Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Некоторые перспективы развития системы правового воспитания в Российской Федерации



«Недостаточно, чтобы воспитание только

не портило нас, - нужно, чтобы оно изменяло нас к лучшему»

М. Монтень

 

В одной из своих статей, В.В. Путин отметил, что российское общество прошло «трудный процесс взросления»[1]. Действительно, по сравнению с 90-ми гг. XX в. оно изменилось, на наш взгляд, в лучшую сторону: люди стали активно участвовать в делах социума; имеет место все большое стремление вкладывать свои силы в процесс развития государства. Но несмотря на все положительные достижения, существуют еще проблемы, которые не дают говорить об окончательном становлении соответствующего современным условиям важнейшего института – гражданского общества. Одной из таких проблем является низкий уровень правового сознания российских граждан.

Невысокая степень правосознания приводит к появлению многих негативных явлений, таких как правовой нигилизм, правовой инфантилизм (причем они возникают как на обыденном уровне правосознания, так и на профессиональном), низкая правовая грамотность населения; появляются факты злоупотребления правом, коррупции, девиантного поведения. Многие российские граждане считают, что легче решить какую-либо юридическую проблему самостоятельно, чем обращаться за помощью в правоохранительные или судебные органы.

Думается, что одним из важнейших средств, способным повысить уровень правосознания в Российской Федерации, является правовое воспитание.

Под правовым воспитанием можно понимать целенаправленную деятельность государства, общественных организаций, граждан по передаче юридического опыта, с целью обеспечить соблюдение, исполнение юридических норм[2]. Связь правового воспитания и правового сознания выражается в том, что именно от качества правового воспитания будет в дальнейшем зависеть качество всех уровней правосознания.

Можно выделить несколько основных тенденций развития элементов и форм правового воспитания в Российской Федерации:

1. Одним из основных элементов правового воспитания является правовое образование, которое можно определить как систему мер воспитательного характера, призванную приобщать обучаемых к правовой системе государства. Правовое образование, включающее правовое обучение и самообучение, должно осуществляться через всю жизнь человека. По нашему мнению, перспективно звучат идеи некоторых исследователей о том, что правовое обучение должно начинаться уже в начальной школе, где преподавались бы элементарные основы о праве и государстве. Безусловно, человеку необходимо и постоянное правовое самообучение, чтобы быть ознакомленным об основных способах защиты своих прав и законных интересов. Нужно проводить тренинги, лекции, семинары по юриспруденции на производстве, в процессе осуществления трудовой деятельности.

Правовое образование также связано с качеством обучения в высших профессиональных учебных заведениях юридической направленности. Университетское юридическое образование сегодня требует значительных перемен: вызвано это огромным количеством выпускников юридических вузов, наличием большого количества самих юридических вузов, во многих из которых качество обучения профессии юриста оставляет желать лучшего. Надеемся, что с принятием нового закона «Об образовании в Российской Федерации» станет возможным более глубокое дальнейшее реформирование юридического образования.

2. Другим значимым элементом правового воспитания является так называемая пропаганда юридических знаний. На наш взгляд, слово «пропаганда» сегодня используется во многих сферах больше в отрицательном, чем в положительном смысле. С нашей точки зрения, целесообразнее использовать понятие «правовое просвещение», представляющее собой процесс распространения высококачественных юридических знаний, обеспечивающий повышение уровня уважения индивидов к действующим правовым традициям, правопорядку в данном государстве.

Важную роль в правовом просвещении играют средства массовой информации (далее – СМИ). Передача знаний о праве через СМИ может быть выражена в самых разнообразных формах: создание единого телевизионного канала о юриспруденции (такого, как, например, «Закон-ТВ», но только доступного всем гражданам), трансляция судебных процессов из зала заседаний, чтение лекций по юридической тематике юристами, учеными по центральным телеканалам. Бесспорно, нынешние так называемые «правовые» передачи, которые показывают на российском телевидении создают ложное и неправильное впечатление как о судебной системе, так и об остальных правовых институтах нашей страны.

3. Правовое воспитание непосредственно зависит от степени качества российского законодательства, ведь одним из целей рассматриваемого нами института и является приобщение граждан к действующим законам. К сожалению, сегодняшнее состояние законодательной базы нашей страны далеко не совершенно: огромнейшее, несистематизированное количество нормативных правовых актов, постоянно вносимые изменения и дополнения, проблемы с юридической техникой. Иногда и профессиональному юристу невозможно с этим разобраться, что уж говорить о простых гражданах.

Считаем, что в первую очередь нужно провести полную систематизацию всего российского законодательства. Если это удалось в XIX в. М.М. Сперанскому, составившему Полное собрание законов Российской Империи всего за четыре года, включавшего в себя нормативные правовые акты за несколько веков, то уж в XXI в. похожее, без сомнения, возможно будет провести. Правовое воспитание нельзя осуществлять без прозрачной, понятной, четкой системы законодательного регулирования.

4. Важным институтом, через который можно осуществлять правовое воспитание, является система оказания бесплатной юридической помощи населению[3]. Во-первых, происходит правовое обучение самих лиц, предоставляющих свои услуги в содействии решения правовых проблем: например, в юридических клиниках, создаваемых при образовательных учреждениях юридической направленности, оказание правовой помощи позволяет самим студентам получать больше знаний о будущей профессии, готовиться к работе юриста и набираться опыта. Во-вторых, система бесплатной юридической помощи позволяет повысить уровень правосознания тех категорий граждан, которые имеют право на ее оказание.

Формирование правового государства, развитие институтов гражданского общества затруднительны, пока граждане отрицательно или безразлично относятся к действующим в стране законам, злоупотребляют предоставленным им правом, игнорируют и не выполняют решения судов и правоохранительных органов. Система правового воспитания развивает в личности уважение к правовой системе государства, приобщает к таким важнейшим правовым принципам, как верховенство права, равноправия, законности. Поэтому, дальнейшее реформирование сферы правового воспитания, его элементов и методов должно являться одной из приоритетных задач деятельности российского государства и общества.


Деятельность Центра по оказанию бесплатной юридической помощи осуществляется на основании Положения ТРОО «СВОИ» о негосударственном Центре по оказанию бесплатной юридической помощи.

В результате деятельности организации оказана юридическая помощь более 350 гражданам за 2014год.

В соответствие с абз. 3 ст. 29 Федеральным законом от 19.05.1995 «Об общественных объединениях» Организация ежегодно обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом (по адресу: ул.К.Маркса, д.36, цокольный этаж).

 

 

Президент Беленченко Д.И.

 

М.П.

 


[1] Путин В.В. «Демократия и качество государства» // Комерсантъ. – 2012. – № 4805.

[2] См: Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., переработ. и доп. – М.: Юристъ, 2007. – С. 623.

[3] О бесплатной юридической помощи: Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ // Рос. газета. – 2011. – № 263.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.