Замок-крепость Альбрехтсбург в Мейсене 1476–1483 гг.
Замок Райхебург в Нюрнберге.
Крепость Эльц 1240 г.
Крепость Фальцграфтенштайн на Рейне.
Городские ворота в Брегенсбурге XIII в.
Городские ворота в Любеке 1466–1478 гг.
Городские ворота в Состе 1523–1536 гг.
Ворота Гериона в Кельне XV в.
Жилой дом Насауэра в Нюрнберге XIII в.
Ратуша в Любеке XIII–XV вв.
Ратуша в Брауншвейге XV в.
Торговый дом во Фрейбурге 1524–1532 гг.
Больница Святого Духа в Любеке начала XIII в.
Дом полотняного цеха во Франкфурте-на-Майне XIV в.
Требования:
1. По характеру конструкции и декора выявить особенности культовой и гражданской архитектуры Германии готического периода.
2. Анализ произведений средневековой архитектуры.
Рекомендации:
1.Чтобы лучше понять особенности готической архитектуры Германии, можно сравнить ее сооружения с соборами и церквями Франции, учитывая, что ряд больших соборов построен под влиянием французской архитектуры (в планировке, декоре). Однако многие, особенно небольшие городские соборы, сохранили черты, близкие романской архитектуре.
В отличие от Франции в Германии планы церквей проще, почти всегда отсутствует обход хора и алтаря по кругу, как и венок капелл, нефы выше, аркбутанов почти нет, башни завершаются остроконечным шпилем, вместо окна-розы на фасаде большое стрельчатое окно.
2. При анализе необходимо обратить особое внимание на скульптурный декор интерьеров соборов, где сохранились такие знаменитые работы, как:
Церковь Либфрауенкирхе в Хальберштадте XII–XIII вв.: северная и южная ограда хора 1200 г.
Собор Святого Стефана в Хальберштадте 1240–1491 гг.: леттнер (алтарная преграда) с Распятием.
Собор Святой Марии во Фрайберге конца XV в.:
Триумфальный крест;
«Золотые врата» (около 1230 г.).
Монастырская церковь в Вексельбурге вторая половина XII в.
Триумфальный Крест (около 1235 г.);
алтарная преграда;
Надгробие графа Дедо и графини Метхильд 1230-е гг.
Собор Святого Маврикия и Святой Екатерины в Магдебурге 1209–1520 гг.:
капелла со статуями в интерьере;
святой Маврикий и святой Иннокентий первая треть XIII в.;
Иоанн Креститель;
Апостолы;
святой Маврикий 1240–1250 гг;
святая Екатерина 1240–1250 гг.;
Император и императрица 1240–1250 гг.;
Девы разумные, Девы неразумные (северный портал);
Синагога 1240–1250 гг.;
Церковь праведная 1240–1250 гг.;
Всадник (Музей истории и культуры Магдебурга).
Собор Святого Петра и Павла в Наумбурге XIII–XVIII вв.:
Леттнер 1250–1260 гг. (рельефы: «Тайная вечеря», «Предательство Иуды», «Взятие под стражу», «Апостол Петр», «Шепчущиеся стажи», «Христос перед Пилатом»);
Скульптура западного хора: графиня Гербург, Герман и Реглинда, графиня Ута и маркграф Экехард, граф Дитмар, граф Зиццо фон Кефернбург, граф Вильгельм фон Камбург, граф Тимо фон Кистриц, графиня Гепа, граф Дитрих.
Собор Святого Иоанна Евангелиста и Святого Доната в Мейсене:
Леттнер;
император Оттон и императрица Адельгейд;
святой Иоанн;
епископ Донат.
Собор Святого Петра им Георгия в Бамберге 1200–1237 гг.:
южная ограда георгиевского хора (апостолы, ангелы);
Тимпан «Страшный суд»;
Трубящий ангел;
Праведная церковь Синагога;
Портал Адама и Евы;
Консоли.
3. Чтобы успешнее выполнить задание, необходимо обратиться к картотеке репродукций произведений искусства (в частности, к ее разделам «Готическое искусство» и «Средневековье»), а также фильм «Готика», которые находятся в методическом кабинете кафедры искусствоведения факультета.
Искусство Англии
Задания:
1. Посмотреть видеофильмы, слайды, репродукции с произведениями искусства Англии готического периода.
2. Запомнить наиболее знаменитые из них.
Собор в Уэльсе XIII в. 1338 г.
Собор в Линкольне XIII в.
Собор в Солсбери 1224–1370 гг.
Вестминстерское аббатство. Церковь XIII в. (156х22м): Капелла Генриха VII 1502–1512 гг.
Собор в Йорке начат в 1230 г.
Собор в Глостере 1337–1350 гг.: галерея клуатра 1377 г.
Собор в Кентербери 1379–1405 гг.
Собор в Питерборо первая половина XIII в.
Собор в Личфилде первая половина XIII в.
Собор в Экстере 1224–1370 гг.
Капелла королевского колледжа в Кембридже.
Собор в Винчестере 1394–1450 гг.
Замок Стоуксей XIII в.
Требования:
1. По характеру конструкции и декора выявить особенности архитектуры Англии готического периода.
2. Анализ произведений средневековой архитектуры.
Рекомендации:
1. Чтобы лучше понять архитектуру готических соборов Англии, можно их сравнить с соборами Франции и Германии, обращая внимание на влияние этих стран.
2. При анализе нельзя забывать о сложности выявления особенностей архитектуры раннего, зрелого и позднего периодов.
3.Следует обратить внимание на продолженость влияния традиций монастырского строительства романского периода (например, большой трансепт, перенесение художественного акцента с фасада на башню средокрестия).
4. При анализе необходимо обратить внимание на сложность нервюрного свода, характерного для Англии, придающего интерьерам особый декоративный эффект (особенно звездчатый и веерообразный своды).
5.Чтобы успешнее выполнить задание, нужно обратиться к картотеке репродукций произведений искусства (в частности, к ее разделам «Готическое искусство» и «Средневековье»), а также фильм «Готика», которые находятся в методическом кабинете кафедры искусствоведения факультета.