Отход от подлинного историзма в салонных исторических картинах К.В. Лебедева (1852-1916), А.Д. Литовченко (1835-1890), К.Е. Маковского (1839-1915).Новое истолкование античности в творчестве Г.И. Семирадского (1843-1902), В.С. Смирнова(1858-1890).
Место исторической живописи в системе жанров. Ее связь с фольклорным началом в искусстве 1880-1890-х гг.
В.М.Васнецов. (1848-1926). Его работы бытового жанра. Создание Васнецовым сказочно-былинных образов, выражающих народные идеалы: "После побоища Игоря Святославовича с половцами" (1880), "Аленушка" (1881), "Богатыри" (1898). Образ русской природы в произведениях Васнецова.
Изучение русского крестьянского искусства и поиски национального стиля в абрамцевском кружке. Архитектурные работы Васнецова. Значение его деятельности для развития прикладного искусства, оформление "Снегурочки" и роль Васнецова в развитии театрально-декорационной живописи в России.
Работа Васнецова в области монументальной живописи: фриз "Каменный век" для Исторического музея в Москве, росписи во Владимирском соборе в Киеве. Поздние произведения на темы русских сказок.
В.В.Верещагин (1842-1904). Его выдающаяся роль в борьбе против официальных батальных работ Н.А. Зауервейда, Б.П. Виллевальде, А.Е. Коцебу за правдивый показ войны. Батальные композиции Верещагина как этап в утверждении реализма в русской и мировой батальной живописи.
Туркестанская серия. Правдивое изображение войны, ее жестокости и трудности для народа ("Смертельно раненный" - 1873 и др.). Символическое звучание картины "Апофеоз войны" (1871). Этнографические сцены.
Балканская серия. Ее основной сюжет - будни войны ("После атаки. Перевязочный пункт под Плевной" - 1881, "Побежденные. Панихида по убитым" - 1877-1879 и др.). Гуманистические побуждения художника как выражение общественного демократического подъема эпохи 1860-1870-х гг. Народ - главное действующее лицо батальных композиций художника.
Индийская серия ("Тадж-Махал", "Жемчужная мечеть в Агре" и т.д. Содержание и значение этой серии. "Трилогия казней" - 1884-87.
Значение произведений Верещагина в разоблачении захватнических войн.
Патриотическое значение серии картин об Отечественной войне 1812 г. (187.7-1904). "Не замай - дай подойти!", "На большой дороге. Отступление, бегство..." и др.
Живописные поиски Верещагина в японской серии.
Стремление к конкретности в изображении событий Балканской войны (1877-1878), в произведениях П.О. Ковалевского(1843-1903), А.Д. Кившенко (1851-1895), Л.Ф. Лагорио (1827-1905), Н.Д. Дмитриева-Оренбургского (1837-1898).Батальный класс Академии художеств второй половины XIX - начала XX в.
В.Д. Поленов (1844-1927)как мастер жанровой, исторической картины и пейзажа. Евангельская тема у Поленова ("Христос и грешница" - 1888). Определяющая роль пейзажа в картинах Поленова. Поэтические образы родной природы ("Московский дворик" - 1878), содержательность и разнообразие лирических пейзажей Поленова, их живописная выразительность. Поленов как педагог и общественный деятель. Роль Поленова в развитии русского пейзажа.
Русская пейзажная живопись второй половины XIX в. - новый этап в развитии мирового реалистического пейзажа, типических образов русской природы. Величие, богатство, многообразие и лирическое обаяние родной природы в пейзажной живописи передвижников. Глубокая связь с жизнью народа - основная черта русского реалистического пейзажа второй половины XIX в. Лирический и эпический пейзаж.
И.К. Айеазовский (1817-1900). Эволюция его творчества от романтизма ("Девятый вал" - 1850) к реализму ("Черное море" - 1881).
Творчество М.К. Клодта (1832-1902). Его картина "На пашне" (1871). А.П. Боголюбов (1824-1896). Реализм его зрелых произведений.
Морские баталии в творчестве Боголюбова. Общественная деятельность Боголюбова.
А.К. Саврасов (1830-1897). Его творчество 1850-1860-х гг. Картина "Грачи прилетели" (1871), ее принципиальное значение в развитии национальной пейзажной живописи. Создание лирического образа российской природы, Красота правды, поэтичность и емкость образа. Выдающаяся роль Саврасова-педагога.
Ф.А. Васильев (1850-1873). Поэзия простой русской природы в творчестве Васильева. Эволюция его живописного мастерства: картины "Оттепель" (1871), "Мокрый луг" (1872), "В Крымских горах" (1873). Важность его тонально-живописных открытий. Их связь с передовыми идеями западноевропейского пейзажа.
И.И. Шишкин (1832-1898). Его роль в развитии реалистического эпического пейзажа. Типические образы русских полей и лесов: "Рожь" (1878), "Лесные дали" (1884), "Дождь в дубовом лесу" (1891), "Корабельная роща" (1898). Эволюция живописного мастерства Шишкина. Его рисунки.
А.И.Куинджи (1842-1910). Своеобразие творчества Куинджи, исключительное значение света и цвета, романтическая приподнятость и декоративность его пейзажных картин - "Березовая роща" (1879), "Лунная ночь на Днепре" (1880) и др. Выдающаяся роль А.И Куинджи-педагога в воспитании плеяды крупных пейзажистов XX в.
И.И. Левитан (1860-1900). Дружба и творческая связь с А.П. Чеховым. Поиски эмоциональных обобщенных образов, передающих поэзию русской природы. Этапы творческой эволюции. Ранний период. Значение поездок на Волгу ("Вечер. Золотой Плес" - 1889 и др.). Обобщение лучших достижений русской пейзажной живописи в творчестве Левитана. Синтез эпического и лирического начал. Глубокая человечность пейзажей Левитана ("У омута" - 1892); мажорность работ середины 1890-X ГГ. ("Март", "Свежий ветер" - обе 1895). Социальные мотивы творчества Левитана и его связь с передвижничеством ("Владимирка" - 1892 и др.). Философская проблематика картины - "Над вечным покоем" - 1894. Проникновенный лиризм, живописное новаторство в поздних работах художника ("Сумерки. Стога" - 1899, "Летний вечер" - 1900).
Поиски монументально-обобщенного образа природы Родины в картине "Озеро" (1900). Левитан - мастер пейзажа-картины. Воздействие творчества Левитана на русскую пейзажную живопись XX в.
Творчество И.С. Остроухова (1858-1929), С.И. Святославского (1857-1931), Н.Н.Ду6овского (1859-1918)и других пейзажистов-лириков.
Скульптура 1860-1890 гг.
Причины отставания скульптуры от развития русской живописи второй половины XIX в. Оценка В.В. Стасовым состояния русской скульптуры в этот период. Отсутствие условий для развития монументальной пластики.
Новые веяния в скульптуру. Творчество Н.А. Лаверецкого (1837-1907), Ф.Ф. Каменского (1838-1913), М.А.Чижова (1836-1916).
Проекты памятников М.О. Микешина (1836-1896).Памятник "Тысячелетие России" в Новгороде. Стремление к правдивой передаче образов выдающихся деятелей прошлого, влияние академизма. Памятник Екатерине II в Петербурге, Богдану Хмельницкому в Киеве. Работы Микешина-графика.
Конкурс на памятник А.С.Пушкину. Памятник А.С.Пушкину работы А.М. Опекушина (1841-1923).
Е.А.Лансере (1848-1886), А.Л.Обер (1843-1917), Л.В.Позен (1849-1921),их значение в развитии скульптуры малых форм.
М.М. Антокольский (1842-1902) - выдающийся скульптор-реалист, близкий передвижникам. Переход от ранних жанровых произведений к большим темам национально-исторического характера: "Иван Грозный" - 1871, "Петр" - 1872, "Ермак Тимофеевич" - 1891, "Нестор-летописец". Отвлеченно-философский характер решения большой темы в ряде работ 1870-1880-х гг. ("Сократ", "Христос перед народом", "Спиноза"). Воплощение в работах Антокольского морального величия людей, их общественных духовных интересов, высоких идейных устремлений. Отражение в творчестве Антокольского передовых демократических идеалов эпохи. Связь его творчества с проблематикой живописи.
Русское искусство второй половины XIX в. как важнейший этап развития отечественной культуры.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Общие работы.
Алпатов М.В. Этюды по истории русского искусства: В 2-х т. М., 1967.
Асафьев Б.В. (Игорь Глебов). Русская живопись. Мысли и думы. Л.; М.. 1960.
Беспалова Н.И., Верещагина А.Г. Русская прогрессивная художественная критика второй половины XIX века. Очерки. М., 1973.
Верещагина А.Г. Художник, время, история. Очерки русской исторической живописи XVIII - начала XX века. Л., 1973.
Верещагина А.Г. Историческая картина в русском искусстве. 60-е годы XIX века. М., 1990.
Взаимосвязь искусств в художественном развитии России второй половины XIX века. / Отв. ред. Г.Ю. Стернин. М., 1982.
Горина Т.Н. Русское искусство второй половины XIX века. М., 1962
Дмитриева Н.А. Московское училище живописи, ваяния и зодчества. М., 1951.
Из истории русского искусства второй половины XIX - начала XX века: Сборник исследований и публикаций / Под ред. Е.А. Борисовой, Г.Г. Поспелова, Г.Ю. Стернина. М., 1978.
История русского искусства / Под ред. И.С. Грабаря, В.С. Кеменова, В.Н. Лазарева. Т. IX: В 2-х кн. М., 1965.
История европейского искусствознания. Вторая половина XIX века / Отв. ред. Б.Р. Виппер и Т.Н. Ливанова. М., 1966.
История европейского искусствознания. Вторая половина Х1Х - начало XX века / Отв. ред. Б.Р. Виппер и Т.Н. Ливанова: В 2-х кн. Кн. 2. М., 1969.
История русского искусства. Т. II. Кн. 1: Искусство второй половины XIX века / Под ред. М.Г. Неклюдовой. М., 1980.
Кауфман Р.С. Очерки истории русской художественной критики XIX века. М., 1985.
Коваленская Т.М. Русский реализм и проблема идеала. М., 1983.
Лясковская О.А. Пленэр в русской живописи XIX века. М.. 1968.
Мастера искусства об искусстве. Т.6. Искусство народов СССР Х1У-Х1Х вв. / Под ред. А.А. Федорова-Давыдова. М., 1969.
Мастера искусства об искусстве. Т. 7. Искусство народов СССР Х1Х-ХХ вв. / Под ред. А.А. Федорова-Давыдова и Г.А. Недошивина. М., 1970.
Минченков Я.Д. Воспоминания о передвижниках. Л., 1980.
Нестеров М.В. Давние дни. М., 1959.
Очерки по истории русского портрета второй половины XIX века / Под ред. Н.Г. Машковцева. М., 1963.
Передвижники. Сб. ст. / Под ред. И.М. Гофман. М., 1977. «
Плотников В.И. Фольклор и русское изобразительное искусство второй половины XIX века. Л., 1987.
Русская жанровая живопись XIX - начала XX века. Очерки / Под ред. Т.Н. Гориной. М., 1964.
Русская живопись XIX века. Сб. ст. / Под ред. В.М. Фриче. М., 1929.
Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. Середина XIX века / Под ред. А.И. Леонова. М., 1958.
Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. Вторая половина
XIX века/ Под ред. А.И. Леонова. Кн. 1. М., 1962; Кн. 2. М., 1971. Сарабьянов Д.В. История русского искусства второй половины XIX века. М., 1989. Сидоров А.А. Рисунок русских мастеров. Вторая половина XIX века. М., 1960. Савинов А.Н. Академия художеств. М.; Л., 1948.
Стасов В.В. Избр. соч.: В 3-х т. М., 1952.
Стернин Г.Ю. Очерки русской сатирической графики. М., 1964.
Стернин Г.Ю. Русская художественная культура второй половины XIX - начала
XX века. М., 1989.
Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России второй половины XIX века. 70-80-е годы. М., 1997.
Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России середины XIX века. М., 1991.
Типология русского реализма второй половины XIX века/ Отв. ред. Г.Ю. Стернин. М., 1979.
Товарищество передвижных художественных выставок. Письма, документы. Т. 1, 2 / Предисл. и общ. ред. С.Н. Гольдштейн. М, 1987.
Чернышевский Н.Г. Об искусстве. М., 1950.
Шмидт И.М. Русская скульптура второй половины XIX - начала XX века. М., 1989.
Шумова М.Н. Русская живопись середины XIX века. М., 1984.
Литература об отдельных мастерах.
Марк Матвеевич Антокольский. Его жизнь, творения, письма, статьи / Под ред. В.В. Стасова. СПб.; М, 1905.
Барсамов Н.С. Иван Константинович Айвазовский. М., 1962.
Виктор Васнецов (1848-1926). Каталог выставки. Государственная Третьяковская галерея. М., 1990. Л., 1990.