Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Функции органов государственной власти в сфере защиты государственной тайны

Государственная тайна

Служебная тайна

Коммерческая тайна

Защита конфиденциальных данных
Государственная тайна
- защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации;

Носители сведений, составляющих государственную тайну, - материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;

Допуск к государственной тайне - процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений;

Доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, - санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну;

Гриф секретности - реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него;

Средства защиты информации - технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации;

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, - совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.

Законодательство Российской Федерации о государственной тайнеосновывается на Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации "О безопасности" и включает настоящий Закон, а также положения других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.

Функции органов государственной власти в сфере защиты государственной тайны

Палаты Федерального Собрания: осуществляют законодательное регулирование отношений в области государственной тайны;

Президент Российской Федерации:

  • утверждает государственные программы в области защиты государственной тайны;
  • утверждает по представлению Правительства Российской Федерации состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны;
  • утверждает по представлению Правительства Российской Федерации Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, а также Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне;
  • определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в Администрации Президента Российской Федерации;
  • в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой.

Правительство Российской Федерации:

  • организует исполнение Закона Российской Федерации "О государственной тайне";
  • представляет на утверждение Президенту Российской Федерации Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне;
  • организует разработку и выполнение государственных программ в области защиты государственной тайны;
  • определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в аппарате Правительства Российской Федерации;
  • в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой.

Кроме того свои функции и полномочия в охране Гостайны имеют Органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления во взаимодействии с органами защиты государственной тайны, расположенными в пределах соответствующих территорий, а так же органы судебной власти.

Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента РФ от 30 ноября 1995г. N 1203 (в настоящее время Указ действует с изменениями)

Государственную тайну составляют сведения:

1) в военной области:

  • о содержании планов, документов боевого управления, планов по развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, их боеготовности, и т.п.;
  • о планах строительства Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения;
  • о разработке, технологии, производстве, хранении ядерных боеприпасов, технических средствах и методах их защиты;
  • о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники;
  • о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их строительстве и эксплуатации;
  • о дислокации, действительных наименованиях, организационной структуре, о вооружении, численности войск;

2) в области экономики, науки и техники:

  • о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения, об объемах производства и запасах стратегических видов сырья, а также о государственных материальных резервах;
  • о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства;
  • об объемах и планах государственного оборонного заказа, об изготовителях вооружения, военной техники и другой оборонной продукции;
  • о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства;

3) в области внешней политики и экономики:

  • о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;
  • о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:

  • о силах, средствах, источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности;
  • о лицах, сотрудничающих с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;
  • о системе президентской, правительственной связи, о шифрах, об информационно-аналитических системах специального назначения;
  • о методах и средствах защиты секретной информации;
  • о защите Государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
  • о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации;

Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание осуществляется в соответствии с принципами законности, обоснованности и своевременности.

Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивание заключается в установлении целесообразности засекречивания конкретных сведений, вероятных экономических и иных последствий этого.

Своевременность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивание заключается в установлении ограничений на распространение этих сведений с момента их получения (разработки) или заблаговременно.

Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:

  • о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
  • о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
  • о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
  • о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  • о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;
  • о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;
  • о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Должностные лица, принявшие решение о засекречивании перечисленных сведений либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба. Граждане вправе обжаловать такие решения в суд.

О сведениях, не подлежащих засекречиванию, см. также постановление Правительства РФ от 7 августа 1995г. N 798

Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно".

Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности утверждены постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995г. N 870

Использование перечисленных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается.

Материальный ущерб, наносимый собственнику информации в связи с ее засекречиванием, возмещается государством в размерах, определяемых в договоре между органом государственной власти, в распоряжение которого переходит эта информация, и ее собственником. В договоре также предусматриваются обязательства собственника информации по ее нераспространению. При отказе собственника информации от подписания договора он предупреждается об ответственности за несанкционированное распространение сведений, составляющих государственную тайну в соответствии с действующим законодательством.

Собственник информации вправе обжаловать в суд действия должностных лиц, ущемляющие, по мнению собственника информации, его права. В случае признания судом действий должностных лиц незаконными порядок возмещения ущерба, нанесенного собственнику информации, определяется решением суда в соответствии с действующим законодательством.

Не может быть ограничено право собственности на информацию иностранных организаций и иностранных граждан, если эта информация получена (разработана) ими без нарушения законодательства Российской Федерации.

Основаниями для рассекречивания сведений являются:

  • взятие на себя Российской Федерацией международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в Российской Федерации государственную тайну;
  • изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной.

Органы государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, обязаны периодически, но не реже чем через каждые 5 лет, пересматривать содержание действующих перечней сведений, подлежащих засекречиванию.

Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен по заключению межведомственной комиссии по защите государственной тайны.

Решение о передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам принимается Правительством Российской Федерации при наличии экспертного заключения межведомственной комиссии по защите государственной тайны о возможности передачи этих сведений.

К органам защиты государственной тайны относятся:

  • межведомственная комиссия по защите государственной тайны;
  • органы федеральной исполнительной власти (Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации), Служба внешней разведки Российской Федерации, Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации и их органы на местах;
  • органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.

Межведомственная комиссия по защите государственной тайны является коллегиальным органом, координирующим деятельность органов государственной власти по защите государственной тайны.

Органы федеральной исполнительной власти (Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации), Служба внешней разведки Российской Федерации, Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации и их органы на местах организуют и обеспечивают защиту государственной тайны в соответствии с функциями, возложенными на них законодательством Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 27 марта 1996 г. N 8-П распространение положений статьи 21 настоящего Закона на адвокатов, участвующих в качестве защитников в уголовном судопроизводстве, и отстранение их от участия в деле в связи с отсутствием допуска к государственной тайне не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 48 и 123 (часть 3)

См. также определение Конституционного Суда РФ от 11 марта 1999г., определение Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2002г. N 314-О, определение Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2002г. N 293-О

Допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке.

Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 22 августа 1998 г. N 1003 утверждено Положение о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне

Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает:

  • принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;
  • согласия на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со статьей 24 настоящего Закона;
  • письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;
  • определение видов, размеров и порядка предоставления льгот, предусмотренных настоящим Законом;
  • ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

Для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются следующие льготы:

процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ;

преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями организационных и (или) штатных мероприятий.

Члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий, предусмотренных статьей 21 Закона.

Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается соответствующая расписка.

Основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне могут являться:

  • признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или особо опасным рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;
  • наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения Российской Федерации (Перечень медицинских противопоказаний для осуществления работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, утвержден приказом Минздрава РФ от 16 марта 1999 г. N 83);
  • постоянное проживание его самого или его близких родственников за границей и оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;
  • выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;
  • уклонение его от проверочных мероприятий или сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

Решение об отказе должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий. Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд.

Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях:

  • расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;
  • однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны;
  • возникновения обстоятельств, являющихся согласно статье 22 настоящего Закона основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.

Прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора (контракта), если такие условия предусмотрены в трудовом договоре (контракте).

Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.

Должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут касаться:

  • права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне;
  • права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения;
  • права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне.

Контроль над обеспечением защиты государственной тайны осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Межведомственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях осуществляют органы федеральной исполнительной власти (Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации), Служба внешней разведки Российской Федерации, Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации и их органы на местах, на которые эта функция возложена законодательством Российской Федерации.

Органы государственной власти, наделенные в соответствии с настоящим Законом полномочиями по распоряжению сведениями, составляющими государственную тайну, обязаны контролировать эффективность защиты этих сведений во всех подчиненных и подведомственных им органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях, осуществляющих работу с ними.

Контроль за обеспечением защиты государственной тайны в Администрации Президента Российской Федерации, в аппаратах палат Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации организуется их руководителями.

Контроль за обеспечением защиты государственной тайны в судебных органах и органах прокуратуры организуется руководителями этих органов.

Надзор за соблюдением законодательства при обеспечении защиты государственной тайны и законностью принимаемых при этом решений осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

Служебная тайна – сведения, имеющие действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности её третьим лицам (ст. 139 ГК РФ). К такой информации нет свободного доступа, и обладатель обеспечивает её конфиденциальность. Лица, незаконным образом получающие такую информацию становятся должниками по деликту, т.е. обязаны возместить причинённый таким образом ущерб. Такую же обязанность несут работники, разглашающие служебную тайну, которая им доступна в силу исполнения трудовых отношений и сохранение её оговорено трудовым договором.

К служебной тайне так же относят информацию о порядке функционирования государственных организаций, подготавливаемых ими решениях. ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» обозначает её как «документированная информация ограниченного доступа». Но вцелом информация, относимая к служебной тайне, может быть в любой организации.

 

Коммерческая тайна – это так же служебная тайна, но составляющая её информация используется коммерческими организациями для получения коммерческой выгоды. Согласно Постановлению Правительства №35 от 5.12.1991 к коммерческой тайне не могут быть отнесены сведения:

  • об учредительных документах;
  • регистрации, лицензиях, патентах
  • о финансовой деятельности в рамках необходимых для контроля правильности обязательных платежей;
  • о платёжеспособности предприятия;
  • о численности и составе работающих и вакансиях;
  • об уплате налогов;
  • о нарушениях законодательства РФ и размерах причинённого вреда;
  • об участии должностных лиц в деятельности других организаций.

 

Государственным и муниципальным организациям, кроме того, не допускается относить к коммерческой тайне сведения о:

· размерах имущества и средствах предприятия;

· вложении средств в сторонние активы;

· обязательствах предприятия;

· договорах с другими предприятиями и гражданами.

 

Информация о гражданах (персональные данные) относятся к категории конфиденциальной информации. Не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения.

Персональные данные не могут быть использованы в целях причинения имущественного и морального вреда гражданам, затруднения реализации прав и свобод граждан Российской Федерации. Ограничение прав граждан Российской Федерации на основе использования информации об их социальном происхождении, о расовой, национальной, языковой, религиозной и партийной принадлежности запрещено и карается в соответствии с законодательством.

Юридические и физические лица, в соответствии со своими полномочиями владеющие информацией о гражданах, получающие и использующие ее, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение режима защиты, обработки и порядка использования этой информации.

Государственные органы и организации, собирающие информацию, обязаны бесплатно предоставлять её лицам, которых она касается за исключением особо оговорённых случаев (преступники, служащие спецслужб).

Персональные данные работника защищаются главой 14 ТК РФ. Работодатель имеет право получать от работника только ту информацию, которая необходима для организации трудовых отношений.

Запрещается использовать информацию о членстве работника в общественных организациях при принятии решений, затрагивающих интересы работника.

Запрещается передача персональных данных работника в коммерческих целях без его согласия.

Разрешается передача персональных данных работника третьим лицам только для предупреждения угрозы жизни и здоровью работника за исключением особо оговорённых федеральным законодательством случаев.

Работодатель обязан по требованию работника удалять неполные или неправильные сведения из персональных данных работника.

 

Работник имеет право на полный и бесплатный доступ к своим данным, получение выписок и копий за исключением особо оговорённых федеральным законодательством случаев.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.