Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос 445. Защита конституционного права граждан на замену военной службы на альтернативную гражданскую службу. Особенности рассмотрения дел по защите прав призывников.



Статья 59 Конституции РФ провозглашает защиту Отечества долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации, не отождествляя при этом обязанность по защите отечества с обязанностью проходить военную службу. Порядок прохождения военной службы Конституцией РФ прямо не регламентируется и определяется Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе». Воинская обязанность граждан Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 1 этого Закона предусматривает призыв на военную службу. Призыв граждан на военную службу, исходя из содержания и смысла Закона и правоприменительной практики, представляет собой принудительное (т.е. не зависящее от воли призываемого гражданина) направление граждан на военную службу.

В соответствии с ч. 3ст. 55 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Таким образом, «вводимые законодателем ограничения должны обеспечивать достижение указанных целей и не быть чрезмерными» (Постановление КС РФ от 24.10.2000 № 13-П). Следовательно, ограничения прав человека федеральным законом должны быть признаны недопустимыми, если не способствуют выполнению поставленных законодателем задач, или не имеют разумного основания, не могут быть оправданы конституционно значимыми целями, допускающими соразмерное ограничение прав и свобод (Постановление КС РФ от 27.06.2000 № 11-П), или не являются необходимыми и строго обусловленными конституционно одобряемыми целями, адекватными социально необходимому результату (Постановление КС РФ от 13.06.1996 № 14-П).

Ограничивающий права и свободы человека правовой институт призыва не является необходимым и строго обусловленным конституционно одобряемым целям. Те же цели могут быть достигнуты иными правовыми средствами. Таким образом, нет необходимости в сохранении ограничивающего права и свободы человека института призыва, призыв не способствует выполнению поставленных Конституцией задач, ограничения прав человека неадекватны задачам и чрезмерны. Конституционность института призыва может быть оспорена в КС РФ.

Призывники, убеждениям или вероисповеданию которых противоречит несение военной службы, имеют в силу ч. 3 ст. 59 Конституции РФ право на замену военной службы альтернативной гражданской службой. Перечень оснований замены - убеждения и вероисповедание - Конституция РФ оставила открытым, указав на возможность существования иных оснований, предусмотренных законом.

Порядок направления на альтернативную гражданскую службу определяется Федеральным законом от 25.07.2002 № ПЗ-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» и принятыми в его развитие подзаконными актами. Таким образом, три категории граждан имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской: призывники, убеждениям которых противоречит несение военной службы; призывники, вероисповеданию которых противоречит несение военной службы; призывники, принадлежащие к коренному малочисленному народу, ведущие традиционный образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами.

Реализация права на замену военной службы альтернативной гражданской сопряжено с доказыванием оснований наличия у гражданина права на замену. Призывник должен лично подать в военный комиссариат заявление о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой. В течение одного месяца со дня истечения срока подачи заявления гражданин вызывается на заседание призывной комиссии для рассмотрения заявления. Заявление рассматривается в присутствии гражданина, его подавшего. Основываясь на выступлении призывника, иных лиц, анализе представленных призывником документов и иных материалов, призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене.Основаниями отказа закон называет: нарушение срока или порядка подачи заявления; несоответствие характеризующих документов и иных данных доводам гражданина о наличии у него убеждений, препятствующих прохождению военной службы; указание в заявлении и прилагаемых к нему документах заведомо ложных сведений; двукратная неявка на заседание призывной комиссии без уважительных причин; уклонение от прохождения альтернативной службы в прошлом.

Гражданину, в отношении которого вынесено заключение о замене военной службы альтернативной гражданской, вручается повестка на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии для решения вопроса о направлении на альтернативную службу. Право на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц предусмотрено ст. 46 Конституции РФ. Это конституционное право нашло свое отражение в п. 7 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», предполагающем возможность обжалования решения призывной комиссии в вышестоящую призывную комиссию или в суд. Обращение в призывную комиссию субъекта РФ с жалобой на решение нижестоящей призывной комиссии не препятствует оспариванию того же решения в суде.

Административный порядок обжалования решений призывной комиссии в вышестоящую призывную комиссию - призывную комиссию субъекта РФ - производится в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В письменном обращении должны быть указаны (ст. 7):

- наименование органа, в который гражданин направляет письменное обращение, либо фамилия, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;

- фамилия, имя, отчество заявителя. В случае несообщения фамилии гражданина ответ на жалобу не дается;

- почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. В случае несообщения адреса ответ на жалобу не дается;

- суть жалобы, личная подпись и дата.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к жалобе-обращению документы и материалы либо их копии. Рассмотрение жалобы производится бесплатно, жалоба государственной пошлиной не оплачивается.

Срок обращения гражданина с жалобой в административном порядке законом не установлен. Это означает, что по прошествии сколь угодно долгого времени со дня вынесения обжалуемого решения или совершения обжалуемого действия гражданин вправе обжаловать это решение (действие). В трехдневный срок со дня поступления в призывную комиссию субъекта РФ жалоба должна быть зарегистрирована. Общий срок рассмотрения любой жалобы согласно ст. 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» - 30 дней. Однако п. 7 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» устанавливает сокращенный срок рассмотрения жалобы на решение призывной комиссии:жалоба должна быть рассмотрена в пятидневный срок со дня поступления в призывную комиссию субъекта РФ.

Статья 254 ГПК позволяет оспорить в суде решение, действие (бездействие) не только органа государственной власти и органа местного самоуправления, но и должностного лица, государственного или муниципального служащего. Таким образом, законодательство позволяет оспорить в суде:

1) Решения, принимаемые в отношении призывника на первом этапе призыва (медицинском освидетельствовании):

- заключение врача-специалиста;

- заключение врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу.

2)Решения, принимаемые в отношении призывника на втором этапе призыва (заседании призывной комиссии):

- решения призывной комиссии.

3)Действия, направленные на реализацию решения призывной комиссии (третий этап призыва).

4)Иные связанные с призывом действия и решения органов (должностных лиц).

Согласно п. 7 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» подачей жалобы на решение призывной комиссии выполнение этого решения приостанавливается до вынесения решения по жалобе призывной комиссией субъекта РФ. Напротив, подачей заявления в суд об оспаривании любого другого административного акта, принятого в рамках призыва (например, заключения врача), выполнение этого акта, равно как и проведение иных этапов призыва, приостановлено не будет. Для того чтобы сделать невозможным вынесение решения призывной комиссией, необходимо в предельно сжатые сроки (например, на стадии подготовки дела к судебному разбирательству) добиться от судьи вынесения определения об обеспечении заявления путем запрещения призывной комиссии принимать в отношении призывника какие-либо решения.

На практике с момента подачи заявления об оспаривании решения призывной комиссии до дня вступления в законную силу решения суда, как правило, проходит много времени: от нескольких месяцев до нескольких лет. Подачей в суд заявления об оспаривании решения призывной комиссии о призыве гражданина на военную службу выполнение этого решения приостанавливается до вступления в законную силу решения суда.Документами, удостоверяющими факт обращения в суд, являются копия заявления с отметкой суда о принятии (если заявление подавалось через канцелярию суда или на приеме у судьи) или опись вложения в ценное письмо (если заявление подавалось по почте). Предъявление этих документов военному комиссару является достаточным для того, чтобы не являться по повестке для отправки к месту прохождения военной службы. Военный комиссар или председатель призывной комиссии обязаны приостановить выполнение решения о призыве в этом случае. Неприостановление выполнения решения, а также вытекающие отсюда действия военного комиссара (например, объявление гражданина в розыск) также может быть оспорено в суде.

 


[1]Например, согласно ст. 700 ГК РФ («Изменение сторон в договоре безвозмездного пользования»), в случае смерти гражданина-ссудодателя либо реорганизации или ликвидации юридического лица - ссудодателя права и обязанности ссудодателя по договору безвозмездного пользования переходят к наследнику (правопреемнику) или к другому лицу, к которому перешло право собственности на вещь или иное право, на основании которого вещь была передана в безвозмездное пользование.

В случае реорганизации юридического лица - ссудополучателя его права и обязанности по договору переходят к юридическому лицу, являющемуся его правопреемником, если иное не предусмотрено договором.

[2]То есть статья 52 ГК РФ «Учредительные документы юридического лица»: наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным.

[3] То есть сторона в концессионном соглашении (Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях")

[4] Такие случаи перечислены в п. 4 ст. 8 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

[5] То есть:

1) социальная поддержка и защита граждан;

2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

4) охрана окружающей среды и защита животных;

5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;

6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;

8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;

9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности.

[6] Ст. 296 ГК РФ «Право оперативного управления».

[7]Статья 252. Раздел имущества, находящегося в долевой собственности, и выдел из него доли.

Статья 258. Раздел имущества крестьянского (фермерского) хозяйства.

[8] Порядок восстановления прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство) и о восстановлении прав по ним регламентирован статьями 294-301 ГПК РФ.

[9] Статья 434 ГК РФ «Форма договора».

[10] То есть уклонение одной из сторон от нотариального удостоверения сделки либо от её регистрации.

[11] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 № 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц".

[12] Статья 136 ГК РФ «Плоды, продукция и доходы»:

Поступления, полученные в результате использования имущества (плоды, продукция, доходы), принадлежат лицу, использующему это имущество на законном основании, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором об использовании этого имущества.

[13] Статья 737 ГК РФ «Последствия обнаружения недостатков в выполненной работе».

[14] Согласно п. 3 ст. 1174 ГК РФ, размер средств, выдаваемых на основании настоящего пункта банком на похороны наследнику или указанному в постановлении нотариуса лицу, не может превышать сорок тысяч рублей

[15]Правоведение: Учебник для высших учебных заведений /М.И. Абдулаев, Ю.В. Берладир, М.В. Колганова и др.; под ред. М.И. Абдулаева. М.: Магистр-Пресс, 2004. 560 с.

[16] Данный порядок предусмотрен главой IVФедерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ от 03.12.2011 «Об актах гражданского состояния»

[17]Судебные постановления могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что лицами, указанными в части первой настоящей статьи, были исчерпаны иные установленные настоящим Кодексом способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.

[18]Надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации. Судебные постановления, указанные в части второй статьи 391.1 настоящего Кодекса, могут быть обжалованы в порядке надзора в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу.

[19] Жалоба или представление прокурора, указанные в части первой настоящей статьи, могут быть поданы в течение шести месяцев со дня вступления обжалуемых судебных постановлений в законную силу.

[20] То есть если:

- истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора;

- заявление подано недееспособным лицом, за исключением заявления этого лица о признании его дееспособным, ходатайства о восстановлении пропущенных процессуальных сроков по делу о признании этого лица недееспособным;

- заявление подписано или подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание или предъявление иска;

- в производстве этого или другого суда, арбитражного суда имеется возбужденное ранее дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;

- имеется соглашение сторон о передаче данного спора на рассмотрение и разрешение третейского суда и от ответчика до начала рассмотрения дела по существу поступило возражение относительно рассмотрения и разрешения спора в суде;

- стороны, не просившие о разбирательстве дела в их отсутствие, не явились в суд по вторичному вызову;

истец, не просивший о разбирательстве дела в его отсутствие, не явился в суд по вторичному вызову, а ответчик не требует рассмотрения дела по существу.

[21] Такой порядок предусмотрен ст. 11 Федерального закона от 27.07.2010 N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"

[22] Судебные поручения

[23] Обеспечение доказательств

[24] В случаях, не терпящих отлагательства, суд проводит с извещением лиц, участвующих в деле, осмотр на месте письменных и вещественных доказательств.

[25] Такой порядок установлен Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

[26] В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

[27] То есть даётся 1 месяц для апелляционного обжалования решения суда.

[28]То есть Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители - в любой суд кассационной инстанции; прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) – соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда.

[29]Точнее, возвратить без рассмотрения по существу в течение десяти дней кассационную жалобу, представление, которые:

1) не отвечают требованиям, предусмотренным пунктами 1 - 5 и 7 части первой, частями третьей - седьмой статьи 378 настоящего Кодекса;

2) кассационные жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд кассационной инстанции;

3) пропущен срок обжалования судебного постановления в кассационном порядке и к кассационным жалобе, представлению не приложено вступившее в законную силу определение суда о восстановлении этого срока;

4) поступила просьба о возвращении или об отзыве кассационных жалобы, представления;

5) кассационные жалоба, представление поданы с нарушением правил подсудности, установленных статьей 377 настоящего Кодекса.

[30]Статья 225.1. «Дела по корпоративным спорам».

[31] Дела по корпоративным спорам.

[32] - Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации";

- Федеральный закон от 30.05.2001 N 70-ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации".

[33] Глава 11. «Судебные штрафы»

[34] То есть дела по корпоративным спорам

[35]Обязанность юридического лица, указанного в части 2 настоящей статьи, уведомить о возбуждении производства по делу, предмете и об основании заявленного в арбитражный суд требования, об иных обстоятельствах спора участников этого юридического лица, лиц, входящих в его органы управления и органы контроля, а также держателя реестра владельцев ценных бумаг этого юридического лица и (или) депозитария, осуществляющих учет прав на эмиссионные ценные бумаги этого юридического лица

[36]Обязанность лица, обратившегося с заявлением об обеспечении иска, уведомить лиц, участвующих в деле, и юридическое лицо, указанное в статье 225.1 настоящего Кодекса, о времени и месте рассмотрения заявления об обеспечении иска

[37]Арбитражный суд вправе наложить судебный штраф на лицо, обратившееся в защиту прав и законных интересов группы лиц, в случае злоупотребления им своими процессуальными правами или невыполнения им своих процессуальных обязанностей.

[38] Неявка без уважительной причины

[39] Необходимо помнить, что с 1 января 2013 г. глава 48 УПК утрачивает силу; вместо неё вступает в силу глава 48.1 «Производство в суде надзорной инстанции».

[40]Пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора и последующих судебных решений, вынесенных в связи с его обжалованием, по основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении уголовного дела допускаются в срок, не превышающий одного года со дня вступления их в законную силу, если в ходе судебного разбирательства были допущены фундаментальные нарушения уголовно-процессуального закона, повлиявшие на законность приговора, определения или постановления суда.

[41]При рассмотрении Президиумом Верховного Суда Российской Федерации надзорных жалобы или представления по уголовному делу, по которому в качестве меры наказания назначена смертная казнь, надзорные жалоба или представление об отмене смертной казни и о замене ее более мягким наказанием считаются удовлетворенными, если за оставление смертной казни проголосуют менее двух третей членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации, присутствующих на заседании.

[42]Постановление КС РФ от 20.04.2006 № 4-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 10 Уголовного кодекса Российской Федерации, части второй статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации", Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" и ряда положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, касающихся порядка приведения судебных решений в соответствие с новым уголовным законом, устраняющим или смягчающим ответственность за преступление, в связи с жалобами граждан А.К. Айжанова, Ю.Н. Александрова и других».

[43]Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда (ч. 1 ст. 85 Конституции РФ).

[44]Определение Конституционного Суда РФ от 11.01.2002 N 6-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Берга Олега Викторовича».

[45]То есть дела о соответствии Конституции Российской Федерациифедеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации (п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ).

[46]То есть статья 48 «Соединение дел», статья 49 «Подготовка дела к слушанию», статья 50 «Требования Конституционного Суда Российской Федерации», статья 51 «Рассылка материалов.Оповещение о заседании», статья 52 «Участники процесса», статья 53 «Стороны и их представители».

[47]Определение Конституционного Суда РФ от 07.10.1997 N 88-О«О разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28 ноября 1996 года по делу о проверке конституционности статьи 418 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с запросом Каратузского районного суда Красноярского края».

[48] Необходимо учесть, что после известных майских беспорядков в Москве 08.06.2012 в Закон № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» были внесены многочисленные изменения, еще более ограничивающие права граждан на свободу публичных мероприятий.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.