1. Посмотреть видеофильмы, слайды, репродукции с произведениями французского искусства XI–XII вв. романского периода.
2. Запомнить наиболее знаменитые из них.
Культовая архитектура
Собор Сен Пьер в Ангулеме 1128 г. — купольная церковь.
Церковь Сен Фрон в Периге 1120–1179 гг. (высота колокольни составляет 69 м) — купольная церковь.
Церковь в Суийяке начало XII в. — купольная церковь.
Церковь Нотр Дам ля Гранд в Пуатье конец XII в. — зальная церковь.
Церковь Нотр Дам дю пор в Клермон-Ферране — зальная церковь.
Базилики:
Церковь монастыря Сен Дени 1137–1144 гг.
Церковь в Виньори конец X в.
Монастырская церковь в Клюни (вторая) конец X в.
Церковь Сен Филибер в Турню 970 г. — XII в.
Церковь Сент-Фуа в Конке 1041–1052 гг.;
Церковь Сен Этьен в Невере 1063–1097 гг.
Церковь Сен Пьер в Жюмьеже 1037–1066 гг.;
Монастырская церковь Сен Бенуа на Луаре 1004–1108 гг.
Монастырская церковь Парэ ле Мониаль XI–XII вв. (высота нефа — 27 м).
Церковь Сен Лазар в Отене 1130–1140 гг.:
тимпан западного фасада «Страшный суд»;
капитель «Бегство в Египет»;
капитель «Ева».
Монастырская церковь Троицы в Кане 1059–1070 гг. (перестроена 1120–1140 гг.).
Монастырская церковь Сен Этьен в Канне 1063–1081 гг.
Церковь Сен Сернен в Тулузе, освящена в 1096 г., башня — 1250 г., шпиль — 1478 г.
Монастырская церковь в Везле 1120–1150 гг.
Монастырская церковь Сен Нектер около 1080 г.
Монастырская церковь в Иссуаре начало XIII в.
Монастырская церковь-крепость Руайя XII–XIII вв.
Церковь-крепость в Пюи XI–XII вв.
Монастырская церковь Сен Трофим в Арле 1152–1180 гг.
Церковь Сен Габриель в Тарасконе начало XII в.
Монастырская церковь в Муассаке XII в.
Церковь Сен Савен сюр Гартамп конец XI–начало XII вв.
Кладбищенская церковь в Ольнэ 1135 г.
Церковь в Шатонеф середина XII в.
Центрическая церковь в Шарроу XI в., диаметр ротонды составляет 40 м.
Монастырь в Фонтанэ 1135–1147 гг.
Гражданская архитектура
В замке Анжер IX в. (1228–1238 гг.) добавлен комплекс фортификационных сооружений.
Замок Шинон (954 г. — крепость, 1044 г. — объединение двух укреплений).
Замок Лош 1005–1070 гг. — донжон (25х15 м, высотой 38 м), на территории-церковь Сент Урс XI–XII вв.
замок Ланжэ на территории — донжон 1000 г.
Круглый донжон в Нормандии XII в.
Донжон в департаменте Сена и Уаза 1105–1137 гг.
Крепость Бомари XIII в.
Донжон замка Гийяр конец XII в.
Город Каркассон XII–XIV вв.
Жилой дом в Клюни XII в.
Монастырская кухня в Фонтевро.
Мост в Авиньоне.
Требования:
1. Выявлять по характеру конструкции и декора особенности французской культовой и гражданской архитектуры романского периода.
2. Проанализировать произведения средневековой архитектуры.
Рекомендации:
1. Научиться анализировать произведения средневековой архитектуры периода ее становления, необходимо запомнить ряд терминов:
Апсида— выступ в здании, часто полукруглой формы, перекрытый полукуполом (конхой). В христианских храмах апсида — алтарный выступ, ориентированный обычно на восток.
Архивольты— обрамление арочного проема. В средневековых храмах — часть перспективного портала.
Баптистерий — помещение для крещения.
Донжон — главная башня в средневековом замке, служившая убежищем феодала и последним убежищем при осаде. Первоначально представлял прямоугольную в плане деревянную башню на холме, окруженную валом и рвом с водой, через которую перекинут подъемный мост.
Капелла — часовня, домовая церковь или придел в католическом храме. Для французской архитектуры характерен венок капелл,расположенный в главной апсиде в конце среднего нефа храма.
Консоль — выдвинутый из стены или столба камень, конец балки и т.п. для поддержания карниза, балкона. В средневековых храмах часто на консоль, как на полочку ставили скульптуру.
Клуатр — примыкающий к храму прямоугольный дворик-сад, обрамленный лоджиями — обязательная часть монастырского комплекса, предназначенная для прогулок монахов.
Крипта (усыпальница) — подземные или полуподземные помещения католических романских церквей, используемые как почетное место погребения или как часовни.
Нартекс (притвор) — входное помещение церкви в виде открытой галереи или открытого портика.
Тимпан— внутреннее поле фронтона.
Трансепт— поперечный неф в романских, готических и других крестообразных в плане церквях.
Трифорий — эмпора, открытая в средний неф тройными арочными проемами.
Фахверковая конструкция (в средние века) — постройка, стены которой представляют деревянный каркас из бруса, промежутки которого заполнялись кирпичной кладкой или другим материалом.
Эмпора в католическом храме — открытая галерея над боковыми нефами или над входом в главный неф крупных романских, а позднее в готических соборах.
2. При анализе необходимо определить, к какому конструктивному типу относится рассматриваемое сооружение: базиликальному (однонефному, трехнефному или пятинефному), купольному или зальному.
3. При анализе культовой архитектуры необходимо узнать, это городская или монастырская церковь, и выявить их особенности.
4. При анализе культовой архитектуры необходимо обратить внимание на тесную связь скульптурного декора с архитектурой, особенно на тимпаны и откосы порталов, и капители.
5. При анализе гражданской архитектуры необходимо выявить крепостной характер как замковой, так и городской архитектуры. В городских строениях разновидности строительных методов: каменное, фахверковое или комбинированное сооружение.
6. Чтобы успешнее выполнить задание, необходимо обратиться к картотеке репродукций произведений искусства, в частности, к ее разделам «Романская архитектура» и «Средневековье», которая находятся в методическом кабинете кафедры искусствоведения факультета.
3. ИСКУССТВО ГЕРМАНИИ РОМАНСКОГО ПЕРИОДА
Задания:
1. Посмотреть видеофильмы, слайды, репродукции с произведениями искусства Германии романского периода.
2. Запомнить наиболее знаменитые из них.
Культовая архитектура:
Церковь Святого Панталоне в Кельне 966–980 гг.
Церковь Святого Кириака в Гернроде. 961 г. — начало XI в.
Церковь Святого Михаила в Гильдесгейме. 1010–1033 гг.:
роспись потолка;
бронзовые врата 1008–1015 гг.
Собор в Трире 1024–1061 гг.
Собор в Шпейере XI–XII вв.
Собор в Майнце XI–XIII вв.
Собор в Оберцалле на острове Рейхенау X в.
Монастырская церковь Святой Марии в Лаах, 1093–1156 гг.
Собор Святого Петра в Вормсе 1185–1240 гг.
Церковь Святой Марии в Капитолии начало XI–XII вв. («трехлепестковая»).
Церковь «Большой Мартин» в Кельне 1185–1240 гг. («трехлепестковая»).
Церковь Святого Квирина в Нейссе 1209 г. («трехлепестковая»).
Церковь Апостолов в Кельне 1192–1219 гг. («трехлепестковая»).
Собор в Лимбурге 1235 г.
Церковь Петра и Павла в Хирсау 1083–1091 гг.
Гражданская архитектура:
Замок Нойербург XII–XIII вв. (реконструкция).
Замок Вартбург 1067 г.
Замок Рудзальбург.
Требования:
1. По характеру конструкции и декора уметь выявлять особенности культовой и гражданской архитектуры Германии романского периода.
2. Анализ произведений средневековой архитектуры.
Рекомендации:
1. При анализе культовой архитектуры Германии необходимо сравнить ее с архитектурой Франции и выявить отличия, например, более крепостной характер сооружений (наличие башен), большее разнообразие конструктивно-декоративных решений, менее ясная планировка, значительно меньшее количество скульптурного декора.
2.Чтобы успешнее выполнить задание, необходимо обратиться к картотеке репродукций произведений искусства (в частности, к ее разделам «Романская архитектура» и «Средневековье»), находящейся в методическом кабинете кафедры искусствоведения факультета.