Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Содействие медицинскому обслуживанию и сохранению репродуктивных функций молодых женщин, поддержка материнства.



Развитие системы подготовки и переподготовки государственных служащих и специалистов по работе с молодежью, лидеров молодежных и детских общественных объединений

Развитие системы информационного обеспечения государственной молодежной политики.

Ожидается, что воплощение в жизнь положений программы позволит укрепить здоровье и повысить уровень физической подготовленности молодежи, возродить ценность и значимость семьи в общественном сознании, укрепить семью, увеличить рождаемость, консолидировать общественное молодежное движение в целях построения сильной и процветающей Беларуси.

Государственные программы в области семейной политики. Государственная молодежная политика самым тесным образом связана с государственной семейной политикой, которая базируется на основополагающих принципах Национальной программы демографической безопасности.

Президент Республики Беларусь Указом № 135 от 26 марта 2007 года утвердил Национальную программу демографической безопасности Республики Беларусь на 2007–2010 годы, главной целью которой является улучшение демографической ситуации в стране. Программа включает комплекс конкретных мероприятий по реализации мер социально-экономического, административно-правового и организационного характера, направленных на поддержку семей с детьми, укрепление здоровья и повышение качества жизни всего населения, увеличение рождаемости и продолжительности жизни, снижение заболеваемости и смертности, оптимизацию миграционных процессов.

Основными направлениями государственной демографической политики в сфере улучшения положения женщин и социальной поддержки семей являются следующие:

• создание благоприятных условий для экономической самостоятельности и роста благосостояния семьи;

• повышение престижа семьи, укрепление ее нравственных основ;

• создание условий родителям для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;

• обеспечение равенства прав и ответственности мужчин и женщин в воспитании детей;

• создание реальных предпосылок для реализации права супругов и личностей принимать свободные и ответственные решения в части рождения детей;

• совершенствование механизма оказания адресной помощи женщинам и семьям, имеющим детей;

• создание системы социального обслуживания семьи;

• оказание профессиональной медицинской и социальной помощи в вопросах планирования семьи;

• совершенствование воспитания подростков и молодежи, улучшение подготовки к вступлению в брак и семейной жизни;

• улучшение положения женщин.

Общие принципы семейной политики, ставшие частью Национальной программы демографической безопасности, направлены на устранение неблагоприятных тенденций в жизни нашего общества, выразившихся в уменьшении числа заключенных браков, высоком показателе уровня разводов, увеличения числа неполных семей. Многочисленные трудности, с которыми сталкивается семья, приводили к нарастанию конфликтности во взаимоотношениях, снижению удовлетворенности семейной жизнью, нарушению социализации подрастающего поколения. В итоге, семья не справлялась с выполнением своих основных функций, происходила постепенная утрата ее ценности, социальной значимости.

Указом Президента Республики Беларусь от 21.01.1998 года № 46 были утверждены основные направления государственной семейной политики Республики Беларусь. Эти направления определены исходя из необходимости учета важнейших интересов семьи, понимания и признания ее непреходящей ценности для человека, общества и государства.

Семейная политика Республики Беларусь, являясь составной частью государственной социальной политики, согласуясь с положениями Всеобщей декларации прав человека, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Конвенцией о правах ребенка, Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, а также с документами Международной организации труда, Всемирной организации здравоохранения и других международных организаций, представляет собой систему мер экономического, правового, социального, информационно-пропагандистского и организационного характера, направленных на улучшение жизнедеятельности семьи.

Объектами семейной политики являются семья, члены семьи, а также другие социальные институты, непосредственно влияющие на ее формирование и функционирование.

Основными целями государственной семейной политики являются:

· обеспечение улучшения социально-экономических условий жизнедеятельности семьи и выполнения ею репродуктивной, экономической и воспитательной функций;

· укрепление нравственных основ семьи и повышение ее престижа в обществе.

Реализация указанных целей возможна лишь с соблюдением ряда основных идей о самостоятельности и автономности семьи в принятии решений относительно своего формирования и развития; о сохранении достигнутых социальных гарантий семьи, их дальнейшего совершенствования, осуществлении дифференцированного подхода в поддержании социально приемлемого уровня жизни нетрудоспособных членов семьи; о равенстве каждой семьи и всех ее членов в праве на социальную поддержку независимо от социального положения, национальности, места жительства; об обеспечении выживания и защиты каждого ребенка, его полноценного физического, психического, нравственного, интеллектуального и социального развития независимо от социального статуса родителей (семьи); о гендерном равноправии в достижении справедливого распределения семейных обязанностей, а также в возможностях самореализации в трудовой сфере и общественной деятельности; о планировании мер, принимаемых в здравоохранении, образовании, социальном обеспечении и культуре с учетом ориентации на семью; о партнерстве государства и семьи, разделении ответственности за семью, сотрудничестве государственных органов с общественными объединениями, религиозными и благотворительными организациями по вопросам улучшения положения семьи; о сочетании общегосударственных и региональных мер по укреплению и развитию семьи с учетом специфики социально-экономического и демографического развития территорий.

В соответствии с поставленными целями на государственные органы возложен ряд задач, последовательная реализация которых составляет сущность проводимой Беларусью семейной политики. Это, прежде всего, проведение комплексных научных исследований по проблемам семьи и семейного воспитания, а также создание условий для экономической самостоятельности и роста благосостояния семьи (усиление трудовой мотивации, расширение возможностей увеличения трудовых доходов семьи; обеспечение гарантий занятости на рынке труда работников из семей, нуждающихся в повышенной социальной защите; разработка и реализация программ усиления правовой защиты и экономической поддержки семейного предпринимательства и фермерства; обеспечение государственных гарантий общеобразовательной и профессиональной подготовки несовершеннолетней молодежи, особенно детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с их последующим трудоустройством; предоставление нуждающимся семьям с детьми дополнительной финансовой и натуральной помощи; кредитование и частичное субсидирование семей, осуществляющих строительство и приобретающих жилье).

Особое внимание в рамках семейной политики уделяется вопросам воспитания и содержания несовершеннолетних детей. Это, прежде всего, обеспечение уполномоченными государственными органами гарантий участия в материальном обеспечении ребенка и его воспитании обоих родителей при их раздельном проживании, совершенствование алиментных правоотношений и заключение международных договоров, предусматривающих выполнение гражданами Республики Беларусь и других государств обязанностей по содержанию детей после развода; а также создание благоприятных условий для сочетания родителями трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей (расширение прав отца и других членов семьи на льготы, предоставляемые в настоящее время на производстве женщине-матери в связи с воспитанием детей; обеспечение условий для реализации правовых норм Трудового кодекса Республики Беларусь в части использования удобных для семьи нестандартных режимов рабочего времени, предоставления отпусков по семейно-бытовым причинам; обеспечение условий для профессиональной реадаптации, повышения квалификации или переобучения родителей, имеющих перерывы в трудовой деятельности, в том числе при возвращении из отпуска по уходу за ребенком).

К сожалению, зачастую угрозу для детей представляют их собственные родители. В республике на сегодня выявлено 36 тыс. детей, нуждающихся в помощи государства. Это не только дети-сироты, но и дети, чьи родители просто сами сняли с себя ответственность по содержанию и воспитанию собственных детей. Воспитание детей-сирот обходится государству в настоящее время более чем в 160 млрд рублей ежегодно, в месяц на одного ребенка, содержащегося в приюте, тратится 150 тыс. рублей. Получить хотя бы приблизительную сумму от нерадивых родителей бывает очень сложно, а иногда и вообще невозможно, хотя в Кодексе о браке и семье предусмотрено возмещение родителями средств за нахождение детей в интернатных учреждениях. Однако родители, зачастую люди пьющие, не работают и не хотят работать, у многих из них нет даже паспортов, из-за чего возникают проблемы с принудительным трудоустройством таких нерадивых родителей. Кроме того, значительное количество дел, которые рассматриваются в судах республики, так или иначе касаются детей. Это дела о расторжении брака, о разделе имущества, дела о взыскании алиментов на содержание детей, о лишении родительских прав и прочие. Ежегодно 25–30 тыс. родителей привлекается к административной ответственности за невыполнение своих обязанностей по воспитанию и обучению своих детей, а около 4 тыс. родителей лишаются родительских прав. В связи с этим существует необходимость постоянной актуализации законодательной базы в сфере семейно-брачных отношений, действующей в Республике Беларусь.

В целях гармоничного функционирования семьи в обществе государственным органам управления различных уровней поручено обеспечить развитие инфраструктуры быта, семейного отдыха и оздоровления; развитие сети детских дошкольных учреждений различных форм собственности, различного типа (ясли, детские сады, ясли-сады, центры развития ребенка, дошкольные микрорайонные центры) и назначения (общего развития, с углубленными направлениями в работе, по уходу и оздоровлению, компенсирующие и т.д.), с гибким режимом работы (вечерние, прогулочные, выходного дня и т.д.); предоставление возможностей для обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития в учебно-воспитательных учреждениях общего типа; развитие сети специальных учреждений, предназначенных для содержания детей-инвалидов, взрослых-инвалидов, престарелых и безнадежно больных, ухода за ними, в том числе для временного пребывания.

Социальная безопасность семьи как одного из важнейших общественных институтов должна быть обеспечена (в соответствии с п.п. 4.4, 4.5) созданием всеобъемлющей системы социального обслуживания семьи и консультационной помощи, включающей:

· укрепление и формирование новых учреждений социального обслуживания семьи в целях оказания услуг по уходу за детьми, престарелыми и больными членами семьи, материальной и консультативной поддержки в кризисных ситуациях нуждающихся в посторонней помощи семей и их отдельных членов;

· создание сети консультативных центров помощи семье различных форм собственности по психолого-педагогическим, медицинским, правовым, сексуальным проблемам, в том числе при научных и практических медицинских учреждениях, учебно-воспитательных учреждениях, на предприятиях, в учреждениях и организациях;

· осуществление мер по созданию системы подготовки молодежи к браку и семейной жизни;

· издание массовым тиражом книг и пособий, организацию передач на радио и телевидении, публикаций в периодической печати по проблемам семейного воспитания и семейных отношений;

· совершенствование государственной системы защиты прав несовершеннолетних, профилактики безнадзорности и правонарушений.

Отдельное внимание при реализации государственной семейной политики уделено проблемам формирования и поддержания здорового образа жизни, поскольку здоровье семьи – это здоровье нации. В качестве необходимых к принятию мер обозначены:

· обеспечение охраны труда женщин, защиты их жизни и здоровья с учетом материнской функции;

· внедрение современных стандартов качества медицинской помощи для всех нуждающихся, независимо от места проживания и экономических возможностей семьи;

· сохранение бесплатных медицинских услуг для детей, беременных женщин, медицинской помощи по охране репродуктивного здоровья граждан, в том числе на основе развития обязательного медицинского страхования;

· обеспечение доступа к медико-генетическому консультированию лиц, вступающих в брак, и воспитание у родителей ответственности за рождение здорового ребенка;

· развитие системы охраны репродуктивного здоровья семьи, предоставление семье возможности воспользоваться по ее желанию необходимой информацией, медицинской и социальной помощью по планированию семьи, распространение современных знаний о культуре репродуктивного поведения и полное удовлетворение потребности населения в средствах контрацепции;

· формирование системного подхода к решению проблем детей-инвалидов и созданию условий для их реабилитации и интеграции в общество, совершенствование системы социальной защиты семей, воспитывающих детей-инвалидов;

· сотрудничество со средствами массовой информации, общественными и благотворительными организациями по проблемам семьи, женщин, детей, охраны материнства и детства;

· пропаганда здорового образа жизни членов семьи, положительного опыта семейного воспитания, запрещение рекламы жестокости, насилия, порнографии, спиртных напитков и сигарет.

Эти положения нашли свою реализацию и закрепление в таких государственных программах как: «Дети Беларуси» на 2006 – 2010 годы, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 15 мая 2006 года № 318; Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2007–2010 годы, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 2007 года № 135; подпрограммах «Стимулирование рождаемости и укрепление семьи» и «Охрана здоровья матери и ребенка».

Особенностью демографической ситуации в Беларуси являются одновременно низкая рождаемость и высокая смертность.

Современные параметры рождаемости почти в 2 раза меньше, чем требуется для замещения поколений. В настоящее время преобладает ориентация супружеских пар на 1–2-детную семью. Доля семей с одним ребенком в общей численности семей, имеющих несовершеннолетних детей, в 1999 году, по данным переписи, составила 59 процентов (в 1989 году - 48 процентов). Двоих детей имеют 35 процентов семей, троих и более детей – 6 процентов. Согласно социологическим опросам в настоящее время только у 70 процентов молодых семей ожидаемое число детей соответствует желаемому. Закрепление социальной нормы однодетности в массовом сознании может привести к необратимости процесса сокращения рождаемости, а, следовательно, и численности населения.

Сложившаяся демографическая ситуация характеризуется не только сокращением рождаемости, но и целым рядом негативных явлений в функционировании института семьи.

Растет число людей, проживающих без регистрации брака и никогда не состоявших в браке. Удельный вес детей, родившихся вне брака, вырос с
8,5 процента в 1990 году до 24,1 процента в 2005 году (в городах – с 7,5 процента до 20,8 процента, на селе – с 11,2 процента до 33,2 процента). Такая статистика не может не настораживать, и не только с нравственной точки зрения, но и с правовой. Поскольку, в соответствии с Кодексом о браке и семье Республики Беларусь, дети, рожденные вне брака, обладают тем же объемом прав, что и дети, рожденные в браке. Таким образом, в скором времени возможно увеличение числа споров, связанных с разделом наследственного имущества между детьми, рожденными в браке, и остальными их вновь объявившимися родственниками. Подобное положение дел, на наш взгляд, может привести к определенному роду социальной напряженности.

Вместе с тем, в последние годы в сфере брачно-семейных отношений наметились позитивные изменения. В течение 2000-2005 годов число заключенных браков увеличилось на 17,4 процента. Увеличение численности женского населения в возрасте 20–34 лет в 2006–2007 годах, а также усиление государственной социально-экономической поддержки семьи привело к росту рождаемости. Это обеспечивается решением задач, обозначенных в программе:

· социально-экономической поддержки семьи, материнства и детства;

· создание условий для рождения трех и более детей;

· повышение престижа семьи, уменьшение количества разводов;

· пропаганда здорового образа жизни в семье;

· формирование ответственного родительства, уменьшение числа социальных сирот;

· создание условий для принятия на содержание и воспитание детей-сирот (усыновление, детские деревни и т.п.).

Подводя итог, следует подчеркнуть, что обеспечение стабилизации демографической ситуации в стране и повышения уровня рождаемости, заявленные в качестве основных целей Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2007–2010 годы и подпрограммы «Стимулирование рождаемости и укрепление семьи», должны сопровождаться и совершенствованием законодательной базы, направленной на урегулирование спорных вопросов семейно-брачных отношений в настоящем и будущем. На разрешение указанной проблемы ориентированы цели и задачи подпрограммы «Охрана здоровья матери и ребенка»: реализация комплекса мер по улучшению репродуктивного здоровья населения, охране здоровья матери и ребенка.

Весь комплекс мер, направленных на реализацию семейной и молодежной политики Республики Беларусь, связан с совершенствованием организационных и финансовых механизмов ее проведения. Это разработка и реализация региональных программ семейной политики; учет требований государственной семейной и молодежной политики при формировании республиканских и региональных программ социальной защиты населения, развития обязательного медицинского страхования; контроль за соблюдением законодательства, регулирующего семейные отношения, и предоставлением гарантий семьям, воспитывающим детей; закрепление положений государственной семейной политики в актах законодательства Республики Беларусь; определение механизма финансирования государственной семейной политики за счет четкого распределения между республиканским, местными бюджетами и Фондом социальной защиты населения Министерства социальной защиты расходов по обеспечению социальных гарантий, активное привлечение внебюджетных средств, в том числе средств частных и благотворительных фондов; создание в местных исполнительных и распорядительных органах специальных социальных служб по оказанию необходимой помощи малоимущим семьям и проведению семейной политики; включение в коллективные и индивидуальные трудовые договоры (соглашения) вопросов содействия работникам с семейными обязанностями, недопущения дискриминации женщин (при увольнении, продвижении по службе, профессиональной подготовке и переподготовке, повышении квалификации); совершенствование социальной и демографической статистики, статистики труда в целях обеспечения всесторонней информацией органов государственного управления и населения.

Только такой комплексный системный подход позволит через укрепление материального положения, нравственного, физического и духовного здоровья семьи и детей, обеспечение ее социальной безопасности сформировать духовно и физически здоровую нацию, сократить в республике социальное сиротство, уменьшить детскую безнадзорность и преступность среди несовершеннолетних.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.