Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ



11.1. Национальные приоритеты в сфере культуры

11.2. Финансирование сферы культуры

11.3. Развитие профессиональной культуры

11.4. Региональные особенности развития культуры

Ключевые понятия:государственная политика в сфере культуры, народная культура, духовная культура, музеи; музейные фонды, профессиональная культура.

11.1. Национальные приоритеты в сфере культуры. Социокультурная ситуация конца ХХ ст. – начала ХХІ ст. приводит к необходимости глубокого осмысления процессов, которые происходят в культуре. С одной стороны, необходимо обновить культурное наследие и систему духовной регуляции, существовавшие ранее, с другой – сохранить все ценное, созданное предыдущими поколениями, прежде всего гуманистическое содержание культуры, что должно способствовать наиболее эффективному социально-экономическому и культурному прогрессу общества. Миссия культуры состоит в приумножении гуманного в человеке и вместе с этим в обществе, а также в формировании понимания ценностей и смысла человеческого существования.

Общее культурное наследие человечества складывается из достижений культуры отдельных наций. Поэтому забота о своей культуре, ее развитие – это право и обязанность каждой нации, условие ее существования. И здесь огромная роль принадлежит государству, создающему условия для развития духовной деятельности в обществе. Мировая практика и отечественный опыт свидетельствуют о важности регулирования культурной жизни в любой стране, особенно это значимо для переломных моментов общественного развития.

Политика государства в сфере культуры заключается прежде всего в создании экономических, организационно-правовых условий развития культуры, сохранении и обеспечении эффективной деятельности ее организаций, учреждений, подготовки и социальной защищенности работников культуры, деятелей искусства, стимулировании любительских объединений и самодеятельного народного творчества.

Основные направления культурной политики нашего государства сформулированы в законодательных актах: Конституции Республики Беларусь (ст.ст. 15, 34, 51), Законах Республики Беларусь («О культуре в Республике Беларусь», «О музеях и музейном фонде Республики Беларусь», «О библиотечном деле в Республике Беларусь», «О народном искусстве, народных промыслах (ремеслах) в Республике Беларусь» и др.), которыми определены следующие задачи в сфере культуры:

· формирование средствами культуры интеллектуальных и моральных основ создания демократического правового государства;

· сохранение историко-культурного наследия;

· признание идеологической значимости культуры;

· консолидация деятелей национальной культуры на основе органичного соединения гуманистических традиций народной культуры белорусов и других культур, мирового культурного наследия;

· обеспечение соединения духовной культуры населения республики с политической, правовой, экономической и экологической культурой;

· осуществление национальной языковой политики, которая обеспечивает высокую культуру белорусского языка во всех сферах культуры вместе с использованием русского языка, языков национальных меньшинств, которые живут в республике, других языков и знаковых систем, необходимых для богатства внутренних и внешних связей белорусской нации и др.

Государство, согласно Конституции, берет на себя ответственность за сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь, а также обеспечение всех граждан полной и достоверной информацией о культурной жизни (ст. 15, 34). Общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах, каждому обеспечивается право на участие в культурной жизни (ст. 51). Указанные положения последовательно закрепляются и получают более детальную разработку в законах и других нормативно-правовых актах, регулирующих социальную политику белорусского государства в сфере культуры.

Существенным моментом в современной культурной политике является преодоление технократической психологии как результата многолетней установки на преимущественное развитие материально-технической базы и вторичное, зависимое существование духовно-культурной сферы. За культурой сохраняется идеологическая, воспитательная, социально-активная значимость, во многом определяющая не только мировосприятие человека, но и характер его материального бытия. Этого можно достичь при условии преемственности традиций, опоры на фундаментальные общечеловеческие ценности, культурное и историческое наследие, научной разработки проблем культуры, демократизации управления культурой, разработки новых подходов, учитывающих современные тенденции и направления развития культуры.

Культурная политика должна опираться на серьезную научную базу в этой сфере. Одно из свидетельств такого подхода – разработка и принятие комплексной программы «Культура», финансируемой из республиканского бюджета. Главные ее цели – разработка научно-методических основ углубленного изучения белорусской культуры, определение факторов, обуславливающих ее современные формы и перспективы развития. В программе предусмотрена необходимость основательного изучения культурных потребностей и рынка культурных услуг общества в целом, а также его различных слоев и групп. Важной задачей является изучение обеспеченности отрасли высококвалифицированными кадрами, которых на сегодняшний день недостаточно.

11.2. Финансирование сферы культуры. Одним из основных направлений государственной политики в сфере культуры является проблема финансирования отрасли. Существует несколько источников финансирования: республиканский бюджет, средства местных бюджетов, а также за счет оказания платных услуг. И в итоге объем финансирования на уровне областей доходит до 5–6 %.

Важным моментом в определении минимального уровня гарантий для жителей Беларуси во всех социально значимых сферах является система государственных социальных стандартов.

Правовой основой для реализации социальных стандартов стал Закон Республики Беларусь «О государственных минимальных социальных стандартах», принятый в 1999 году. Этот закон определяет критерии формирования и применения государственных минимальных социальных стандартов, обеспечивающих реализацию закрепленных Конституцией Республики Беларусь социальных прав граждан.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь в качестве минимального социального стандарта по культуре утвержден норматив бюджетной обеспеченности расходов в расчете на одного человека в размере 1,5 базовой величины, в том числе 1,3 – за счет бюджетного финансирования, 0,2 – за счет оказания платных услуг.

Во всех регионах принимаются необходимые меры по расширению перечня и увеличению объемов предоставляемых населению услуг, проводится работа по совершенствованию форм и методов культурного обслуживания населения, творческому поиску новых форм и методов работы.

В 2004 году в среднем по республике расходы на культуру составили 1,9 базовой величины в расчете на одного жителя, в том числе за счет средств бюджета – 1,7, платных услуг – 0,2 базовой величины. Однако в некоторых районах этот стандарт не был выполнен.

В период перехода к социально ориентированной рыночной экономике возникла такая форма поддержки сферы культуры, как фонды. С этой целью был создан фонд Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства, деятельность которого направлена на финансирование программ развития этой отрасли, социальную поддержку творцов, конечной целью которого является стимулирование и поддержка творческой инициативы, развитие интеллектуального потенциала нации, сохранение историко-культурного наследия белорусского народа. С 1994 года ежегодно присуждаются государственные стипендии под выполнение конкретных творческих проектов деятелям культуры и искусства, творческой молодежи республики. В 1998 году введены премии и гранты Президента деятелям культуры и искусства. Ежегодно присуждается
27 премий за достижения в сфере культуры и искусства, вклад в воспитание творческой молодежи, развитие международных культурных связей.

В современных условиях в республике складывается такая форма поддержки культуры, как спонсорство. Это не является формой благотворительности. Финансируя те или иные культурные проекты, программы, спонсор имеет определенный интерес продвижение своей продукции, проникновение в сознание тех групп общества, во внимании которых он заинтересован. Спонсоринг никогда не бывает случайным, он всегда планируется с учетом заинтересованности фирмы, предприятия в той группе общества, которую составляют ее современные и потенциальные клиенты. Культура является предметом спонсирования в том случае, если создает для спонсора возможность выхода в аудитории культурных мероприятий: к зрителям театров, концертов, посетителей выставок и музеев.

Спонсирование дает желательный эффект только тогда, когда проводится систематически и на протяжении длительного периода.

Таким образом, в спонсорстве обе стороны достигают своих целей: спонсируемый находит средства на финансирование своих проектов, а спонсор достигает определенной коммуникативной цели, подчиненной общей стратегии маркетинга или стратегии «паблик рилейншз».

И все-таки государство является основным социальным институтом, способным обеспечить развитие культуры в соответствии с общенациональными требованиями. Без поддержки и регуляции со стороны государства культура не сможет нормально развиваться и будет вынуждена сокращать свои масштабы и функции.

11.3. Развитие профессиональной культуры. Динамика духовной культуры предполагает решение большого комплекса проблем развития разных отраслей духовного производства: идеологии, образования, искусства, народного творчества, образа жизни и способа использования свободного времени, физической культуры и т.д.

Белорусское профессиональное искусство развивается в русле сохранения национальных традиций, одновременно являясь частью мирового культурного процесса. В последние годы необходимо отметить тенденцию активизации культурного обслуживания населения государственными концертными организациями, Этому способствует создание новых творческих коллективов, увеличение количества музыкальных фестивалей, благодаря которым население приобщается к лучшим образцам музыкального и хореографического искусства. Кроме традиционных международных музыкальных фестивалей "Белорусская музыкальная осень», «Минская весна», «Славянский базар в Витебске», постоянную государственную поддержку получают Международный музыкальный фестиваль «Золотой шлягер», джазовый фестиваль, Международный фестиваль хореографического искусства «Сожский хоровод» (Гомель), Международный театральный фестиваль «Белая вежа» (Брест) и др. Особой популярностью в последние несколько лет пользуется проект ОНТ «Вечера в Мирском замке».

При поддержке местных органов власти проводятся такие крупные музыкальные акции, как фестивали камерной музыки «Музы Несвижа», современной хореографии в г. Витебске, белорусской песни и поэзии в г. Молодечно, старинной и современной музыки в г. Полоцке. Всего в Беларуси постоянную прописку получили более 30 международных, республиканских и региональных фестивалей, имеющих зрительскую аудиторию более 1 млн человек, не считая телевизионной.

Последовательное осуществление программы развития профессионального музыкального искусства послужило основой создания новых творческих коллективов практически во всех областных филармониях. Если в начале 90-х годов большая часть профессиональных музыкальных коллективов существовала только в г. Минске, то сегодня концертное обслуживание осуществляется более чем 70 оркестрами, ансамблями и концертными бригадами областных филармоний, На сегодняшний день более 80% концертов в республике проводится белорусскими творческими коллективами и исполнителями.

Разнообразную по стилям и жанрам палитру музыкальных программ представляют наши музыкальные коллективы за рубежом (Испания, Германия, Италия, Франция, Китай, Польша Литва и др.) Активную гастрольную деятельность осуществляют труппы белорусского балета и оперы, Государственный академический народный хор им. И. Жиновича, Государственный камерный хор, Государственный академический народный хор им. Г.Цитовича и многие другие коллективы.

Поиском новых способов общения со зрителем, разнообразием жанровой палитры, общественно-философским осмыслением места театра в современных условиях отличается театральное искусство.

Для того, чтобы обеспечить различные тематические и жанровые запросы зрителей, ежегодно театры осуществляют 70–80 новых постановок пьес мировой классики, зарубежной и современной белорусской драматургии. В среднем каждый драматический театр осуществляет 5 премьерных постановок в год и эта цифра стала стабильной для театров республики.

С помощью государства театры республики вернули добрые традиции и по линии государственного заказа осуществляют обменные гастроли по Беларуси и за ее пределами, гастроли по обслуживанию сельского населения. География гастролей охватывает все областные центры и крупные города, сельские районы.

Расширилось сотрудничество театров со своими коллегами из России, Германии, Франции, Польши, Литвы, Латвии и других государств. Ни один раз столица Беларуси принимала Центральный театр Российской армии, МХАТ им. М. Горького и др.

Вместе с тем театральное искусство испытывает определенные сложности из-за невысокой заработной платы творческих работников, падения престижа профессии артиста, режиссера, художника театра.

Особого внимания требуют вопросы финансирования для поддержания зданий театров в нормальных условиях, обновления технического оборудования.

С целью организации и планирования культурной деятельности, формирования духовных потребностей, создания условий для выявления и реализации деятельности людей государство сформировало развернутую сеть учреждений культуры. Библиотеки, клубы, музеи, театры, парки, школы создали единый социокультурный комплекс, для которого характерны единые цели. Их деятельность основывается на принципах доступности, добровольности, опоры на общественную инициативу, гласности, управления и самоуправления, использования различных источников финансирования, обязательного учета местных особенностей в историческом и культурном развитии.

Одно из приоритетных направлений государственной политики в сфере культуры является охрана историко-культурного наследия. Республика Беларусь располагает значительным историко-культурным потенциалом, представленным объектами архитектуры, градостроительства, парковыми комплексами, музейными коллекциями, книжными собраниями и т.д. На сегодняшний день Государственный список историко-культурных ценностей насчитывает
4811 единиц, в том числе 4694 материальных недвижимых историко-культурных ценностей, которые включают 1655 объектов архитектуры,
1125 истории, 1857 археологии, 57 искусства.

Самые значимые в Республике Беларусь объекты охраны включены в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Это замковый комплекс «Мир» в г.п Мир Гродненской области, архитектурно-культурный комплекс резиденции Радзивиллов в г. Несвиже, два трансграничных объекта – Беловежская пуща и «Дуга Струве». Готовится совместно с Республикой Польша досье «Августовский канал – творение человека и природы», а также собирается материал по другим знаковым объектам наследия высшей категории ценности.

11.4. Региональные особенности развития культуры. Любая культура начинается с народного творчества, с фольклора. Именно фольклор служит истоком дальнейшего развития различных видов искусства – музыки, танца, театра, литературы и т.д. Образцы традиционной культуры, в которых нашли отражение напластования от глубокой архаики, сохранились в Беларуси в сельской среде до наших дней в живом виде и с редкостной полнотой. Это некоторые обряды, верования, обычаи, различные жанры устнопоэтического творчества и иные разновидности духовной традиции, которые генетически восходят к архаическим истокам.

Вопреки многим неблагоприятным историческим событиям на пути развития белорусского этноса он сумел сохранить себя, свой язык, специфику своей культуры в значительной степени благодаря именно глубине и мощи фольклорных традиций. Своей роли народная культура не утратила и в современном национально-культурном процессе, включающем также в себя профессиональные формы искусства, любительское творчество во всем многообразии его видов и жанров, соответствующую инфраструктуру учреждений культуры.

Необходимо отметить, что понятие народной культуры сегодня многоаспектно. Оно соотносится не только с видами и жанрами традиционной творческой деятельности народа, но также с формами и способами их функционирования и трансляции в современном обществе. Так, традиционная культура сегодня функционирует в двух разновидностях: первичной – аутентичный фольклор в своих региональных и локальных формах, а также вторичной – его обработанные, стилизованные сценические формы в любительском творчестве и профессиональном искусстве (репродуцированный фольклор).

Важной задачей учреждений, предприятий и организаций культуры является налаживание преемственности между традиционной культурой и современным культурным процессом во всех его проявлениях и разновидностях. С этой целью в 90-е годы был создан ряд региональных целевых программ, направленных на поддержку народной культуры. Так, учеными по заказу Министерства культуры разработана программа «Адраджэнне традыцыйнай мастацкай культуры Палесся» по результатам комплексного исследования Восточного и Западного Полесья. В рамках программы проводились мероприятия, в которых активное участие принимали народные мастера Гомельщины, Могилевщины и других регионов республики. В Республике Беларусь действует Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007–2010 годы. Одним из направлений программы предусмотрено комплексное развитие социальной сферы: образования, культуры, здравоохранения и др. Малые города, 42 из которых располагают историко-культурным наследием национального значения – источники и хранители самобытности белорусского народа, его национальной культуры и традиций.

Государственная политика в области народного искусства и промыслов основывается на принципе сочетания национальных, государственных, общественных интересов и прав личности. Государственная поддержка в данной сфере осуществляется в соответствии с Республиканской программой за счет средств Государственного фонда поддержки народного искусства, народных промыслов (ремесел) Республики Беларусь. Что касается местных программ развития и поддержки народного искусства, то они разрабатываются и утверждаются местными исполнительными и распорядительными органами.

К числу крупнейших мероприятий, проводящихся, как правило, ежегодно в разных областях страны, можно отнести Международный фестиваль народного творчества «Венок дружбы» (Бобруйск), Международный фестиваль народной музыки «Звіняць цымбалы і гармонік» (Поставы) и др.

Таким образом, государственная культурная политика Республики Беларусь на современном этапе представляет собой продуманный и ответственный выбор целей и приоритетов, способствует созданию механизмов их осуществления и целенаправленному выделению ресурсов.

 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.