Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Правовые основы защиты государственной тайны

1.Государственная тайна защищает на основе Закона РФ от 21.07.1993 №5485-1 «О государственной тайне». Он определяет государственную тайну как защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безо­пасности РФ, а систему защиты государственной тайны - как совокупность орга­нов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защи­ты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также ме­роприятий, проводимых в этих целях.

Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведе­ния о:

• чрезвычайных происшествиях, катастрофах и их последствиях, угро­жающих безопасности и здоровью граждан, а также о стихийных бедствиях, их
официальных прогнозах и последствиях;

• состояние экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

• привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством
гражданам, должностным лицам и организациям;

• факты нарушения прав и свобод человека и гражданина;

• размерах золотого запаса и государственных валютных резервах РФ;

 

• состояние здоровья высших должностных лиц РФ;

• фактах нарушения законности органами государственной власти и их
должностными лицами.

Должностные лица, принявшие решения о засекречивании перечисленных сведений либо о включении их в этих целях в носителе сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинар­ную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба. Граждане вправе обжаловать та­кие решения в суд (ст. 7 Закона).

2. В соответствии со ст. 20 Закона к органам защиты государственной тайны
относятся:

• межведомственная комиссия по защите государственной тайны;

• органы государственной власти и их территориальные органы;

• организации и их структурные подразделения по защите государст­венной тайны.

Межведомственная комиссия по защите государственной тайны является коллегиальным органом, координирующим деятельность органов государствен­ной власти но защите государственной тайны в интересах разработки и выполне­ния государственных программ, нормативных и методических документов, обес­печивающих реализацию законодательства РФ о государственной тайне. Функции межведомственной комиссии по защите государственной тайны и ее надведомственные полномочия реализуются в соответствии с Положением о межведомст­венной комиссии по защите государственной тайны, утверждаемым Президентом.

Органы государственной власти и организации обеспечивают защиту све­дений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции. Ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, в органах государст­венной власти и организациях возлагается на их руководителей. В зависимости от объема работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, руководителями органов государственной власти и организаций создаются струк­турные подразделения по защите государственной тайны, функции которой опре­деляются указанными руководителями в соответствии с нормативными докумен­тами, утвержденными Правительством, и с учетом специфики проводимых ими работ.

3. Допуск должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает:

• принятия на себя обязательств перед государством по нераспростра­нению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

• согласие на частные или временные ограничения их прав;

• письменное согласие па проведение в отношении них полномочными
органами проверочных мероприятий;

• ознакомление с нормами законодательства РФ о государственной тай­не, предусматривающими ответственность за его нарушение;

• принятие решения руководителем органа государственной власти или
организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государ­ственную тайну.

Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо (ст. 21 Закона).

В соответствии со ст. 22 Закона основаниями для отказа должностному ли­цу или гражданину в допуске к государственной тайне могут являться:

• признание лица судом недееспособным, ограниченно дееспособным
или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные
и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;

• наличие у лица медицинских противопоказаний для работы с исполь­зованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, ут­верждаемому Министерством здравоохранения РФ;

• постоянное проживание лица и (или) его близких родственников за
границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;

• выявление в результате проверочных мероприятий действий оформ­ляемого лица, создающих угрозу безопасности РФ;

• уклонение лица от проверочных мероприятий и ( или) сообщение им
заведомо ложных анкетных данных.

Решение об отказе должностному лицу или гражданину в допуске к госу­дарственной тайне принимается руководителем органа государственной власти или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий. Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или суд.

Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, пред­приятия, учреждения или организации в случаях:

• расторжения с ним трудового договора в связи с проведением органи­зационных и (или) штатных мероприятий;

• однократного нарушения предусмотренных трудовым договором обя­зательств, связанных с защитой государственной тайны;

• возникновения обязательств, являющихся основанием для отказа в
допуске к государственной тайне.

Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должност­ное лицо или гражданина от взятых на себя обязательств по неразглашению све­дений, составляющих государственную тайну. Решение администрации о пре­кращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне и расторжении на основании этого с ним трудового договора может быть обжало­вано в вышестоящую организацию или суд (ст. 22 Закона).

4. Уголовная ответственность за разглашение государственной тайны уста­новлена несколькими статьями УК: 275 («Государственная измена»), 276 («Шпионаж»), 283 («Разглашение государственной тайны»), 284 («Утрата доку­ментов, содержащих государственную тайну»).

Па основе базового перечня сведений, составляющих государственную тай­ну, сформулированного в ст. 5 Закона РФ «О государственной тайне» и в соответ­ствии с п. 2 ст. 4 названного закона, Президент РФ утверждает подробный пере­чень сведений, отнесенных к государственной тайне, в котором помимо собствен­но сведений указываются государственные органы, наделенные полномочиями по их распоряжению3. Данный перечень периодически и по мере надобности пе­ресматривается в соответствии с принципами отнесения сведений к государст­венной тайне и засекречивания этих сведений.

Указанные принципы нашли свое закрепление в ст. 6 Закона РФ «О госу­дарственной тайне». К ним отнесены принципы -законности, обоснованности и своевременности.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.