Развитие системы подготовки и переподготовки государственных служащих и специалистов по работе с молодежью, лидеров молодежных и детских общественных объединений
Развитие системы информационного обеспечения государственной молодежной политики.
Ожидается, что воплощение в жизнь положений программы позволит укрепить здоровье и повысить уровень физической подготовленности молодежи, возродить ценность и значимость семьи в общественном сознании, укрепить семью, увеличить рождаемость, консолидировать общественное молодежное движение в целях построения сильной и процветающей Беларуси.
Государственные программы в области семейной политики. Государственная молодежная политика самым тесным образом связана с государственной семейной политикой, которая базируется на основополагающих принципах Национальной программы демографической безопасности.
Президент Республики Беларусь Указом № 135 от 26 марта 2007 года утвердил Национальную программу демографической безопасности Республики Беларусь на 2007–2010 годы, главной целью которой является улучшение демографической ситуации в стране. Программа включает комплекс конкретных мероприятий по реализации мер социально-экономического, административно-правового и организационного характера, направленных на поддержку семей с детьми, укрепление здоровья и повышение качества жизни всего населения, увеличение рождаемости и продолжительности жизни, снижение заболеваемости и смертности, оптимизацию миграционных процессов.
Основными направлениями государственной демографической политики в сфере улучшения положения женщин и социальной поддержки семей являются следующие:
• создание благоприятных условий для экономической самостоятельности и роста благосостояния семьи;
• повышение престижа семьи, укрепление ее нравственных основ;
• создание условий родителям для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;
• обеспечение равенства прав и ответственности мужчин и женщин в воспитании детей;
• создание реальных предпосылок для реализации права супругов и личностей принимать свободные и ответственные решения в части рождения детей;
• совершенствование механизма оказания адресной помощи женщинам и семьям, имеющим детей;
• создание системы социального обслуживания семьи;
• оказание профессиональной медицинской и социальной помощи в вопросах планирования семьи;
• совершенствование воспитания подростков и молодежи, улучшение подготовки к вступлению в брак и семейной жизни;
• улучшение положения женщин.
Общие принципы семейной политики, ставшие частью Национальной программы демографической безопасности, направлены на устранение неблагоприятных тенденций в жизни нашего общества, выразившихся в уменьшении числа заключенных браков, высоком показателе уровня разводов, увеличения числа неполных семей. Многочисленные трудности, с которыми сталкивается семья, приводили к нарастанию конфликтности во взаимоотношениях, снижению удовлетворенности семейной жизнью, нарушению социализации подрастающего поколения. В итоге, семья не справлялась с выполнением своих основных функций, происходила постепенная утрата ее ценности, социальной значимости.
Указом Президента Республики Беларусь от 21.01.1998 года № 46 были утверждены основные направления государственной семейной политики Республики Беларусь. Эти направления определены исходя из необходимости учета важнейших интересов семьи, понимания и признания ее непреходящей ценности для человека, общества и государства.
Семейная политика Республики Беларусь, являясь составной частью государственной социальной политики, согласуясь с положениями Всеобщей декларации прав человека, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Конвенцией о правах ребенка, Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, а также с документами Международной организации труда, Всемирной организации здравоохранения и других международных организаций, представляет собой систему мер экономического, правового, социального, информационно-пропагандистского и организационного характера, направленных на улучшение жизнедеятельности семьи.
Объектами семейной политики являются семья, члены семьи, а также другие социальные институты, непосредственно влияющие на ее формирование и функционирование.
Основными целями государственной семейной политики являются:
· обеспечение улучшения социально-экономических условий жизнедеятельности семьи и выполнения ею репродуктивной, экономической и воспитательной функций;
· укрепление нравственных основ семьи и повышение ее престижа в обществе.
Реализация указанных целей возможна лишь с соблюдением ряда основных идей о самостоятельности и автономности семьи в принятии решений относительно своего формирования и развития; о сохранении достигнутых социальных гарантий семьи, их дальнейшего совершенствования, осуществлении дифференцированного подхода в поддержании социально приемлемого уровня жизни нетрудоспособных членов семьи; о равенстве каждой семьи и всех ее членов в праве на социальную поддержку независимо от социального положения, национальности, места жительства; об обеспечении выживания и защиты каждого ребенка, его полноценного физического, психического, нравственного, интеллектуального и социального развития независимо от социального статуса родителей (семьи); о гендерном равноправии в достижении справедливого распределения семейных обязанностей, а также в возможностях самореализации в трудовой сфере и общественной деятельности; о планировании мер, принимаемых в здравоохранении, образовании, социальном обеспечении и культуре с учетом ориентации на семью; о партнерстве государства и семьи, разделении ответственности за семью, сотрудничестве государственных органов с общественными объединениями, религиозными и благотворительными организациями по вопросам улучшения положения семьи; о сочетании общегосударственных и региональных мер по укреплению и развитию семьи с учетом специфики социально-экономического и демографического развития территорий.
В соответствии с поставленными целями на государственные органы возложен ряд задач, последовательная реализация которых составляет сущность проводимой Беларусью семейной политики. Это, прежде всего, проведение комплексных научных исследований по проблемам семьи и семейного воспитания, а также создание условий для экономической самостоятельности и роста благосостояния семьи (усиление трудовой мотивации, расширение возможностей увеличения трудовых доходов семьи; обеспечение гарантий занятости на рынке труда работников из семей, нуждающихся в повышенной социальной защите; разработка и реализация программ усиления правовой защиты и экономической поддержки семейного предпринимательства и фермерства; обеспечение государственных гарантий общеобразовательной и профессиональной подготовки несовершеннолетней молодежи, особенно детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с их последующим трудоустройством; предоставление нуждающимся семьям с детьми дополнительной финансовой и натуральной помощи; кредитование и частичное субсидирование семей, осуществляющих строительство и приобретающих жилье).
Особое внимание в рамках семейной политики уделяется вопросам воспитания и содержания несовершеннолетних детей. Это, прежде всего, обеспечение уполномоченными государственными органами гарантий участия в материальном обеспечении ребенка и его воспитании обоих родителей при их раздельном проживании, совершенствование алиментных правоотношений и заключение международных договоров, предусматривающих выполнение гражданами Республики Беларусь и других государств обязанностей по содержанию детей после развода; а также создание благоприятных условий для сочетания родителями трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей (расширение прав отца и других членов семьи на льготы, предоставляемые в настоящее время на производстве женщине-матери в связи с воспитанием детей; обеспечение условий для реализации правовых норм Трудового кодекса Республики Беларусь в части использования удобных для семьи нестандартных режимов рабочего времени, предоставления отпусков по семейно-бытовым причинам; обеспечение условий для профессиональной реадаптации, повышения квалификации или переобучения родителей, имеющих перерывы в трудовой деятельности, в том числе при возвращении из отпуска по уходу за ребенком).
К сожалению, зачастую угрозу для детей представляют их собственные родители. В республике на сегодня выявлено 36 тыс. детей, нуждающихся в помощи государства. Это не только дети-сироты, но и дети, чьи родители просто сами сняли с себя ответственность по содержанию и воспитанию собственных детей. Воспитание детей-сирот обходится государству в настоящее время более чем в 160 млрд рублей ежегодно, в месяц на одного ребенка, содержащегося в приюте, тратится 150 тыс. рублей. Получить хотя бы приблизительную сумму от нерадивых родителей бывает очень сложно, а иногда и вообще невозможно, хотя в Кодексе о браке и семье предусмотрено возмещение родителями средств за нахождение детей в интернатных учреждениях. Однако родители, зачастую люди пьющие, не работают и не хотят работать, у многих из них нет даже паспортов, из-за чего возникают проблемы с принудительным трудоустройством таких нерадивых родителей. Кроме того, значительное количество дел, которые рассматриваются в судах республики, так или иначе касаются детей. Это дела о расторжении брака, о разделе имущества, дела о взыскании алиментов на содержание детей, о лишении родительских прав и прочие. Ежегодно 25–30 тыс. родителей привлекается к административной ответственности за невыполнение своих обязанностей по воспитанию и обучению своих детей, а около 4 тыс. родителей лишаются родительских прав. В связи с этим существует необходимость постоянной актуализации законодательной базы в сфере семейно-брачных отношений, действующей в Республике Беларусь.
В целях гармоничного функционирования семьи в обществе государственным органам управления различных уровней поручено обеспечить развитие инфраструктуры быта, семейного отдыха и оздоровления; развитие сети детских дошкольных учреждений различных форм собственности, различного типа (ясли, детские сады, ясли-сады, центры развития ребенка, дошкольные микрорайонные центры) и назначения (общего развития, с углубленными направлениями в работе, по уходу и оздоровлению, компенсирующие и т.д.), с гибким режимом работы (вечерние, прогулочные, выходного дня и т.д.); предоставление возможностей для обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития в учебно-воспитательных учреждениях общего типа; развитие сети специальных учреждений, предназначенных для содержания детей-инвалидов, взрослых-инвалидов, престарелых и безнадежно больных, ухода за ними, в том числе для временного пребывания.
Социальная безопасность семьи как одного из важнейших общественных институтов должна быть обеспечена (в соответствии с п.п. 4.4, 4.5) созданием всеобъемлющей системы социального обслуживания семьи и консультационной помощи, включающей:
· укрепление и формирование новых учреждений социального обслуживания семьи в целях оказания услуг по уходу за детьми, престарелыми и больными членами семьи, материальной и консультативной поддержки в кризисных ситуациях нуждающихся в посторонней помощи семей и их отдельных членов;
· создание сети консультативных центров помощи семье различных форм собственности по психолого-педагогическим, медицинским, правовым, сексуальным проблемам, в том числе при научных и практических медицинских учреждениях, учебно-воспитательных учреждениях, на предприятиях, в учреждениях и организациях;
· осуществление мер по созданию системы подготовки молодежи к браку и семейной жизни;
· издание массовым тиражом книг и пособий, организацию передач на радио и телевидении, публикаций в периодической печати по проблемам семейного воспитания и семейных отношений;
· совершенствование государственной системы защиты прав несовершеннолетних, профилактики безнадзорности и правонарушений.
Отдельное внимание при реализации государственной семейной политики уделено проблемам формирования и поддержания здорового образа жизни, поскольку здоровье семьи – это здоровье нации. В качестве необходимых к принятию мер обозначены:
· обеспечение охраны труда женщин, защиты их жизни и здоровья с учетом материнской функции;
· внедрение современных стандартов качества медицинской помощи для всех нуждающихся, независимо от места проживания и экономических возможностей семьи;
· сохранение бесплатных медицинских услуг для детей, беременных женщин, медицинской помощи по охране репродуктивного здоровья граждан, в том числе на основе развития обязательного медицинского страхования;
· обеспечение доступа к медико-генетическому консультированию лиц, вступающих в брак, и воспитание у родителей ответственности за рождение здорового ребенка;
· развитие системы охраны репродуктивного здоровья семьи, предоставление семье возможности воспользоваться по ее желанию необходимой информацией, медицинской и социальной помощью по планированию семьи, распространение современных знаний о культуре репродуктивного поведения и полное удовлетворение потребности населения в средствах контрацепции;
· формирование системного подхода к решению проблем детей-инвалидов и созданию условий для их реабилитации и интеграции в общество, совершенствование системы социальной защиты семей, воспитывающих детей-инвалидов;
· сотрудничество со средствами массовой информации, общественными и благотворительными организациями по проблемам семьи, женщин, детей, охраны материнства и детства;
· пропаганда здорового образа жизни членов семьи, положительного опыта семейного воспитания, запрещение рекламы жестокости, насилия, порнографии, спиртных напитков и сигарет.
Эти положения нашли свою реализацию и закрепление в таких государственных программах как: «Дети Беларуси» на 2006 – 2010 годы, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 15 мая 2006 года № 318; Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2007–2010 годы, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 2007 года № 135; подпрограммах «Стимулирование рождаемости и укрепление семьи» и «Охрана здоровья матери и ребенка».
Особенностью демографической ситуации в Беларуси являются одновременно низкая рождаемость и высокая смертность.
Современные параметры рождаемости почти в 2 раза меньше, чем требуется для замещения поколений. В настоящее время преобладает ориентация супружеских пар на 1–2-детную семью. Доля семей с одним ребенком в общей численности семей, имеющих несовершеннолетних детей, в 1999 году, по данным переписи, составила 59 процентов (в 1989 году - 48 процентов). Двоих детей имеют 35 процентов семей, троих и более детей – 6 процентов. Согласно социологическим опросам в настоящее время только у 70 процентов молодых семей ожидаемое число детей соответствует желаемому. Закрепление социальной нормы однодетности в массовом сознании может привести к необратимости процесса сокращения рождаемости, а, следовательно, и численности населения.
Сложившаяся демографическая ситуация характеризуется не только сокращением рождаемости, но и целым рядом негативных явлений в функционировании института семьи.
Растет число людей, проживающих без регистрации брака и никогда не состоявших в браке. Удельный вес детей, родившихся вне брака, вырос с 8,5 процента в 1990 году до 24,1 процента в 2005 году (в городах – с 7,5 процента до 20,8 процента, на селе – с 11,2 процента до 33,2 процента). Такая статистика не может не настораживать, и не только с нравственной точки зрения, но и с правовой. Поскольку, в соответствии с Кодексом о браке и семье Республики Беларусь, дети, рожденные вне брака, обладают тем же объемом прав, что и дети, рожденные в браке. Таким образом, в скором времени возможно увеличение числа споров, связанных с разделом наследственного имущества между детьми, рожденными в браке, и остальными их вновь объявившимися родственниками. Подобное положение дел, на наш взгляд, может привести к определенному роду социальной напряженности.
Вместе с тем, в последние годы в сфере брачно-семейных отношений наметились позитивные изменения. В течение 2000-2005 годов число заключенных браков увеличилось на 17,4 процента. Увеличение численности женского населения в возрасте 20–34 лет в 2006–2007 годах, а также усиление государственной социально-экономической поддержки семьи привело к росту рождаемости. Это обеспечивается решением задач, обозначенных в программе:
· социально-экономической поддержки семьи, материнства и детства;
· создание условий для рождения трех и более детей;
· повышение престижа семьи, уменьшение количества разводов;
· пропаганда здорового образа жизни в семье;
· формирование ответственного родительства, уменьшение числа социальных сирот;
· создание условий для принятия на содержание и воспитание детей-сирот (усыновление, детские деревни и т.п.).
Подводя итог, следует подчеркнуть, что обеспечение стабилизации демографической ситуации в стране и повышения уровня рождаемости, заявленные в качестве основных целей Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2007–2010 годы и подпрограммы «Стимулирование рождаемости и укрепление семьи», должны сопровождаться и совершенствованием законодательной базы, направленной на урегулирование спорных вопросов семейно-брачных отношений в настоящем и будущем. На разрешение указанной проблемы ориентированы цели и задачи подпрограммы «Охрана здоровья матери и ребенка»: реализация комплекса мер по улучшению репродуктивного здоровья населения, охране здоровья матери и ребенка.
Весь комплекс мер, направленных на реализацию семейной и молодежной политики Республики Беларусь, связан с совершенствованием организационных и финансовых механизмов ее проведения. Это разработка и реализация региональных программ семейной политики; учет требований государственной семейной и молодежной политики при формировании республиканских и региональных программ социальной защиты населения, развития обязательного медицинского страхования; контроль за соблюдением законодательства, регулирующего семейные отношения, и предоставлением гарантий семьям, воспитывающим детей; закрепление положений государственной семейной политики в актах законодательства Республики Беларусь; определение механизма финансирования государственной семейной политики за счет четкого распределения между республиканским, местными бюджетами и Фондом социальной защиты населения Министерства социальной защиты расходов по обеспечению социальных гарантий, активное привлечение внебюджетных средств, в том числе средств частных и благотворительных фондов; создание в местных исполнительных и распорядительных органах специальных социальных служб по оказанию необходимой помощи малоимущим семьям и проведению семейной политики; включение в коллективные и индивидуальные трудовые договоры (соглашения) вопросов содействия работникам с семейными обязанностями, недопущения дискриминации женщин (при увольнении, продвижении по службе, профессиональной подготовке и переподготовке, повышении квалификации); совершенствование социальной и демографической статистики, статистики труда в целях обеспечения всесторонней информацией органов государственного управления и населения.
Только такой комплексный системный подход позволит через укрепление материального положения, нравственного, физического и духовного здоровья семьи и детей, обеспечение ее социальной безопасности сформировать духовно и физически здоровую нацию, сократить в республике социальное сиротство, уменьшить детскую безнадзорность и преступность среди несовершеннолетних.