Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Введение. Конструкция готического собора



Задания:

1. Посмотреть видеофильмы, слайды, репродукции с произведениями европейской архитектуры готического периода.

2. Внимательно рассмотреть конструкцию готического собора.

Требования:

1. Анализ конструкции готического собора.

2. Запомнить архитектурные термины такие, как:

Аркбутан — открытая упорная полуарка из клинчатых камней, передающая распор свода готического собора на контрфорс.

Вымперг— декоративный резной фронтон над окном или дверным проемом.

Контрлиерны — поперечные лиерны, которые связывают нервюры между собой.

Контрфорс — вертикальный, суживающийся кверху выступ стены или отдельно стоящий столб, который противодействует передающимся стене наклонно направленным силам (распору свода).

Краббы— декоративная деталь в виде скульптурных стилизованных листьев и цветов, которые служат украшением щипцов и вымпергов.

Крестоцветы— скульптурно стилизованный цветок, венчающий башни, щипцы, вымперги и фиалы с 1 или 2 парами горизонтальных крестообразных ответвлений от центрального стебля.

Кружало — вспомогательное устройство из дерева для временного поддержания опалубки при возведении каменных строительных конструкций криволинейной формы.

Лиерны— дополнительные нервюры от середины ожив к стреле.

Нервюра — профилированное ребро, основа каркасной системы готического свода. Нервюры принимали и передавали нагрузку свода на его опоры.

Пинакль — небольшая башенка, венчающая контрфорс, укрепляющая опору аркбутана.

Распалубка — это часть свода, образованная пересечением двух взаимноперпендикулярных цилиндрических поверхностей.

Пресбитерий— вся алтарная часть церкви вокруг алтаря (престола), предназначенная для духовенства, обычно приподнятая на несколько ступеней над общим уровнем церковного пола.

Травея — пространство нефа под одним сводом.

Фиалы— декоративное венчание пинаклей, щипцов, контрфорсов разнообразной формы: в виде фигурного шпиля, стержня с крестоцветом, канделябра и т.п.

Рекомендации:

1. Чтобы научиться анализировать архитектуру готических соборов, необходимо понять, что главным новшеством готического стиля была не стрельчатая арка (она была уже известна в романской архитектуре, её преимущество заключалось в меньшем боковом распоре), а каркасная система.

Этот конструктивный приём возник из усовершенствования романского крестового свода. Уже романские зодчие в некоторых случаях выкладывали швы между распалубками крестовых сводов, выступающими наружу камнями. Тогда это имело чисто декоративное значение, следовательно, свод оставался тяжёлым.

Готические архитекторы сделали эти рёбра (нервюры) основой сводчатой конструкции. Возведение крестового свода начинали, выкладывая из клинчатых камней рёбра — диагональные (оживы) и торцевые (так называемае щековые арки), которые создавали скелет свода. Получающиеся распалубки заполняли тонкими тёсаными камнями при помощи кружал.

Такой свод был значительно меньше романского: уменьшились и вертикальное давление, и боковой распор.

Итак, нервюрный свод опирался пятами на столбы: устои, а не на стены. Строителю было ясно, где и как этот распор должен быть «погашен». Кроме того, уменьшалась усадка грунта, катастрофически опасная для романских сводов. Нервюрный свод мог перекрыть пространство неправильной формы.

2. При анализе необходимо рассмотреть приемы, которыми зодчие пользовались для создания свода. Например, использование лиерн.

Так как на каждый столб-устой приходилось несколько нервюр, то под пяту каждой нервюры ставилась капитель или консоль, или колонка, примыкающая к устою таким образом, чтобы устой превращался в пучок колонн. Затем от капителей отказались вообще, а опорная колонна от основания устоя продолжалась без перерыва кладки до самой вершины свода. Боковой распор нервюрного свода в строго определённом месте, в противоположность тяжёлому романскому своду не требовал опоры в виде утолщения стены в опасных местах, а мог быть «погашен» столбами-пилонами-контрфорсами.

Нейтрализовать боковой распор свода в боковых нефах было нетрудно, так как высота и ширина их были сравнительно невелики, а контрфорс можно было поставить у наружного столба-устья. Сложнее была проблема погашения распора в среднем нефе. Пришлось использовать аркбутан. Одним концом она упирается в пазухи свода, другим — в контрфорс (через боковой неф). Место её опоры укреплялось башенкой-пинаклем. Поставленный под острым углом к пазухам свода, аркбутан принимал на себя частично и вертикальное давление свода (кроме распора).

3.Для того, чтобы выявить преимущества каркасной системы, при анализе можно сравнить план и интерьер готической церкви с романской.

При помощи готической каркасной системы достигалась большая экономия материала: стена как конструктивная часть здания становилась лишней; она либо превращалась в лёгкий простенок, либо заполнялась громадными окнами.

Стало возможным строить здания огромной высоты (до 40 м под сводами) и перекрывать пролёты очень большой ширины.

Возросли и темпы строительства. Например, собор в Амьене был построен за 40 лет.

Строительный материал — горный камень. Особенно тщательно пригонялись постели – горизонтальные грани камней, так как они должны были воспринимать большую нагрузку. Связующий раствор помогал в распределении нагрузки.

Для большей прочности в некоторых местах кладки ставили железные скобы, укреплённые заливкой из мягкого свинца.

В Северной Германии, где не было камня, строили из хорошо отформованного и обожженного кирпича. В готической архитектуре появилось много нового в планировке интерьера. С XIII в. квадрат среднего нефа стали делить на две части. Следовательно, всё продольное помещение собора состоит из ряда единообразных ячеек: травей. Но с середины XIII в. в соборах стали устанавливать перегородку, отделяющую хор от остального здания. Снова развился трансепт, часто сам трёхнефный.

Восточную часть собора (хор) стали увеличивать до пяти нефов. Большие капеллы венком окружали восточную апсиду. С XIV в. горизонтальная и вертикальная уравновешенность объема готического собора уступает место устремлённости вверх; границы между продольным корпусом, нартексом, хором исчезают, в отличие от романских храмов. Боковые нефы повышаются (устои сравнительно малы и занимают мало места), поэтому пространство среднего и боковых нефов почти сливается. Окна становятся больше, простенки заполняются фризом из арочек.

4.Особенности внешнего вида готического собора очевидны при сравнении с романским. Внешний вид изменился: исчезли массивные башни над средокрестием, но на западном фасаде часто появляются две мощные башни, украшенные скульптурой. Увеличился портал. Если романские церкви гладью стен были изолированы от окружающего пространства, то готические, наоборот, активно взаимодействуют с окружающей средой: огромные проёмы окон, сквозная резьба башенных шатров, лес контрфорсов с пинаклями, каменные украшения (флероны, крестоцветы; каменные шипы, вырастающие, словно, цветы и листья на ветвях каменного леса контрфорсов, аркбутанов и шпилей башен).

5.Необходимо рассмотреть и изменения скульптурного декора. Орнамент изменился: исчезли геометрический орнамент капителей, «варварская плетёнка», античный аканф.

Появились местные мотивы: литье плюща, дуба, ясеня, бука.

Замена глухих стен огромными окнами на всю высоту верхнего яруса привела к исчезновению монументальных росписей. Фреску заменил витраж.

Скульптура. Иногда готический собор украшали сотни, тысячи, а иногда и десятки тысяч скульптурных композиций. Основной тип скульптуры — статуя. На фасадах скульптура воспринималась как элемент единой гигантской декоративно-монументальной композиции. В интерьере скульптурные фигуры ставились на консоли, выступающие из столбов, были обозримы с трех сторон.

Чаще всего центральный портал западного фасада был посвящен Христу, иногда Богоматери.

Если в центре Христос, то справа — Мадонна, а слева — святой, особенно чтимый в данной епархии.

На цоколе портала часто изображены «месяцы», времена года и т.д. По сторонам, на откосах стен портала представлены монументальные фигуры апостолов, пророков, святых, ангелов, сюжеты ветхозаветных персонажей.

Надвратный тимпан — высокий рельеф, часто изображающий Страшный суд (если портал посвящен Христу). Если портал посвящен Марии, то в тимпане — Успение. Если портал посвящен святым, то в тимпане — эпизоды из их житий. Символы и аллегории были перемешаны с мотивами из обыденной жизни.

6. При анализе готической культовой архитектуры необходимо особое внимание уделить «духовной составляющей» собора.

Готические соборы стали материальными моделями (примерами) представлений средневекового человека о божественном порядке, существующем в природе (орнаменты из листьев, плодов, цветов и животных в скульптуре и витражах). Но не менее важным было обращение к арифметческим и геометрическим принципам, так как философов средневековья число и природа были вещами неразделимыми, а все творения Бога основывались на числах и пропорциях. Обширные, хорошо освещённые пространства внутри готического собора могли отразить ещё один важный принцип христианской теологии средневековья: философию света и эманации (лат. emanatio — истечение.) Объяснение происхождения мира путём истечения творческой энергии божества, т.е. переход от высшей ступени бытия — к низшей.

Аббат Сугерий, перестроив церковь Сен- Дени (1137–1147 гг.), по новому конструктивному принципу, был первым, кто получил в том же здании новое ощущение света и пространства. В этом Сугерий опирался на учение святого Дени о свете и эманации. Псевдо Дионисий отождествляет Бога со светом и добром («Вершиной Божественности»). Он пишет, что Бог как Добро есть свет, стоящий выше любого другого света», который даёт свет всему, что может его принять…он и есть мера всех существ и их Принципа вечности, число, порядок и единение.

Высота готического собора, его лучистые окна могли заставить человека устремиться взглядом и разумом вверх с помощью символов, сияющего света и священных геометрических форм.

7. При анализе необходимо учитывать огромное значение символики чисел в средневековье, то, что обычно называют Священной геометрией. Например, одним из основных правил при строительстве церквей малого размера было использование пропорции √2 (толщина стен соответствует ширине внутреннего пространства √2: 1. Золотое сечение было одной из важных геометрических формул (известно по геометрии Эвклида). Золотое сечение имело особое значение для христианской теологии, так как обозначало трёхэлементную теорему, сконструированную из двух элементов, что соответствовало загадке Троицы («Трое, которые являются двумя»).

«5» — число человека (5 уровней его формы, 5 чувств: обоняние, осязание, вкус, слух, зрение). Сила разума, так как 5 чувств вели к способности размышлять. Это было и числом Христа, потому что он был рождённым (=4) и освященным (=1).

«3» — священное число Христа, как члена Троицы (3 = прошлое – настоящее – будущее) [В соборе в Шартре длина собора (ось Христа) разделена на пятые доли, а 3 и 5 используются при определении различных элементов здания вдоль центрального нефа].

«7» и «9» — числа Девы Марии, так как она была связана со всей природой и гармоническим космосом, с его — 7 музыкальными тонами, 7 основными металлами, 7 цветами (радуга),7 планетами, известными в средние века. Она соединяла сияние низшего материального мира (=4) и космоса, т.е. духовного мира (= 3).

«9» — по Псевдо Дионисию число ангельских иерархий, а Мария была Царицей Небес.

Иногда в храмах, посвященных Богоматери, эти цифры выражались в 7 —апсидных капеллах (9 колокольнях, 63 (7х9) — боковыми пределами).

«12» — 12 = 1+2 = 3 (божественная сущность, горний мир, троица) [в Греции были 3 богини судьбы: Мойры и 3 музы]. 12 = 3х4 , где «4» — число материальных стихий, стран света, т.е. символ материального (12 = 3+4=7 земной и божественный).

Воплощение невидимой идеи в зримый образ является процессом реконструкции материальных форм в их соотносимости с миром религиозных ценностей (тем самым переводя их из мира физического в мир духовный), т.е. в какой-то степени этот процесс можно соотнести с процессом алхимическим.

8. Чтобы успешнее выполнить задание, необходимо обратиться к картотеке репродукций произведений искусства (в частности, к ее разделам «Готическое искусство» и «Средневековье»), которые находятся в методическом кабинете кафедры искусствоведения факультета.

 

Искусство Франции

Задания:

1. Посмотреть видеофильмы, слайды, репродукции с произведениями искусства Франции готического периода.

2. Запомнить наиболее знаменитые из них.

Культовая архитектура

Церковь аббатства Сен-Дени (под Парижем) 1137–1150 гг. 1144 г. — освящение первого каркасного хора.

Собор в Сансе начало примерно в 1140 г., трансепт 1490–1517 гг.

Собор в Лане 1150–1210 гг. (высота 24,5 м).

Собор в Нуайоне, 1157–1228 гг. (высота 22 м).

Церковь Сен Реми в Реймсе 1170–1190 гг.

Собор Нотр Дам в Париже (Собор Парижской Богоматери), 1163–середина XIII в. (высота нефа составляет 35 м, высота башен — 69 м, длина нефа — 129 м, вмещает до 9 тыс. человек.

Собор в Шартре 1194–1260 гг. (сохранился «Лабиринт», 146 витражей, около 2000 скульптур, высота 36,5 м).

Собор в Реймсе 1210 г. (начало XIV в.) — 1481 г. (высота равна 39 м, длина нефа — 124 м, около 1000 скульптур).

Собор в Амьене начало 1220 г. в XIII, XIV, XV вв. (высота составляет 42,5 м, длина нефа — 145 м).

Собор в Бурже 1200–1250 гг. (достройки XIV–XV вв.). Его высота 37 м, ширина нефа — 15 м.

Собор Суассоне XII–XV вв.

Капелла Сент Шапель (Святая капелла) на острове Сите в Париже. 1243–1248 гг. ( площадь 31х10,5; высота нижней капеллы — 6,6 м; верхней — 20,5 м; высота окна — 15,3 м).

Собор в Руане XIII–XV вв.

Собор в Страсбурге XII–XVII вв.

Башня Сен-Жак в Париже 1508–1522 гг.

Церковь аббатства Мон сен Мишель XV в.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.