Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ



9.1. Приоритеты в развитии системы образования

9.2. Образовательные программы в Республике Беларусь

9.3. Экономические основы развития системы образования в Республике Беларусь. Социальное партнерство в системе образования

Ключевые понятия: образование, реформа, приоритеты развития образовательной сферы, образовательная программа.

 

9.1. Приоритеты в развитии образовательной сферы. Основными приоритетами национальной системы образования в Республике Беларусь являются: возрождение национально-культурной основы образования; воспитание свободной, творческой и нравственной личности; укрепление физического и психического здоровья нации и человека; демократизация и гуманизация образования; взаимодействие образования с наукой, производством, социально-духовной сферой.

Реализация государственной политики в области образования, стратегических направлений развития системы образования последних лет оказали существенное влияние на развитие дошкольного образования в Республике Беларусь. Являясь первым уровнем основного образования, дошкольное образование стало составляющим компонентом социальной сферы. Целью системы дошкольного образования является сохранение и развитие гибкой, качественной, многофункциональной системы дошкольного образования, сохраняющей здоровье детей и отвечающей запросам родителей и государства.

В республике решена важная задача обеспечения полного охвата детей
5-летнего возраста подготовкой к школе (89% – в дошкольных учреждениях, 11% – иными формами), что является важным условием создания равных стартовых возможностей при их переходе на следующий уровень образования.

В системе дошкольного образования страны наблюдается тенденция активных инновационных преобразований, которые за последние годы приобрели системный характер. Созданы новые типы, виды и профили дошкольных учреждений, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи. Низкий охват детей дошкольного возраста дошкольным образованием на селе определил необходимость поиска новых форм дошкольного образования, которые позволят решить эту проблему и создать детям сельских регионов равные с жителями города возможности получения качественного дошкольного образования.

Реформы затронули и общеобразовательную школу. В мире сложился определенный стандарт общего среднего образования, рассчитанный на
12-летнюю школу. Такой срок обучения, например, принят в средних школах многих стран. В Республике Беларусь на освоение аналогичных по содержанию программ еще недавно отводилось всего 10–11 лет, что приводило к перегрузке учащихся. Было принято решение о необходимости реформирования общеобразовательной школы, а в январе 1996 года вышло распоряжение Президента Республики Беларусь «О подготовке и проведении в Республики Беларусь реформы общеобразовательной школы».

В соответствии с Концепцией и Программой реформы общеобразовательной школы Республики Беларусь в 2002 году завершен переход начальной школы на обновленное содержание образования. В 2008 году планируется завершить массовый перевод общеобразовательной школы на обязательное десятилетнее общее базовое образование. В 2010 году будет осуществлён массовый выпуск учащихся 12-летней общеобразовательной средней школы.

С 2003 года в выпускных классах общеобразовательной средней школы практикуется централизованное тестирование, в котором участвуют выпускники учреждений общего среднего образования, поступающие в профессионально-технические, средние специальные и высшие учебные заведения.

В 2002/2003 учебном году после трехлетней апробации осуществлен переход на 10-балльную систему оценки результатов учебной деятельности учащихся. В целом использование 10-балльной системы позволяет повысить объективность оценки учебных достижений учащихся, более полно учитывать индивидуальные особенности каждого из них.

Один из приоритетов реформы – сохранение здоровья детей. В рамках реформы осуществлен переход начальной школы на пятидневку, на 20% сокращены школьные программы, а в учебные планы внесены изменения, направленные на расширение свободы выбора содержания образования.

Наряду с общеобразовательной школой, в Республике Беларусь подверглось модернизации и высшее образование. В целях приведения нормативно-правовой базы высшей школы в соответствие с законом «О высшем образовании» были внесены в установленном порядке дополнения и изменения в существовавшие нормативно-правовые акты. Принято постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Положения о распределении выпускников учреждений образования, получивших профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование». Оптимизирована сеть высших учебных заведений, которые равномерно распределены по территории страны.

Сформирована двухступенчатая система высшего образования: первая ступень направлена на подготовку квалифицированных специалистов для реального сектора экономики и социальной сферы (4–6 лет обучения) и магистерская подготовка (до 2 лет обучения), ориентированная на подготовку к научно-исследовательской, научно-педагогической и инновационной деятельности.

Внедряются новые образовательные технологии, совершенствуется организация учебного процесса, увеличивается доля контролируемой самостоятельной работы. Для усиления практической составляющей в подготовке специалистов обновляются базы практик, темы курсовых и дипломных работ связываются с проблемами производства. Укрепляется учебно-лабораторная и материально-техническая база вузов. Улучшается учебно-методическое обеспечение высшего образования: проведена компьютеризация, разрабатываются национальные учебники и учебные пособия, в том числе и в электронном виде. Разработана и утверждена отраслевая программа «Электронный учебник».

В условиях реформы системы образования в нашей стране все большую важность приобретает изучение и критический анализ тенденции развития образования за рубежом. Международные научно-технические и образовательные программы являются эффективными и приносят пользу белорусской системе образования в плане интеграции в международное образовательное пространство. Они позволяют изучить опыт зарубежных систем в области приспособления к радикально изменившейся экономической, технологической и культурной среде.

Системный подход к оценке зарубежного опыта предполагает рассмотрение как отдельных инвариантно-интегративных сторон процесса обучения, так и целостного охвата систем образования различных стран, групп стран или регионов в их единстве и внутренних связях. Сейчас оказывается актуальной задача системного анализа мировых достижений для совершенствования учебного процесса в Республике Беларусь. При этом важно не просто зафиксировать позитивность опыта, а выявить содержание и тенденции дидактических поисков; необходимо осмыслить и освоить подходы к учебному процессу, выработанные в мировой теории и практике обучения.

9.2. Образовательные программы в Республике Беларусь. Процесс внедрения современных образовательных программ непосредственно связан с поиском механизмов саморегуляции, направленных на обновление и развитие всей системы образования в Республике Беларусь. Основные направления образовательных программ в белорусской системе образования сосредоточены на повышении качества и доступности образования на всех уровнях, совершенствовании идеологической и воспитательной работы, повышении престижа белорусского образования на международной арене, развитии экономики образования.

В системе дошкольного образования реализуются новые, адекватные требованиям времени образовательные программы, основанные на интеграции общественного и семейного воспитания с учетом социально-экономических и социокультурных преобразований в жизни общества. Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования», в рамках научного задания коллективом научных сотрудников разработаны программы дополнительного образования: «Обучение иностранному языку в дошкольном учреждении», «Хореография в детском саду», программа студии изобразительного искусства «Гобеленчик». Создана уникальная система учебно-методического обеспечения дошкольного образования – учебно-методический комплекс «Пралеска», включающий более 188 пособий для педагогов и родителей; изданы программы для специальных дошкольных учреждений: «Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью»; «Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи».

На основе закона Республики Беларусь «Об общем среднем образовании» утверждена Программа развития общего среднего образования в Республике Беларусь на 2007–2016 годы, направленная на создание условий для динамичного развития общего среднего образования, обеспечивающего удовлетворение потребностей личности, общества и государства в качественном образовании с учетом изменяющейся социокультурной, экономической и демографической ситуации.

Стратегия развития образовательных программ в системе специального образования направлена на создание условий по обеспечению доступности и равных прав лицам с особенностями психофизического развития на получение образования и коррекционной помощи по месту жительства.

В рамках выполнения Государственной программы по предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов на 2006–2010 годы разработан макетный образец учебно-методического пособия «Методика трудового обучения учащихся с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью»; комплект дидактических материалов по трудовому обучению учащихся 2-го отделения вспомогательной школы; учебная программа «Хозяйственно-бытовой труд» (5–9 классы центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации).

Разработаны и проходят процедуру утверждения территориальные и отраслевая целевые программы о безбарьерной среде жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2007–2010 годы. Предметом изучения и педагогического поиска является организация профильного обучения, разработаны методические рекомендации по организации профильного обучения в специальных общеобразовательных школах (школах-интернатах) для детей с нарушением слуха и нарушениями зрения.

В соответствии с Государственной программой развития профессионально-технического образования на 2006–2010 годы органы государственного управления участвуют в согласовании образовательных стандартов и образовательных программ, типовой учебно-программной документации профессионально-технического образования, минимальных перечней машин и оборудования для организации производственного обучения учащихся учебных заведений профтехобразования. Утверждены образовательные стандарты по
24 учебным специальностям профессионально-технического образования,
17 сборников типовой учебно-программной документации, минимальные перечни машин и оборудования по 77 учебным специальностям, издано 23 наименования учебников и учебных пособий, соответствующих требованиям обновленной учебно-программной документации.

Утверждено 9 программ вступительных испытаний по специальностям для поступающих на основе профессионально-технического образования в учреждения, обеспечивающие получение среднего специального образования.

В целях сохранения и преумножения интеллектуального и творческого потенциала выполняется Государственная программа «Молодые таланты Беларуси» на 2006–2010 годы. Сформирована целостная система выявления, поддержки и развития творческого потенциала талантливой молодежи в Республике Беларусь на всех уровнях ее обучения, создан компьютерный банк данных об одаренных учащихся, осуществляется социальная защита талантливой молодежи.

Улучшается учебно-методическое обеспечение высшего образования: проведена компьютеризация, разрабатываются национальные учебники и учебные пособия, в том числе и в электронном виде. Разработана и утверждена отраслевая программа «Электронный учебник».

Положено начало формированию учебно-научно-производственных комплексов, создание которых позволит осуществлять подготовку необходимых стране специалистов международного уровня по микроэлектронике, нанотехнологиям и другим инновационным направлениям.

В соответствии с Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 годы Министерством образования Республики Беларусь утверждены Концепция развития научно-инновационной деятельности в системе Министерства образования на 2007–2010 годы и мероприятия по ее реализации, разработана и утверждена Программа инновационного развития Министерства образования на 2007–2010 годы. В рамках данной программы вузы выполняют 48 инновационных проектов.

9.3. Экономические основы развития системы образования в Республике Беларусь. Социальное партнерство в системе образования. Основная деятельность государства направлена на совершенствование системы финансирования всех звеньев образования. В системе дошкольного образования содержание ребенка в дошкольном учреждении и 40% платы на питание дотируются государством. Родителям, имеющим детей с особенностями психофизического развития, предоставляются льготы по бесплатному питанию детей в дошкольном учреждении. В дошкольных учреждениях создаются условия для ухода, досмотра и медицинского обслуживания детей. В 2007 году 14,3% учреждений имели бассейны. Все дошкольные учреждения имеют физкультурные площадки. Благодаря проведенному во всех регионах проблемно-ориентированному анализу перспектив развития сети дошкольных учреждений, составлен прогноз развития сети дошкольных учреждений до 2010 года, определена перспектива строительства 55 дошкольных учреждений.

Особую заботу государство оказывает общеобразовательным учреждениям. В целях создания условий для получения сельскими школьниками качественного общего среднего образования в рамках Государственной программы возрождения и развития села на 2005–2010 годы в 2007 году количество гимназий в сельских населенных пунктах увеличилось с 7 до 12. Для обеспечения подвоза учащихся и воспитанников к месту обучения за период с 2002 по
2007 год в республике приобретено 689 автобусов, в том числе в 2007 году – 157 автобусов (при плане 76).

В сельских населенных пунктах развивается сеть учебно-педагогических комплексов детский сад-школа. Из 923 общеобразовательных учреждений данного типа 897 (97,2%) расположены в сельских населенных пунктах.

Внедрению информационных технологий в образовательный процесс способствует выполнение в полном объеме во всех областях республики и г. Минске социального стандарта по обеспечению учащихся персональными компьютерами: 1 компьютерный класс на учреждение или 1 компьютер на
30 учащихся. В настоящее время около 94% устаревших компьютеров заменены на современные.

Поэтапно в общеобразовательных учреждениях вводится одежда делового стиля для учащихся 1–10 классов. Предприятиями концерна «Беллегпром» к началу учебного года был обеспечен выпуск комплектов одежды для школьников.

Функционирование системы специального образования характеризуется стабильной работой действующих специальных учреждений образования, расширением сети классов интегрированного обучения и воспитания, пунктов коррекционно-педагогической помощи. В контексте современных образовательных тенденций обеспечивается охват специальным образованием всех детей с особенностями психофизического развития, создаются условия для эффективного преодоления имеющихся у них нарушений в развитии, начиная с первых месяцев их жизни.

Стратегия развития системы специального образования направлена на создание условий по обеспечению доступности и равных прав лицам с особенностями психофизического развития на получение образования и коррекционной помощи по месту жительства. Количество классов интегрированного обучения и воспитания увеличилось на 431 единицу, пунктов коррекционно-педагогической помощи – на 60.

В прошлом году целенаправленно проводилась работа по оснащению центров реабилитационным оборудованием, игрушками, дидактическим материалом, созданию в них фонда художественной литературы, а также учебных и учебно-методических пособий, раскрывающих содержание работы с детьми, имеющими нарушения развития. Во всех Центрах выполнен текущий ремонт, проведено благоустройство прилегающих территорий, для подвоза детей-инвалидов приобретено 11 микроавтобусов. Всего в республике работают
144 центра, из них транспортом располагают 30 учреждений, что составляет 20,8% необходимой обеспеченности.

Разработаны и проходят процедуру утверждения территориальные и отраслевая целевые программы о безбарьерной среде жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2007–2010 годы. Задача обеспечения свободного доступа к местам учебы решалась в порядке проведения эксперимента по дистанционному обучению студентов в некоторых вузах страны. Специальные общеобразовательные школы для детей с нарушениями зрения оснащены специальными электронными программными продуктами «Sakrament Book Assist» и «Чтец электронных говорящих книг для незрячих», что поможет незрячим школьникам в освоении учебных программ по различным предметам.

В системе профессионально-технического образования одной из главных задач является укрепление материально-технической базы профтехобразования за счет различных источников (бюджетное финансирование, внебюджетная деятельность, взаимодействие с организациями-заказчиками кадров). Указанные задачи выполняются в соответствии с планом мероприятий на
2007 год по реализации Государственной программы развития профессионально-технического образования на 2006–2010 годы.

На укрепление материально-технической базы учебных заведений профтехобразования в 2007 году из республиканского и местных бюджетов направлено более 13 млрд рублей. Кроме этого, из республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки было выделено 1,5 млрд рублей на приобретение современной сельскохозяйственной техники. Машины и оборудование приобретались также за счет внебюджетных средств учебных заведений профтехобразования, средств организаций-заказчиков кадров.

С целью совершенствования материально-технической базы учреждений среднего специального образования Государственной программой развития среднего специального образования на 2006–2010 годы предусмотрено приобретение в 2007 году 108 классов-комплектов компьютерной техники и 180 единиц учебного и иного оборудования. Учреждениями среднего специального образования, подчиненными Министерству образования Республики Беларусь, приобретено 38 классов-комплектов компьютерной техники, 80 единиц машин, станочного и другого оборудования на сумму 3534,5 млн руб.

Для обеспечения устойчивого развития общества и государства сохраняются и развиваются лучшие традиции национальной высшей школы. Важнейшей особенностью развития высшей школы является переход к массовому высшему образованию. Большое внимание уделяется стимулированию научной и педагогической деятельности талантливых ученых и педагогических работников всех уровней образования. Министерство образования организовало проведение конкурса, рассмотрело и направило в установленном порядке в Совет Министров Республики Беларусь список кандидатур на предоставление в 2008 году персональных надбавок за выдающийся вклад в социально-экономическое развитие республики.

Общий объем финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности в системе Министерства образования Республики Беларусь в 2007 году составил 125,0 млрд руб., что в 1,2 раза больше, чем в 2006 году. За счет средств республиканского бюджета Министерству образования выделено 40,4 млрд руб. (32,3% от общего объема финансирования научных исследований из различных источников). Из внебюджетных источников привлечено около 58 млрд руб. (46,4% от общего объема финансирования).

Реализуется принятый в научной сфере страны программно-целевой метод планирования научных исследований, ориентированных на практический результат. Вузовская наука становится все более ориентированной на реальный сектор экономики, растет и ее эффективность.

В целях материально-технического обеспечения реформирования всех звеньев системы образования, наряду с бюджетным финансированием привлекаются средства, полученные за счет проведения исследовательских работ, выполнения заказов различных отраслей экономики, инновационной деятельности, продажи интеллектуальной собственности и других видов деятельности.

Естественная среда развития производства в условиях рынка невозможна без широких социальных мер, без использования творческих возможностей коллективов и составляющих его людей. Это напрямую связано с системой современного образования, в которой предстоит развивать практику социального партнерства.

Социальное партнерство в системе образования следует понимать как партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности; партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями иных сфер общественного воспроизводства; партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление гражданского общества.

Новый экономический уклад, появление рынков труда, капитала, интеллектуальных и образовательных ресурсов в корне меняют всю систему подготовки кадров. В этих условиях все более актуальным становится вопрос формирования новой системы отношений между образовательными учреждениями и предприятиями, союзами работодателей, объединениями трудящихся, службами занятости, управлением образованием, студентами и их родителями, т. е. с теми, кто становится не просто потребителем «продукции» образовательного учреждения, но и должен быть источником его финансового благополучия. Социальное партнерство предполагает разработку пакета нормативно-правовых документов, отвечающих потребностям заказчика и современным технологиям обучения, которые направлены на стимулирование этого партнерства.

Успех в деле формирования социального партнерства сегодня во многом зависит от инициативы действий регионального руководства, отвечающего за эту область. Но в большей степени это зависит от самих образовательных учреждений, от инициативы и энергии их руководителей, от понимания ими всей важности этого вопроса и способности вовлечь в него всех своих потенциальных партнеров как на рынке труда, так и на рынке образовательных услуг.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.