Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА



Социальное государство — это правовое демократическое го­сударство, которое провозглашает высшей ценностью человека и создает условия для обеспечения достойной жизни, свободного развития и самореализации творческого (трудового) потенциала личности. Под достойной жизнью человека понимается его ма­териальная обеспеченность на уровне стандартов современного развитого общества, доступ к ценностям культуры, гарантиро­ванное^ прав личной безопасности, а под свободным развитием человека - его физическое, умственное и нравственное совершен­ствование.

Социальное государство - наиболее целесообразный способ со­единения начал свободы и власти в целях обеспечения благополу­чия личности и благоденствия общества,обеспечения социаль­ной справедливости и солидарностив распределении продуктов труда. Социальная справедливость и социальная солидарность пре­дусматривают реализацию на практике таких положений, как: соли­дарная ответственность поколений и сословий - богатые платят ЗА бедных; здоровые платят за больных; трудоспособные платят за ещеили уже нетрудоспособных; обеспечение равных прав и равных возможностей мужчин и женщин.

1.1. Опыт многих европейских государств, являющихся по Конституции социальными, показывает, что они строят свою социально-экономическую политику, опираясь на такие важнейшиепринципы, как

• экономическая свобода человека, его право на свободный выбор любого вида деятельности в сфере наемного труда и предпринимательства;

• доверие к регулирующей роли рынка и, при необходимости,его регулирование с использованием экономических методов;


 

• развитие и экономическая эффективность социального рыноч­ного хозяйства;

• социальная справедливость и социальная солидарность обще­ства, которые обеспечиваются на основе развития акционерной соб­ственности работников, а также путем налогового перераспределе­ния доходов от богатых к бедным и большей загрузки наиболее тру­доспособных членов общества для того, чтобы помочь менее трудо­способным;

• гендерное равенство мужчин и женщин;

• участие всех граждан в управлении государственными и обще­ственными делами, участие работников в управлении производством, развитие системы социального партнерства.

1.2. Критериями оценки степени социальности правового демок­ратического государства также являются:

• соблюдение прав и свобод человека;

• проведение активной и сильной социальной политики;

• обеспечение стандартов достойной жизни для большинства граж­дан;

• адресная поддержка наиболее уязвимых слоев и групп населе­ния, сокращение и ликвидация бедности;

• гарантии создания благоприятных условий для реального учас­тия граждан в выработке и социальной экспертизе решений на всех уровнях власти и управления;

• соблюдение прав и гарантий, признающих и развивающих сис­тему социального партнерства в качестве основного механизма дос­тижения общественного согласия и баланса интересов работника и работодателя при регулирующей роли государства;

• гарантии, при которых любой хозяйствующий субъект, любой собственник должен нести конкретную социальную ответственность;

• права и гарантии, ориентированные на укрепление семьи, ду­ховное, культурное, нравственное развитие граждан и, прежде всего, молодежи; на бережное отношение к наследию предков и преемствен­ность поколений, сохранение самобытности национальных и исто­рических традиций.


 


Основы социального государства


Приложение


 


1.3. На современном этапе становления социального государства в Российской Федерации устанавливаются следующие приоритеты:

1.3.1. В сфере демографического развития: разработка и реали­зация государственной демографической политики, направленной на ликвидацию тенденций депопуляции (сокращения) населения стра­ны, снижения смертности (особенно детской и в трудоспособном возрасте) и увеличения продолжительности жизни населения.

1.3.2. В сфере обеспечения достойного уровня жизни: создание социально-справедливой и эффективной системы распределения вновь созданной стоимости между государством, трудом и капиталом, обес­печение роста реальной заработной платы и доходов населения и на их основе -рост качества и уровня жизни; установление государствен­ных гарантий в сфере оплаты труда, обеспечивающих в полной мере воспроизводство рабочей силы. Обеспечить решение этих задач при­звано трудовое законодательство, а также тарифная автономия, позво­ляющая работникам и их профсоюзам на основе социального парт­нерства добиваться справедливого решения вопросов оплаты труда.

1.3.3.В сфере систем жизнеобеспечения населения: сохранение и приумножение жилого фонда, повышение его комфортабельности; развитие коммунального хозяйства, транспорта и связи за счет бюд­жетного финансирования и средств населения по мере роста дохо­дов; создание нормальных условий жизни в населенных пунктах.

1.3.4.В сфере социальной защиты населения: разработка и осу­ществление государственной программы преодоления бедности; со­здание эффективной системы защиты населения от социальных рис­ков; реформирование системы социального страхования (пенсион­ного, социального и медицинского), социального обеспечения, соци­ального вспомоществования и благотворительности; осуществление социальной защиты малообеспеченных семей, а также инвалидок, пожилых и других слабо защищенных категорий граждан.

1.3.5.В сфере занятости: обеспечение гражданам России возможности трудиться на условиях свободно избранной, полной и про­дуктивной занятости; защита трудовых прав и интересов работником через систему социального партнерства.


1.3.6. В сфере охраны окружающей среды: обеспечение достой­ного качества жизни и здоровья населения при условии сохранения природных систем, поддерживание их целостности и жизнеобеспе­чивающих функций для устойчивого развития общества, обеспече­ние экологической безопасности страны.

1.3 7. В сфере формирования социокультурной среды: повыше­ние роли и качества общего и профессионального образования; госу­дарственная поддержка системы образования и учреждений культу­ры; сохранение национальной самобытности языка и культуры наро­дов, населяющих Российскую Федерацию.

1.3.8. Разработка и реализация стратегии управления наукой, направленной на ее развитие, создание новых технологий и их модер­низацию на основе прогнозов глобального и национального развития.

1.4. Проведение региональной социальной политики и интег­ральная оценка ее эффективности осуществляется на основе един­ства федеральной, региональной и местной социальной политики при условии упорядочения в разграничении их полномочий. При этом должно обеспечиваться комплексное социально-экономическое раз­витие всех территорий, входящих в Федерацию.

1.5. Важное значение имеет развитие комплекса отраслей со­циального обслуживания и обеспечения населения (здравоохране­ния, медицинской, легкой и пищевой промышленности, жилищ­но-коммунального хозяйства, общественного питания, бытово­го обслуживания и др.) за счет расширения сети организаций - уч­реждений и предприятий социального обслуживания, обеспечения высокого качества их работы, продукции и услуг по доступной цене, охвата соответствующими услугами всех категорий населения, и том числе лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию.

1.6. Неотъемлемой функцией социального государства является проведение в жизнь эффективной молодежной политики, направленной на создание стартовых условий для учебы, получение работы и жилья, предоставление государством гарантий по обеспечению занятости молодых граждан, воспитание молодежи и лучших традициях российского общества и на основе общечеловеческих ценностей,


 


418


419


Приложение


приобщение молодежи кподлинной культуре, развитие их гражданс­кой и трудовой активности, создание условий для широкого вовлече­ния молодежи в занятия физической культурой, спортом и туризмом. Государственная молодежная политика должна быть направлена на социализацию молодежи, ее социальное становление посредством включения в процесс реализации социальной политики. Необходимо обеспечить участие молодежи в государственном управлении.

1.7. Важнейшим инструментарием при согласовании противо­речивых интересов труда и капитала является социальное парт­нерство, которое как социальный институт и социальный процесс объективно присуще социальному государству. Участие власти в ре­гулировании трудовых и связанных с ними экономических отношений на равноправной и равноответственной основе с другими субъектами этих отношений - работниками в лице их профсоюзов и работодателя­ми, ведет к ограничению стихии рынка и одновременно не позволяет развиваться админитративно-командным методам управления.

1.8. Социальное государство предполагает сбалансированность централизации, децентрализации и самостоятельности (само­управления) территорий и поселений российского общества.

1.9. Необходимым условием эффективного функционирования социального государства является реализация социальной ответ­ственности органов всех уровней власти и управления, общества, каждого гражданина.

1.9.1. Социальная ответственность органов власти. Государ­ственные органы (федеральные и региональные), а также органы местного самоуправления:

• несут ответственность за реализацию разрабатываемых ими со­циальных программ;

• обеспечивают эффективное функционирование отраслей соци­альной инфраструктуры (образование, наука, здравоохранение, куль­тура и др.);

• контролируют соблюдение государственных социальных стан­дартов, расходование бюджетных средств, предназначенных на со­циальные нужды;


• выполняют другие функции социального характера, предусмот­
ренные законодательством» соглашениями и договорами социальных
партнеров.

Распределение социальной ответственности между различными уровнями государственной власти и местного самоуправления осуще­ствляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Социальная ответственность государства при ратификации международных правовых норм и соглашений в социальной сфе­рекасается, прежде всего, системы международных правовых норм, которые признала или должна признать Российская Федерация:

• Международный пакт об экономических, социальных и куль­турных правах 1966 года;

• Европейская социальная хартия 1961 года (в ред. 1996 г.);

• Хартия Европейского сообщества об основных социальных пра­вах трудящихся 1989 года;

• Кодекс социального обеспечения 1990 года;

• Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых го­сударств 1994 года;

• Трехсторонняя декларация принципов, касающихся многонаци­ональных корпораций и социальной политики, принятая МОТ в 1977 году;

• Конвенции и рекомендации МОТ.

Социальное государство должно ответственно подходить к вы­полнению всех ратифицированных Россией конвенций ООН, зат­рагивающих социальные права граждан, и принятых на себя обя­зательств в социальной сфере в рамках международных согла­шений со странами СНГ.

В деятельности российского государства должны также учи­тываться рекомендации итоговых документов глобальных меж­дународных форумов последних лет, в их числе таких, как:

• Всемирная встреча на высшем уровне в интересах социального развития (Копенгаген, 1995 г.);

• 24-я специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН по воп­росам социального развития (Женева, 2000 г.);


420


 


Приложение


 


• 4-я Всемирная встреча по положению женщин (Пекин, 1995 г.);

• 23-я специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН по поло­жению женщин (Нью-Йорк, 2000 г.);

• Ассамблея тысячелетия (Нью-Йорк, 2000 г.);

• 27-я специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН по поло­жению детей (Нью-Йорк, 2002 г.);

• 2-я Всемирная Ассамблея по проблемам старения населения (Мадрид, 2002г.).

Актуальность социальной ответственности государства при рати­фикации международных норм исоглашений значительно возрастает в условиях глобализации и предстоящего присоединения России к ВТО.

Российское государство должно ответственно относиться к при­знанию международных правовых норм и соглашений в социальной сфере. Ратификации каждого конкретного документа должна пред­шествовать экспертная оценка финансовых расходов и возможнос­тей государства, связанных с реализацией его дополнительных обя­зательств перед международным сообществом.

1.9.2 Социальная ответственность крупного, среднего и ма­лого бизнеса заключается в:

• обеспечении выпуска качественной продукции и в борьбе с кон­
трафактной, фальсифицированной продукцией, поддельными продо­
вольственными товарами и лекарственными препаратами, наносящи­
ми ущерб здоровью граждан;

• своевременной выплате достойной заработной платы и созда­нии условий для воспроизводства рабочей силы;

• обеспечении охраны и безопасных условий труда работников;

• поддержании уровня занятости, участии в программах переква­лификации кадров при ликвидации рабочих мест;

• софинансировании систем профессиональной подготовки кад­ров и повышения их квалификации;

• своевременном и полном отчислении страховых платежей по программам пенсионного, медицинского и социального страхования;

• адресной поддержке беднейших слоев населения;

• развитии и софинансировании объектов социальной сферы;


 

• развитии корпоративного профессионального пенсионного стра­хования;

• софинансировании добровольных видов страхования работаю­щих;

• осуществлении социальной поддержки наемных работников (льготные кредиты и ссуды, семейные пособия и т. д.);

• благотворительной деятельности.

Социальная ответственность бизнеса - это его активное участие в финансировании социальной сферы в дополнение к социальным зат­ратам государства.

1.9.3. Социальная ответственность гражданина включает в себя, содной стороны, ответственность перед обществом, с другой -перед своими близкими.

Перед обществом социальная ответственность выражается, прежде всего, в соблюдении законов и других правовых норм, а также в пе­редаче гражданином части собственности (в виде налогов) на обще­ственные и социальные нужды, на разные уровни государственного управления и в органы самоуправления.

Перед своими близкими, в первую очередь перед семьей, соци­альная ответственность гражданина выражается в посильной заботе о материальном достатке членов семьи, в создании благоприятного психологического климата в семье, в нравственном воспитании де­тей и солидарной ответственности поколений.

1.10. Важнейшим фактором иусловием развития социального государства является его финансовое обеспечение. Социальное го­сударство реализует свои цели только при наличии высокоэффектив­ной социально ориентированной экономики и ответственного отно­шения к труду всего экономически активного населения. Для осуще­ствления конкретных задач социального государства разрабатываются и вводятся в действие механизмы формирования ресурсных источ­ников, в качестве которых используются средства бюджетов всех уров­ней и внебюджетных социальных фондов, софинансирование граж­дан, а также благотворительные средства работодателей. Проводи­мая государством бюджетная, налоговая и ценовая политика, а также


423


Основы социального государства


Приложение


 


кредитно-денежное регулирование экономических отношений дол­жны активно содействовать решению главной задачи - повышению благосостояния всего российского народа.

1.11. Важнейшим средством для функционирования социального
государства является его правовое обеспечение.

Социальное государство - это современный тип правового государ­ства, целесообразно соединяющий начала свободы и власти в целях обеспечения благополучия личности и благоденствия общества. В со­циальном государстве каждому гражданину должна быть доступна вся полнота гарантированных Конституцией РФ прав и свобод и обеспе­чен высокий уровень правовой защищенности всех граждан.

Социальное государство - не раз и навсегда сформировавшийся и застывший тип государства. Оно развивается и трансформируется в той же мере, в какой развивается и трансформируется общество и экономика, сохраняя постоянную взаимосвязь между ними. Наибо­лее сложная задача при этом - соблюдение постоянного баланса меж­ду рыночной экономикой и устранением явного социального нера­венства, порождаемого ею. А основная проблема - установление гра­ниц, пределов вмешательства государства в экономическую и соци­альную жизнь, которые определяются тем, что, с одной стороны, оно не должно стать тормозом развития экономики, а с другой — обязано правовыми мерами обеспечить каждому человеку реализацию его права на достойную жизнь.

1.12. В числе базисных, важнейших особенностей социального го­
сударства - участие общественных объединений, в том числе поли­
тических партий, социальных движений и фондов, Русской православ­
ной церкви и других традиционных конфессий, в формировании и
функционировании гражданского общества. При этом важная роль и
управлении производством, общественной и государственной жизнью
отводится профессиональным союзам Российской Федерации.


Часть 2

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.