Содержанием самостоятельной работы студентов являются следующие ее виды:
• усвоение понятийного аппарата дисциплины;
• изучение основной и дополнительной литературы;
• подготовка к семинарским (практическим) занятиям;
• самостоятельная работа студента в библиотеке;
• изучение сайтов по темам дисциплины в сети Интернет;
• самостоятельная работа студента при подготовке к рубежному контролю и зачету.
Усвоение понятийного аппарата дисциплины
Студенту необходимо, прежде всего, разобраться в основных понятиях и терминах данной дисциплины, используя с этой целью рекомендованные преподавателем словари, учебники, учебные пособия и иные источники. При необходимости студент должен воспользоваться консультацией преподавателя.
Изучение основной и дополнительной литературы
Изучение рекомендованной литературы следует начинать с основных рекомендованных преподавателем учебников и учебных пособий, а затем переходить к нормативно-правовым актам, научным монографиям и материалам периодических изданий. При этом очень полезно делать выписки и конспекты наиболее интересных материалов, что способствует более глубокому осмыслению материала и лучшему его запоминанию. Кроме того, такая практика учит студентов отделять в тексте главное от второстепенного, а также позволяет проводить систематизацию и сравнительный анализ изучаемой информации, что чрезвычайно важно в условиях большого количества разнообразных по качеству и содержанию сведений.
Подготовка к семинарским (практическим) занятиям
На семинарских (практических) занятиях студент должен уметь последовательно излагать свои мысли и аргументировано их отстаивать.
Для достижения этой цели необходимо:
1) внимательно ознакомиться с вопросами для обсуждения по каждой теме семинарского (практического) занятия;
3) изучить рекомендованные по данной теме нормативно-правовые акты и литературу;
4) подготовить краткое выступление по каждому из вынесенных на семинарское занятие вопросов.
Самостоятельная работа студента в библиотеке
Важным аспектом самостоятельной подготовки студентов является работа с библиотечным фондом Университета.
При подготовке докладов, представляемых студентами на семинарских (практических) занятиях, следует считать целесообразным формирование библиографии по изучаемой тематике. При этом рекомендуется использовать различные источники информации, в том числе учебные пособия, монографии, периодические издания, законодательные и нормативные документы, статистические материалы, информацию государственных органов власти и управления, органов местного самоуправления, переводные издания, а также труды зарубежных авторов.
Весь собранный материал следует систематизировать, выявить ключевые вопросы изучаемой тематики и осуществить сравнительный анализ мнений различных авторов по существу этих вопросов. Конструктивным в этой работе является выработка умения обобщать большой объем материала и делать выводы. Весьма позитивным при этом следует считать попытку студента обосновать собственную точку зрения по исследуемой проблематике.
Изучение сайтов по темам дисциплины в сети Интернет.
Ресурсы Интернет являются одним из альтернативных источников быстрого поиска требуемой информации. Их использование возможно для получения основных и дополнительных сведений по изучаемым материалам.
Для помощи студенту в самостоятельной работе в сети Интернет используются:
• программы ICQ (Pro, Lite, Trillian, Miranda, QIP),
• Интернет-телефония Skype, MSN messenger, Same-Time и др.;
• сайты по темам дисциплины периодических изданий (журналов и т.п.), официальных органов (МОТ, государственной власти, управления и т.п.), отраслевых организаций, специализированных организаций (институтов, центров и т.п.) и др.