Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПРЕДСКАЗАНИЕ ТЕСТОМ ПОВСЕДНЕВНОГО ПОВЕДЕНИЯ



 



 

Рис. 8.8. Гипотезы о соотношении: (а) воображаемой агрессии и агрессивной тенденции в тестовой ситуации; (b) агрессивной тенденции у наблюдаемой агрессии и (с) воображаемой и наблюдаемой агрессии для групп школьников с низкой и высокой тенденциями подавления агрессии [D. Olweus. 1972. р. 291. 293]

 

диагностических методик коэффициент валидности (его можно сопоставить с валидностью тестов интеллекта для предсказания школьной успеваемости).

Более сложной, однако вполне поддающейся анализу является ситу­ация, когда прогностический и эталонный показатели не настолько пол­но соответствуют друг другу. Ольвеус [D. Olweus, 1969; 1972] продемонстри­ровал это на примере показателя агрессивности подростков по отноше­нию к взрослым и эталонного показа­теля агрессии против своих ровесни­ков (того же, что и в только что рассмотренном исследовании; возраст испытуемых — 12-14 лет). В качестве средства предсказания в этом исследовании применялся не опросник, а проективная методика, пос­кольку исходная ситуация теста (под­росток против взрослого) позволяла актуализовать, прежде всего, тенден­ции торможения агрессии, которые и должны были отражаться в тестовых реакциях, указывающих на открытую и заторможенную агрессии. Стимульный материал представлял собой че­тыре неоконченных рассказа, в каж­дом из которых взрослый мужчина создавал для подростка (того же возраста, что и испытуемые) ситуацию фрустрации и некоторой угрозы, за что, однако, последний в опреде­ленной мере сам был ответствен. От испытуемого требовалось ответить на три вопроса, касающихся предложен­ной ситуации, и после этого приду­мать окончание истории. Категории анализа содержания включали в себя ряд субкатегорий, группировавшихся в соответствии с двумя противоположными мотивами—агрессивной тенденцией и тенденцией торможения агрессии. Ситуация тестирования в целом (включавшая как неокончен­ные рассказы, так и задающие кон­текст условия проведения теста) ока­зывала, по мнению Ольвеуса, одинаковое умеренно-стимулирующее вли­яние на тенденции агрессии и ее торможение, и у большинства испыту­емых обе тенденции актуализовались одновременно. Степень согласованно­сти суждений экспертов составила r=0,90

Характерно, что между тестовой ситуацией и реальной ситуацией эталонного поведения (конфликт между сверстниками) в данном случае на­блюдается определенное рассогласо­вание в степени актуализации обеих тенденций-мотивов. Ведь при обычной драке между сверстниками мера ак­туализации агрессивной тенденции,

 

Рис. 8.9 Соотношение между воображаемой агрессией (против взрослого) в проективном тесте и наблюдаемой агрессией (против одноклассников) для двух групп 12-14-летних подростков (N=44), показавших в тесте низкую и высокую тенденции торможения агрессии [D. Olweus, 1972, p.294]

как и в тестовой ситуации, оказыва­ется примерно средней, а актуализация тенденции торможения агрессии — слабой. Отсюда следует, что тенденция торможения агрессии, если она имеется, сильнее будет прояв­ляться в тестовой ситуации, чем в ситуации повседневной жизни. Если тенденция торможения сильна, то в тесте (но не в школьной жизни, где агрессия направлена против однок­лассников) с ростом агрессивной тен­денции соответствующее ей содержа­ние будет проявляться по отношению к взрослому все реже. Это гипотети­ческое обратное соотношение фактической агрессивной тенденции и ее выраженности в деятельности вооб­ражения школьников с сильным торможением агрессии поясняет диаг­рамма на рис. 8.8а (тестовая ситуация). Напротив, в служащих критери­ем ситуациях повседневной жизни (рис. 8.8b) школьники с сильным и слабым торможением агрессии едва ли должны различаться, ибо ссора с ровесником вряд ли актуализует тен­денцию торможения: Если теперь мы захотим предсказывать на основе значений проективного теста повсед­невную агрессивность, направленную против сверстников, то для тех, кто обнаружил при выполнении теста сильное торможение, будет иметь силу обратное соотношение (рис. 8.8а), т. е. чем меньше обнаруживается аг­рессивных моментов в содержании фантазий, тем сильнее агрессивная тенденция, которая в менее угрожа­ющих обстоятельствах (стычка с ро­весниками) определяет фактическое поведение (рис. 8.8с).

Эти теоретические допущения Ольвеус сумел полностью подтвердить в эмпирическом исследовании, что легко видеть на рис. 8.9, где представле­ны результаты для выборки из 44 подростков, разделенной по медианным значениям прогностических пока­зателей тенденции торможения. Прог­ностическим показателем (абсцисса) служила позитивная тенденция агрес­сии против взрослого, выделенная по результатам проективной методики (сумма внутренних агрессивных поры­вов и агрессивных форм поведения главных героев рассказов) [см: D. Olweus, 1969, р. 49-50].

Критерием (ордината) опять-таки выступает агрессивность по отноше­нию к одноклассникам, оцениваемая для каждого класса четырьмя учени­ками. Для подгруппы со слабой тен­денцией торможения агрессии коэф­фициент корреляции между вообра­жаемой агрессией и наблюдаемой аг­рессивностью составил +0,64, в под­группе же с сильной тенденцией тор­можения он оказался равным -0,55.

Наиболее тонким из разработанных до сих пор средств анализа содержа­ния является проективная методика измерения агрессивности и торможе­ния агрессии как двух устойчивых мотивационных тенденций агрессив­ного поведения, предложенная Корнадтом [H.-J. Kornadt, 1973; 1974; 1983].

В качестве стимульного материала он использовал серию из 8 картинок, изображавших персонажей-мужчин, причем ситуация каждого типа — нейтрально, слабо, средне и сильно стимулировавшая появление релеван­тного агрессии содержания — была представлена двумя картинками. Внутренняя согласованность парал­лельных форм теста составляла r=0,50, степень согласованности оце­нок экспертов для обеих мотивационных тенденций приближалась к 0.90. Показатели обеих тенденций между собой не коррелировали. Категории анализа были аналогичны разработанному для мотива достижения (см. гл. 6) и охватывали следующие категории содержания:

 

“Мотив агрессии. (1) Потребность в возмездии; (2) деятельность, инструментальная для достижения возмездия; (3) позитивное эмоциональное состояние и агрессивные переживания; (4) ожидание успеха; (5) достижение цели (6) символы агрессии и связанные с ней предметы; (7) обесценивающая агрессию критика высмеивание агрессии; (8) табуированные выражения.

Мотив торможения агрессии. (1) Потребность в избегании внешних последствий агрессии (наказание или страх наказания); (2) потребность в избегании внутренних последствий агрессии (раскаяние, чувство вины); (3) деятельность, инструментальная для избегания внешних последствий агрессии; (4) деятельность, инструментальная для избегания внутренних последствий агрессии; (5) переживания релевантные торможению агрессии; (6) страх перед наказанием или какой-либо опасностью; (7) раскаяние, чувство вины; (8) ожидание неприятных последствий агрессии; (9) срыв агрессивного действия, его неудачное осуществление; (10) символы наказания и связанные с ним предметы; (11) наказание; (12) оценочные высказывания рассказчика, отрицающие агрессивность действий; (13) внезапное прерывание агрессивного происшествия. (Мотив торможения агрессии может быть далее подразделен на страх вины и страх наказания.)

 

Для проверки конструктной валидности наряду с другими использовался прием актуализации мотивации. Результаты одного из таких исследований [H.-J. Kornadt, 1974] представлены в табл. 8.8. Испытуемые-студенты были разделены на экспериментальную и контрольную группы уравненные (с помощью вопросника Басса—Дарки) по агрессивности и по тенденции торможения. Как и ожида­лось, показатели как агрессивности так и торможения агрессии подвергшихся фрустрации испытуемых экспериментальной группы оказались более высокими, чем соответству­ющие показатели контрольных испытуемых. В дальнейшем валидность проективной методики Корнадта была подтверждена исследованиями, связанными с гипотезой катарсиса, к чему мы еще обратимся.

Таблица 8.8

Средние значения полученных с помощью ТАТ показателей агрессии и ее торможения в ней тральных условиях и после провоцирующей гнев фрустрации [H.-J. Kornadt, 1976, р. 571]

 

  Мотив Нейтральная группа (N=21) Фрустрированная группа (N=21) Уровень значимости различий (p)
Агрессия 2,95 5,76 0,008
Торможение агрессии 1,48 2,90 0,004

 

Агрессия как цель действия:

Гипотеза катарсиса

Катарсическое, т.е. очищающее, воздействие Аристотель приписывал современным ему трагедиям. Воспро­изводимые на сцене аффекты, такие, как страх и сострадание, должны были облагораживать аналогичные аффекты сопереживающих действию зрителей и освобождать последних от этихаффектов. Впоследствии поня­тие катарсиса подхватили Фрейд и Брейер, воспользовавшиеся им в сво­ем исследовании истерии [S. Freud, J. Breuer, 1895]. По их мнению, в основе истерии лежат нереализовав­шиеся переживания травматического характера. Если в состоянии гипноза пациента удастся заставить его вспомнить и снова пережить их, то “ущемленный” аффект получит выход и травмирующее переживание бу­дет преодолено. Позднее эта энерге­тическая модель накопления и раз­рядки напряжения была перенесена психоаналитиками и находившимися под их влиянием педагогами на пони­мание агрессии, и они занялись изуче­нием возможности изживания агрес­сии в процессе терапии и воспитания. Относительно недавно Лоренц [К. Lorenz, 1963] стал популяризировать та­кого рода понимание, не сумев, одна­ко, убедить специалистов в его спра­ведливости.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.