Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Принципы и модели социальной защиты населения. Исходя из международного опыта основными принципами эффективной системы социальной защиты являются следующие.



Первым принципом можно назвать принцип дифференцированного подхода к различным слоям и группам населения в зависимости от их социального положения, возраста, трудоспособности и степени экономической самостоятельности. Для нетрудоспособных членов общества главный упор должен быть сделан на поддержание их благосостояния, обеспечение определенного уровня потребления, создание необходимых надежных гарантий уровня доходов и т.п. Что же касается трудоспособных, то социальными гарантиями для них является создание условий для получения трудового дохода и прежде всего – это гарантии занятости, профессиональной подготовки и квалификационного роста, а также защита других социальных прав и прав граждан в сфере трудовых отношений. Здесь действует принцип зарабатываемости, зависимости потребления от трудового вклада каждого.

Вторым принципом является требование того, чтобы механизм социальной защиты создавался на основе совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, предоставляемых обществом каждому члену и обеспечивающих соблюдение его важнейших социальных прав. Иными словами, это принцип перехода от социального иждивенчества к социальным гарантиям. Во многих странах с переходной экономикой система социальной защиты по-прежнему строится на основе эпизодического принятия разрозненных решений по улучшению материального положения отдельных групп населения, оказавшихся в наиболее трудной ситуации. В идеале же система социальной защиты должна быть гибкой, рассчитанной на предупреждение возможных факторов социального риска, а не на устранение уже возникших очагов социальной напряженности. Основой для этого должна стать научно обоснованная система социальных гарантий в виде системы минимальных социальных стандартов. В самом общем виде государственные минимальные социальные стандарты – это установленные органами государственной власти социальные нормы и нормативы, определяющие уровень гарантированного удовлетворения важнейших потребностей человека в материальных благах, бесплатных и общедоступных социально-культурных услугах, имеющих приоритетное значение.

Сфера применения этих стандартов включает основные виды выплат населению: заработную плату, пенсии, стипендии, а также бесплатные и общедоступные услуги учреждений социально-культурной сферы, финансируемые за счет средств государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов. В систему стандартов входят государственные минимальные стандарты в области: оплаты труда, социального обеспечения, образования, культуры, социального обслуживания населения, жилья и жилищно-коммунального обслуживания.

Основными задачами установления стандартов являются:

· выравнивание степени удовлетворения потребностей населения в важнейших материальных благах и социально-культурных услугах;

· повышение обоснованности формирования республиканских и местных бюджетов;

· совершенствование бюджетно-финансовых механизмов реализации социальных гарантий граждан;

· совершенствование функционирования учреждений социальной сферы.

Третий принцип эффективной социальной защиты формулирует фундаментальное требование к системе социальной защищенности, которое состоит в том, чтобы эта система была интегрированной и действовала на всех уровнях: общегосударственном, региональном, уровне предприятий и фирм, институтов гражданского общества с четким определением прав, ответственности и функций каждого из них. При этом чрезвычайно важно правильно распределить компетенцию между этими уровнями.

Как показывает опыт зарубежных стран, защитой нетрудоспособных и социально уязвимых слоев населения занимаются преимущественно местные органы власти, что существенно повышает адресность социальной помощи. В компетенцию местных органов, как правило, входит также организация социального обслуживания пожилых людей, инвалидов, многодетных и неполных семей, содержание отдельных учреждений социальной защиты за счет местного бюджета.

Важную роль в развитии системы социальной защиты за рубежом играют неправительственные некоммерческие организации (НПО). Они объединяют представителей различных общественных движений, социальных или профессиональных групп, ветеранов войны и труда, лиц, подвергшихся политическим репрессиям, инвалидов, женщин, молодежи, потребителей, предпринимателей. Сюда, например, относятся различные женские ассоциации, организации защиты детей, ассоциации инвалидов и ветеранов, молодежные организации по правам человека, медицинские и врачебные ассоциации, Общество Красного Креста и другие гуманитарные общества.

Основными компонентами системы социальной защиты в странах с рыночной экономикой являются:

· социальное страхование;

· общественное вспомоществование (социальная помощь);

· социальное обслуживание.

5.3. Социальное страхование. Социальное страхование является доминирующим в промышленно развитых странах. Оно основано на уплате страховых взносов, отчислениях от заработной платы. В большинстве стран источниками фондов социального страхования являются взносы наемных работников, нанимателей, а также государства из фондов социальной помощи, финансируемых за счет общих налогов. В Финляндии, Швеции, Италии обязательные взносы уплачивают только наниматели. В Дании финансирование социальных выплат осуществляется из государственных средств;, в Австрии, Бельгии, Германии, Великобритании, Франции основное бремя взносов в страховые фонды несут наемные работники. В США практически нет обязательных взносов со стороны нанимателей, основной упор делается на договорные условия.

Право на получение пособия приобретается в зависимости от уплаты страховых взносов и распространяется на лиц, имевших в течение установленного периода времени работу и потерявших ее в связи с болезнью, производственным травматизмом, достижением пенсионного возраста, безработицей, а также потерявших кормильца. Система социального страхования компенсирует указанной категории населения потерю дохода за счет средств фонда социального страхования. В индустриально развитых странах право на пособие возникает, как правило, при наличии определенного уровня страхового и трудового стажа, выплаты определенного объема страховых взносов.

Под общественным вспомоществованием (социальной помощью) понимается финансирование из бюджетных средств жизненно важных потребностей отдельных лиц или групп населения, при котором в качестве ориентира выступает их индивидуальная нуждаемость. Оно направлено на поддержание уровня жизни бедных семей и граждан независимо от уплаты страховых взносов. На социальную помощь бедным выделяются значительные суммы.

Социальная помощь рассматривается как временная поддержка и осуществляется как в денежной, так и натуральной форме (например, горячее питание или купоны на оплату продовольственных товаров, лекарств, помощь в уходе за детьми, оплата детского сада, дрова и уголь для отопления, оплата коммунальных услуг и квартирной платы).

5.4. Социальная помощь. Программы государственной социальной помощи (за рубежом они называются программами общественного вспомоществования) предусматривают пособия тем, кто не может заработать сам, является нетрудоспособным или имеет детей на своем иждивении. Эти программы финансируются из общих налоговых поступлений. Чтобы получить право на социальную поддержку, отдельные лица и семьи должны представить свидетельства о своих низких доходах, т.е. они должны относиться к малообеспеченным гражданам. Среди программ социальной помощи наиболее распространены в республике пособия для семей с детьми и программы по малообеспеченности.

Пособия для семей с детьми. Предоставление пособий на детей в настоящее время регулируется Законом Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающих детей» от 2 июля 1997 года (с изменениями и дополнениями). Согласно закону установлены различные виды единовременных и ежемесячных пособий: единовременное пособие в связи с рождением ребенка, пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, пособие на детей старше 3 лет, пособие одинокой матери, пособие по беременности и родам; пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет и другие (рисунок 2).

Программы по малообеспеченности начали реализовываться в Республике Беларусь не так давно, после 1990 года, с началом перестройки. Именно в этот период малообеспеченным гражданам из социально уязвимых категорий населения стало уделяться особое внимание.

Для реализации программ социальной помощи важно различать официальный национальный порог малообеспеченности, в качестве которого обычно используется бюджет прожиточного или социального минимума, и критерий нуждаемости, под которым понимается минимальный уровень доходов, который дает право на получение в той или иной форме государственной поддержки (пособий, льгот, помощи в натуральной форме и т.д.). Как правило, официальный порог малообеспеченности и критерий нуждаемости не совпадают.

Критерий нуждаемости должен быть гибким показателем и регулярно пересматриваться как с целью не допустить снижения мотивации труда, так и исходя из реальных финансовых возможностей страны. В политическом смысле ужесточение критерия нуждаемости – одна из самых непопулярных мер.

 

Общие пособия Пособия на детей
· по беременности и родам; · в связи с рождением ребенка; · матери, ставшей на учет до 12-недельного срока беременности; · по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет. · в возрасте от 3 до 16 лет (учащихся дневных средних школ, гимназий, лицеев и других учебных заведений подобного типа до их окончания, а также учащихся, обучающихся за счет личных средств в высших, средних специальных учебных заведениях, на курсах, работающих по режиму учебных заведений в дневное время, и не получающих стипендий, – до 18 лет); · по уходу за больным ребенком; · по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери; · по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет; · при санаторно-курортном лечении детей-инвалидов; · на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных вирусом иммуно-дефицита человека или больным СПИД.

Рисунок 2 – Соотношение общих пособий и пособий на детей в государственных программах социальной помощи в Республике Беларусь

В Беларуси официальный уровень малообеспеченности и критерий нуждаемости также различаются.

С 1 января 2001 года по предложению Министерства социальной защиты Республики Беларусь критерий нуждаемости в республике принят на уровне
50 процентов от величины бюджета прожиточного минимума, выступающего в качестве официальной национальной черты бедности. С 1 июля он увеличен до 60 процентов БПМ. С 17 декабря 2007 года эти показатели сравнялись.

Анализ существующей в республике социальной защиты в целом позволяет сделать ряд выводов. Прежде всего, следует отметить, что в системе социальной защиты в последнее время стали происходить определенные положительные изменения:

* несмотря на сложности в экономическом развитии страны, в действующем законодательстве все больше закрепляется в качестве социального право на социальную защиту от объективно обусловленных рисков (потери трудоспособности, болезни, инвалидности или ущерба в результате аварии на производстве, безработицы, старости, смерти и т.д.);

* социальная защита все более ориентируется на реализацию принципа адресности, который предполагает как более четкий контроль за уровнем доходов получателей пособий, так и равный доступ к получению пособий представителей любых групп населения, попавших в критическую ситуацию, а не только отнесенных к так называемым «группам риска»;

* виды и формы социальной помощи в республике весьма разнообразны. Кроме денежных пособий, помощь предоставляется и в натуральной форме, и в форме различных услуг и льгот. Так, установленные законодательством льготы распространяются в республике на инвалидов и ветеранов ВОВ, семьи погибших военнослужащих, бывших узников фашистских концлагерей, лиц, подвергшихся радиационному воздействию в результате аварии на Чернобыльской АЭС, многодетные семьи и других. Для них предусматриваются различные льготы и услуги, включая оплату жилья, коммунальных услуг и топлива, пониженное налогообложение, кредитование на льготных условиях, обеспечение жильем, лекарствами, специальными транспортными средствами санаторно-курортное обслуживание, протезирование.

5.5. Социальное обслуживание. Социальное обслуживание предназначено для удовлетворения социально-культурных, духовных, интеллектуальных потребностей человека, поддержания его нормальной жизнедеятельности. Система социального обслуживания населения представляет собой широкий спектр социально-экономических, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых, социально-бытовых и иных социальных услуг гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Социальное обслуживание представляется как государственными учреждениями, так и частным сектором. Соотношение государственных и негосударственных учреждений социальной инфраструктуры различны и определяются особенностями социальной политики государств. Однако во многих странах с рыночной экономикой функционируют государственные учреждения образования и здравоохранения, предоставляющие населению услуги определенного уровня.

С точки зрения воздействия на объекты меры социальной защиты реализуются в активной и пассивной формах.

Активные меры воздействуют на причины снижения уровня социальной защищенности с целью их устранения. Широкое использование получили активные формы защиты трудящихся от безработицы: создание дополнительных рабочих мест, переобучение новым профессиям, организация самостоятельной занятости населения. К активным формам относятся также меры по социальной реабилитации инвалидов, социальной адаптации многодетных и неполных семей: создание специализированных центров медицинской и профессиональной реабилитации, специальных учебных заведений, рабочих мест для людей с ограниченной трудоспособностью, отклонениями психофизического развития и другие.

Пассивные меры сводятся к поддержанию уровня жизни социально уязвимых слоев населения. К ним относятся: выплата пособий по безработице, семейных пособий, оказание социальной помощи малоимущим гражданам, беженцам, бездомным, пожилым людям.

По уровню гарантий, предоставляемых населению, все системы социальной защиты, существующие в развитых странах мира, можно разбить на две группы: немецкая (Бисмарк) и английская (Беверидж) [77, с.161–162].

Первая система, называемая «бисмарковской» (по имени ее родоначальника, канцлера Бисмарка), устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и успешностью (длительностью) профессиональной деятельности. Социальные выплаты обуславливаются теми отчислениями, которые выплачиваются на протяжении всей активной жизни, то есть принимают форму отложенных доходов (страховых взносов). Страховые кассы, управляемые на паритетных или разделенных началах работодателями и работополучателями (предпринимателями и наемными работниками), собирают отчисления от заработной платы, из которых формируются различные профессиональные страховые фонды и осуществляются социальные выплаты.

Ответственность за финансовое состояние и сохранность средств несут правления касс (фондов). При этом предполагается, что они не должны субсидироваться из бюджетов любого уровня, поскольку налоговое перераспределение, реализуемое на основе бюджетного подхода, противоречит логике трудового (страхового) участия.

Для семей с недостаточными возможностями трудового участия существует национальная солидарность или благотворительность, реализуемая через муниципальные службы.

Вторая система, которая называется «бевериджской» (Beveridge – по имени английского ученого), исходит из того, что любой человек, независимо от его принадлежности к активному населению, имеет право на минимальную защищенность по заболеваниям, старости или другим причинам сокращения своих трудовых возможностей. В тех странах, которые выбрали эту модель, существуют системы обязательного страхования по болезни, а пенсионные системы обеспечивают минимальные доходы всем престарелым независимо от уровня отчислений от заработной платы (так называемые «социальные пенсии» в отличие от «профессиональных»). Такие системы социальной защиты финансируются за счет налогов, поступающих в государственный бюджет. В данном случае преобладает принцип национальной солидарности, концепция распределительной справедливости.

Современная система социальной защиты населения Беларуси представляет собой комплексную систему мер, направленных на профилактику социального неблагополучия, адресную поддержку социально уязвимых групп населения и граждан, усиление принципов социального страхования, включая пенсионное обеспечение, значительное расширение спектра социальных услуг и инфраструктуры, рационализацию системы льгот, улучшение социального обслуживания и др.

В настоящее время система социальной защиты в Беларуси представлена тремя видами программ: социального обслуживания, социального страхования и социальной помощи.

Программы социального обслуживания в республике начали формироваться не так давно. С целью развития этих программ выполняется Президентская подпрограмма «Развитие социального обслуживания семьи и детей». Приняты Законы «О государственных минимальных стандартах» и «О социальном обслуживании». В рамках этих программ оказывается социальная поддержка и материальная помощь, предоставляются бытовые, медицинские, психолого-педагогические, правовые, консультативно-информационные услуги, создаются условия для социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Развивается соответствующая инфраструктура. Активно создаются различные центры социального обслуживания семей и различных категорий населения, нуждающихся в социальном обслуживании (детей, молодежи, граждан пожилого возраста, инвалидов и других категорий граждан).

В республике сейчас создано 156 центров социального обслуживания населения. В них состоит на учете свыше 900 тыс. человек, в первую очередь одиноких пожилых людей и инвалидов. В структуре центров открываются специализированные отделения психологической помощи и реабилитации, дневного пребывания детей-инвалидов, круглосуточного пребывания пожилых одиноких людей, работают трудовые мастерские, организуются клубы и кружки по интересам для пожилых граждан и детей.

Развивается сеть помощи на дому. Отделениями социальной помощи на дому обслуживаются почти 70 тыс. человек, из которых более 70% проживают в сельской местности.

Во многих центрах социального обслуживания созданы хозрасчетные бригады, выполняющие разовые услуги на дому. Для немощных и одиноких пожилых людей на базе участковых больниц организуются палаты или койки сестринского ухода.

Программы социального страхования частично возмещают потери заработков, связанные с уходом на пенсию, временной нетрудоспособностью и безработицей. Эти программы финансируются за счет страховых взносов.

В республике в настоящее время действует система государственного социального страхования от объективно обусловленных рисков – потери трудоспособности вследствие болезни, производственной травмы и профессионального заболевания, инвалидности. Системы негосударственного социального страхования в республике практически неразвиты.

В соответствии с Законом «Об основах государственного социального страхования» от 31 января 1995 г. государственное социальное страхование представляет собой систему пенсий, пособий и других выплат гражданам Республики Беларусь за счет средств государственных страховых фондов. Для финансирования расходов на государственное социальное страхование образован Фонд социальной защиты граждан Республики Беларусь. Средства этого фонда состоят из обязательных взносов нанимателей и граждан, а также из добровольных пожертвований и других поступлений.

За счет средств фонда граждане обеспечиваются: пенсиями по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца, за выслугу лет, пособиями, связанными с рождением ребенка, уходом за ребенком до достижения им возраста трех лет; пособиями по болезни и временной нетрудоспособности, пособиями на погребение и др.

Наиболее сложные проблемы возникли в пенсионном страховании и страховании по безработице. Система пенсионного обеспечения Республики Беларусь построена по принципу текущего финансирования (солидарности), когда трудовые пенсии выплачиваются за счет текущих страховых отчислений от фонда заработной платы работающих, то есть работающее население финансирует потребности населения пенсионного возраста. Следует отметить, что наряду с солидарной системой государственного пенсионного обеспечения во многих странах существуют накопительные системы, при которых работающее население вкладывает средства в специально созданные фонды для последующих выплат при достижении пенсионного возраста.

 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.