1. Жрец одного из вавилонских храмов приобрел у заезжего торговца двух рабов за 3 мины серебра. Однако житель города Лагаша, приехавший в Вавилон по своим делам, опознал в них своих беглых рабов и обратился в суд. Какое решение должен вынести судья?
2. Авилум Забар приобрел для своего раба Кубата, обученного гончарному ремеслу, мастерскую и забирал 2/3 дохода. Накопив сумму, достаточную для брачного выкупа, Кубат женился на Лике – «дочери человека». Прожив с ней 7 лет, Кубат умер. После его смерти Забар продал мастерскую и забрал имущество своего раба, оставив Лике ее приданое. Вдова обратилась в суд. Какое решение должен вынести судья?
3. Копьеносец Даян-Уцур был пленен во время похода против хурритов. Пробыв в плену 5 лет, он был продан в рабство в Элам, где его приобрел тамкар Иддин-Мардук. По прибытии в Вавилон Даян-Уцур обратился в суд, оспаривая свое рабское положение. За время его отсутствия жена вышла замуж за конного стрелка Бамунда, от которого прижила двух детей. Какое решение должен принять судья по делу Даян-Уцура?
4. Если человек имел на себе долг и отдал за него в долговую кабалу свою жену, то при каких условиях ее можно вернуть из долговой кабалы?
5. Если человек возьмет замуж бесплодную женщину и она «не даст ему иметь детей», может ли он в таком случае взять наложницу и ввести ее в свой дом согласно законам Хаммурапи?
6. Корабельщик Кинегудра построил корабль по заказу Зарихудоносора. Оказалось, что судно непрочно и в этом же году дало течь. Корабельщик отказался заплатить владельцу понесенные убытки. Как должен быть решен данный спор по законам Хаммурапи?
7. Судья Зилгуда вынес решение по делу о ростовщичестве и изготовил по нему документы с печатью, а затем изменил свое решение в пользу ответчиков, в чем и был изобличен. Какие юридические последствия влекут за собой противоречивые действия судьи в соответствии с законами Хаммурапи?
8. Лапсидоносор принес брачный дар (задаток) в дом своего тестя и отдал выкуп. Спустя месяц отец девушки заявил, что не выдаст свою дочь за Лапсидоносора, а задаток и выкупную оставил у себя. Как должен быть решен вопрос о спорном имуществе по законам Хаммурапи?
Тема 3. Древняя Индия - 2 час. Семинар
Вопросы для обсуждения
1. Особенности древнеиндийской государственности. Организация империи Маурьев (IV–II вв. до н.э.).
2. Основные источники древнеиндийского права. Общая характеристика Законов Ману (ЗМ).
3. Социально-правовой строй по ЗМ.
4. Имущественные отношения и обязательства по ЗМ.
5. Брак и семья, наследственное право по ЗМ.
6. Преступления и наказания по ЗМ. Судопроизводство.
Контрольные вопросы и задания
1. Каковы древнейшие источники индусского права? Что такое веды, дхармасутры, смрити или дхармашастры?
2. Когда и кем были созданы известные дхармасутры и дхармашастры?
3. Чем можно доказать, что право Древней Индии выросло непосред-ственно из религиозных предписаний?
4. Какое место занимали в иерархии источников права артхашастры? Кто и когда создал самую знаменитую из них?
5. Что такое варна? Сколько варн было в Древней Индии? Какова их иерархия?
6. Совпадала ли в Древней Индии социально-юридическая (сословная) и социально-экономическая структура населения? Почему?
7. К какой варне принадлежали неприкасаемые, рабы?
8. В чем заключалось социальное назначение варн по Законам Ману?
9. Был ли возможен легальный переход из одной варны в другую?
10. Допускалось ли Законами Ману изменение рода занятий, предписанных члену той или иной варны? В каких обстоятельствах?
11. Почему принцип равенства (юридического) не мог быть реализован в древнем праве применительно ко всему населению страны?
12. Дайте общую характеристику Законов Ману (имущественные отношения, обязательства; брак и семья, преступления и наказания)
.
Тема 4. Образование и развитие Древнегреческого государства– 2 часа. Семинар
Вопросы для обсуждения
1. Афинский полис: возникновение, этапы развития, общая характеристика, проблемы.
2. Структура органов власти Афинского государства.
3. Афинское право:
а) Источники. Древние авторы о законодательстве Афин.
б) Правовое положение отдельных категорий населения.
в) Имущественные и обязательственные отношения.
г) Брак и семья. Наследственное право.
д) Преступления и наказания. Суд.
4. Особенности социальной структуры населения и организации органов власти Спарты..