Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Полномочия арбитражного суда апелляционной инстанции. Основания к изменению или отмене решения арбитражного суда первой инстанции



Согласно ст. 269 АПК по результатам рассмотрения апелляционной жалобы на решение суда первой инстанции арбитражный суд апелляционной инстанции вправе:

1) оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения;

2) отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт;

3) отменить решение полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить исковое заявление без рассмотрения полностью или в части.

Согласно ч. 4 ст. 272 АПК по результатам рассмотрения апелляционной жалобы на определение суда первой инстанции суд апелляционной инстанции вправе:

1) оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения;

2) отменить определение арбитражного суда первой инстанции и направить вопрос на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции;

3) отменить определение полностью или в части и разрешить вопрос по существу.

Согласно ст. 270 АПК основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются:

1) неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела;

2) недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными;

3) несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Неправильным применением норм материального права является:

1) неприменение закона, подлежащего применению;

2) применение закона, не подлежащего применению;

3) неправильное истолкование закона.

Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.

Основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае являются:

1) рассмотрение дела арбитражным судом в незаконном составе;

2) рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из участвующих в деле лиц, не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания;

3) нарушение правил о языке при рассмотрении дела;

4) принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле;

5) не подписание решения судьей или одним из судей, если дело рассмотрено в коллегиальном составе судей, либо подписание решения не теми судьями, которые указаны в решении;

6) отсутствие в деле протокола судебного заседания или подписание его не теми лицами;

7) нарушение правила о тайне совещания судей при принятии решения.

 

 

39а.Исправление недостатков решения арбитражного суда.

По общему правилу арбитражный суд, вынесший решение, не вправе изменить его содержание. Вместе с тем АПК устанавливает из общего правила три исключения, когда арбитражный суд может внести исправления в содержание объявленного решения:

1) Дополнительное решение - это способ исправления неполноты судебного решения. Основания, при наличии которых суд может принять дополнительное решение:

· по какому-либо требованию, в отношении которого лица, участвующие в деле, представили доказательства, судом не было принято решение;

· суд, разрешив вопрос о праве, не указал в решении размер присужденной денежной суммы, подлежащее передаче имущество или не указал действия, которые обязан совершить ответчик;

· судом не разрешен вопрос о судебных расходах.

Дополнительное решение может быть принято только до вступления основного решения в законную силу.

При принятии дополнительного решения суд обязан провести судебное заседание в порядке, установленном гл. 19 АПК, само дополнительное решение принимается в соответствии с правилами принятия решений: с удалением в совещательную комнату, соблюдением требований к изложению, объявлению и направлению решения.

2) Разъяснение судебного решения - дается судом, которым разрешено дело, в случае неясности вынесенного решения. Суд, разъясняя судебное решение, не должен изменять его содержание. При этом разъяснение может касаться не только резолютивной, но и мотивировочной части судебного решения.

Инициаторами дачи разъяснения судебного решения могут выступать лица, участвующие в деле, судебный пристав-исполнитель.

Разъяснение дается в форме отдельного определения, направляемого всем лицам, участвующим в деле, а также органам, исполняющим решение, если с заявлением обратились они. Определение выносится в десятидневный срок со дня поступления заявления в суд. Проведения судебного заседания при этом не требуется.

Возможность разъяснения решения ограничена сроком его исполнения. Если решение исполнено, оно не может быть разъяснено. Не допускается разъяснение решения и по истечении срока, в течение которого оно может быть принудительно исполнено.

3) Исправление описок, опечаток и арифметических ошибок. Указанные недостатки суд вправе исправить как по своей инициативе, так и по заявлению лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя, других исполняющих решение арбитражного суда органа, организации.

Под опиской понимается неправильное написание в решении слова, цифры, имеющих какое-либо значение для лиц, участвующих в деле, или для органов, исполняющих решение.

Опечаткой признается такая же самая ошибка, допущенная при изготовлении решения при помощи технических средств: на пишущей машинке или компьютере.

Арифметической ошибкой является ошибка, допущенная при подсчете, но никак не в результате применения методики подсчета.

Исправление судом описок, опечаток и арифметических ошибок допускается только без изменения содержания решения, тех выводов, к которым пришел суд на основе исследования доказательств, установления обстоятельств и применения закона.

Процедура исправления описок и явных арифметических ошибок, выявленных после объявления решения по делу сходна с процедурой разъяснения судебного решения.

 

51.Понятие апелляционного производства в арбитражном процессе (право апелляционного обжалования, его субъекты, объекты обжалования).

 

Право апелляционного обжалования является правом на возбуждение деятельности суда второй инстанции по проверке законности и обоснованности решения арбитражного суда первой инстанции, не вступившего в законную силу.

Право на обжалование решения возникает со дня его принятия при наличии указанных в законе предпосылок:

1) наличие вынесенного судом первой инстанции решения, не вступившего в законную силу. В апелляционном порядке могут быть обжалованы только решения арбитражных судов субъектов РФ. Решения Высшего Арбитражного Суда РФ могут быть пересмотрены только в порядке судебного надзора.

Не может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции и решение суда по делам об оспаривании нормативных правовых актов (ч. 4 ст. 195 АПК РФ).

Апелляционная жалоба может быть подана и на часть решения или на дополнительное решение (ст. 178 АПК РФ);

2) отнесение субъектов обжалования к числу лиц, участвующих в деле. При этом не имеет значения, участвовали ли они в заседании суда первой инстанции.

Прокурор имеет право принести апелляционную жалобу, если он предъявлял иск по данному делу. Право на подачу апелляционной жалобы имеет и прокурор, вступивший в дело в целях обеспечения законности в соответствии с ч. 5 ст. 52 АПК РФ.

Право апелляционного обжалования имеют только Генеральный прокурор РФ, заместитель Генерального прокурора РФ, прокурор или заместитель прокурора субъекта РФ, а также приравненные к ним прокуроры или их заместители (ч. 2 ст. 52 АПК РФ).

Государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, участвовавшие в разбирательстве дела в первой инстанции, также вправе обратиться с апелляционной жалобой.

Право на обжалование не вступившего в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции имеют и правопреемники сторон и третьих лиц, а также заявителей и заинтересованных лиц по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, и делам, перечисленным в разделе IV АПК РФ (ст. 48 АПК РФ).

Представитель (юрисконсульт, адвокат и др.) вправе подать апелляционную жалобу на решение только в том случае, если это полномочие закреплено в доверенности, выданной ему представляемым лицом. Законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители) могут совершать от имени представляемого все процессуальные действия, в том числе вправе самостоятельно обжаловать решение, не имея специальной доверенности.

Также имеют право на принесение апелляционной жалобы и лица, не участвовавшие в деле, о правах и обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт. Они пользуются правами лиц, участвующих в деле, в том числе они вправе принимать участие в рассмотрении дела в апелляционной инстанции, заявлять ходатайства, знакомиться с материалами дела, представлять доказательства.

 

52.Производство в апелляционной инстанции (порядок рассмотрения жалобы, пределы рассмотрения дела в апелляционной инстанции).

 

Апелляционная жалоба может быть подана в течение одного месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции решения через арбитражный суд, принявший решение в первой инстанции. По делам об административных правонарушениях установлен сокращенный 10-дневный срок обжалования.

Если срок подачи апелляционной жалобы пропущен, он может быть восстановлен арбитражным судом апелляционной инстанции, если арбитражный суд признает причины пропуска срока уважительными. Соответствующее ходатайство должно быть подано не позднее шести месяцев со дня принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд в письменной форме и подписывается лицом, подающим жалобу, или его представителем.

В апелляционной жалобе должны быть указаны:

1) наименование арбитражного суда, в который подается апелляционная жалоба;

2) наименование лица, подающего жалобу, и других лиц, участвующих в деле;

3) наименование арбитражного суда, принявшего обжалуемое решение, номер дела и дата принятия решения, предмет спора;

4) требования лица, подающего жалобу, и основания обжалования;

5) перечень прилагаемых к жалобе документов.

К апелляционной жалобе прилагаются:

1) копия оспариваемого решения;

2) документы, подтверждающие уплату госпошлины;

3) документ, подтверждающий направление другим лицам, участвующим в деле, копий апелляционной жалобы и документов, которые у них отсутствуют;

4) доверенность или иной документ, подтверждающие полномочия на подписание апелляционной жалобы.

Лица, участвующие в деле, вправе направить в арбитражный суд и другим лицам, участвующим в деле, отзыв на апелляционную жалобу с возражениями относительно жалобы.

Получив апелляционную жалобу, арбитражный суд направляет ее вместе с делом в соответствующий арбитражный суд апелляционной инстанции в 3-дневный срок со дня поступления жалобы в суд.

Апелляционная жалоба, поданная с соблюдением требований к ее форме и содержанию, принимается к производству арбитражным судом апелляционной инстанции, о чем выносится определение.

Если апелляционная жалоба подана с нарушением требований, установленных АПК, арбитражный суд апелляционной инстанции выносит определение об оставлении жалобы без движения, в котором указывается срок для устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления жалобы без движения. В случае если данные обстоятельства будут устранены в указанный срок, апелляционная жалоба считается поданной в день ее первоначального поступления в суд.

Определение о возвращении апелляционной жалобы выносится, если:

1) обстоятельства, послужившие основанием для оставления жалобы без движения, не устранены в указанный срок;

2) она подана лицом, не имеющим права апелляционного обжалования;

3) она подана на судебный акт, который не обжалуется в порядке апелляционного производства;

4) она подана по истечении срока подачи апелляционной жалобы;

5) от лица, подавшего жалобу, поступило ходатайство о ее возвращении.

6) отклонено ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки уплаты госпошлины или об уменьшении ее размера.

После устранения обстоятельств, послуживших основанием для возвращения жалобы, она может быть подана повторно.

Пределы рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции установлены в ст. 268 АПК.

При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд пересматривает дело по существу только в части, в которой оно обжалуется. Арбитражный суд может выйти за пределы апелляционной жалобы, только если лица, участвующие в деле, заявят соответствующие возражения.

Однако арбитражный суд апелляционной инстанции вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции. При отмене решения суда в связи с нарушением норм процессуального права арбитражный суд апелляционной инстанции вновь рассматривает дело по существу без каких-либо ограничений.

 

 

54.Понятие кассационного производства в арбитражном процессе (право кассационного обжалования, его субъекты, объекты обжалования).

Кассационное производство, также кассация (лат. cassatio — «отмена, уничтожение») — процессуальная деятельность. Осуществляется в соответствии с уголовно-процессуальным, гражданско-процессуальным и арбитражным процессуальным кодексами Российской Федерации.

  • обжалование и опротестование в вышестоящий суд судебных решений, приговоров, не вступивших в законную силу[1];
  • проверка вышестоящим судом законности и обоснованности решений и приговоров суда, не вступивших в законную силу, по имеющимся в деле и дополнительно представленным материалам. При рассмотрении кассации существо дела не затрагивается;
  • пересмотр (заявление о пересмотре), отмена (прошение об отмене) судебного решения низшей инстанции вышестоящей инстанцией по формальным основаниям, указанным в кассационной жалобе (неправильное применение закона или несоблюдение процессуальных норм), не затрагивающие существа дела;
  • признание состоявшихся выборов недействительными в силу нарушений в ходе избирательной кампании порядка голосования и (или) определения его результатов.

Характерные признаки кассационного производства: свобода обжалования, ревизионные начала, проверка обоснованности и правильности приговора, возможность представления дополнительных материалов, запрет поворота к худшему.

Отличие кассации от апелляции заключается в том, что последняя основывается на обнаружении или новых фактических обстоятельств, или нарушении закона, сделанных судом по недосмотру. Кассация приводит непосредственно только к отмене постановленного решения, а не к постановке тотчас же нового.

 

 

55а.Производство в кассационной инстанции (порядок рассмотрения жалобы, пределы рассмотрения дела в кассационной инстанции).

 

Арбитражный суд кассационной инстанции рассматривает дело в судебном заседании коллегиальным составом судей по правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, установленными в гл. 35 АПК. Арбитражные заседатели не могут входить в состав суда кассационной инстанции.

В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции не ведется протокол.

Арбитражный суд кассационной инстанции рассматривает кассационную жалобу на решение арбитражного суда первой инстанции и (или) постановление арбитражного суда апелляционной инстанции в срок, не превышающий месяца со дня поступления кассационной жалобы вместе с делом в арбитражный суд кассационной инстанции, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие судебного акта.

При рассмотрении дел арбитражным судом кассационной инстанции не применяются правила об изменении оснований или предмета иска, увеличении размера исковых требований, о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, о вступлении в дело третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, о соединении и разъединении нескольких исковых требований.

В кассационной инстанции не может быть предъявлен встречный иск, не применяются правила о замене ненадлежащего ответчика.

Пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены ст. 286 АПК. Задачей арбитражного суда кассационной инстанции является проверка законности решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций. Проверяя законность судебных актов, арбитражный суд кассационной инстанции устанавливает правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта.

Правильность применения норм материального и процессуального права арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы. В соответствии со ст. 286 АПК арбитражный суд кассационной инстанции проверяет правильность применения норм процессуального права, нарушение которых является безусловным основанием для отмены судебного акта, независимо от доводов, содержащихся в кассационной жалобе.

Часть 3 ст. 286 АПК обязывает арбитражный суд кассационной инстанции при рассмотрении дела проверять, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Проверяя соответствие выводов арбитражного суда о применении нормы права имеющимся в деле доказательствам, арбитражный суд кассационной инстанции обязан проверить обоснованность выводов арбитражного суда о существовании или отсутствии фактических обстоятельств, включенных в предмет доказывания, т.е. тех обстоятельств, которые дают возможность применить норму права, составляющую правовое основание иска.

 

 

56а.Полномочия кассационной инстанции и основания к изменению или отмене решения в кассационной инстанции.

Полномочия арбитражного суда кассационной инстанции - это совокупность его прав на совершение установленных законом процессуальных действий относительно вступивших в законную силу решения, постановления определения суда первой или апелляционной инстанций, проверяемого по кассационной жалобе.

Федеральный арбитражный суд округа, рассмотрев дело, вправе:

1) оставить решение арбитражного суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения - если будет установлено, что суд первой или апелляционной инстанции при рассмотрении и разрешении дела правильно установил обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, и верно применил нормы материального и процессуального права.

Оставляя жалобу без удовлетворения, суд кассационной инстанции должен в своем определении указать мотивы, по которым отвергнуты доводы жалобы.

2) отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт - если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права либо законность решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций повторно проверяется арбитражным судом кассационной инстанции при отсутствии оснований к отмене решения, предусмотренных п. 3 ч. 1 ст. 287 АПК РФ.

Право арбитражного суда кассационной инстанции изменить решение может быть реализовано только тогда, когда допущенные судом нарушения не повлияли на конечные выводы суда первой инстанции о правах и обязанностях сторон.

3) отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено или изменено - если этим судом нарушены нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с ч. 4 ст. 288 АПК основанием для отмены решения, постановления, или если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.

4) отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и передать дело на рассмотрение другого арбитражного суда первой или апелляционной инстанций в пределах одного и того же судебного округа - если указанные судебные акты повторно проверяются арбитражным судом кассационной инстанции и содержащиеся в них выводы не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам;

5) оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений - если придет к выводу, что оно является законным и обоснованным. Все другие решения и постановления, вынесенные по делу, подлежат отмене;

6) отменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить исковое заявление без рассмотрения полностью или в части - может иметь место только по основаниям, указанным в ст. 148 и ст. 150 АПК РФ.

 

 

58.Понятие надзорного производства (право обращения в надзорную инстанцию, его субъекты, объекты пересмотра).

 

НАДЗОРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО - в РФ порядок пересмотра решений, приговоров, определений и постановлений судов первой инстанции, вступивших в законную силу, а также кассационных определений, которыми эти судебные постановления оставлены без изменения, отменены или изменены.

Надзорное производство возбуждается:

1) по заявлениям лиц, участвующих в деле;

2) по заявлениям лиц, не участвовавших в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт;

3) по представлению прокурора.

Заявление или представление прокурора о пересмотре в порядке надзора судебного акта может быть подано в ВАС РФ в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспоренного судебного акта, принятого по данному делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта.

Срок подачи заявления или представления, пропущенный по причинам, не зависящим от лица, по ходатайству заявителя может быть восстановлен судьей ВАС РФ при условии, что ходатайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта.

Этапы производства по пересмотру дела в порядке надзора:

1) решается вопрос о принятии заявления или представления к производству.

Вопрос о принятии заявления или представления к производству рассматривается единолично судьей ВАС РФ в пятидневный срок со дня его поступления в ВАС РФ;

2) решается вопрос о направлении дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра судебного акта в порядке надзора.

Заявление или представление о пересмотре судебного акта в порядке надзора рассматривается коллегиальным составом судей ВАС РФ в судебном заседании без извещения лиц, участвующих в деле. Срок рассмотрения не должен превышать одного месяца со дня поступления заявления или представления в ВАС РФ;

3) Президиум ВАС РФ пересматривает судебные акты в порядке надзора.

Президиум ВАС РФ является единственным судебно-надзорным органом и действует коллегиально, в составе Председателя ВАС РФ, заместителей Председателя ВАС РФ и председателей судебных составов ВАС РФ. Президиум рассматривает дело не позднее чем в срок, не превышающий трех месяцев со дня вынесения определения о передаче дела в Президиум.

По результатам рассмотрения дела о пересмотре судебного акта в порядке надзора Президиум ВАС РФ вправе:

1) оставить оспариваемый судебный акт без изменения, а заявление или представление без удовлетворения;

2) отменить судебный акт полностью или в части и передать дело на новое рассмотрение в арбитражный суд, судебный акт которого отменен или изменен;

3) отменить судебный акт полностью или в части и принять новый судебный акт, не передавая дело на новое рассмотрение;

4) отменить судебный акт полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить иск без рассмотрения полностью или в части;

5) оставить без изменения один из ранее принятых по делу судебных актов.

 

61.Понятие, основания, порядок и сроки пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам судебных актов арбитражного суда, вступивших в законную силу.

Вновь открывшиеся обстоятельства - это юридические факты, существовавшие в момент рассмотрения дела и имеющие существенное значение для его разрешения. Однако они не могли быть известны ни заявителю, ни суду, рассмотревшему дело, в силу объективных обстоятельств, независящих от заявителя и суда.

Основания пересмотра судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам:

1) существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю;

2) установленные вступившим в законную силу приговором суда фальсификация доказательства;

3) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные деяния лица, участвующего в деле, или его представителя либо преступные деяния судьи;

4) отмена судебного акта арбитражного суда или суда общей юрисдикции либо постановления другого органа, послуживших основанием для принятия судебного акта по данному делу;

5) признанная вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда или суда общей юрисдикции недействительной сделка, повлекшая за собой принятие незаконного или необоснованного судебного акта по данному делу;

6) признание Конституционным Судом РФ не соответствующим Конституции РФ закона, примененного арбитражным судом в конкретном деле;

7) установленное ЕСПЧ нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении арбитражным судом конкретного дела.

Объектом пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам является вступивший в законную силу судебный акт. Вступившие в законную силу решение, определение, принятые арбитражным судом первой инстанции, пересматриваются по вновь открывшимся обстоятельствам судом, принявшим эти решение, определение.

Заявление о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам подается в арбитражный суд, принявший данный судебный акт, лицами, участвующими в деле, не позднее трех месяцев со дня открытия обстоятельств, являющихся основанием для пересмотра судебного акта.

По ходатайству лица, обратившегося с заявлением, пропущенный срок подачи заявления может быть восстановлен судом при условии, если ходатайство подано не позднее шести месяцев со дня открытия указанных обстоятельств, и суд признает причины пропуска срока уважительными.

О принятии заявления к производству арбитражный суд выносит определение.

Принятое к производству заявление арбитражный суд рассматривает в судебном заседании в срок, не превышающий месяца со дня его поступления в арбитражный суд.

Заявитель и другие лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для рассмотрения заявления.

По результатам рассмотрения заявления арбитражный суд или принимает решение, постановление об удовлетворении заявления и отмене ранее принятого им судебного акта, или выносит определение об отказе в удовлетворении заявления.

В случае отмены судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам дело повторно рассматривается тем же арбитражным судом, которым отменен ранее принятый им судебный акт, в общем порядке.

Арбитражный суд вправе повторно рассмотреть дело непосредственно после отмены судебного акта в том же судебном заседании, если лица, участвующие в деле, или их представители присутствуют в судебном заседании и не заявили возражений относительно рассмотрения дела по существу в том же судебном заседании.

 

46.Особенности рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве).

 

Дела о банкротстве независимо от состава участвующих в них лиц рассматриваются исключительно арбитражными судами. Рассмотрение осуществляется по правилам, предусмотренным АПК, с особенностями, установленными ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и другими ФЗ, регулирующими вопросы банкротства.

Арбитражный процесс по делам о банкротстве можно разделить на две основные стадии:

1) разбирательство дел о банкротстве, в ходе которого арбитражный суд производит собственно рассмотрение дела;

2) процедуры банкротства - конкурсное производство, финансовое оздоровление и внешнее управление, мировое соглашение.

Производство по делу о банкротстве возбуждается в арбитражном суде на основании заявления о признании должника банкротом. Лица, имеющие право на обращение в арбитражный суд с таким заявлением - должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы.

Заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику – юр. лицу в совокупности составляют не менее чем сто тысяч рублей, к должнику - гражданину - не менее чем десять тысяч рублей, а также имеются признаки банкротства, установленные законом.

В зависимости от того, кто обращается с заявлением в арбитражный суд (должник, конкурсный кредитор, уполномоченный орган), различаются и требования к форме и содержанию заявления о признании должника банкротом и к документам, прилагаемым к нему.

Принятие заявления о признании должника банкротом производится судьей арбитражного суда единолично в течение пяти дней после поступления заявления. Судья обязан принять заявление о признании должника банкротом, если оно подано с соблюдением требований, предусмотренных как АПК РФ, так и Законом о банкротстве.

В определении о принятии заявления о признании должника банкротом указываются кандидатура арбитражного управляющего и (или) саморегулируемая организация, из числа членов которой арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего.

Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются коллегиальным составом судей, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве. К рассмотрению таких дел не могут привлекаться арбитражные заседатели.

Лицами, участвующими в деле, являются должник, арбитражный управляющий, конкурсные кредиторы, уполномоченные органы, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, а также лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления.

Дело о банкротстве должно быть рассмотрено в срок, не превышающий семи месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд.

Определения, выносимые при рассмотрении дел о банкротстве, могут быть обжалованы в течение десяти дней со дня вынесения, при этом допускается обжалование любых определений. Определения, в отношении которых ничего не сказано о возможности обжалования, могут быть обжалованы в суд апелляционной инстанции в 14-дневный срок с момента принятия.

В решении о признании банкротом должны содержаться указания о признании должника банкротом, об открытии конкурсного производства. Такое решение подлежит немедленному исполнению, если иное не установлено Законом о банкротстве.

При этом сведения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, о прекращении производства по делу о банкротстве и другие сведения, предусмотренные Законом о банкротстве, подлежат обязательному опубликованию.

 

41а.Производство по делам, возникающих из административных и иных публичных правоотношений в арбитражном процессе: общая характеристика.

Рассмотрение споров из административных и иных публичных правоотношений осуществляется в арбитражном суде по общим правилам искового производства с особенностями, установленными разд. III АПК. Особенности производства диктуются неравноправием сторон в таких спорах, которое существует в материально-правовых отношениях между ними.

Одним из субъектов в делах, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, является государственно-властный орган или должностное лицо, предписывающие другому субъекту правоотношений обязательные для исполнения действия, либо устанавливающие запреты, либо своим бездействием препятствующие реализации прав или законных интересов другого субъекта.

При рассмотрении дела из административных и иных публичных правоотношений, арбитражный суд выполняет две функции:

1) защиты прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность в споре с органом, наделенным властными полномочиями по отношению к этим лицам;

2) судебного контроля за действиями государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц.

АПК предусматривает особенности производства по четырем категориям дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений:

· об оспаривании нормативных правовых актов;

· об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц;

· об административных правонарушениях;

· о взыскании обязательных платежей.

Дела, возникшие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются арбитражным судом, если они затрагивают права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявления по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, подаются в арбитражный суд по общим правилам подсудности, предусмотренным АПК, если разд. III АПК не установлено иное. Например, дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности подсудны по месту нахождения заявителя.

Специальное правило о распределении бремени доказывания в делах из административных и иных публичных правоотношений направлено на преодоление неравного положения субъектов этих дел: бремя доказывания законности принятого акта, решения, совершенного действия (бездействия) лежит на участвующем в деле государственно-властном органе или должностном лице.

Правовой статус представителей государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, принявших оспариваемый акт, в делах из административных и иных публичных правоотношений также обладает определенной особенностью: арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание таких представителей и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений. В случае их неявки арбитражный суд может наложить на них штраф.

Новеллой в арбитражном процессе является возможность примирения сторон в делах из административных и иных публичных правоотношений. Такое примирение оформляется соглашением сторон или с использованием других примирительных процедур, если иное не установлено федеральным законом.

 

 

42.Особенности рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов в арбитражном процессе.

 

Рассмотрение таких дел осуществляется по общим правилам искового производства с особенностями, установленными в АПК.

Производство по делам об оспаривании НПА возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц.

Граждане, организации и иные лица, а также прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим НПА при соблюдении одновременно двух условий:

1) оспариваемый НПА или отдельные его положения не соответствуют закону или иному НПА, имеющим большую юридическую силу;

2) оспариваемый акт или отдельные его положения нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление о признании НПА недействующим должно соответствовать требованиям, предусмотренным АПК для искового заявления. Кроме того, в заявлении должны быть также указаны:

1) наименование органа, должностного лица, принявших оспариваемый НПА;

2) название, номер, дата принятия и иные данные об оспариваемом НПА;

3) права и законные интересы заявителя, которые, по его мнению, нарушаются этим оспариваемым актом или его отдельными положениями;

4) название НПА, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый акт или его отдельные положения;

5) требование заявителя о признании оспариваемого акта недействующим;

6) перечень прилагаемых документов.

К заявлению прилагаются документы, указанные АПК как обязательные приложения к исковому заявлению, а также текст оспариваемого НПА. Подача заявления в арбитражный суд не приостанавливает автоматически действие оспариваемого НПА.

Дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается коллегиальным составом судей. Срок рассмотрения таких дел не может превышать двух месяцев со дня поступления заявления в суд.

Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, орган, принявший оспариваемый НПА, а также иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

Арбитражный суд в делах об оспаривании НПА не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.

Бремя доказывания законности принятого акта лежит на участвующем в деле государственно-властном органе или должностном лице которые приняли акт.

Отказ заинтересованного лица от своего требования, признание требования органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, не препятствуют рассмотрению арбитражным судом дела по существу.

По результатам рассмотрения дела арбитражный суд принимает одно из решений:

1) о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному НПА, имеющему большую юридическую силу;

2) о признании оспариваемого акта или отдельных его положений не соответствующими иному НПА, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.

Решение арбитражного суда по делу об оспаривании НПА вступает в законную силу немедленно после его принятия.

 

 

43.Особенности рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

Рассмотрение вышеупомянутых дел осуществляется по общим правилам искового производства с особенностями, установленными в АПК.

Производство по таким делам возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц. Граждане, организации и иные лица, а также прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд при соблюдении одновременно двух условий:

1) оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному НПА;

2) оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено ФЗ. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Заявление должно соответствовать требованиям, предусмотренным АПК для искового заявления. Кроме того, в заявлении должны быть также указаны:

1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);

2) название, номер, дата принятия акта, решения, время совершения действий;

3) права и законные интересы, которые нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);

4) законы и иные НПА, которым не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);

5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

К заявлению прилагаются документы, указанные АПК как обязательные приложения к исковому заявлению, а также текст оспариваемого акта, решения. По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.

Дело об оспаривании об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц рассматривается судьей единолично. Срок рассмотрения таких дел не может превышать двух месяцев (10 дней – для дел об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов).

Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, а также орган или должностное лицо, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), и иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

Бремя доказывания законности принятого акта, решения лежит на участвующем в деле органе или должностном лице которые приняли акт, решение.

По результатам рассмотрения дела арбитражный суд принимает одно из решений:

1) о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными;

2) об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Решение арбитражного суда подлежит немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.

 

44.Особенности рассмотрения в арбитражном суде дел о привлечении к административной ответственности.

Рассмотрение осуществляется по общим правилам искового производства с особенностями, установленными в АПК и КоАП.

1) Рассмотрение дел о привлечении к адм. ответственности.

Производство возбуждается на основании заявлений адм. органов, которые подаются по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об адм. правонарушении.

Заявление направляется в арбитражный суд в течение суток с момента составления протокола.

Заявление должно соответствовать требованиям, предусмотренным для искового заявления + должны быть также указаны другие сведения, предусмотренные в АПК. К заявлению прилагаются протокол об адм. правонарушении и прилагаемые к протоколу документы, а также уведомление о вручении.

Соответствующие дела рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня поступления в арбитражный суд заявления. Арбитражный суд может продлить срок рассмотрения дела не более чем на месяц по ходатайству лиц, участвующих в деле, или в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела.

Бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к ответственности.

По результатам рассмотрения дела арбитражный суд принимает одно из решений:

1) о привлечении к адм. ответственности;

2) об отказе в удовлетворении требования адм. органа о привлечении к адм. ответственности.

 

44а.Особенности рассмотрения в арбитражном суде дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.

Рассмотрение дел об оспаривании решений адм. органов о привлечении к адм. ответственности.

Производство возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к адм. ответственности, которые подаются по месту нахождения или месту жительства заявителя.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения и госпошлиной не облагается. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.

По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить исполнение оспариваемого решения.

Заявление должно соответствовать требованиям, предусмотренным для искового заявления + должны быть также указаны другие сведения, предусмотренные в АПК. К заявлению прилагаются текст оспариваемого решения, а также уведомление о вручении.

Соответствующие дела рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий десяти дней со дня поступления в арбитражный суд заявления.

Бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к адм. ответственности, возлагается на адм. орган, принявший оспариваемое решение.

При рассмотрении дела арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

По результатам рассмотрения дела арбитражный суд принимает одно из решений:

1) о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения;

2) об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Решение по делам об оспаривании решений адм. органов о привлечении к адм. ответственности и о привлечении к адм. ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Копия решения направляется арбитражным судом в трехдневный срок со дня его принятия лицам, участвующим в деле.

 

44б.Особенности рассмотрения дел о взыскании обязательных платежей и санкций в арбитражном процессе.

 

Рассмотрение осуществляется по общим правилам искового производства с особенностями, установленными в АПК.

Производство возбуждается на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций.

Контрольные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если ФЗ не предусмотрен иной (бесспорный) порядок их взыскания.

Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.

Заявление должно соответствовать требованиям, предусмотренным АПК для искового заявления. Кроме того, в заявлении должны быть также указаны:

1) наименование платежа, подлежащего взысканию, размер и расчет его суммы;

2) нормы ФЗ и иного НПА, предусматривающие уплату платежа;

3) сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке.

К заявлению прилагаются документы, указанные АПК как обязательные приложения к исковому заявлению, а документ, подтверждающий направление заявителем требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке.

Дело о взыскании обязательных платежей и санкций рассматривается судьей единолично. Срок рассмотрения таких дел не может превышать двух месяцев.

Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания лиц, участвующих в деле. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает следующие фактические обстоятельства:

1) наличие основания для взыскания суммы задолженности;

2) полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании;

3) правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

Бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возложена по таким делам на контрольный орган-заявитель.

Решение арбитражного суда по делу о взыскании обязательных платежей и санкций принимается по правилам, установленным в главе 20 АПК.

При удовлетворении требования о взыскании обязательных платежей и санкций в резолютивной части решения должны быть указаны:

1) наименование лица, обязанного уплатить сумму задолженности, его место нахождения или место жительства, сведения о его государственной регистрации;

2) общий размер подлежащей взысканию денежной суммы с определением отдельно основной задолженности и санкций.

 

48. Правовое положение иностранных лиц в арбитражном процессе. Исполнение поручений иностранных судов. Процессуальные последствия рассмотрения судом иностранного государства тождественного дела.

 

АПК, ГК (раздел VI) и другие ФЗ.

Дела с участием иностранных лиц рассматриваются арбитражным судом по общим правилам АПК с особенностями, предусмотренными гл. 33 АПК, если международным договором РФ не предусмотрено иное.

При этом дела с участием иностранных лиц, если эти лица или их органы управления, филиалы, представительства либо их представители, уполномоченные на ведение дела, находятся или проживают на территории РФ, рассматриваются в сроки, установленные АПК.

В случаях, если иностранные лица, участвующие в деле, рассматриваемом арбитражным судом, находятся или проживают вне пределов России, срок рассмотрения дела продлевается арбитражным судом на срок, установленный договором о правовой помощи для направления поручений в учреждение юстиции или другой компетентный орган иностранного государства, а при отсутствии в договоре такого срока или при отсутствии указанного договора - не более чем на шесть месяцев.

Иностранные лица пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности наравне с российскими организациями и гражданами. Процессуальные льготы предоставляются иностранным лицам, если они предусмотрены международным договором РФ.

Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении иностранных лиц тех иностранных государств, в которых введены ограничения в отношении российских организаций и граждан.

Арбитражные суды в РФ рассматривают дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием иностранных лиц, в случае, если:

1) ответчик находится или проживает на территории РФ либо на территории РФ находится имущество ответчика;

2) орган управления, филиал или представительство иностранного лица находится на территории РФ;

3) спор возник из договора, по которому исполнение должно иметь место или имело место на территории РФ;

4) требование возникло из причинения вреда имуществу действием или иным обстоятельством, имевшими место на территории РФ, или при наступлении вреда на территории РФ;

5) в других случаях при наличии тесной связи спорного правоотношения с территорией РФ.

К исключительной компетенции арбитражных судов в РФ по делам с участием иностранных лиц относятся дела:

1) по спорам в отношении находящегося в государственной собственности РФ имущества;

2) по спорам, предметом которых являются недвижимое имущество, если такое имущество находится на территории РФ, или права на него;

3) по спорам, связанным регистрацией прав на результаты интеллектуальной деятельности, которые требуют регистрации или выдачи патента, свидетельства в РФ;

4) по спорам о признании недействительными записей в государственные реестры, произведенных компетентным органом РФ;

5) по спорам, связанным с учреждением, ликвидацией или регистрацией на территории РФ и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также с оспариванием решений органов этих юридических лиц.

 


 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.