Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Теория социального научения



Концепции агрессии, разработанные в русле теорий социального научения, ведут свое происхождение от теоре­тических представлений S—R-типа (прежде всего от Халла): в них раз­личным образом определяются и по-разному связываются между собой компоненты поведения, ответственные за его побуждение и направле­ние. Наиболее влиятельными пред­ставителями этого течения являются Берковитц и Бандура. Первоначально Берковитц [L. Berkowitz, 1962] стоял на позициях, тесно связанных с фрустрационной теорией агрессии. Отказавшись от не выдерживающего кри­тики постулата о том, что фрустрация всегда ведет к агрессии, он ввел две промежуточные переменные, одна из которых относилась к побуждению, а другая — к направленности поведе­ния, а именно гнев (как побудитель­ный компонент) и пусковые раздра­жители (запускающие или вызыва­ющие реакцию ключевые признаки). Гнев возникает, когда достижение целей, на которые направлено дей­ствие субъекта, блокируется извне. Однако сам по себе он еще не ведет к поведению, определяемому побуждением данного типа. Чтобы это поведение осуществилось, необходимы адекватные ему пусковые раздражи­тели, а адекватными они станут лишь в случае непосредственной или опосредованной (например, установленной с помощью размышления) связи с источником гнева, т. е. с причиной фрустрации. Таким образом, основополагающей для Берковитца здесь оказывается концепция поведения как следствия толчка (push), вписывающаяся в парадигму классического обусловливания.

Рис. 8.6. Схема различных теорий агрессии. Гипотетические конструкты заключеныв рамку[A. Bandura, 1973, p.54]

 

Сам он дает следующее определение:

 

“Сила агрессивной реакции на какое-либо препятствие представляет собой совместную функцию интенсивности возникшего гнева и степени связи между его побудителем и пуско­вым признаком” [L. Berkowitz, 1962, р. 33].

 

Позднее Берковитц [L. Berkowitz, 1974] расширил и видоизменил свою соответствующую лоренцовской мо­дели врожденного запускающего ме­ханизма механистическую концепцию толчка. Пусковой раздражитель уже не является необходимым условием перехода от гнева к агрессии. Далее, допускается побуждение к агрессии раздражителями, связанными с обла­дающими подкрепляющим значением последствиями агрессивных действий, иными словами, в качестве дополни­тельной опоры своей концепции Берковитц привлекает парадигму инстру­ментального обусловливания. Кроме того, предполагается, что появление релевантных агрессии ключевых раздражителей может повысить интен­сивность агрессивного действия, например, замечаемое оружие в ситу­ации, воспринимаемой человеком как провокационная, так называемый эф­фект оружия [L. Berkowitz, A. Le'Pagе, 1967]. Бандура [A. Bandura, 1973] больше ориентирован на парадигму инструментального обусловливания, причем центральное место он отводит науче­нию путем наблюдения за образцом. Эмоция гнева не является, по его мнению, ни необходимым, ни достаточным условием агрессии. Поскольку гнев представляет собой с точки зре­ния Бандуры всего лишь состояние возбуждения, получающее обозначе­ние лишь постфактум, всякое эмоци­ональное возбуждение, идущее от не­гативно воспринимаемой стимуляции (скажем, шум, жара), может влиять на интенсивность агрессивных дей­ствий, если только действие вообще пойдет по пути агрессии. Ход такого действия не связан с простым запу­ском условных реакций, зависящих от предвосхищаемых последствий воз­можных действий, и никакое состо­яние эмоционального возбуждения, никакой побудительный компонент не являются для него необходимыми. Теоретическая позиция Бандуры, будучи многокомпонентной, ориентиро­ванной на теорию привлекательности концепцией поведения в духе притя­жения (pull), представляет собой син­тез традиций теории научения и ког­нитивных теорий мотивации. В первую очередь поведение определяется привлекательностью предвосхища­емых последствий действий. К числу таких решающих дело последствий относится не только подкрепление со стороны других людей, но и самопод­крепление, зависящее от соблюдения внутренне обязательных для лично­сти стандартов поведения. Поэтому при одних и тех же особенностях ситуации вместо агрессии может быть выбрано действие совершенно иного типа, например: подчинение, достиже­ние, отступление, конструктивное ре­шение проблемы и т. д.

Основные положения концепций Фрейда, Лоренца, Берковитца и Бан­дуры в виде несколько упрощенных схем представлены на рис. 8.6. Более поздние теоретические подходы, ба­зирующиеся на теории социального научения, в значительной мере объ­единяют их отказ от подчеркнутой простоты и строгости S—R-механизма за счет расширения роли когнитивных процессов в осмыслении ситуационной информации — тен­денция эта восходит к Хайдеру [F. Heider, 1958]. К этим процессам относятся атрибуция состояний эмоци­онального возбуждения, интерпрета­ция намерений других людей, объяс­нение как своего, так и чужого дей­ствия диспозициональными или ситуационными факторами, обозначение поведения как агрессии [Н. A. Dengerink, 1976].

Наряду с Берковитцем и Бандурой среди авторов, сыгравших значитель­ную роль в разработке данного на­правления, следует назвать и Фешба-ха [S. Feshbach, 1964; 1970; 1974]. Как мы убедились, он внес существенный вклад в уточнение понятия “агрессия”, а в более поздних рабо­тах и в выявление условий возникно­вения агрессии и индивидуальных различий агрессивности, соотнеся последние с общим когнитивным развитием. Фешбах придерживается точ­ки зрения, очень близкой к типичным когнитивно-личностным и мотивационно-психологическим концепциям, та­ким, как концепции Корнадта [Н.-J. Kornadt, 1974; 1983] и Олвеуса [D. Olveus, 1972], разбору которых посвящен один из последующих раз­делов.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.