Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Общая характеристика искусства Византии. Икона.



В 330 году, еще задолго до распада Римской Империи на западную и восточную части, император Константин строит на территории Малой Азии город своего имени – Константинополь. Этот город был построен на месте древнего города – Византии. В последствии, когда Римская Империя разделилась, восточная часть была названа Византией, а Константинополь становится ее столицей.

Византийское искусство складывалось на почве эллинистической культуры Греции, Палестины, Птолемеевского Египта, Ирана. Византия положила начало формированию греко-восточного типа культуры. Византийское искусство пронизано идеями православного христианства. Культ объединил все виды искусства: архитектура, живопись, литература, скульптура, прикладное искусство. Поскольку Византийское искусство культовое, оно строго канонизировано.

В Византийской художественной культуре слиты два начала: эмоционально-духовная сущность и декоративное начало, пышная зрелищность и утонченный спиритуализм (spirito –дух). Своеобразие Византийского искусства в том, что оно объединило и то и другое в единую художественную систему, строго нормативную, каноническую, проникнутую духом торжественного и таинственного церемониала. Блеск, парадность, золото и мрамор, красочность и сияние – все оказалось уместным, как символ духовного блаженства, а вместе с тем эта роскошь хорошо отвечала стилю восточной ромейской империи, вкусам богатого Константинопольского двора. Периоды развития искусства Византии.Ранний период – «Золотой век императора Юстиниана 527-565 гг.» – 4-7 вв. н.э.Период иконоборчества – 8в.-1 половина 9в. н.э.Македонское возрождение 2половина 9в.-10в. н.э.Комнинский период (династия Комнинов) – 11-12вв. н.э.Палеологский период (династия Палеологов) – 1261-1453гг. н.э.Главными формами византийской живописи были: монументально-храмовая живопись (мозаика, фреска)иконы,книжная миниатюрВизантийская икона.В истории Византийской иконы существовал драматический период иконоборчества. 717г. император Византии Лев 3 издает указ, который запрещает иконопочетание, а так же всякие изображение бога в облике человека. Движение иконоборчества поддерживалось страхом перед возможностью возрождения в христианской иконографии эллинского культа человеческой красоты. Иконоборцы считали, что бога нельзя изображать в человеческом облике, а иконопочетание трактовалось ими, как фетишизм и идолопоклонство. 787г. Императрица Ирина и патриарх Тарасий созвали новый, седьмой Вселенский Церковный Собор по вопросу иконопочетания. В постановлениях собора напоминалось, что первый образ Христа чудесно отпечатался на убрусе (полотенце) царя Эдессы Авгаря и на Плато (платок) Вероники, значит, сам Христос заповедовал создавать священные образы и поклоняться им. Важным стало утверждение, что через внешний облик, запечатленного на иконе, можно передать духовную сущность, поэтому икона Христа изображала не только его телесную природу, но единство природы божественной и человеческой. Иоанн Дамаскин разработал теорию священного образа: «Можно изображать невидимое и бестелесное, но в символическом или аллегорическом виде, тем более, нужно изображать то, что существовало в земной жизни (жития святых). Поклоняться иконам надо, но поклонение относиться не к самой иконе (дереву, краскам, мастерству художника), а первообразу – оригиналу образа. Икона не картина, а священный предмет, который содержит в себе божественную благодать, данную ей ради изображенного на ней святого. Икона способна не будучи идолом, творить чудеса.» 843г. иконопочетание восстановлено окончательно. В Византийской иконографии формируются определенные каноны, т.е. правила стилистики, с помощью которых можно было бы воплотить священную сверхреальность. Каноны Византийской иконографии:уплощение фигур, сведении их к простым очертаниям, силуэтам, что делает персонажи бестелесными, подобными ангелам.отказ от многопланового пейзажного или архитектурного фона, он превращался в своеобразный знак или уступает место однотонной плоскости.отсутствие ощущения источника света (светило, которое не светит, другой мир – нет тени, бликов, высветвления и т.д.) возникает особая техника написания лика, заключающаяся в последовательном наложении друг на друга высветляющихся слоев краски, когда самой светлой оказывалась самая выпуклая точка поверхности. Как правило, наиболее светлыми красками изображались надбровные дуги, виски, скулы, кончик носа, лобовая часть. На верхний слой краски клали легкую подрумянку. Для такой техники способствовало то, что меняется материал. Отходят от энкаустики и начинают применять темперу.в иконах применяется обратная перспектива, создает эффект включения с одной стороны, а с другой способствует уплощению трехмерных предметов, которые будто распластываются на поверхности. Художник пишет не предмет, а идею предмета.канон цвета:желтый/золотой – радость и блаженство, слава и сила Спасителя, божественное начало, цвет вечности,синий/голубой – небо, небеса (то, что над небом): голубой круг, в котором изображаются ангелы, Богоматерь, Иисус – вечность, символ божественной гармонии,белый – чистота, невинность, цвет славы Христа, обозначение самого Бога, т.е. как белый сочетает в себе все цвета радуги, как образ Бога, который в себя вбирает весь мир,красный – цвет мученичества, крови Христа, знак императорского сана.,нежно-розовый – цвет душевной утонченности,пурпурный – цвет царственной сущности Христа,зеленый – символизирует юность и цветение,черный – знак сокровенных божественных тайн,вишневый – знак Иисуса Христа (последний Ветхозаветный и первый Новозаветный человек; вишневый цвет-смесь первого красного и последнего фиолетового цвета в спектре радуги),создается иконография передачи внешности разных святых: Иоанн Златоуст изображался русым и кроткобородым, Василий Великий – темноволосый с длинной бородой, которая завершается клинышком.Спаситель, 6в, энкаустика,Григорий Чудотворец, 12в, темпераВизантийские лица более аскетичны - вытянутые лица, элемент назидания, строгость взглядаИкона Владимирской Богоматери11-1пол 12в.-неизвестный мастер: по искусствоведческой версии,автор Евангелист Лука, на доске со стола трапезы – точка зрения православияИконография – Елиуса, т.е. Умиление (наличие касания)Трактовка образа младенца, как маленького взрослого. Богоматерь одета в мафорий (плащь с капюшоном), который украшен звездами (две звезды на плечах и одна звезда на лбу), звезды восьмиконечные – вифлиемские. Три звезды- три единства бога: отец сын и дух, с другой стороны тройная чистота богоматери: в зачатии, в рождении, после рождения.Стилистика Византийских икон в эпоху Палеологовского периода меняетсяИкона 12 апостоловОтход от фронтальности, статичности, апостолы находятся в атмосфере духовного общения. Выразительные складки одежды дает ощущение некоторой телесности.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.