Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Адвокатская деятельность

 

Под адвокатурой принято понимать совокупность юристов-профессионалов, объединенных в коллегии адвокатов и имею­щих задачей оказание юридической помощи физическим и юридическим лицам, включающей участие в различных видах судопроизводства, разъяснение правовых вопросов, подготовку юридических документов (заявлений, жалоб, договоров и т.п.). Функционирование адвокатуры является основным способом Обеспечения положения ст.48 Конституции РФ, ч.1, которая гласит: «Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи».[1]

Поскольку коллегии адвокатов являются практически един­ственной формой объединения лиц, оказывающих профессио­нальную юридическую помощь, адвокатура как институт отождествляется именно с ними.

В ФЗ «Об адвокатуре в Российской Федерации» коллегия адвокатов определена как «неком­мерческое, самоуправляемое профессиональное объединение, основанное на индивидуальном членстве лиц, занимающихся адвокатской деятельностью».[2] Это определение подчеркивает самостоятельность адвокатских объединений, их независимость от органов государственного управления. Указание на неком­мерческий характер означает, что адвокатура не ставит целью извлечение прибыли. Гонорары, поступающие в коллегию за оказание правовой помощи адвокатами, используются для оплаты их труда, содержания технического аппарата, на хозяйственно-канцелярские расходы, а также для отчислений в страховые и пенсионные фонды.

К принципам деятельности адвокатуры, помимо ее независи­мости и самоуправления, относят добровольность вступления в ее ряды, законность деятельности, гуманизм, соблюдение нравственных начал профессии. Из этих принципов, содержание которых достаточно очевидно, в особом разъяснении нуждается принцип законности. Строгое следование требованиям закона - обязательное условие деятельности адвоката и адвокатуры. Это означает, что адвокат призван защищать подлинные (а не мни­мые) права лица, не любые его интересы, а только законные. Средства и методы защиты должны быть основаны на законе. Адвокат не вправе в интересах клиента представлять право­охранительным органам подложные документы, сфальсифицированные доказательства, воздействовать на свидетелей и потерпевших, дабы склонить их к отступлению от правды и даче ложных показаний и т.п.

Это значит, что адвокат не слуга клиента, он самостоятелен в выборе правовой позиции и средств защиты, при неизменном условии - не вредить клиенту, всегда оставаться защитником его законных интересов (но не ложных притязаний).

Содержащееся в Положении об адвокатуре РСФСР от 20.11.1980г. в числе задач адвокатуры «содействие осуществле­нию правосудия» требует пояснений. Функция адвоката одно­сторонняя. Реализуя ее, адвокат, естественно, объективно содей­ствует осуществлению правосудия. Но это - не главная его задача, и он не может предавать клиента ради «торжества правосудия».

Существенно изменилось в годы реформ представление о «государственном руководстве адвокатурой». Практически не применяются статьи Положения об адвокатуре РСФСР», в кото­рых говорится о государственном контроле. Численный состав, штаты, смета доходов и расходов коллегии адвокатов не утверж­даются ныне исполнительными органами субъектов федерации. Ограничены функции Минюста по установлению правил оп­латы труда адвокатов, поскольку при наличии соглашения адво­ката с клиентом ставка гонорара определяется ими самими. Минюст не заслушивает отчеты Председателей коллегий адво­катов и т.д. То есть в результате ведущейся в стране судебно-правовой реформы адвокатура постепенно обретает независи­мость, а принцип самоуправления в адвокатских коллективах обретает реальное содержание. Юридическое оформление они получили в Федеральном Законе «Об адвокатуре в Российской Федерации».

В России очень долго, обсуждались и отвергалась сама идея создания адвокатуры. В числе важнейших событий второй половины XIX в., заложивших основы обновления правовой жизни России, явились реформы Александра II.

Крупнейшим этапом социальных изменений стала крестьянская реформа. После нее были проведены земская, городская, военная и другие, которые, несмотря на некоторые отдельные законодательные ограничения, дали доступ зародившейся буржуазии к государственной власти.

Российское общество продолжало развиваться, и к середине XIX века необходимость проведения судебной реформы становилась все более очевидной. Органической ее частью должен был стать институт адвокатуры, по сути дела еще неизвестной российскому судопроизводству. Поэтому вопрос о будущем адвокатуры в то время серьезно обсуждался российской общественностью, которая пыталась найти компромисс между сложившимся неуважением имеющейся адвокатуре и неумолимыми требованиями времени о создании состязательного процесса в судах.

Для подготовки судебной реформы в 1861г. Н.Д. Будаловым была образована комиссия. Результатом работы стали «Основные положения преобразования судебной части в России», утвержденные Александром II 29 сентября 1862г. Эти «Положения» состояли из трех частей, посвященных, соответственно, судоустройству, гражданскому и уголовному судопроизводству. Такое начало «Основных положений», как образование судебной части в России, легло в основу учреждения «Судебных установлений», принятых затем 20 ноября 1864г. в виде закона. Им впервые в России учреждается адвокатура (присяжные поверенные), «без которых решительно невозможно будет введение состязания в гражданском и судебных прениях в уголовном судопроизводстве с целью раскрытия истины и предоставления полной защиты тяжущимся обвиняемым перед судом» Институт присяжных поверенных создавался в качестве особой корпорации, состоявшей при судебных палатах. Но она не входила в состав суда, а пользовалась самоуправлением, хотя и под контролем судебной власти. В законе определены условия, которые предъявлялись к присяжным поверенным. Фактически они совпадали с требованиями, предъявлявшимися к судьям.

Наряду с высшим юридическим образованием для присяжного поверенного требовался пятилетний стаж работы по юридической специальности. Но введены и ограничения. Присяжными поверенными, в частности, не могли быть:

· лица, не достигшие 20-летнего возраста;

· иностранцы;

· граждане, объявление несостоятельными должниками («банкротами);

· люди, состоявшие на службе от правительства или по выборам, за исключением лиц, занимавших почетные или общественные должности без получения жалования;

· граждане, подвергающиеся по судебным приговорам лишению или ограничению прав состояния, а также священнослужители, лишенные духовного сана по приговорам духовного суда;

· лица, состоявшие под следствием за преступления или проступки, влекущие за собой лишение или ограничение прав состояния, а также те, которые были под судом за такие действия и не оправданы судебными приговорами;

· исключенные из службы по суду или из духовного ведомства за пороки, или же из среды обществ или дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат;

· те, кому по суду были воспрещены хождения по чужим делам, а также исключенные из числа присяжных заседателей.

Для лиц нехристианских вероисповеданий (т.н. «иноверцев») поступление в адвокатуру было ограничено рядом дополнительных условий.

В каждом округе судебной палаты был учрежден совет присяжных поверенных, дана детальная регламентация его деятельности.

Совет присяжных образуется в каждом округе судебной палаты для «правильного и успешного надзора» за всеми присяжными поверенными. Он совмещал обязанности административного и судебного характера.

Осуществлял наблюдение за точным исполнением присяжными поверенными своих обязанностей, исполнением ими законов, установленных правил и всего прочего в интересах доверителей

С 1866 года вышло много дополнений и изменений Судебных Уставов, из которых вышедшие в 1880-х годах (при Александре III) произвели существенное изменение в первоначальном судебном строе с отступлением от важнейших основных положений судебной реформы. Были описаны права и обязанности присяжных поверенных. Они «могут принимать на себя хождение по делам во всех судебных местах округа судебной палаты, к которой они приписаны» (ст. 383). Присяжный поверенный, назначенный для производства дела советом, не может отказаться от исполнения данного ему поручения, не предоставив достаточных для этого причин. Присяжный поверенный также не может действовать в суде в качестве поверенного против своих близких родственников. Он не может также быть поверенным в одно и то же время у обеих спорящих сторон. Переходить по одному и тому же делу последовательно от одной стороны к другой. Обязывали присяжного поверенного не оглашать тайн своего доверителя не только во время производства, но и даже после окончания дела.

В 1869г. в рамках судебной контрреформы было приостановлено создание отделений присяжных поверенных. И в тех местностях, где не было советов присяжных поверенных, контроль за их деятельностью возлагался на судебные органы.

Предусматривалось и правовое положение совета присяжных поверенных. Так, к обязанностям и правам совета присяжных поверенных относились:

- Рассмотрение прошений лиц, желающих «приписаться» к числу присяжных поверенных, или выйти из этого звена, и сообщение судебной палате о приписке их или отказе в этом;

- Рассмотрение жалоб на действия присяжных поверенных, наблюдение за точным исполнением ими законов и установленных правил;

- Назначение поверенных по очереди для безвозмездного хождения по делам лиц, пользующихся на суде правом бедности;

- Определение количества вознаграждения поверенному по таксе, в случае несогласия по этому предмету между ним и тяжущимся, или когда не было заключено между ними письменного условия;

- Определение взыскания с поверенных, как по собственному предусмотрению совета, так и по жалобам, поступающим в совет.

Кроме того, совет присяжных поверенных имел право подвергать их дисциплинарным наказаниям:

· предостережение;

· запрещение отправлять обязанности поверенного в предложении определенного советом срока, но не более 1 года;

· исключение из числа присяжных поверенных;

· предание уголовному суду в случаях, особенно важных.

Специально оговаривалось и то обстоятельство, что исключенные из числа присяжных поверенных лишаются права поступать в это звание во всем государстве. Если присяжному поверенному запрещалось два раза временно отправлять его обязанности, в случае его новой вины, которую совет признает заслуживающей такого же взыскания, он исключается советом из числа поверенных. При отказе предоставить объяснения или из-за неявки его в назначенный срок без уважительных причин совет заочно выносит постановление на основании имеющихся у него сведений и известных ему обстоятельств. Был определен и порядок поступления в число присяжных поверенных. «Желающий должен подать о том прошение в совет поверенных». К прошению прилагались все документы, необходимые для установления в том, что проситель удовлетворяет условиям, требуемым для поступления в присяжные поверенные. После того как совет присяжных поверенных принял решение о принятии данного лица, тот должен дать присягу по правилам своего вероисповедания. Принятие лиц нехристианских вероисповеданий допускалось лишь с разрешения Министерства юстиции. Были описаны права и обязанности присяжных поверенных. Они «могут принимать на себя хождение по делам во всех судебных местах округа судебной палаты, к которой они приписаны». Присяжный поверенный, назначенный для производства дела советом, не может отказаться от исполнения данного ему поручения, не предоставив достаточных для этого причин. Присяжный поверенный также не может действовать в суде в качестве поверенного против своих близких родственников. Он не может также быть поверенным в одно и то же время у обеих спорящих сторон. Переходить по одному и тому же делу последовательно от одной стороны к другой. Обязывали присяжного поверенного не оглашать тайн своего доверителя не только во время производства, но и даже после окончания дела.

Положения Судебных Установлений свидетельствует о том, что присяжные поверенные не были государственными служащими. Поэтому на них не распространялось чинопроизводство. Не имели они и права на служебные знаки отличия. Присяжные поверенные – это установленные в государственных интересах лица свободной профессии. Они были независимы от суда в своих действиях по ведению уголовных и гражданских дел, подчинялись только для них предусмотренному особому дисциплинарному порядку.

В 1871 году стала предусматриваться и ответственность присяжных поверенных, чего раньше в законе указано не было.

Она могла быть уголовной, дисциплинарной и гражданской. Следует признать неправильным и то, российское законодательство, в отличие от иностранного, не разрешило профессорам, ведущим курс юридических наук, заниматься адвокатской практикой, приравнивая их к лицам, состоящим на государственной службе.

Присяжные поверенные могли принимать на себя ведение любых дел, как уголовных, так и гражданских. Но ни в одних, ни в других делах они были не единственными правозаступниками. В гражданских процессах, кроме них, вести дела тяжущихся могли также частные поверенные, а в уголовных делах – и близкие родственники.

В уголовных делах, подлежащих ведению общих судебных учреждений, часто практиковалось назначение официальных защитников. По просьбе подсудимого председатель суда назначал ему защитника из состоящих при суде присяжных поверенных, а за недостатком этих лиц – из кандидатов на судебные должности людей, известных председателю по своей благонадежности.

Также председатель суда обязан был назначить защитника по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними лицами от 10 до 17 лет, независимо от желания самих несовершеннолетних, а также их родителей или попечителей.

Оказываться от таких поручений присяжные поверенные могли только по уважительным причинам.

Таким образом, можно сделать вывод, что организация русской адвокатуры в результате судебной реформы строилась на следующих принципах:

· совмещение правозаступничества с судебным представительством;

· относительная свобода профессии;

· относительная независимость от органов власти;

· корпоративность и сословность организации, сочетавшаяся с элементами дисциплинарной подчиненности судами;

· определение гонорара по соглашению с клиентом.

После проведения реформы судебная система России стала выглядеть по сравнению с прежней более упорядоченной и стройной.

Февральская революция 1917г. породила надежду на демократизацию как российского общества, так и адвокатуры.

В Декларации Временного правительства от 3 марта 1917г. указывалось: «Временный комитет членов Государственной Думы при содействии и сочувствии столичных войск и населения достиг в настоящее время такой степени успеха над темными силами старого режима, что он дозволяет ему приступить к более прочному устройству исполнительной власти». В этой же декларации провозглашалась полная и немедленная амнистия по всем делам политическим и религиозным, свобода слова, печати, союзов, собраний и стачек, отмена всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений.

Трудно сказать, как фактически преобразовало бы Временное правительство адвокатуру в России, но период его деятельности был весьма кротким, и Великая Октябрьская социалистическая революция 1917г., и последовавшая за ней диктатура пролетариата привели к уничтожению русской, так называемой «буржуазной» адвокатуры и лишению ее лучших традиций.

Многие адвокаты были уничтожены физически как представители враждебного пролетариату класса. Другие оказались в концлагерях. А оставшиеся на свободе были лишены права выступать в судах. – упразднение адвокатуры, далее идет создание! Какие тут могут быть доработки? Это очень обширный и надежный источник!!

Декретом о суде №1 от 24 ноября 1917г. социалистическая революция упразднила все судебные учреждения российского буржуазного государства, наряду с ними – присяжную и частную адвокатуру. Этим же декретом были созданы советские суды. В качестве защитников и обвинителей допускались все непорочные лица обоего пола, пользующиеся гражданскими правами. Вопрос о судебной защите решался именно таким образом, хотя специальной организации защиты создано не было.

Коллегии правозащитников создавались путем свободной записи всех лиц, желающих оказать помощь революционному правосудию, но нужна была рекомендация Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Согласно Инструкции от 19 декабря 1917г., обвиняемый мог воспользоваться также защитником из числа лиц, присутствующих в зале суда. Поскольку члены коллегии правозащитников выступали лишь по наиболее сложным уголовным делам, подсудным трибуналом, то ее вряд ли можно было считать адвокатурой. Всю иную юридическую помощь гражданам оказывали бывшие присяжные поверенные, присяжные юрисконсульты и другие лица, нелегально занимавшиеся адвокатской практикой.

Государство считало необходимым массовое привлечение трудящихся к работе в суде. И поскольку граждане, участвующие в судах в качестве защитников, никакой иной юридической помощи не оказывали, то адвокатура в точном смысле слова тогда не было.

Шло время. Дела разбирались путано. И пролетарскому государству потребовалась новая форма организация защиты. Это было осуществлено Декретом о суде №2 от 7 марта 1918г. В Декрете указывалось, что правозаступничество является общественной функцией.

На основании Декрета о суде №2 Советы депутатов трудящихся издавали «Положение о коллегии правозаступников». Плата за осуществление защиты определялась свободным соглашением с клиентом. В состав правозаступников вошло много дореволюционных адвокатов, часть из которых была настроена контрреволюционно. Это приводило к «злоупотреблениям».

Декретом предусматривалось, что члены коллегий правозаступников избирались и отзывались советами, при которых состояли коллегии. Каждый обвиняемый имел право сам пригласить себе защитника или просить о назначении ему правозаступника. Сохранялся порядок, согласно которому в судебных прениях могли выступать по одному обвинителю и защитнику из числа присутствовавших в зале судебного заседания.

Кое-где бывшие присяжные поверенные пытались создать, в противовес новым коллегиям, свои адвокатские объединения, но новая власть на местах жестоко расправлялась с ними.

Новый закон об адвокатуре, вышедший к середине лета 1922 года, предусматривал возрождения института защитника в каждой губернии. Но об организации общероссийской коллегии адвокатов в законе не говорилось. Обязанность надзора возлагалась на суды и прокуратуру, куда без промедления должны были высылаться стенограммы всех заседаний коллегий. Как и до революции, делами губернских коллегий должен был руководить президиум, избираемый на определенный период общим собранием. Частная адвокатская практика законом в целом не регулировалась. За государственными органами закреплялось право исключать адвокатов из корпорации.

Значительное большинство членов новых коллегий были так называемыми буржуазными специалистами - членами профессиональной корпорации, получившими образование при царском режиме. Цифры за 1923 год свидетельствуют, что приблизительно 75% всех вступивших в коллегии получили высшее юридическое образование в царских учебных заведениях.

В 1939г. среди либеральных юристов шли дебаты о необходимости допуска защитника к уголовному делу на более ранней стадии процесса, но проект пересмотренного уголовно – процессуального кодекса, над которыми работали эти ученые – либералы, никогда не был принят.

В ходе судебной реформы 1922 г. была учреждена прокуратура, создано новое отраслевое законодательство, отразившее вступление советского общества в этап НЭПа. Все это объективно требовало наличия профессиональной адвокатуры, однако в тот исторический момент государство не было к этому готово. после воссоздания прокуратуры в составе Верховного суда фактически была восстановлена и адвокатура, деятельность которой подробно регламентировалась в Положении о коллегии защитников от 5 июля 1922 г.

Адвокатура оказалась разрешенной, а «адвокаты – народные представители» не были готовы осуществлять в суде функции защиты и представительства. Уровень правовой культуры в судах резко упал, а защитники и представители попали в зависимость от местных властей.

И хотя, как считали некоторые наши ученые: «Переход к защите в порядке трудовой повинности являлся временной мерой, просуществовавшей лишь до организации института советской адвокатуры», на самом деле период 1917-1920гг. ознаменовался тотальным уничтожением русской адвокатуры, всего того прогрессивного т полезного, что было заложено в судебных реформах 60-х годов прошлого столетия.

В советском праве не было четкого понятия об этических принципах
работы адвоката, особенно в том, что касалось отношений между
адвокатом и клиентом, адвокатом и судьей и адвокатом и прокурором
или следователем. Отсутствие четкого представления по проблеме этики
явилось еще одним пережитком эры царизма. В 20-е годы было
опубликовано несколько книг по этике, но "в дальнейшем официально
провозглашалось, что у советских людей есть только одна этика -
коммунистическая, применимая ко всем сферам общественной жизни, а
поэтому не разрешалось разрабатывать никакие специальные правила
этики для отдельных профессий" до 70-х годов. Другой источник
обучения - юридическое образование - берет начало в СССР с открытием
юридического факультета Московского Государственного Университета,
но право не воспринималось.

Первый «Закон об адвокатуре в СССР» был принят Верховным Советом СССР 30 ноября 1979 г. Этим законом вносилось единообразие в принципы организации и деятельности адвокатуры всех союзных республик. Впервые было установлено правило, действующее и ныне, о порядке создания добровольных объединений лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. Окончательно утверждался принцип обязательного высшего юридического образования для членов коллегий адвокатов, устанавливались сроки стажировки для претендентов, не имеющих практического опыта, расширялось поле деятельности адвокатов. На базе союзного закона об адвокатуре было принято Положение об адвокатуре РСФСР от 20 ноября 1980 г., действующее и ныне. Оно предусматривало наряду с традиционными региональными коллегиями (область, край, автономная республика) создавать «межрегиональные и иные коллегии адвокатов», что позволило при переходе к рыночным отношениям формировать вначале юридические кооперативы, а затем и так называемые параллельные коллегии. Положение 1980 г. наряду с некоторым развитием демократических принципов организации и деятельности коллегий адвокатов сохранило значительные права Минюста и исполкомов областных (краевых и т.д.) советов по «руководству адвокатурой».Таким образом, суждения об адвокатуре как автономном учреждении, независимой организации, построенной по профессиональному признаку, оказалось предметом научных дискуссий и доктринерских концепций. Позиции законодателя были достаточно прозрачны и несли печать иных установок. Так, при определении задач адвокатуры, подчеркивалось, что она содействует укреплению социалистической законности, воспитанию граждан в духе точного и неуклонного исполнения советских законов, соблюдению дисциплины труда...» и т.п. Не скрывалась и руководящая роль государства: «Министерство юстиции РСФСР, министерства юстиции автономных республик, отделы юстиции исполнительных комитетов краевых, областных, городских советов народных депутатов в пределах своей компетенции контролируют соблюдение коллегиями адвокатов требований Закона СССР «Об адвокатуре в СССР», Положения, других актов законодательства Союза ССР и РСФСР, регулирующих деятельность адвокатуры:· устанавливают порядок оказания адвокатами юридической помощи· гражданам и организациям;· заслушивают сообщения председателей президиумов коллегий адвокатов о работе коллегий;· издают инструкции и методические рекомендации по вопросам деятельности адвокатуры;· осуществляют другие полномочия, связанные с общим руководством адвокатурой». Расширение прав коллегий адвокатов на самоуправление и независимость медленный процесс, происходящий ныне в русле судебно-правовых реформ.

 

Деятельность адвоката в уголовном судопроизводстве Адвокатура России за годы существования советской власти сложилась как адвокатура судебная, участие в гражданском и уголовном судопроизводстве было основной сферой приложения ее усилий по оказанию правовой помощи населению. Это отличало ее от адвокатуры развитых капиталистических государств, в которых адвокатские услуги распространялись широко на сферу гражданских правоотношений, обслуживание бизнеса. С проведением судебно-правовых реформ в России конца XX века положение стало существенно изменяться. Развитие экономики по капиталистическому пути и частного бизнеса, формирование рыночных отношений востребовали новые виды правовой помощи, что в значительной мере обусловило рост численности адвокатских корпораций. Вместе с тем становление судебной власти, появление новых видов судопроизводства (арбитражного, конституционного), расширение судебной подведомственности правовых конфликтов потребовали развития форм правовой помощи и в этих сферах. Конституция РФ 1993 г. в отличие от прежних конституций Союза ССР и России содержит указание уже не на два, а на четыре вида судопроизводства - конституционное, гражданское, административное и уголовное. Причем гражданское судопроизводство включает в себя и арбитражное, хотя последнее имеет существенную специфику. Адвокат принимает участие в каждом из них либо в качестве представителя стороны (истца, ответчика), либо защитника обвиняемого. Участию адвоката в каждом из видов судопроизводства будет посвящена самостоятельная тема данного пособия. Здесь мы останавливаемся на самой общей характеристике его процессуального статуса в судах Российской Федерации и в досудебных стадиях уголовного судопроизводства. Судебная система, сложившаяся в ходе проведения судебной реформы 90-х годов XX в. в РФ, представляет собой совокупность федеральных судов и судов субъектов Российской Федерации, объединенных общностью принципов построения, деятельности и выполняемых органами судебной власти задач.Адвокат не относится к числу субъектов, по запросам и жалобам которых возбуждается конституционное судопроизводство. Однако адвокат может быть представителем любой из сторон, участвующих в конституционном судопроизводстве с достаточно широкими полномочиями.[3]Законодательством предусмотрено участке адвокатов и в уставных и конституционных судах субъектов Российской Федерации там, где они созданы (по состоянию на середину 2002 г. конституционные и уставные суды функционировали в 13 субъектах РФ). В судах общей юрисдикции и арбитражных судах адвокаты участвуют в роли представителей сторон (истцов, ответчиков) либо защитников обвиняемых с детально регламентированными в УПК, ГПК, АПК РФ правами и обязанностями.Существенной особенностью процессуального статуса адвоката во всех видах судопроизводства является его обязанность использовать предоставленные ему процессуальные права в интересах клиента. При этом адвокат должен действовать только законными методами. Нарушение этого правила может влечь для него негативные последствия в виде дисциплинарной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в зависимости от характера допущенного правонарушения. Конституция РФ в ст.46 предусмотрела право каждого на судебную защиту.Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд, а в определенных случаях - и в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. Это открывает для адвокатуры широкие возможности для повышения действенности правовых средств защиты интересов клиентов. Доступность юридической помощи адвокатов населению является конституционным принципом. Ст.48 Конституции РФ, гарантируя каждому право на получение юридической помощи, устанавливает, что в предусмотренных законом случаях юридическая помощь оказывается бесплатно. Законодательство об адвокатуре содержит широкий перечень случаев, когда клиент освобождается от оплаты услуг адвоката. Помимо этих случаев, адвокат либо орган адвокатской палаты субъекта Российской Федерации может с учетом материального положения лица, обратившегося за юридической помощью, снизить ее оплату до приемлемых пределов.Обязательное участие адвоката в судопроизводстве предусмотрено нормами уголовного процесса[4]. В этих случаях адвокат выделяется юридической консультацией по требованию следователя либо судьи. Минимальная оплата его труда (адвоката по назначению) рассчитывается по «судодням» и осуществляется из средств коллегии адвокатов, если она не финансируется местным бюджетом. Практикуется и взыскание гонорара определением суда с клиента (как правило, с осужденного) по минимальным ставкам адвокатской таксы, установленной Инструкцией об оплате юридической помощи[5].

Законные средства и способы защиты это те, которые применяются в соответствии с указанным законом, наилучшим образом содействует правосудию, укреплению законности и охране прав личности, внушают уважение судебной аудитории к закону, и вместе с тем находятся в полной и абсолютной гармонии с нормами нравственности, с правовым сознани­ем общества. Закон определяет границы осуществления защиты, указывает средства и способы, которые могут применяться субъектами защиты, но понятия средств и способов не дает.

Средства защиты представляют собой специфические разно­видности уголовно-процессуальной деятельности. Средства защиты могут использоваться не только подозреваемым или обвиняемым и его защитником, но и другими субъектами уголовно-процессуальной деятельности.

В стадии предварительного следствия, например, средства защиты в силу возложенных на них обязанностей по доказыванию, исследованию обстоятельств, расследуемого уголовного дела, применяются следователями и прокурорами. К средствам защиты могут прибегать и другие участники процесса, такие, как гражданский ответчик и его представитель, свидетель; в определенных законом пределах - эксперты, пере­водчики, понятые в части представления доказательств, участия в производстве отдельных следственных действий, заявления ходатайств, обжалования действий, заявления ходатайств, обжалования действий и решений следователя и прокурора. С учетом этого, представляется более правильным определять средства защиты как предусмотренные законом виды уголовно-процессуальной деятельности субъектов защиты, направленные на реализацию предоставленных уголовно-процессуальным законодательством прав и законных интересов участников процесса со стороны защиты. Средства защиты могут быть классифицированы по разным основаниям: специальные, используемые несколькими, но конкретными лицами; индивидуальные, характерные только для данного лица

Общими средствами защиты являются: ознакомление с материалами дела, в том числе с протоколами задержания, постановлением о применении меры пресечения, с протоколами следственных действий, также с материалами, направленными в суд в подтверждение законности и обоснованности применения заклю­чения под стражу в качестве меры пресечения; представление доказательств; заявление ходатайств; заявление отводов; участие в судебном разбирательстве, участие в прениях; принесение жалоб на действия и решения лиц, ведущих процесс. Эти средства защиты находят применение в отношении не только участников процесса, но и ведущих процесс органов, которые обладают властными полномочиями и обязаны обеспечить осуществление прав участникам процесса, в том числе субъектам защиты. Ознакомление с материалами дела означает обязанность ведущего процесс органа объявить другим субъектам за­щиты о том, что они имеют право ознакомиться с материалами дела и выписы­вать из него необходимые сведения, снятие копий с документов, в том числе и с применением технических средств. Незнание материалов дела практически препятствуют субъектам в использовании процессуальных прав, обнаружению имеющих место нарушений норм права, ограничения по любым мотивам права на ознакомление с материалами дела не должно иметь места. Ознакомление с материалами дела проводится в различном объёме: для подозреваемого, обвиняемого, его законного представителя и защитника нет ограничений, и они знакомятся со всеми имеющими к моменту ознакомления материалами, для гражданского ответчика и гражданского истца или их представителя - с материалами относящимися к гражданскому иску. Если они не заявили ходатайство об ознакомлении с материалами уголовного дела в полном объеме .

Новое уголовно-процессуальное законодательство впервые предоставило право обвиняемому, подозреваемому собирать и предоставлять письменные документы и предметы для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств (ч.2 ст.86 УПК РФ). В соответствии с ч.3 этой же статьи защитник вправе собирать и предоставлять дооказательства путем:

· получения предметов, документов и иных сведений;

· опроса лиц с их согласия;

· истребования справок, характеристик, иных документов от органов и организаций.

Заявление ходатайств как средство защиты самое распростра­ненное в судопроизводстве. Субъекты пользуются им в качестве реакции на не­достатки, в том числе нарушения прав и законных интересов, имеющих место при ведении процесса, выражение своего несогласия с квалификацией, избранной мерой пресечения и дальнейшим производством по делу в качестве просьбы о дополнении доказательств и т.п. Ходатайства могут быть заявлены устно и письменно, мотивированно и немотивированно, с обоснова­нием и без обоснования, до проведения, в момент производства или окончания процессуального действия. Эти и другие приемы заявления ходатайств имеют значение для положительного их разрешения. Отказ в удовлетворении ходатай­ства не ограничивает права субъекта заявить его в дальнейшем. Ходатайство подлежит расторжению и разрешению непосредственно после его заявления. В случаях, когда немедленное принятие решения по ходатайству заявленному в ходе предварительного расследования, невозможно, оно должно быть разрешено не позднее 3 суток со дня его заявления. Об удовлетворении ходатайства, либо о полном или частном отказе в его удовлетворении дознаватель, следователь, прокурор, судья вносят постановление, а суд определение, которое доводится до сведения лица, заявившего ходатайство. Заявление отводов имеет место в случаях, когда субъекту защиты становится известно о несоответствии должностного лица, предъявляемым ему законом требованиям. Заявить отвод может любой субъект защиты и ведущий процесс орган обязан принять мотивированное решение по заявленному отводу. Способами деятельности по заявлению отводов служат: отвод желательно мотивировать, заявление отвода возможно в письменном и устном виде; отвод можно заявить с того момента, как ста­нет известно субъекту защиты об обстоятельствах, предусмотренных в ст.61 УПК РФ, и в основном до начала следственного действия.

Исходя из положений ст.61 УПК РФ судья, прокурор, следователь, дознаватель не может участвовать в рассмотрении дела:

· если он является потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком, свидетелем, а также если он участвовал в данном деле в качестве присяжного заседателя, эксперта, специалиста, переводчика, понятого, секретаря судебного заседания, защитника, законного представителя подозреваемого, обвиняемого, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика, а судья, кроме того, - в качестве дознавателя, следователя, прокурора в производстве по данному уголовному делу;

· если он является близким родственником или родственником любого из участников производства по данному уголовному делу;

· если имеются иные обстоятельства, дающие основание полагать, что судья, прокурор, следователь, дознаватель лично, прямо или косвенно заинтересованы в исходе данного дела.

Любое из вышеуказанных должностных лиц не имеет права не только разрешать, но и расследовать (рассматривать) дело, если оно:

· признано потерпевшим либо может быть признано, т.е. причинен моральный, физический или имущественный вред;

· если оно понесло материальный ущерб от преступления и предъявило требование о его возмещении, вне зависимости от того, было ли в отношении него вынесено постановление о признании его гражданским истцом;

· в силу закона должно нести материальную ответственность за ущерб, причиненный преступными действиями обвиняемого, вне зависимости от того, было ли оно специальным постановлением привлечено в качестве гражданского ответчика;

· является очевидцем преступления или вызывалось в качестве свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика по делу, даже если в деле отсутствует протокол его допроса, составленное от его имени включение эксперта, справка специалиста, протокол следственного действия, где отмечено, что это должностное лицо принимало участие в нем как эксперт, специалист или переводчик;

· участвовало в данном деле в качестве защитника, законного представителя обвиняемого, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика; а судья также - если он участвовал в данном деле в качестве дознавателя, начальника органа дознания следователя, руководителя или члена следственной группы, начальника следственного отдела, прокурора (обвинителя).

Степень родства, о которой идет речь в п.3 ст.61 УПК РФ, законом не определена. Основанием отвода может служить любая степень родства.

Под родственными отношениями, исключающими участие судьи (присяжного заседателя, прокурора, следователя, дознавателя) в рассмотрении дела, следует понимать не только наличие близкого, но и родства более дальних степеней (двоюродные братья, сестры и др.), а равно отношения свойства (родители и родственники супруга, отчим, мачеха и т.п.[6].

К «иным обстоятельствам», дающим основания считать, что судья, присяжный, заседатель, прокурор, следователь, дознаватель лично, прямо или косвенно заинтересован в деле, могут быть отнесены его служебная зависимость, подотчетность или подконтрольность лиц, перечисленных в ст.61 УПК РФ, любые другие обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности.

В соответствии со ст.62 УПК РФ указанные обстоятельства являются общими основаниями для отвода не только судьи (присяжного заседателя, прокурора, следователя, дознавателя), но и для других участников - секретаря судебного заседания, переводчика, эксперта, специалиста, а защитника или представителя потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика.

Судья не может также участвовать в рассмотрении уголовного дела в суде второй инстанции или в порядке надзора, а равно участвовать в новом рассмотрении уголовного дела в суде первой или второй инстанции либо в порядке надзора, если вынесенный с его участием приговор (определение, постановление о прекращении уголовного дела) отменен.

Судья, принимавший участие в рассмотрении уголовного дела в суде второй инстанции, не может участвовать в. рассмотрении этою уголовного дела в суде первой инстанции или в порядке надзора, а равно в новом рассмотрении того же дела в суде второй инстанции после отмены приговора (определения, постановления), вынесенного с его участием.

Судья, принимавший участие в рассмотрении уголовного дела в порядке надзора, не вправе участвовать в рассмотрении того же уголовного дела в суде первой или второй инстанции (ст.63 УПК РФ).

Специальные средства для подсудимого, защитника гражданского ответчика и его представителя - возможность представить суду предложения по существу обвинения; для защитника и обвиняемого - их свидание, а также присутствие при допросах и производстве иных следственных действий, выпол­няемых по их ходатайствам.

Предложения субъектов по существу обвинения причисляются к средст­вам защиты в виду того, что защитник, подсудимый, гражданский ответчик или его представитель предлагает суду формулировку решений основных вопросов в пользу обвиняемого и целью реализации его интересов. Формулировка предлагается после судебных прений, но до удаления суда в совещательную комнату; предложениякасаются указанных вопросов. Эти способы реализации предусмотрены законом.

Свидание защитника с подзащитным служит одним из средств защиты интересов и прав подозреваемого и обвиняемого. Свидание возможно с момента до­пущения защитника к участию в деле (ст. 51 УПК РСФСР ), и не всегда связано с моментом ознакомления с материалами дела. Защитник может иметь свидание с под­защитным наедине без ограничения количества свиданий и их продолжительности.

Специальные средства для подсудимого, защитника гражданского ответчика и его представителя - возможность представить суду предложения по существу обвинения; для защитника и обвиняемого - их свидание, а также присутствие при допросах и производстве иных следственных действий, выпол­няемых по их ходатайствам.

Предложения субъектов по существу обвинения причисляются к средст­вам защиты в виду того, что защитник, подсудимый, гражданский ответчик или его представитель предлагает суду формулировку решений основных вопросов в пользу обвиняемого и целью реализации его интересов. Формулировка предлагается после судебных прений, но до удаления суда в совещательную комнату; предложения касаются указанных вопросов. Эти способы реализации предусмотрены законом.

Присутствие при допросах и производстве других следственных дей­ствий служит средством защиты потому, что обвиняемый и защитник используют его в интересах обвиняемого, они могут задавать с разрешения следователя вопросы, участвующим в действиях лицам и делать письменные либо устные замечание по поводу правильности и полноты записей в протоколе следственного действия.

Индивидуальными средствами защиты являются: для обвиняемого- дача объяснений по предъявленному обвинению, ознакомление с материалами дела, послед­нее слово подсудимого; объяснения подозреваемого по поводу подозрения его в совершении преступления; или гражданского ответчика - дача объяснений по сущест­ву и возражение против предъявленного иска; для общественного защитника -обязательность выполнения функции принятой на себя защиты подзащитного и не -возможность от него отказаться.

Дача объяснений по предъявленному обвинению - одно из важнейших средств защиты обвиняемого. Дать объяснение или отказаться от него полностью зависит от волеизъявления обвиняемого, ибо он не предупреждается об уголовной ответственности за дачу ложных показаний и за отказ от них. То же самое относится и к подозреваемому. Обвиняемый или подозреваемый может давать ложные по­казания, может давать правдивые показания. В любом случае обвиняемый или подоз­реваемый преследует цель смягчения обвинения, либо освобождения от ответствен­ности. Когда он дает показания, то сообщаемые им обстоятельства носят характер оправдательных с точки зрения смягчения или освобождения от ответственности. Обвиняемый (подозреваемый) не свидетельствует против себя, в ином случае право на защиту превратится в фикцию. Способы реализации защиты - дача показаний, правдивых или ложных, отказ от дачи показаний. Ведущий процесс, орган, обязан предоставить такую возможность подозреваемому или обвиня­емому и не ограничивать его свободу в реализации данного средства защиты, разъ­яснив ему, что дача правдивых показаний является смягчающим вину обстоятельст­вом .

Последнее слово подсудимого - также индивидуальное средство за­щиты обвиняемого. В своём последнем слове подсудимый может говорить обо всём, что считает нужным сообщить суду. Вопросы к подсудимому во время последнего слова не допускаются. Последнее слово подсудимого будет средством защиты в результате предоставляемой обвиняемому возможности изложить суду оправдываю­щие или смягчающие вину обстоятельства. Но последнее слово подсудимого не относится к источникам доказательств. Приёмами, которыми пользуется обвиняе­мый в последнем слове могут быть: последовательное повествование о своём образе жизни и содеянном преступлении, опровержение предъявленного обвинения, отказ от выступления в последнем слове. Председательствующий во всех случаях обязан предоставить подсудимому реальную возможность воспользоваться послед­ним словом.

При рассмотрении вопроса о средствах и способах защиты необходимо упомянуть и об уголовно-процессуальном представительстве. Среди ученых данный вопрос является спорным. Наряду с общими чертами, гражданско-процессуальное представительство - это специфическое явление. Специфика его состоит, во-первых, в объекте, куда включаются уголовно-правовые и уголовно-процессуальные интересы; во-вторых, появление представителей связано с преступной деятельностью обвиняемого; в-третьих, объём процессуальных прав представителя предусмотрен законом и не зависит от воли представляемого; в-четвёртых, внешние отношения представительства регулируются нормами уголовно-процессуального права; в-пятых, представитель участвует в производстве по уголовному делу, как пра­вило, наряду с представляемым и лишь изредка взамен его.

Специфика уголовно-процессуального представительства свидетель­ствует о его самостоятельности как института права и как процессуальной деятельности. Цель и задачи его - оказать наиболее существенную помощь пред­ставляемую в реализации интересов и осуществлении прав, то есть оказать по­мощь юридическую. Так, при производстве по применению принудительных мер ме­дицинского характера обязательно участие законного представительства, совер­шившего общественно-опасное деяние, и защитника (ст.437-438 УПК РФ). Представительство здесь необходимо из-за отсутствия процессуальной деятель­ности лица, совершившего общественно-опасное деяние в состоянии невменяемости или заболевшего душевной болезнью после совершения преступления. По данной ка­тегории лицо, совершившее общественно-опасное деяние, не в состоянии давать отчёт в своих действиях, не может привлекаться к уголовной ответственности и подвергаться наказанию, в результате чего ему не предъявляется обвинение.

Вынужденным представительство будет и в случаях, предусмотренных ст.247 УПК РФ, когда подсудимый находится вне пределов государства, когда по делу о преступлении небольшой или средней тяжести, за которое не может быть назначено наказание в виде лишения свободы, подсудимый ходатайствует о разбирательстве дела в его отсутствии. Кроме того, представительство объясня­ется отсутствием у обвиняемого полной процессуальной дееспособности в связи с несовершеннолетием, наличием физических и психологических недостатков.

Таким образом, представительство обвиняемого применяется для защи­ты его прав и интересов. В свою очередь, как уже отмечалось, необходимость защиты вызвана предъявленным обвинением, в результате которого у лица форми­руются материальные и процессуальные интересы.

Отстаивая интересы обвиняемого, представитель осу­ществляет не только функцию представительства, но также и защиту. Законный представитель и защитник обвиняемого для осуществления функции защиты наделяются определенным объёмом уголовно-процессуальных прав.

В силу имеющихся прав и законный представитель и защитник пользуются самостоятельно, но являются субъектами защиты и обязаны представ­лять интересы обвиняемого, защищая его от предъявленного обвинения. В такой ситуации представительство обвиняемого служит средством его защиты в судо­производстве. Как правило, представительство нацелено на реализацию субъек­тивных прав и интересов обвиняемого и охрану от возможного нарушения со стороны участвующих в судопроизводстве лиц, органов. Способы реализации пред­ставителями обвиняемого процессуальных прав и интересов различны в зависимос­ти от избранной тактики и методики защиты.

Однако представительство не во всех случаях, служит средством защиты обвиняемого. Уголовному судопроизводству известно представительство субъектов обвинения, потерпевшего, гражданского истца и т.п. Интересы таких представителей противоположны интересам обвиняемого, представительство противопоставляется защите.

Защита в процессуальном смысле осуществляется последовательно, то есть в определенной процессуальной форме. Процессуальная форма и процессуаль­ное содержание - две взаимосвязанные стороны уголовного процесса, оказывающие воздействие друг на друга, а не существующие раздельно.

 


[1] Конституция РФ 1993 г. Ст.48

[2] ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» ст.22 ч.2

[3] См. Закон «О конституционном Суде РФ» ст.53 ч.3-4

[4] УПК РФ ст.51

[5] Там же ст.313 ч.3

[6] О соблюдении законодательства, регламентирующего участие народных заседателей в осуществлении правосудия: постановление Пленума Верховного Суда СССР от 3 апреля 1987 г. №1 // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. 1997. С.294.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.