Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос 435. Круг лиц, уполномоченных обратиться с жалобой в Европейский суд по правам человека; основания и порядок обращения, критерии приемлемости жалобы.



Чрезвычайно широкая судебная практика Европейского суда по правам человека является основным источником формирования правил обращения в Европейский суд, поскольку требования, сформулированные в самой Конвенции, не носят строго формализованный характер.

Все поступающие в Суд жалобы можно разделить на две основные категории. К первой относятся жалобы, подаваемые от имени государства - участника Конвенции на нарушения прав, закрепленных Конвенцией, другим государством - участником Конвенции (в порядке ст. 33 Конвенции, так называемые межгосударственные дела).

Ко второй категории относятся индивидуальные жалобы, которые могут быть поданы от:

1) Физического лица.

В данном случае не имеет значения, какое гражданство или место жительства у лица, обращающегося в Суд.

Так, лицо может быть иностранцем или апатридом, проживать в третьей стране, тем не менее у данного лица имеется право на обращение с жалобой в Суд, если жалоба направлена против государства - участника Конвенции. Недееспособное лицо также имеет право подать жалобу в Европейский суд. Это относится как к лицам, лишенным дееспособности, так и к несовершеннолетним, в том числе малолетним, лицам.

Таким образом, Европейский суд не имеет каких-либо жестких критериев, которым должен отвечать заявитель - физическое лицо. Суд не принимает жалобы от имени умерших, однако принимает такие жалобы от их родственников, особенно когда дела связаны с нарушением права на жизнь (ст. 2 Конвенции). В исключительных случаях, ввиду общей значимости вопроса, суд может продолжить разбирательство после того, как заявитель, подавший жалобу, умер до вынесения решения и у него нет родственников, готовых поддержать рассмотрение жалобы;

2) Неправительственной организации.

Термин «неправительственные организации» может означать непосредственно НПО (неправительственные, некоммерческие общественные организации), профсоюзы, хозяйственные общества, политические партии, религиозные организации и др. Жалобу может подать также отдельный акционер либо управляющий или исполнительный директор (в случаях, если заявитель - акционерное обществ);

3) Группы частных лиц.

Обычно жалобы от группы лиц подаются в случаях, когда заявители жалуются на неблагоприятную экологическую обстановку в месте их проживания.

При этом необходимо учитывать, что некоторые права могут относиться только к физическим лицам, в связи с чем невозможна подача жалобы в защиту такого права от, например, юридического лица (например, право не подвергаться унижающему обращению или наказанию (ст. 3 Конвенции).

Государственные учреждения, органы государственной власти, органы местного самоуправления не имеют права обращаться в Европейский суд, поскольку это не охватывается положением ст. 34 Конвенции.

Критерии приемлемости жалобы. Суд может объявить жалобу неприемлемой на любой стадии разбирательства. Условия приемлемости перечислены в ст. 35 Конвенции:

1) Исчерпание внутренних средств защиты.

Основной критерий - заявитель на момент обращения в Европейский суд должен исчерпать все внутренние средства правовой защиты. Это понятие постоянно уточняется самим Судом и секретариатом Суда. Заявитель в жалобе должен указать на то, какие меры он предпринял для того, чтобы исчерпать все внутренние средства защиты. На государство-ответчика возлагается бремя доказывания обратного: что заявитель не исчерпал все средства защиты. Это связано с тем, что Европейский суд является субсидиарным средством правовой защиты и не должен подменять собой национальные суды.

В судебном разбирательстве на уровне национальных судов заявитель должен поднять вопросы по существу жалобы, подаваемой в Суд, чтобы национальные суды имели возможность вынести решение по предмету жалобы до ее рассмотрения Европейским судом. Внутренние средства защиты, чтобы считаться таковыми, должны обладать определенными признаками:

Доступность. Заявитель должен быть в состоянии обратиться в соответствующие национальные компетентные органы непосредственно. При этом доступность должна быть не теоретическая, т.е. предусмотренная национальным законом, а именно практическая. Поэтому Европейский суд изучает обстоятельства дела, насколько в каждом конкретном случае заявитель имел возможность прибегнуть к внутренним средствам защиты;

Эффективность. Этот критерий означает, что заявитель может с помощью предоставляемых средств защиты восстановить нарушенное право, закрепленное в Конвенции. Сюда относятся не только судебные средства защиты, но и административные процедуры. В частности, в отношении России очень часто возникает вопрос о том, должен ли заявитель обжаловать судебные акты в порядке надзора, прежде чем обратиться с жалобой в Европейский суд. Европейский суд однозначно высказал свое мнение о том, что надзорное производство не является эффективным средством защиты в целях Конвенции. Суд высказался и по поводу исполнительного производства: оно также не является эффективным средством защиты от неисполнения решения суда;

Достаточность. Этот критерий по сути дополняет критерий «эффективность» и означает, что заявитель должен использовать внутренние средства защиты лишь в той мере, в какой это необходимо для получения окончательного решения по делу.

2) Шестимесячный срок.

Обращение в суд должно последовать в течение 6 месяцев с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу. В отношении России окончательным решением считается судебный акт кассационной инстанции (по гражданским, уголовным и арбитражным делам). Отсчет срока начинается с даты вынесения окончательного решения по делу. Такой датой считается дата оглашения решения. Однако, если решение не оглашается публично, отсчет начинается с даты уведомления заявителя или его представителя о решении. Бремя доказывания соблюдения шестимесячного срока возлагается на заявителя. В частности, он обязан доказать, что получил судебный акт, являющийся окончательным решением по делу, позднее, чем он был вынесен.

Во всех случаях датой подачи письма или жалобы считается дата их отправки, а не дата получения их Судом. Восстановление пропущенного шестимесячного срока, пусть даже он был пропущен по уважительной причине, на практике невозможно.

Порядок обращения. Жалоба в письменном виде, подписанная заявителем, посылается непосредственно в Европейский суд. Жалоба заполняется по определенной форме. При первом обращении в Суд секретариат Суда высылает заявителю формуляр жалобы. К жалобе должны быть приложены ксерокопии документов, на которые ссылается заявитель в тексте жалобы. Как правило, это решения национальных судебных органов, принятых по делу, копии протоколов судебных заседаний, копии заявлений, жалоб, обращений заявителя по предмету жалобы и ответы на них. Только по особо сложным делам текст жалобы может превышать 30 страниц. В этом случае рекомендуется снабжать жалобу кратким вариантом изложения обстоятельств дела.

Для соблюдения шестимесячного срока допускается подача в Европейский суд предварительного письма, с изложением обстоятельств дела. В таком письме должны быть указаны данные заявителя, кратко изложены обстоятельства, относящиеся к сути проблемы. Должна быть кратко описана процедура внутреннего разбирательства, предпринятого заявителем. Должны быть указаны статьи Конвенции, нарушение которых имело место, по мнению заявителя. В письме также должен быть сформулирован предмет жалобы. Такое письмо может быть сформулировано достаточно объемно, однако жалоба, подаваемая впоследствии заявителем, должна находиться в рамках заявленных в письме требований.

Письмо, жалоба, а также приложения к нему могут быть поданы как по почте, так и высланы в Суд по факсу. При отправке письма по факсу подписанный оригинал должен быть выслан в Суд по почте в течение 5 дней. После поступления предварительного заявления в Суд заявителю отводится, как правило, 4-8 недель для представления в Суд заполненного формуляра жалобы, о чем сообщается заявителю и/или его представителю.

Суд не принимает к рассмотрению никакую индивидуальную жалобу, если она:

а) является анонимной. Однако заявитель может просить Суд, чтобы его имя не разглашалось для третьих лиц. Заявитель обязан привести причины такого заявления. В таком случае при переписке, а также при изготовлении решения могут быть использованы только инициалы человека, либо какая-нибудь единственная буква, например X, Y, Z;

б) является по существу аналогичной той, которая уже была рассмотрена Судом, или уже является предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования, и если она не содержит новых относящихся к делу фактов. Также Суд имеет право занести заявителя в так называемый черный список в связи со злоупотреблением права на обращение в суд. На практике встречаются ситуации, когда один человек постоянно посылает одни и те же жалобы в Европейский суд. В таком случае Суд прекращает с ним переписку.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.