь и прочитанные тексты в полноцветные звуковые фильмы, которые прокручиваются у меня в голове, как видеокассеты. Когда кто-то говорит со мной, его слова немедленно превращаются в картинки. Люди, думающие словами, часто не могут этого понять».

Возможность почувствовать себя услышанным -необходимое условие для всестороннего развития любого человека. Визуально-ориентированный ребенок вынужден постоянно втискиваться в словесно-ориентированный мир, поэтому он не может не чувствовать себя уставшим и перегруженным. Где ему взять сил для борьбы?

Конечно, не все дети с аутизмом мыслят только образами. Но визуальные средства хороши тем, что они одинаково эффективны для всех. В начальной школе у Брайса была учительница, которая до него уже работала с учениками-аутистами и была знакома с визуальными расписаниями. Она была очень рада поводу использовать их снова. Одно большое расписание висело на двери и служило всему классу, детям очень нравилось громко поправлять учительницу, если происходило хотя бы крошечное отступление оттого, что было запланировано на этот день. Учительница потом говорила обо всех тех преобразованиях, которые были сделаны в классе для Брайса, в том числе и о визуальных расписаниях: «Это было критически необходимо для него, но это также было очень полезно для всех остальных детей».

Визуальные расписания и другие визуальные средства помогают ребенку ориентироваться в его учебном расписании или домашних делах. Расписание в картинках, скорее всего, окажется первым средством, которое порекомендуют вам специалисты по работе с детьми-аутистами. Почему? Попробуем разобраться...

 

- Они упорядочивают день и делают события предсказуемыми. Если ребенок точно знает, что за чем следует, он может сосредоточиться на каком-то конкретном деле и не беспокоиться о том, что произойдет в следующий момент.

 

- Они обозначают рамки. Мы показываем ребенку, что в развитии событий есть определенная логика, и он чувствует себя защищенным от непредсказуемости.

 

- Они призывают довести задание до конца. Для занятий, вызывающих наименьший интерес, очень полезна стратегия «сначала/потом». Когда ребенок видит, что после урока математики у него будет время поиграть на компьютере, это может помочь ему «взяться за ум», а не тянуть с решением задачи.

 

- Они развивают самостоятельность.

 

- Они помогают немного расшевелить воображение. По мере того как у ребенка появляется уверенность в своих силах и он становится более независимым, можно начать включать в расписания сюрпризы (необычные занятия или даже вопросительные знаки, обозначающие что-то неожиданное).

 

- Они способствуют приобретению социальных навыков. Правильно составленное расписание обязательно будет включать пятиминутки игр (или чтения) вместе с одноклассниками или такие задания, как «скажи "до свидания" или помаши рукой трем людям».

Проще говоря, они необходимы вашему ребенку, чтобы лучше понять происходящее вокруг и оправдать ожидания окружающих.

Когда мы с Брайсом только начинали знакомиться с визуальными расписаниями, мы использовали доску объявлений (разлинованная доска с клеящимися картинками, на которых схематично были изображены различные действия). У нас было множество заламинированных квадратиков на липучке, которые мы могли разместить в соответствии с распорядком дня: встать, позавтракать, одеться, почистить зубы, сесть в автобус. Он выполнял задание, затем снимал картинку, убирал ее в прикрепленный здесь же конверт и переходил к следующей. Этот способ работал, но до известной степени: было видно, что все происходящее не слишком-то его занимает. Прошло около года, и мне стало очевидно, что Брайс никак не реагирует на фантастические и нереалистичные изображения. Он признавал только гиперреализм - фотографии. Схематичные изображения просто ничего не значили для него. Он стал проявлять гораздо больше интереса к происходящему, когда я заменила схемы на фотографии.

Итак, первым делом вам необходимо определить «уровень восприятия» вашего ребенка. Нужно понять, какие именно изображения являются для него наиболее информативными. Для Брайса это были фотографии. Для другого ребенка это могут быть схематичные изображения, карандашные рисунки или разноцветные картинки. По мере взросления ребенка в расписание будут включаться словесные инструкции, какое-то время это будет комбинация слов и картинок, со временем останутся только слова (тогда это уже будет называться «список дел»).

Необходимо принять во внимание и то, как вашему ребенку проще отслеживать информацию. Не стоит принимать за аксиому размещение картинок «слева направо». Возможно, ему удобнее воспринимать расположение сверху вниз. Не перегружайте расписание: лучше начать с трех дел, а затем постепенно добавлять следующие.

Визуальные расписания нельзя считать чем-то временным, это не то, от чего можно будет постепенно отказаться по мере взросления ребенка. Периодически я сталкиваюсь с ситуациями, напоминающими мне о том, что визуальные расписания - это гораздо больше, чем комиксы из схематичных изображений, которые мы использовали для того, чтобы помогать Брайсу собираться в детский сад. С годами ребенок приобретает опыт, растет уровень его восприятия, но потребность в стабильности остается прежней. К тому же это то, что позволяет держаться на плаву издателям, печатающим календари и карманные ежедневники.

«Открытая школа» - это давно известная в Америке программа, по которой все шестиклассники на неделю отправляются в палаточный лагерь, чтобы поближе познакомиться с местной природой. Потрясающая программа! Однако она вызвала множество вопросов - как у меня, так и у Брайса. До этого он никогда не проводил пять ночей вне дома, вдали от своей семьи. Ему предстояло находиться под наблюдением двух учителей, знакомых с ним всего шесть недель (это была новая школа), и остального персонала палаточного городка, который не знал о нем вообще ничего. Ему предстояло приспособиться к непривычному распорядку дня, непредсказуемой погоде, к тому, что предстоит есть и спать рядом с детьми, которых он видел первый раз в жизни, и, возможно, самое страшное - к «походной еде».

Хотя школа и персонал лагеря заверяли меня, что они сделают все необходимое, Брайс никак не мог решить, хочет он поехать или нет. Он ежечасно менял решение, что лишь подчеркивало его беспокойство. Мы специально ездили на осмотр лагеря, Брайс в течение всего времени стоически хранил молчание. Он осмотрел столовую, которая (в чем он был твердо уверен) должна была стать источником многих страданий. Но стоп - он, кажется, начал проявлять интерес! На стене возле двери было вывешено гигантское расписание:

 

6.45 - подъем

7.15 - поднятие флага

7.30 - завтрак

10.30 - изучение дикой природы

11.15 - второй завтрак

12.00 - кружки

17.00 - обед

17.45 - песни

18.30 - встреча класса у костра

21.00 – отбой

 

- Кто-нибудь может дать мне копию? - спросил он.

- Уверена, что это не проблема, - ответила я. Копия нашлась, в листе проделали отверстие и повесили его на шнурке Брайсу на шею. Перед тем, как мы уехали, он также попросил меня узнать о меню на каждый день (я взяла его у главного повара). Теперь он точно знал, что и когда ему предстоит есть, а также когда он сможет попросить «специальное блюдо» - ту еду, которую я отправляла с ним.

Учитель Брайса рассказывал потом, что ребенок очень легко вжился в новую ситуацию. Расписания сыграли при этом едва ли не главную роль. Они сделали день предсказуемым, и ситуация стала управляемой. То, что раньше пугало неизвестностью, превратилось в захватывающее, но структурированное приключение. На финальном костре его трогательный рассказ о неуверенности в самом начале и о том, что здесь он нашел новых друзей, вызвал слезы на глазах учительницы. Всю неделю он проходил в одних и тех же носках, игнорируя остальные пять пар, лежавшие в его рюкзаке. Он прочувствовал все радости «Открытой школы» и в течение всего оставшегося учебного года с удовольствием рассказывал каждому, кто спрашивал об этом, что это было самое интересное школьное событие за весь шестой класс.

Возможность услышать и быть услышанным самому - это непременное условие для эффективного обучения. Но для того чтобы привыкнуть к новому способу общения (даже более удобному), ребенку нужно время. Не торопите его. Дайте дополнительное время для решения задачи, не повторяйте снова и снова одни и те же инструкции, если вы видите, что они не достигают цели.

Любое обращение, бессмысленное для адресата, не может достичь цели. Для подавляющего числа аутистов не слова, а именно изображения несут основную смысловую нагрузку. Так воспользуйтесь этим, сделайте обучение понятным и удобным прежде всего для ребенка. После этого ваша жизнь станет гораздо спокойнее, ведь ребенку, больше не нужно быть воином. Он пришел, он УВИДЕЛ, он победил.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.