Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ДОХОДОВ И УРОВЕНЬ ЖИЗНИ



3.1. Доходы и расходы населения

3.2. Затраты нанимателя на рабочую силу

3.3. Уровень и качество жизни. Индикаторы качества жизни

3.4. Государственное регулирование уровня жизни

Ключевые понятия: доходы населения, расходы населения, абсолютная бедность, относительная бедность, национальная безопасность доходов, затраты нанимателя на рабочую силу, уровень жизни, качество жизни, индекс развития человеческого потенциала, социальная политика повышения уровня жизни, гражданское общество в борьбе с бедностью, малообеспеченность*.

3.1. Доходы и расходы населения. Структура доходов населения в Республике Беларусь представлена следующими источниками (1 квартал 2011 года):

Ø оплата труда ( 64,8%);

Ø трансферты (20,7%);

Ø доходы от собственности (2,2%);

Ø доходы от предпринимательской и другой деятельности(12,0%)

Ø прочие доходы (0,3%).

Использование доходов характеризует структуру расходов. Эта структура может быть отражена следующим образом:

Ø покупка товаров и услуг – 80,9%;

Ø налоги и добровольные взносы – 0–15,5%;

Ø изменение задолженности по кредитам – -4,2%;

Ø превышение доходов над расходами – 0,4%.

Объективным явлением признается неравенство доходов, возникающее, главным образом, из-за:

Ø различий в способностях;

Ø уровня образования;

Ø владения собственностью;

Ø возраста;

Ø состояния здоровья;

Ø размера семьи;

Ø дискриминации;

Ø государственной политики заработной платы и формирования трансфертов;

Ø политической и экономической ситуации в стране;

Ø уровня развития гражданского общества.

В качестве показателей социальной безопасности по доходам и расходам

выделяют:

– долю населения, имеющего доходы ниже порога малообеспеченности (бедности) – таких не должно быть более 7%;

– соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных семей – этот показатель не должен быть выше 8;

– расходы на питание – в структуре расходов его доля не должна превышать 30%;

– расходы на жилье – в структуре расходов не должны быть выше 20% совокупных расходов.

Приведенные значения показателей социальной безопасности интерпретируются в национальных экономиках в соответствии с компромиссной стратегией регулирования малообеспеченности на основе определения ее черты.

В развивающихся странах черта бедности отражает абсолютную бедность, характеризующую уровень доходов, при котором семья не в состоянии приобретать необходимые для поддержания жизни продукты и другие предметы первой необходимости на минимально потребном уровне.

В развитых странах черта бедности ориентирована на относительную бедность. Здесь в качестве критерия выступает часть медианного дохода. Уровень бедности определяется наличием граждан, кому не грозит, но они бедны по сравнению со средним классом.

В Республике Беларусь в качестве критерия малообеспеченности принято стоимостное выражение бюджета прожиточного минимума. По данным бюджетной статистики, к категории малообеспеченных в республике можно отнести менее 10% населения.

3.2. Затраты нанимателя на рабочую силу. Существенную роль в формировании доходов населения играет структура затрат нанимателей на рабочую силу. Национальная классификация состава затрат, согласно методологии Международной организации труда, слагается из всех расходов, которые несет наниматель при использовании наемной рабочей силы и представляет собой совокупность 10 укрупненных групп элементов затрат, однотипных по своему содержанию и учитывающих особенности национальной статистики.

К ним относятся:

1. Оплата за отработанное время, за выполненную работу в денежной форме (от 50% до 60% затрат).

2. Оплата за неотработанное время (до 7%).

3. Единовременные выплаты и поощрения (до 4%).

4. Выплаты в натуральной форме (зависят от специфики отрасли).

5. Расходы по оплате жилья и коммунальных услуг (от 0 до 10% в зависимости от специфики отрасли).

6. Расходы на социальное страхование (22–23%).

7. Расходы на профессиональное обучение (до 0,4 %).

8. Культурно-бытовое обслуживание (3–4%).

9. Расходы на рабочую силу, включающие в себя стоимость фирменной одежды, средств индивидуальной защиты, проезда к месту работы и т.п. (зависят от специфики отрасли).

10. Налоги, относимые на стоимость рабочей силы (зависят от специфики отрасли).

Оптимизация структуры затрат нанимателей на рабочую силу может существенно влиять на уровень доходов населения.

Уровень и качество жизни. Индикаторы качества жизни. Под уровнем жизни понимается совокупность материальных и духовных благ, доступных гражданам страны в обмен на их доходы, а также поступающие им средства из государственных фондов и фондов социального страхования.

Система показателей уровня жизни, рекомендуемая ООН, им используемая для международных сопоставлений, включает следующие группы показателей:

- демографическая ситуация;

- санитарно-гигиенические условия жизни;

- потребление продовольственных товаров;:

- жилищные условия;

- образование и культура;

-условия труда и занятость;

-доходы и расходы населения;

-стоимость жизни и потребительские цены;

-наличие транспортных средств;

-организация отдыха;

-социальное обеспечение;

-права человека.

Показатель качества жизни отражает не только уровень жизни, но и субъективные оценки условий жизни, такие, как неудовлетворенность низкими доходами, склонность к миграции.

Интегральным показателем уровня и качества жизни является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Понятие ИРЧП как метода измерения человеческого развития был введен Программой развития ООН в 1990 году в докладе о развитии человека. Оценка качества жизни с использованием ИРЧП строится на минимальном наборе базовых показателей, каждый из которых количественно представляет одно из основных направлений человеческого развития: долголетие, образованность, и собственно уровень жизни.

ИРЧП состоит из трех равнозначных компонентов;

– дохода, определяемого показателем валового внутреннего продукта по паритету покупательной способности в долларах США;

– образования, определяемого показателями грамотности (с весом 2/3) граждан старше 15 лет и доли учащихся среди детей и молодежи в возрасте от 6 до 23 лет (с весом 1/3);

– долголетия, определяемого через продолжительность предстоящей жизни при рождении.

Для каждого из частных индексов установлены фиксированные минимальные и максимальные значения показателя:

– продолжительность жизни при рождении 25 и 85 лет;

– грамотность взрослого населения 0% и100%;

– совокупная доля учащихся среди детей и молодежи 0% и 100%;

– реальный ВВП на душу населения 100 и 40000 долларов США.

Индекс продолжительности жизни определяется по формуле:

,

где – фактическая средняя продолжительность жизни при рождении.

Индекс ВВП рассчитывается по формуле:

,

где – величина реального ВВП на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности.

Индекс достигнутого уровня образования определяется по формуле:

,

где – индекс грамотности взрослого населения; – индекс доли учащихся.

Индексы грамотности взрослого населения и совокупной доли учащихся определяются по формулам:

,

,

где – фактическая грамотность взрослого населения; – фактическая совокупная доля учащихся.

ИРЧП представляет собой среднее арифметическое индексов:

 

.

Считается, что страны с индексом ниже 0,5 имеют низкий уровень человеческого развития, 0,5–0,8 – средний уровень, 0,8 и более – высокий уровень развития.

В 2010 году ИРЧП Республики Беларусь составил 0,803, что позволяет отнести ее к странам с высоким уровнем человеческого развития.

3.4. Государственное регулирование уровня жизни. Сущность государственного регулирования уровня жизни заключается в гарантиях минимальных доходов. В случае отсутствия таковых гражданам обеспечивается адресная социальная защита в виде материальной, нематериальной помощи, а также льгот.

Кроме этого, государство располагает целым комплексом мер воздействия на обеспечение и повышение уровня жизни населения.

Инструменты макроэкономической политики, которые стимулируют экономический рост и более равномерное распределение конечного продукта, способствуют искоренению абсолютной бедности. Относительная бедность будет существовать. Всегда, однако, по мере роста общественного богатства черта относительной бедности будет подниматься.

Кредитная политика государства влияет на показатели уровня жизни через регулирование инфляции. Сдерживание инфляции позволяет стабилизировать покупательную способность денег, а это, в свою очередь, сокращает размеры абсолютной бедности при наличии компенсационных мер защиты доходов.

Финансовая политика дает возможность формировать социально-ориентированный бюджет, где преимущественное финансирование получают отрасли социальной сферы.

Налоговая политика ориентирует, с одной стороны, на защиту низких доходов через льготное налогообложение, с другой – на инвестиции в человеческий капитал.

Инвестиционная политика позволяет создавать рабочие места и уменьшать размеры бедности, связанные с безработицей.

Внешнеторговая и валютная политика, создавая конкурентную среду на потребительском рынке, способствуют ликвидации дефицита и, вследствие этого, снижению цен, а значит, и уменьшению бедности.

Важное значение в повышении уровня жизни играет социальное партнерство, сущность которого в регулировании уровня жизни заключается в:

- оказании услуг социального характера;

- участии в реализации социальных программ;

- привлечении внебюджетных средств для решения социальных проблем;

- осуществлении контроля общественности за предоставлением минимально гарантированного уровня социальных благ.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.