Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СТРАТЕГИЯ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ И РАЗВИТИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА



8.1. Национальная стратегия в жилищной политике и уровень жизни населения

8.2. Государственные программы в жилищной политике

8.3. Совершенствование жилищно-коммунального хозяйства – важнейший фактор реализации жилищной политики

 

Ключевые понятия: государственная политика в сфере жилищного строительства, жилищный кодекс, жилищная политика, жилищно-коммунальное хозяйство, ипотека, кредит, субсидия, бюджетная политика.

8.1. Национальная стратегия в жилищной политике и уровень жизни населения. Жилье является одной из первостепенных потребностей населения, в частности, каждой семьи, каждого человека. Степень удовлетворения потребности в жилье во многом предопределяет социальное и экономическое поведение людей, психологическое состояние и здоровье человека, его социальную безопасность и производственную деятельность, духовное и материальное благосостояние и развитие. Наличие жилья обеспечивает относительный гражданский суверенитет семьи и личности, независимость от климатических и погодных условий, возможность создания и развития семьи, воспитания детей, приобретения и накопления личного имущества. Жилье является доминирующим для благоприятного решения демографической проблемы в стране.

Жилищная политика, жилищные отношения определяются и регулируются жилищным законодательством Республики Беларусь, которое основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Жилищного кодекса, декретов и указов Президента Республики Беларусь, постановлений Совета Министров Республики Беларусь и иных законодательных актов.

Стратегической целью проводимой в Республике Беларусь жилищной политики является создание необходимых условий для реализации конституционного права на жилье для всех социальных групп и слоев населения, обеспечение социальных гарантий для малообеспеченных и социально уязвимых категорий граждан.

Строительство жилья играет большую роль в подъеме экономики государства и развитии социальной сферы. В отличие от большинства постсоветских стран Беларусь не допустила развала строительного комплекса, разработав систему государственной поддержки жилищного строительства, по размаху которого она устойчиво занимает первое место среди государств СНГ. Основными принципами, на которых базируется государственная жилищная политика, являются следующие:

· дифференцированный подход к обеспечению граждан жильем в зависимости от их социального статуса и уровня доходов, т.е. предоставление бесплатного (социального) жилья малообеспеченным нетрудоспособным гражданам, а также иным категориям граждан, пользующимся предусмотренными государством льготами;

· государственная помощь в виде одноразовых безвозмездных субсидий или льготных кредитов малообеспеченным трудоспособным гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;

· создание условий для всех нуждающихся (налоговые льготы и т.д.) для строительства жилья за счет собственных средств и т.д.

Жилищная политика как деятельность органов государственного управления, местных органов управления, направленная на создание и управление устойчивым развитием жилищной сферы и обеспечение социальных гарантий граждан в области жилищных прав, представляет собой неотъемлемую часть общих структурных преобразований и теснейшим образом связана с социальной, бюджетной, кредитно-финансовой, инвестиционной, антимонопольной политикой государства.

В Беларуси в 2007 году введено в эксплуатацию 4678 тыс. кв.м жилья, в 2006 году – 4101 тыс. кв. м. Всего за 2007 год на жилищное строительство было использовано 18% общего объема инвестиций в основной капитал, 124 % к уровню 2006 года. Наметилась положительная тенденция увеличения доли строительства жилья за счет собственных средств населения и кредитов банков. В 2008 году планируется построить 5,2 млн. кв. м жилья, в т.ч. для очередников 3943 тыс. кв. м, что составит 76% от общего ввода жилья в стране. В Минске планируется построить 1229 тыс. кв. м жилья.

Обязанности по выделению финансовых средств на строительство жилых помещений социального пользования, по обеспечению выделения льготных кредитов, субсидий гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий возложена на облисполкомы и Минский городской исполнительный комитет.

8.2. Государственные программы в жилищной сфере. На сегодня одной из наиболее острых и болезненных проблем в нашей стране является проблема малых городов и поселков. Важнейшей задачей жилищной политики здесь является создание полноценной среды жизнедеятельности и условий для реализации права каждой семьи на отдельное благоустроенное жилище, отвечающее индивидуальным потребностям и укладу жизни. Без ее решения невозможно говорить о достижении в нашем обществе нового качества жизни, полной занятости населения. Поэтому решение жилищной проблемы имеет существенное значение для успешного развития малых и средних городских поселений, роста благосостояния их жителей, что будет способствовать обеспечению предприятий и организаций, расположенных в глубинке, высококвалифицированными кадрами.

Сегодня в сельской местности проживает около трети всего населения республики. Именно сельские жители обеспечивают продовольственную безопасность страны. Белорусская деревня является источником и хранителем национальных традиций, родного языка, фольклора, народного творчества. Поэтому омоложение деревни, сохранение сельского уклада жизни и при этом создание всей необходимой социальной инфраструктуры на селе имеет большое значение для успешного социально-экономического развития государства.

В Республике Беларусь на протяжении трех лет успешно реализуется Государственная программа возрождения и развития села на 2005–2010 годы. Ее основные социальные цели – повышение доходов сельского населения, создание основ для престижности проживания в сельской местности и улучшения демографической ситуации на селе. В рамках выполнения программы на базе сельских Советов и центральных усадеб сельскохозяйственных организаций ведется строительство агрогородков – благоустроенных населенных пунктов, в которых создаются все необходимые условия для комфортного проживания их населения и жителей прилегающих территорий. Проводится существенная работа по выполнению социальных стандартов, улучшению социальной инфраструктуры на селе: решается проблема водоснабжения, газификации и связи, строятся дороги и улицы с твердым покрытием, размещается комплекс предприятий социальной сферы.

Министерством архитектуры и строительства разработана и утверждена отраслевая программа, согласно которой жилье на селе должно строиться по утвержденным типовым проектам, которые подразумевают улучшенные планировочные решения, а также учитывают особенности крестьянского менталитета, специфику деревенского уклада жизни, т.е. сельский дом должен быть комфортабельным, привлекательным и удобным. Сегодня уже создано более 40 типовых проектов крестьянских усадеб, созданы типовые проекты одноэтажных двухквартирных домов, двухэтажных восьмиквартирных и двухэтажных двенадцатиквартирных домов. Таким образом, жилищное строительство должно выйти на новый уровень и должно удовлетворять потребностям современного сельского жителя.

В соответствии с Государственной программой возрождения и развития села на 2005–2010 годы предполагается построить 1481 агрогородок.

Кроме агрогородков, на селе значительно расширяется строительство жилых домов и квартир. Для более полного удовлетворения потребностей селян в жилье планируется снижение стоимости строительных материалов, расширение производства комплектов деталей домов, строительство жилья «под ключ». В 2005 году были улучшены жилищные условия сельского населения за счет строительства 9045 жилых домов усадебного типа и квартир общей площадью 623,3 тыс. кв. м, в 2006 году в сельской местности было сдано
1379 тыс. кв. м, а в 2007 – 1494 кв. м.

В результате реализации Программы в сельской местности будет построено не менее 50 тыс. жилых домов (квартир) средней площадью 70 кв. В Государственной программе возрождения и развития села строительство жилья является определяющим звеном в общей цепи устойчивого развития сельских территорий, привлечения для проживания молодых специалистов. С этой целью будет осуществлено масштабное строительство агрогородков, благоустроенных домов и квартир с соответствующей производственной и социальной инфраструктурой, необходимой для комфортного проживания сельских тружеников.

В целях содействия реализации права многодетных семей на улучшение жилищных условий принят ряд указов Президента Республики Беларусь и постановлений Совета Министров Республики Беларусь, предусматривающих внеочередное включение этих семей в списки для получения льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, а также на финансовую помощь в их погашении.

В республике успешно осуществляется Президентская программа «Дети Беларуси» на 2006–2010 годы, направленная на создание условий для достойной жизни детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их интеграции в общество. В связи с этим дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, пользуются правом на получение льготных кредитов, субсидий и иных форм государственной поддержки для строительства (реконструкции), приобретения жилого помещения.

Задачи обеспечения молодых людей жильем и молодежного строительства решаются в Республике Беларусь и в рамках государственной молодежной политики. Так, в целях закрепления кадров на селе, прежде всего молодых специалистов, им выделяется жилье, выплачиваются единовременные пособия, предоставляются льготные кредиты на потребительские нужды и т.д. Молодым семьям государством предоставлена возможность постановки на учет нуждающихся независимо от наличия жилья у родителей. В республике каждый третий квадратный метр жилья, построенный с государственной поддержкой, приходится на молодые семьи. Возможностью льготного кредитования на строительство или покупку жилых помещений в 2006 году воспользовались около 6 тыс. молодых семей (на сумму 185,6 млрд руб.), а в первом полугодии 2007 года ее получили свыше 4 тысяч.

Государством проводится большая работа по снижению стоимости жилья с тем, чтобы обеспечить цену за 1 кв. м на уровне среднемесячной заработной платы, как это предусмотрено Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 годы. В этом контексте в стране активно развиваются новые направления долгосрочного кредитования граждан на строительство жилья – ипотека и стройсбережения.

Действующая система ценообразования в отрасли позволяет сдерживать необоснованный рост цен на жилье, которое предназначается для нуждающихся категорий граждан. На практике это означает, что работы по строительству жилья не облагаются налогами и сборами, что граждане, строящие квартиры при помощи финансовой поддержки государства или за счет собственных средств, полностью освобождаются от платы за создание и развитие объектов инженерно-транспортной инфраструктуры. Разработан и реализуется комплексный план мероприятий по снижению стоимости проектных работ и стоимости жилищного строительства в целом. В каждом регионе установлены предельные нормативы стоимости одного квадратного метра общей площади для очередников и т.д.

Эти и другие меры позволяют существенно ограничить влияние на рост цен различных объективных и субъективных факторов и тем самым обеспечить реальное снижение стоимости жилья для нуждающихся и наименее защищенных категорий граждан.

Сложившаяся ситуация послужила поводом для принятия на государственном уровне решения, предусматривающего значительный рост объемов строительства типового жилья по регулируемым ценам. Предполагается, что его объем возрастет до 80% от общей годовой программы, что позволит значительно сократить срок нахождения на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий. Что касается строительства коммерческого жилья, то цены на него напрямую не связаны с увеличением объемов строительства квартир для очередников. Уровень цен здесь определяется спросом.

Изменение структуры и рост объемов строительства жилья в республике, повышение его комфортности и доступности для широких слоев населения неразрывно связаны с развитием крупнопанельного домостроения. При этом особую роль будет играть применение рациональных конструктивных схем нового поколения жилых зданий, что приведет к их качественному улучшению и повышению конкурентоспособности. Одновременно особое внимание уделяется малоэтажному и индивидуальному домостроению. Увеличение доли частного (индивидуального) жилья также является одной из важнейших задач жилищного строительства в нашей стране. В европейских странах, США доля частного жилья ежегодно возрастает. Так, в США она достигла 90%, в странах Западной Европы – 60–80%. В Беларуси эта доля составляет лишь 36,8%.

В целом стратегия белорусского государства в жилищной политике нацелена на развитие строительства жилья с учетом возможностей различных социальных групп населения, что должно позитивно влиять на социально-экономические процессы в обществе.

8.3. Совершенствование жилищно-коммунального хозяйства – важнейший фактор реализации жилищной политики. Осуществление жилищной политики невозможно без развития и совершенствования жилищно-коммунального хозяйства. Жилищно-коммунальное хозяйство – это отрасль, без которой немыслима жизнь современного человека, города, региона, это реальный сектор экономики, обеспечивающий до 6% внутреннего валового продукта.

Как показывает опыт наших соседей (бывших советских республик), любые экономические просчеты и организационные издержки в управлении развитием этой отрасли с неизбежностью становятся значимыми факторами роста социальной напряженности и дестабилизации в обществе, а в некоторых случаях и поводом для серьезного противостояния населения с властью регионов, в которых эти негативные моменты больнее всего ударили по быту и жизненным интересам людей.

Главным направлением реализации целей и задач в области жилищно-коммунального обслуживания является обеспечение населения и других потребителей комплексом услуг в соответствии с социальными стандартами.

Важнейшие государственные программы, разработанные по поручению главы государства на период до 2010 года призваны преобразить быт наших людей. Это программы «Чистая вода», дальнейшего благоустройства и наведения порядка на земле, замещения углеводородного топлива местными видами, отраслевая программа мер по реализации директивы Президента Республики Беларусь № 3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства» и др.

В целях дальнейшего совершенствования и развития жилищно-коммунального хозяйства, повышения качества предоставляемых услуг Министерством жилищно-коммунального хозяйства совместно с облисполкомами и Минским горисполкомом разработана и утверждена Программа развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь на 2006–2010 годы.

Основной целью этой Программы является повышение эффективности, надежности функционирования жилищно-коммунальных систем, качества предоставляемых услуг и обеспечение экономических, правовых и организационных условий для технологической модернизации, безубыточного функционирования и дальнейшего реформирования отрасли.

В области жилищно-коммунального хозяйства утверждены 13 социальных стандартов: по обеспечению водой, газом, электричеством, предоставлению безналичных жилищных субсидий семьям, доля собственных расходов которых на оплату затрат, связанных с эксплуатацией и ремонтом вспомогательных территорий, коммунальных платежей и отчислений на капитальный ремонт, в совокупном доходе семьи составляет 25% и др.

С учетом специфики сельских населенных пунктов и уровня развития их инфраструктуры местными исполнительными и распорядительными органами в рамках реализации Государственной программы возрождения и развития села разработаны мероприятия по внедрению отдельных нормативов социальных стандартов, повышению качества и расширению жилищно-коммунального обслуживания сельского населения, созданию дополнительной жилищно-коммунальной инфраструктуры в сельских населенных пунктах, преобразуемых в агрогородки.

Совершенствование жилищно-коммунального хозяйства, как и реформирование любой социально значимой отрасли может принести желаемый результат, если будет опираться не только на высокий профессионализм управленцев, но и на глубокую научную проработку всего спектра возникающих при этом проблем. Возможностью избежать серьезных социальных, экономических и политических издержек в процессе реформирования и развития ЖКХ является изучение мнения населения о ходе, путях совершенствования работы отрасли по всем направлениям.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.