Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Живопись Флоренции первой половины и середины XV века



Задания:

1. Посмотреть видеофильмы, слайды, репродукции с произведениями. Живописи Флоренции первой половины и середины XV века.

2. Запомните наиболее знаменитые из них.

Микелино да Безоццо (около 1370 г. после 1450 г.).

Мистическое обручение святой Екатерины около 1420 г. (Сиена. Национальная Пинакотека).

Джентиле да Фабриано (около 1370–1427). Поклонение волхвов. Для церкви Святой Троицы во Флоренции. Уффици (1408–1423 гг.).

Мазаччо (1401–1428):

Капелла Бранкаччи церковь Санта Мария дель Кармино во Флоренции. 1427–1428 гг. (Чудо со статиром, Адам и Ева и др.).

Троица. Церковь Санта Мария Новелла во Флоренции 1627–1628 гг.

Фра Анжелико (1400–1455):

Фрески монастыря Сан Марко во Флоренции (Благовещение. Коронование Марии и др.).

Фрески капеллы папы Николая V в Риме. Ватикан 1447–1450 гг.

Паоло Учелло (1397–1475):

Святой Георгий 1445 г. Лондон. Национальная галерея.

Битва при Сан Романо 1456 г. Париж. Лувр.

Фра Филиппо Липпи (1406–1469): Мадонна с младенцем и ангелами около 1465 г.

Андреа Кастаньо (1419/23–1457):

Зал знаменитых людей виллы Кардуччи (реконструкция во Флоренции. Уффици).

Тайная вечеря 1448 г. Монастырь Святой Аполлонии.

Беноццо Гоццоли (1420–1495): Росписи палаццо Медичи-Риккарди 1459–1461 гг. (Шествие волхвов).

Антонио Поллайоло (1431–1498):

Святой Себастьян около 1475 г. Лондон. Национальная галерея.

Битва десяти обнаженных. Гравюра около 1470 г.

Женский портрет (профиль). 1470-е г. Милан. Музей.

Похищение Деяниры. 1475 г. (серия «Подвиги Геракла»).

Требование: анализ живописи Флоренции первой половины и середины XV в.

Рекомендации:

1. Чтобы научиться анализировать произведения первой половины и середины XV в., необходимо выявить новые черты, характерные для живописи этого периода, когда основой искусства стал подъём гуманизма как общественно-культурного движения. Это подтверждают и высказывания того времени, что демократия и свобода являются основной формой человеческой общности, а долг и высшее счастье человека — служение обществу, родине. Главным в воспитании нового человека становятся добродетель, доблесть, образование, а ценность личности определяется не только её собственными достоинствами, но и способностью воздействовать на окружающих (не только сам твори добро, но и помогай другим встать на этот путь).

2. Необходимо учесть, что определяющим в культуре становится светское начало, что вынуждена принять церковь. Итак, осознавая опасность обмирщения искусства, понимая значение новых влияний в искусстве, Фра Анжелико включил новации в официальную доктрину церкви так, что светлая возвышенная атмосфера его произведений не утратила их глубокой и искренней религиозности.

3. В отличие от классицизма, для которого красота вечная неизменная умозрительная идея, а действительность лишь отдалённый её отблеск, для этого периода характерен поиск красоты в самой натуре и вера в то, что идеальное заключено в самой реальности, когда главным образцом совершенства считается природа.

4. Подражание природе теперь трактуется не только как достижение внешнего сходства с ней, но и как постижение её законов. Главным эстетическим критерием становятся законы гармонических числовых отношений, совершенных пропорций.

5.Основой программы, которую выдвинули художники кватроченто, стали перспектива и законы пропорций.

Теория о перспективе Альберти. (1436 г.)основана на законах оптики, которые были сформулированы ещё в античную эпоху Эвклидом и Птолемеем, теперь предстала как единая система и свела к единству все разновидности индивидуального видения (когда глаз видит так, как подсказывает воображение). Мазаччо — первый в Европе художник, овладевший линейной перспективой («Троица». Флоренция, церковь Санта Мария Новелла).

6. Необходимо учесть и новое отношение художников к образу человека. Например, Мазаччо первый в искусстве живописи показал необходимость глубокого изучения человека и соединил с этой жаждой анализа своё высокое представление о его духовном богатстве и героической красоте. Он изучал строение человеческого тела и впервые в живописи передал его объёмность благодаря выделению освещенных и затенённых частей. Он впервые правильно поставил человеческую фигуру всей ступнёй на землю, в верном ракурсе.

7. При анализе произведений Мазаччо можно сравнить их с произведениями Джотто. Если у Джотто группа людей — масса, то у Мазаччо группа строилась из отдельных самостоятельных фигур (индивидуумов); если у Джотто существует единство фигуры и пространства, то у Мазаччо их противопоставление; причем фигуры, как более важная часть изображения, обладают преимуществом. Джотто воплотил общее (идеальное) представление о человеческом достоинстве. Герои Мазаччо — галерея крупных и ярких характеров. Джотто трактует тело и душу как единое целое, словно, они состоят из одного и того же вещества; фигуры Мазаччо — это одетые «обнажённые», как у Донателло.

8. Нельзя забывать и о большом интересе многих художников к пластике и динамике человеческого тела, что наиболее ярко проявилось в творчестве Антонио Поллайоло.

9. Вместо отвлечённых образов предшествующего периода появились композиции, настроение которых основано на лирическом контакте со зрителем (например, задумчиво-содержательное состояние персонажей Фра-Анжелико).

10. Живопись первой половины XV в. многоцветна. Стремление художников выявить логическую структуру форм отразилось в специфике живописного языка, где ведущую роль играли:

графичность (чёткость линий контуров);

пластичность (скульптурная лепка светотенью).

11. Огромное значение приобрёл теперь рисунок (наброски, этюды, натурные штудии), которые стали самостоятельной областью художественной деятельности. В рисунке теперь замысел не только воплощается в целом, но и уточняется, приобретая законченную форму.

12.Одна из новых черт искусства — индивидуализм, нашедший отражение в стремлении художников реализовать в произведениях, созданных на заказ, свои интересы (например, в работах Джентиле да Фабриано и Беноццо Гоццоли интерес к подробностям окружающего мира).

13. Вслед за художниками Нидерландов в Италии начинают писать смешанной техникой (темпера, масло), позволяющей добиться прозрачности и глубины красок, тонального единства, тонких люминисцентных эффектов.

14. Чтобы успешнее выполнить задание, необходимо обратиться к картотеке репродукций произведений искусства (в частности, к ее разделам «Италия. Искусство эпохи Возрождения»), а также к видеофильмам «Великие музеи мира. Лувр. Эпоха Возрождения», «Эрмитаж. Эпоха Возрождения», которые находятся в методическом кабинете кафедры искусствоведения факультета.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.