· Франчайзи вынуждены следовать правилам и ограничениям, установленным франчайзером, даже если они не приносят максимальной пользы бизнесу.
· Франчайзи часто обязаны закупать сырьё и продукцию у поставщиков, назначенных франчайзером, что может ограничивать их доступ к свободному рынку и вынуждать покупать сырьё и продукцию по завышенным ценам.
· Для франчайзи могут быть установлены жёсткие ограничения на выход из бизнеса, включая запрет на открытие конкурирующих организаций в течение определённого срока или на определённой территории.
· Франчайзи редко могут оказать влияние на вопросы централизованного маркетинга и рекламы, но при этом могут быть вынуждены оплачивать централизованные маркетинговые и рекламные кампании. Таким образом, их средства могут использоваться не в их лучших интересах
· Известные компании-франчайзеры
Существует много компаний, которые предоставляют «бизнес под ключ». При этом следует отметить, что название «компания-франчайзер» не означает, что компания все свои мощности предлагает для франчайзинга, она может некоторое кол-во объектов иметь и в своей «личной» собственности.
- Вопреки расхожему мнению, только 15 % ресторанов McDonald’s в мире принадлежат непосредственно корпорации McDonald’s все остальные являются собственностью генеральных (национальных) дистрибьюторов (франчайзи). Условия использования очень жёсткие — договором регламентируются такие мелочи, как цветовая гамма и размер столиков.(Стоимость:
Начальный капитал: 950 тыс $ — 1.8 млн $
Стоимость франшизы: 45 тыс $
Роялти (ежемесячные выплаты): 12,5% +
Длительность договора франшизы: 20 лет, возобновляема
)
- Известный производитель спортивной одежды Columbia sportswear company в настоящее время полностью перешёл на продажи по франчайзингу. Условия использования не очень жёсткие, главные требования — наличие торговой площади не менее 100 кв. м. в отдельно стоящем здании на проходной торговой улице или в торговом центре и стартовая закупка товара минимум на $80 тыс.
- В России франчайзинговой деятельностью известны компании 1С (в 2012 году насчитывается около 4 500 франчайзи), X5 Retail Group — 690 крупных магазинов-франчайзи («Пятёрочка», «Перекрёсток», «Копейка») в 2011 году.
Термины и определения:
Франчайзинг
Франчайзинг — это способ сотрудничества, когда одна сторона передает другой право на определённый вид бизнеса, технологии, бизнес-модель и товарные знаки.
Франшиза
Франшиза — это то же, что и франчайзинг (другой вариант наименования). Например, говорят «купить франшизу» или «открыть бизнес по франчайзингу». Также термин франшиза используется в страховании и означает сумму, которая не будет выплачена при наступлении страхового случая, если ущерб не превышает установленную величину.
Паушальный взнос
Паушальный взнос — это стоимость франшизы. Вы платите владельцу франшизы за то, что он дает вам право работать под своими товарными знаками, по своим технологиям, со своими товарами. Например: паушальный платеж за открытие хорошего кафе или ресторана может быть от 200 тысяч до 1 миллиона рублей. Наша компания предлагает франчайзинг без паушального платежа.
Роялти
Роялти — это регулярный (чаще ежемесячный) платеж владельцу франшизы. В случае с рестораном или кафе он будет составлять от 2 до 7% от оборота вашего заведения. Поскольку владелец ресторанной франшизы не продает вам товары, то его основной доход — это роялти. Именно поэтому франчайзер будет с самого начала заинтересован в том, чтобы вы зарабатывали какможно больше.
Коммерческая концессия
Коммерческая концессия — это название франчайзинга в Российском законодательстве. Договор коммерческой концессии — это очень солидный документ, который подлежит обязательной государственной регистрации. В этой связи франчайзинг — это серьезный вид бизнес
Источники
1) «Нормативно – методические материалы по использованию франчайзинга в малом предпринимательстве(включая пакет договоров)» Леонов А.Е., Меньшиков А.А.