Лекция № 1 Понятие, назначение, задачи адвокатуры и принципы организации ее деятельности
Вопросы:
1. Понятие и назначение адвокатуры.
2. Задачи и предмет адвокатуры.
3. Принципы деятельности адвокатуры.
Цель лекции– разъяснить основные положения рассматриваемой темы.
Ключевые слова –понятие, задачи, предмет, принципы, адвокатура, адвокатская деятельность.
Адвокатура в Республике Казахстан призвана содействовать реализации гарантированного государством и закрепленного Конституцией Республики Казахстан права человека на судебную защиту своих прав, свобод и получение квалифицированной юридической помощи.Сущность адвокатуры, как одного из важнейших элементов правозащитной системы общества можно определить так: адвокатуры - это негосударственное и некоммерческое добровольное профессиональное объединение квалифицированных юристов, обладающих статусом адвоката, созданное для оказания юридической помощи физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав и законных интересов.
Согласно Закону Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности», назначением адвокатуры является следующее. Адвокатура в Республике Казахстан призвана содействовать реализации гарантированного государством и закрепленного Конституцией Республики Казахстан права человека на судебную защиту своих прав, свобод и получение квалифицированной юридической помощи / 4, С. 7/.
Основополагающими положениями, принципами организации и деятельности адвокатуры являются:
1) независимость адвокатов при осуществлении своей деятельности;
2) осуществление адвокатской деятельности методами и средствами, не запрещенными законодательством;
3) недопустимость вмешательства в деятельность адвокатов со стороны прокуратуры, судов, органов дознания и предварительного следствия, других государственных органов, иных организаций и должностных лиц, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательными актами:
4)соблюдение норм профессионального поведения и сохранения адвокатской тайны.
По Закону РК « Об адвокатской деятельности», определена следующая юридическая помощь, оказываемая профессиональными адвокатами:
1) дача консультаций, разъяснений, советов и письменных заключений по вопросам, разрешение которых требует профессиональных юридических знаний;
2) составление исковых заявлений, жалоб и другие документов правового характера;
3) представительство и защиту физических июридических лиц в органах дознания, предварительного следствия, судах, в государственных и иных органах, организациях и в отношениях с гражданами.
5.Адвокаты вправе оказывать и иную юридическую помощь, не запрещенную законодательством.
Лекция № 2 История возникновения и развития адвокатуры
Вопросы:
1. Предпосылки возникновения института адвокатуры.
2. Контрреформы 1874 года.
3. Развитие адвокатуры в конце 19-го начале 20 века.
4. Развитие прокуратуры в советский период.
Цель лекции– разъяснить основные положения рассматриваемой темы.
Из истории адвокатуры следует, что впервые адвокатура в России возникает в рамках правовых реформ 1864 г., осуществленных при правлении Александра II. Адвокатура изначально планировалась и создавалась как самоуправляющаяся организация. Фактически это означало ее известную независимость от государства, что вносило элемент состязательности в мощную систему полицейского устройства державы. При этом самодержавие никоим образом не хотело видеть становление адвокатуры в качестве либеральной, антиправительственной или оппозиционной группы. Именно поэтому были сразу же предприняты шаги для того, чтобы не сложилась ситуация, когда адвокатура могла бы реально, в силу своего исключительного положения, стать опорой демократического движения.
Контрреформы 1874 г. существенно ослабили адвокатуру. В конце прошлого века применительно к адвокатуре стал использоваться новый термин - «сословие», что в нашем случае означало сообщество юристов, «объединенных образованием и поведением и исполняющих специфическую общественную функцию». Однако о сословии относительно адвокатуры можно было говорить в отношении только адвокатур Санкт-Петербурга, Москвы и Харькова. В других регионах фактически адвокатура не возникла - были лишь отдельные адвокаты, но никак не «сообщество профессионалов».
Но и в больших городах среди юристов почти не было ощущения корпоративного единства, существовала потребность в профессиональной мобильности, что способствовало конфликтам профессиональных интересов и целей. Адвокаты, принявшие присягу (присяжные поверенные), практиковавшие в трех главных центрах, стояли наверху иерархической лестницы. Большинство практиковало самостоятельно, а не в составе юридических фирм или консультационных бюро (консультаций). Существовали высочайшие требования к вступающим, включая законченное
высшее юридическое образование и пятилетний срок стажировки, а также наличие практики в одном из трех указанных главных центров.
Одним из основных элементов практики адвокатов являлась защита обвиняемых по уголовным делам. Существовала и своя «49-я УПК», когда присяжные поверенные назначались судом для защиты неимущих обвиняемых. Вообще надо отметить, что уголовная практика не была ни престижной, ни прибыльной. Исключение, возможно, составляли суды присяжных высокого ранга, где присяжные поверенные приобретали репутацию антагонистов государства. Фактически их репутация «носителей демократических начал» стала складываться в семидесятые годы прошлого века в результате ряда громких политических процессов. Защитники, - а они были присяжными поверенными - часто добивались оправдания на политических процессах с помощью жюри присяжных, более склонных к оправданию, нежели к обвинению. Суды присяжных (особенно по уголовным делам), явившиеся результатом реформ 1864 г., овладели вниманием публики. В печатных органах адвокатуры часто печатались речи защитников, представлявшие захватывающее чтение для публики (6, С. 3-10).
Речи прокуроров и судей, наоборот, были составлены не столь тщательно. Судебная система России восприняла состязательные механизмы через суды присяжных, при этом сохранялись такие остатки континентальной системы, как предварительное расследование без участия защитника. Не стоит и говорить о том, что судебные чины и судьи были не в восторге от той ситуации, когда присяжные заседатели получили право решать, что является справедливым, а что - нет. Их также не устраивала возросшая роль адвоката на суде присяжных.
Законы 1864 г. предусматривали наличие организационной структуры для присяжных поверенных, состоящей из общего собрания и совета, избираемого этим собранием. Местная судебная палата, или дворец правосудия, который находился в суде высшей инстанции округа, могла позволить группе из более, чем 20 присяжных поверенных, имеющих лицензии, образовать гильдию адвокатов.
Из сказанного видно, что уже в те далекие времена два равноправных участника судопроизводства - адвокатура и прокуратура - оказались в неравном положении. Государство признавало прокуратуру «своим» институтом и давало ей право надзора за адвокатурой. Кроме того, несмотря на требования действовавшего законодательства, советы не имели четко определенных полномочий, что вызывало внутренние разногласия уже в рамках самих гильдий.
Статус адвокатов-стажеров, или помощников, не был четко определен в законах 1864 г. и был предметом разногласий внутри сословия в течение всего периода до начала XX века. Стажировка, которая должна была продолжаться в течение пяти лет, упорно игнорировалась сверху. В начале XX столетия стали ярко проявляться генерационные различия между более молодыми юристами, имевшими революционные наклонности, и присяжными поверенными старшего возраста, либерально настроенными и верившими в возможность эволюционного характера изменения общества.
При оценке автономии адвокатуры по отношению к государству необходимо принять во внимание правовые нормы, регулировавшие отношения между сословием и государством, и особенно ту напряженность, которая существовала между ними. Политика Министерства юстиции в области юридического образования была направлена на то, чтобы подорвать единство сословия. Чиновники Министерства юстиции на этом не останавливались. Они постоянно пытались лишить присяжных поверенных их прав, включая и право на подачу ходатайств, что со всей очевидностью проявилось в конце семидесятых годов прошлого века. Юридические факультеты не были столь строгими в своих требованиях к студентам, как это следовало бы, и тем самым выпускали бы помощников адвокатов, не подготовленных к работе по специальности. Между мировыми судьями и присяжными поверенными также часто были напряженные отношения.
Первую юридическую консультацию открыли присяжные поверенные в 1870 г. в Санкт-Петербурге /6, С. 13/. С течением времени помощники адвокатов в основном заняли места присяжных поверенных в консультациях, а крестьяне составляли большую часть их клиентов. В конечном счете, лишь некоторые консультации успешно удовлетворяли потребность в правовом обслуживании (в основном по гражданским делам) в своих регионах и поэтому не могли серьезно изменить существовавшее в России правосознание. Во многих городах местная администрация нередко пыталась помешать открытию консультаций.
Женщин вообще не допускали к юридической практике в России до Февральской революции 1917 г. Реформы 1864 г. не мешали женщинам стать присяжными поверенными, но им запрещалось посещать лекции по праву в университете. В 1874 - 1875 гг. была предпринята попытка выдавать женщинам лицензии частных поверенных. Однако и эта попытка провалилась, поскольку Министерство юстиции запретило подобную практику. В последние годы самодержавия присяжные поверенные зарабатывали себе репутацию на уголовных процессах, представляя революционеров или избирательные округа в Думе /6, С.15-20/.
Февральская революция 1917г. породила новую надежду на либеральную демократию, и новые присяжные поверенные пошли в Думу. На этом этапе в адвокатуру были также допущены женщины. Признавая важность адвокатуры в либеральной демократии, подкомитет по законопроектам Временного правительства взялся за написание нового закона об адвокатуре. Влияние, которым пользовались адвокаты при Временном правительстве, было недолгим. Более того, адвокатура не имела должного авторитета, необходимого для того, чтобы убедить население в том, что конституционная демократия выше «рая трудящихся».
Между дореволюционной адвокатурой и адвокатурой советского периода было много общего. Обе адвокатуры были организованы на местном уровне, у них не было центрального аппарата и идейной платформы, благодаря которым можно было бы бросить вызов политике царизма или Советской власти более эффективно. И та, и другая адвокатуры должны были мириться с контролем Министерства юстиции за своими действиями, с недостаточным уважением со стороны судей, со снижением их роли в досудебной стадии. Обе адвокатуры, в конечном счете, зависели от государства в определении своих прав и обязанностей. В обоих случаях государство также испытывало недовольство положением этого института в обществе. Если иметь в виду внутреннюю динамику, то президиум в советское время господствовал над рядовыми адвокатами точно так же, как советы в течение почти всего периода конца царизма «хозяйничали» в отношении присяжных поверенных. Кроме того, у обеих адвокатур не было единства мнения в их собственных рядах по вопросу об этических стандартах профессии, им не хватало также единства вследствие структурной разобщенности.
Уже после 50-х годов роль адвокатов в уголовном и гражданском судопроизводстве уже не подвергалась никакому сомнению. Их «терпели» даже в кассационном суде, хотя большинство случаев ходатайства адвокатов и их кассационные жалобы на этом уровне не удовлетворялись судом. Типичное объяснение роли адвоката защиты в суде было следующим: «Защитник, так же как и прокурор, разъясняет в ходе судебного разбирательства общественно-политическое значение дела, подвергает анализу и оценке полученные доказательства в суде, дает юридическую оценку установленным фактам, характеризует личность обвиняемого и высказывает свое понимание меры преступления или призывает к оправданию обвиняемого».
В течение этого времени органы адвокатуры после развала Советского Союза и организации содружества независимых государств, претерпели большие изменения. Это, безусловно, связано с изменением нормативного содержания законов, принятия новых, а именно Закона РК «Об адвокатской деятельности».