Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Лекция № 2 История возникновения и развития адвокатуры



Лекционный комплекс

 

1. Тезисы (краткий конспект) лекций*

Лекция № 1 Понятие, назначение, задачи адвокатуры и принципы организации ее деятельности

Вопросы:

1. Понятие и назначение адвокатуры.

2. Задачи и предмет адвокатуры.

3. Принципы деятельности адвокатуры.

Цель лекции– разъяснить основные положения рассматриваемой темы.

Ключевые слова –понятие, задачи, предмет, принципы, адвокатура, адвокатская деятельность.

Адвокатура в Республике Казахстан призвана содействовать реализации гарантированного государством и закрепленного Консти­туцией Республики Казахстан права человека на судебную защиту своих прав, свобод и получение квалифицированной юридической помощи.Сущность адвокатуры, как одного из важнейших элементов правозащитной системы общества можно определить так: адвокатуры - это негосударственное и некоммерческое добровольное профессиональное объединение квалифицированных юристов, обладающих статусом адвоката, созданное для оказания юридической помощи физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав и законных интересов.

Согласно Закону Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности», назначением адвокатуры является следующее. Адвокатура в Республике Казахстан призвана содействовать реализации гарантированного государством и закрепленного Консти­туцией Республики Казахстан права человека на судебную защиту своих прав, свобод и получение квалифицированной юридической помощи / 4, С. 7/.

Основополагающими положениями, принципами организации и деятельности адвока­туры являются:

1) независимость адвокатов при осуществлении своей деятель­ности;

2) осуществление адвокатской деятельности методами и сред­ствами, не запрещенными законодательством;

3) недопустимость вмешательства в деятельность адвокатов со стороны прокуратуры, судов, органов дознания и предварительного следствия, других государственных органов, иных организаций и должностных лиц, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательными актами:

4)соблюдение норм профессионального поведения и сохране­ния адвокатской тайны.

По Закону РК « Об адвокатской деятельности», определена следующая юридическая помощь, оказываемая профессиональными адвокатами:

1) дача консультаций, разъяснений, советов и письменных за­ключений по вопросам, разрешение которых требует профессиональ­ных юридических знаний;

2) составление исковых заявлений, жалоб и другие документов правового характера;

3) представительство и защиту физических июридических лиц в органах дознания, предварительного следствия, судах, в государственных и иных органах, организациях и в отноше­ниях с гражданами.

5.Адвокаты вправе оказывать и иную юридическую помощь, не за­прещенную законодательством.

Лекция № 2 История возникновения и развития адвокатуры

 

Вопросы:

1. Предпосылки возникновения института адвокатуры.

2. Контрреформы 1874 года.

3. Развитие адвокатуры в конце 19-го начале 20 века.

4. Развитие прокуратуры в советский период.

Цель лекции– разъяснить основные положения рассматриваемой темы.

Ключевые слова– история, развитие, возникновение, контрреформы, реформы.

Из истории адвокатуры следует, что впервые адвокатура в России возникает в рамках пра­вовых реформ 1864 г., осуществленных при правлении Александра II. Адвокатура изначально планировалась и со­здавалась как самоуправляющаяся организация. Фактичес­ки это означало ее известную независимость от государства, что вносило элемент состязательности в мощную систему полицейского устройства державы. При этом самодержавие никоим образом не хотело видеть становление адвокатуры в качестве либеральной, антиправительственной или оппо­зиционной группы. Именно поэтому были сразу же пред­приняты шаги для того, чтобы не сложилась ситуация, когда адвокатура могла бы реально, в силу своего исклю­чительного положения, стать опорой демократического движения.

Контрреформы 1874 г. существенно ослабили адвокату­ру. В конце прошлого века применительно к адвокатуре стал использоваться новый термин - «сословие», что в нашем случае означало сообщество юристов, «объединенных обра­зованием и поведением и исполняющих специфическую об­щественную функцию». Однако о сословии относительно адвокатуры можно было говорить в отношении только ад­вокатур Санкт-Петербурга, Москвы и Харькова. В других регионах фактически адвокатура не возникла - были лишь отдельные адвокаты, но никак не «сообщество профессио­налов».

Но и в больших городах среди юристов почти не было ощущения корпоративного единства, существовала потреб­ность в профессиональной мобильности, что способствова­ло конфликтам профессиональных интересов и целей. Ад­вокаты, принявшие присягу (присяжные поверенные), практиковавшие в трех главных центрах, стояли наверху иерархической лестницы. Большинство практиковало самостоятельно, а не в составе юридических фирм или кон­сультационных бюро (консультаций). Существовали высочайшие требования к вступающим, включая законченное

высшее юридическое образование и пятилетний срок ста­жировки, а также наличие практики в одном из трех указанных глав­ных центров.

Одним из основных элементов практики адвокатов яв­лялась защита обвиняемых по уголовным делам. Существо­вала и своя «49-я УПК», когда присяжные поверенные на­значались судом для защиты неимущих обвиняемых. Вооб­ще надо отметить, что уголовная практика не была ни пре­стижной, ни прибыльной. Исключение, возможно, состав­ляли суды присяжных высокого ранга, где присяжные пове­ренные приобретали репутацию антагонистов государства. Фактически их репутация «носителей демократических начал» стала складываться в семидесятые годы прошлого века в результате ряда громких политических процессов. Защитники, - а они были присяжными поверенными - часто добивались оправдания на политических процессах с помощью жюри присяжных, более склонных к оправданию, нежели к обвинению. Суды присяжных (особенно по уго­ловным делам), явившиеся результатом реформ 1864 г., ов­ладели вниманием публики. В печатных органах адвокату­ры часто печатались речи защитников, представлявшие за­хватывающее чтение для публики (6, С. 3-10).

Речи прокуроров и судей, наоборот, были составлены не столь тщательно. Судебная система России восприняла со­стязательные механизмы через суды присяжных, при этом сохранялись такие остатки континентальной системы, как предварительное расследование без участия защитника. Не стоит и говорить о том, что судебные чины и судьи были не в восторге от той ситуации, когда присяжные заседатели получили право решать, что является справедливым, а что - нет. Их также не устраивала возросшая роль адвоката на суде присяжных.

Законы 1864 г. предусматривали наличие организацион­ной структуры для присяжных поверенных, состоящей из общего собрания и совета, избираемого этим собранием. Местная судебная палата, или дворец правосудия, который находился в суде высшей инстанции округа, могла позво­лить группе из более, чем 20 присяжных поверенных, имею­щих лицензии, образовать гильдию адвокатов.

Из сказанного видно, что уже в те далекие времена два рав­ноправных участника судопроизводства - адвокатура и прокуратура - оказались в неравном положении. Государ­ство признавало прокуратуру «своим» институтом и давало ей право надзора за адвокатурой. Кроме того, несмотря на требования действовавшего законодательства, советы не имели четко определенных полномочий, что вызывало внутренние разногласия уже в рамках самих гильдий.

Статус адвокатов-стажеров, или помощников, не был четко определен в законах 1864 г. и был предметом разно­гласий внутри сословия в течение всего периода до начала XX века. Стажировка, которая должна была продолжаться в течение пяти лет, упорно игнорировалась сверху. В начале XX столетия стали ярко проявляться генерационные разли­чия между более молодыми юристами, имевшими револю­ционные наклонности, и присяжными поверенными стар­шего возраста, либерально настроенными и верившими в возможность эволюционного характера изменения об­щества.

При оценке автономии адвокатуры по отношению к го­сударству необходимо принять во внимание правовые нормы, регулировавшие отношения между сословием и го­сударством, и особенно ту напряженность, которая сущест­вовала между ними. Политика Министерства юстиции в области юридического образова­ния была направлена на то, чтобы подорвать единство сословия. Чиновники Ми­нистерства юстиции на этом не останавливались. Они по­стоянно пытались лишить присяжных поверенных их прав, включая и право на подачу ходатайств, что со всей очевид­ностью проявилось в конце семидесятых годов прошлого века. Юридические факультеты не были столь строгими в своих требованиях к студентам, как это следовало бы, и тем самым выпускали бы помощ­ников адвокатов, не подготовленных к работе по специаль­ности. Между мировыми судьями и присяжными поверенны­ми также часто были напряженные отношения.

Первую юридическую консультацию открыли присяж­ные поверенные в 1870 г. в Санкт-Петербурге /6, С. 13/. С течением времени помощники адвокатов в основном заняли места присяжных поверенных в консультациях, а крестьяне со­ставляли большую часть их клиентов. В конечном счете, лишь некоторые консультации успешно удовлетворяли по­требность в правовом обслуживании (в основном по граж­данским делам) в своих регионах и поэтому не могли серьез­но изменить существовавшее в России правосознание. Во многих городах местная администрация нередко пыталась помешать открытию консультаций.

Женщин во­обще не допускали к юридической практике в России до Февральской революции 1917 г. Реформы 1864 г. не мешали женщинам стать присяжными поверенными, но им запре­щалось посещать лекции по праву в университете. В 1874 - 1875 гг. была предпринята попытка выдавать женщинам ли­цензии частных поверенных. Однако и эта попытка прова­лилась, поскольку Министерство юстиции запретило по­добную практику. В последние годы самодержавия присяжные поверенные зарабатывали себе репутацию на уголовных процессах, представляя революционеров или избирательные округа в Думе /6, С.15-20/.

Февральская революция 1917г. породила новую надеж­ду на либеральную демократию, и новые присяжные поверенные пошли в Думу. На этом этапе в адвокатуру были также допущены женщины. Признавая важность адвока­туры в либеральной демократии, подкомитет по законо­проектам Временного правительства взялся за написание нового закона об адвокатуре. Влияние, которым пользовались адвокаты при Времен­ном правительстве, было недолгим. Более того, адвокатура не имела должного авторитета, необходимого для того, чтобы убедить население в том, что конституционная демо­кратия выше «рая трудящихся».

Между дореволюционной адвокатурой и адвокатурой советского периода было много общего. Обе адвокатуры были организованы на местном уровне, у них не было цент­рального аппарата и идейной платформы, благодаря кото­рым можно было бы бросить вызов политике царизма или Советской власти более эффективно. И та, и другая адвока­туры должны были мириться с контролем Министерства юстиции за своими действиями, с недостаточным уважени­ем со стороны судей, со снижением их роли в досудебной стадии. Обе адвокатуры, в конечном счете, зависели от госу­дарства в определении своих прав и обязанностей. В обоих случаях государство также испытывало недовольство поло­жением этого института в обществе. Если иметь в виду внут­реннюю динамику, то президиум в советское время господ­ствовал над рядовыми адвокатами точно так же, как советы в течение почти всего периода конца царизма «хозяйнича­ли» в отношении присяжных поверенных. Кроме того, у обеих адвокатур не было единства мнения в их собственных рядах по вопросу об этических стандартах профессии, им не хватало также единства вследствие структурной разобщен­ности.

Уже после 50-х годов роль адвокатов в уголовном и гражданском судопроизводстве уже не подвергалась никакому сомнению. Их «терпели» даже в кассационном суде, хотя большинство случаев ходатайства адвокатов и их кассационные жалобы на этом уровне не удовлетворялись судом. Типичное объяс­нение роли адвоката защиты в суде было следующим: «За­щитник, так же как и прокурор, разъясняет в ходе судебного разбирательства общественно-политическое значение дела, подвергает анализу и оценке полученные доказательства в суде, дает юридическую оценку установленным фактам, ха­рактеризует личность обвиняемого и высказывает свое по­нимание меры преступления или призывает к оправданию обвиняемого».

В течение этого времени органы адвокатуры после развала Советского Союза и организации содружества независимых государств, претерпели большие изменения. Это, безусловно, связано с изменением нормативного содержания законов, принятия новых, а именно Закона РК «Об адвокатской деятельности».

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.