Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Предпосылки разработки теоретических конструктов



Основополагающей теоретической предпосылкой для рассмотренных вы­ше, а также и для более ранних попыток соотнести воображаемую аг­рессию (ТАТ) с фактически наблюда­емой является противопоставление тенденций к агрессии и ее торможе­ния. Примером может служить не так давно разработанная Ольвеусом [D. Olweus, 1972] концепция различе­ния привычной агрессивной тенден­ции и тенденции привычного торможе­ния. Он пишет:

Привычные агрессивные тенденции индиви­да составляют предрасположенность оцени­вать определенный класс ситуаций как фрустрационных, угрожающих и (или) вредных. Оценка, ведущая к значению активации, превы­шающей некоторый индивидуальный уровень, влечет активацию тенденций индивида причи­нять вред или вызывать беспокойство. Анало­гично, привычные индивиду тенденции подав­ления агрессии составляют предрасположенность оценивать собственные агрессивные тен­денции и (или) реакции как опасные, неприят­ные, вызывающие беспокойство или неуме­стные; оценка, ведущая к значению активации, превосходящему определенный минимальный уровень, влечет активацию тенденций индиви­да к подавлению, избеганию или осуждению проявления агрессивных тенденций” [ibid., p. 263].

 

 

Степень ситуационного побуждения, стимулирующего агрессию Сила агрессивной тенденции Сила актуализованной агрессивной тенденции
Степень ситуационного побуждения, тормозящего агрессию Сила тенденции к подавлению агрессии Сила актуализованной тенденции к подавлению агрессии

 

 

Этой концепцией устанавливается приблизительная связь между тремя переменными: степенью ситуационно­го побуждения, силой устойчивой тен­денции (мотивом) и силой сиюминутно актуализованной тенденции (мотива­цией), причем значения этих перемен­ных учитываются параллельно, как в плане стимулирования агрессии, так и в плане ее торможения.

Аналогичных взглядов придержива­ется Корнадт [H.-J. Kornadt, 1974], также основывающий свой анализ на двух гипотетических мотивах— агрессии и подавлении агрессии. По его мнению, вся последовательность событий начинается с вызываемого каким-либо препятствием, угрозой или причиненной субъекту болью аф­фекта гнева. Если в результате ког­нитивных процессов оценивания ситу­ация будет воспринята как “действи­тельно заслуживающая гнева”, то ак­туальное мотивационное состояние расчленяется на процессы постановки агрессивной цели, планирования ве­дущих к ней действий и предвосхище­ния возможных последствий достиже­ния цели. Мотив торможения оказы­вается при этом решающим детерми­нантом в мотивационном процессе ожидания негативных последствий аг­рессии, таких, как чувство вины или страх перед наказанием.

Прежде чем мы обратимся к анали­зу базирующихся на этих концепциях методик измерения и полученных с их помощью результатов, стоит ненадол­го вернуться к ранним исследованиям агрессии на основе ТАТ, ибо уже они указали на необходимость различе­ния в сфере агрессии устойчивых мотивационных тенденций поиска и избегания. Отношения между реле­вантным агрессии содержанием рас­сказов по ТАТ (“воображаемая агрес­сия”) и агрессивностью, проявляемой в непосредственно наблюдаемом поведении субъекта (“наблюдаемая аг­рессия”), первоначально составили несколько противоречивую картину. Между этими видами агрессии были обнаружены и позитивные отношения, и негативные, и отсутствие каких-либо отношений [В. U. Murstein, 1963, гл. 11; В. Molish, 1972; D. Varble, 1971]. Негативные корреляции отве­чали широко распространенному в психоанализе представлению об об­ратном соотношении этих переменных: в силу социальных запретов аг­рессия, не имея возможности про­явиться в повседневной жизни, нахо­дит замещающее выражение в фанта­зиях. Другие возможные объяснения обратной зависимости относятся к особенностям выборки (преобладание испытуемых с тенденцией торможе­ния агрессии), картинок ТАТ (пред­ставленные на них ситуации не вну­шают опасений), ключевых категорий анализа (охватывают главным обра­зом тенденции торможения) или же предшествующего опыта научения ис­пытуемых (в какой мере они в прош­лом после совершения агрессии полу­чали социальную поддержку) [см.: Е. Klinger, 1971, р. 320 и далее]. Отсутствие корреляций позволяло предположить, что используемые категории анализа не различают тен­денций влечения и избегания, что выборки испытуемых по своему соста­ву разнородны и что одна часть изоб­раженных на картинках ТАТ ситуаций представляется для совершения аг­рессивного действия опасной, а дру­гая — безопасной. Соответственно по­зитивные корреляции могли быть объ­яснены ссылкой на представляющи­еся безопасными изображения ситу­ации, подбором испытуемых со слабы­ми тенденциями торможения агрессии и т. д.

Такого рода соображения несколь­ко проясняли путаницу в результатах. Так, Массен и Нейлор [Р.Н. Mussen, Н.К. Naylor, 1954] провели различе­ние между воображаемой агрессией (все агрессивные акты героя расска­зов) и страхом наказания (все наказа­ния, которые претерпел герой, и при­чиненный ему ущерб) и обнаружили позитивную связь между вообража­емой агрессией и случаями действи­тельной агрессии у подростков от 9 до 15 лет, находящихся в исправи­тельных заведениях. Поскольку испы­туемые происходили из низших клас­сов общества, напрашивается объяс­нение полученной положительной корреляции, характерной для этих слоев, слабой выраженностью тенденций к торможению агрессии. Наи­более тесной связь становилась в случае, когда дополнительно в каче­стве тенденции торможения агрессии учитывался страх наказания.

В исследовании Бандуры и Уолтерса [A. Bandura, R. Н. Walters, 1959] лучшим дифференцирующим показа­телем ТАТ, позволяющим развести нормальных и нуждающихся в исправ­лении подростков, оказался не страх наказания, а переживание вины. С этой же целью Мак-Кэсланд [В. W. MacCasland, 1962] провел раз­личение между показателями ТАТ, отражающими внутренние и внешние источники торможения. Именно приз­наки внутреннего, а не внешнего тор­можения характеризуют нормальных подростков в отличие от тех, кто совершил правонарушения агрессив­ного характера. В исследовании Лессера [G.S. Lesser, 1957] откровенно агрессивные действия в рассказах по ТАТ 10-13-летних подростков пози­тивно коррелировали с направленной против сверстников фактической аг­рессивностью в том случае, когда их матери поощряли агрессивное пове­дение (r=+0,41); если же матери от­вергали агрессию, корреляции были негативными (r=-0,41).

Каган [J. Kagan, 1956] разработал серию картинок ТАТ для 6-10-летних мальчиков, в которой со все нарастающей интенсивностью изобра­жались ситуации ссоры с ровесником, причем изображались именно эталон­ные (по оценкам учителей) формы поведения. При такой модификации ТАТ, полученный с его помощью пока­затель и агрессивность, проявляюща­яся в школьной жизни, коррелировали в ожидаемом направлении. Причем корреляция была тем выше, чем выраженнее была изображенная на картин­ках ТАТ агрессия. Те школьники, кото­рые, несмотря на стимулировавшие сочинение агрессивных историй кар­тинки, их все же не сочиняли, характеризовались, по мнению авторов, тен­денцией торможения агрессивности не только в повседневной жизни, но и в деятельности воображения.

Уже из этих результатов ясно, что, во-первых, категории анализа долж­ны различать содержания, относящи­еся к тенденциям влечения и избега­ния, во-вторых, необходимо тщатель­но отбирать картинки по степени их побудительного влияния и соответ­ствия эталонным формам поведения и, в-третьих, взаимосвязь вообража­емой и реально наблюдаемой агрес­сии может искажаться социальным происхождением испытуемых и соста­вом выборки.

 

Измерение мотива

Свидетельством решающего значе­ния указанных выше моментов при разработке методик измерения моти­ва может служить успешность недав­них попыток такого рода, предприня­тых Ольвеусом и Корнадтом. Ольвеус [D. Olweus, 1969; 1975] разработал опросник и проективную методику. Рассмотрим вначале его “Опросник агрессии для подростков”, состоящий из 5 отработанных с помощью фак­торного анализа субшкал: (1) вер­бальной агрессии (направлена против взрослых, когда субъект сталкивает­ся с несправедливым отношением или критикой с их стороны, например: “Когда какой-либо взрослый несправедлив ко мне, я сержусь и проте­стую”); (2) физической агрессии (на­правлена против ровесников, напри­мер: “Когда какой-нибудь мальчик меня дразнит, мне хочется задать ему хорошую трепку”); (3) импульсов аг­рессивности (например: “Я часто так сержусь, что мне хочется что-нибудь вдребезги разбить”); (4) торможения агрессии (например: “Я часто сержусь на себя за то, что плохо себя вел” или “Когда взрослые раздражаются на меня, я обычно чувствую, что был не прав”); (5) позитивного самоотчета (для контроля тенденции к социально желательным ответам, например: “В школе ребята никогда не говорят обо мне ничего плохого”).

Этот опросник примечателен тем, что отражает лишь те формы агрес­сивного поведения, которые часто встречаются и являются типичными для испытуемых намеченной возра­стной группы, прежде всего подро­стков от 12 до 16 лет, а именно вербальный протест по отношению к взрослым и физическое соперниче­ство с ровесниками. Соответственно предсказательная сила опросника проверялась именно для этих видов поведения. В двух выборках школьни­ков в каждом из классов произвольно отбирались по 4 ученика, которые оценивали своих одноклассников по тенденции выступать зачинщиками драк и протестов по отношению к взрослым, т.е. с точки зрения эталонных форм поведения, отраженных в двух первых субшкалах. Поскольку для рассматриваемой возрастной группы такое поведение не является чем-то необычным и не подвергается особо сильным санкциям, ожидалось получить достаточно тесные корреля­ции между соответствующими друг другу показателями опросника и эталонными оценками, а также невысокую прогностическую значимость по­казателя подавления агрессии. Имен­но это и было установлено для обеих выборок. Как видно из табл. 8.7, корреляция выше, когда берутся со­ответствующие друг другу прогности­ческие и эталонные показатели, тем не менее вербальная и физическая агрессии также могут взаимно пред­сказывать друг друга на значимом уровне. Объединение же обоих типов показателей дает коэффициент кор­реляции, равный 0,58, т. е. дает необычно высокий для личностных

Таблица 8.7.

Коэффициенты корреляции между различными субшкалами “Опросника агрессии для подростков” Ольвеуса и оценками наблюдаемой агрессивности для двух выборок (А, N=98; B, N=86) 12-16-летних подростков [D. Olweus, 1975, р. 38]

 


    Субшкалы опросника Оценки наблюдаемой агрессивности
  Затевают драки (1) вербально протестуют (2) (1) и (2)
  A B A B A B
1. Вербальная агрессия 0,25 0,18 0,51 0,46 0,43 0,36
2. Физическая агрессия 1+2 0,48 0,46 0,41 0,37 0,39 0,57 0,26 0,43 0,48 0,58 0,37 0,47
3. Импульсы агрессивности 1+2+3 0,16 0,40 0,02 0,28 0,10 0,45 0,08 0,36 0,15 0,48 0,06 0,36
4. Торможение агрессии -0,05 -0,12 -0,14 -0,08

 

 


 


ТЕСТОВАЯ СИТУАЦИЯ Актуализация агрессии – средняя актуализация торможения – средняя (агрессия против взрослого)


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.