Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Механизм и система социальной зашиты населения



 

Создание системы социальной защиты является одной из основных функций социальной политики. Под социальной защитой понимаются определенные обязательства общества по отношению к своим гражданам в рамках существующей конституции. Система социальной защиты представляет собой совокупность мер, направленных на выполнение этих обязательств. Действенность и масштаб системы социальной защищенности во многом зависят от экономического потенциала той или иной страны, всей совокупности макроэкономических условий осуществления социальной политики.

Механизм социальной защиты включает меры, касающиеся всех членов общества, и меры, адресованные отдельным социальным группам. К числу первых относятся обеспечение системы эффективной занятости, которая бы позволила каждому человеку находить применение своим личным способностям в соответствующей сфере деятельности; официальное установление реального уровня прожиточного минимума как в денежной форме, так и в форме "потребительской корзины" с учетом дифференциации доходов и потребления населения; защита интересов потребителя; компенсация, адаптация и индексация доходов. Меры социальной защиты отдельных групп населения включают обеспечение социальной помощи бедным и выплаты из фондов общественного потребления.

Меры по социальной защите населения могут быть активной и пассивной формы. Примерами активной формы могут служить подготовка и переподготовка кадров, создание новых рабочих мест и др. Пассивные формы сводятся в основном к выплате соответствующих пособий и дотаций.

К определению минимального потребительского бюджета сложились два подхода: нормативный и генетический. Нормативный подход основывается на установлении нормативов минимально допустимого потребления основных видов благ и услуг. Генетический, или статистический, подход состоит в расчете минимальной величины расходов на питание в соответствии с биологическими требованиями. Удвоение суммы затрат на питание дает полную величину прожиточного минимума. При этом следует отметить, что в условиях постоянного роста цен величина прожиточного минимума должна корректироваться ежемесячно. Кроме того, денежная величина прожиточного минимума приобретает абстрактный характер, когда при ее определении исходят из набора дешевых и доступных товаров, а потребителю приходится сталкиваться с их дефицитом и покупать более дорогие товары.

Величина прожиточного минимума служит ориентиром при определении минимальной заработной платы, различных пособий, в том числе и по безработице. Нужно учитывать, что прожиточный минимум касается всех членов общества, в том числе и не работающих, а минимальная заработная плата должна быть формой вознаграждения за труд и быть выше прожиточного минимума. Установление минимальной заработной платы на уровне прожиточного минимума дискредитирует труд как источник получения дохода, теряются экономические стимулы к труду, что может привести к люмпенизации определенной части общества.

Росту материальной заинтересованности в труде и повышению уровня жизни способствует развитие потребительского кредита. Использование потребительского кредита для некоторой части населения создает единственную возможность приобретения товаров длительного пользования, способствует преодолению тенденций к затовариванию, смягчает проблемы, связанные с недостатком наличных денег.

К бедным, или малообеспеченным, группам населения относят тех граждан, доходы которых по не зависящим от них причинам ниже установленных в обществе границ, ниже прожиточного минимума. В некоторых странах "порог бедности" составляет 40 – 60 % от уровня среднего дохода взрослого человека. К малообеспеченным принадлежат такие социально уязвимые группы населения, как молодежь, женщины, имеющие детей, пенсионеры, лица, имеющие малооплачиваемую работу или работающие неполный рабочий день. Экономические, правовые и организационные меры государства в отношении этой категории граждан направлены на обеспечение их прожиточного минимума.

Социальная защита малообеспеченных проявляется в виде денежных выплат, предоставлении благ и услуг в натурально-вещественной форме, различных льгот, пособий, помощи на дому больным и престарелым, полной отмены или частичной оплаты коммунальных услуг, счетов за квартиру, проезда в общественном транспорте и т.д.

Выплаты из общественных фондов потребления в Республике Беларусь – это в основном пенсии, стипендии и различные пособия. Пенсия – это денежное пособие, получаемое гражданином после достижения им установленного законом возраста и при условии, что он отработал определенное число лет по найму. Пенсионное обеспечение в республике регулируется Законом "О пенсионном обеспечении". Пенсия не только решает проблему гуманности, но и является стимулом к лучшей работе в трудоспособном возрасте. Государством назначаются трудовые и социальные пенсии.

К трудовым пенсиям относятся пенсии по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца и за выслугу лет. Право на пенсию в Республике Беларусь по возрасту имеют мужчины по достижении ими 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет и женщины по достижении ими 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет. Некоторым категориям граждан пенсии назначаются на льготных условиях. К ним относятся лица, ранее работавшие в районах Крайнего Севера или в особых условиях труда (тяжелые, вредные для здоровья, опасные), многодетные матери, родители инвалидов с детства.

Пенсии по инвалидности назначаются при наступлении инвалидности в результате трудового увечья, профессионального заболевания или вследствие общего заболевания. Пенсии по случаю потери кормильца получают нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении.

Пенсии за выслугу лет устанавливаются тем категориям граждан, которые заняты на работах, ведущих к утрате трудоспособности или пригодности до наступления возраста, дающего право на пенсию по возрасту. Право на пенсию за выслугу лет имеют работники авиации, локомотивных бригад, водители грузовых автомобилей, шахтеры, геологи, моряки и др.

Социальные пенсии назначаются неработающим гражданам при отсутствии права на трудовую пенсию. Они выплачиваются инвалидам, мужчинам и женщинам, достигшим пенсионного возраста, детям в случае потери кормильца.

Выплата пенсий осуществляется из фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, который образуется за счет взносов работодателей, обязательных страховых взносов граждан, средств государственного бюджета.

Государственные стипендии выплачиваются учащейся молодежи. Размер стипендии периодически корректируется с учетом инфляции и зависит от типа учебного заведения и степени успеваемости учащегося. Отдельные категории студентов получают именные стипендии.

Государственные пособия назначаются семьям, воспитывающим детей; населению, пострадавшему в результате аварии на Чернобыльской АЭС; инвалидам войны, женщинам по беременности и родам и другим категориям граждан.

Кроме того, за счет общественных фондов потребления содержатся учреждения образования, здравоохранения, культуры, жилой фонд, коммунальное хозяйство и др.

Следует помнить, что выплаты из общественных фондов потребления практически лишены связи с трудовым вкладом, а поэтому не обладают стимулирующим воздействием. В то же время их увеличение является одним из основных факторов инфляции. Появление стимулирующей функции в будущем возможно с переходом к социальному партнерству, когда наряду с государством, предприятиями и общественными организациями в образовании социальных фондов будут участвовать их потенциальные получатели. Сегодня при существующей неэффективной системе занятости, низкой доле оплаты труда в национальном доходе и высокой доле малообеспеченных семей такое участие невозможно, так как у основной массы населения нет достаточных доходов, чтобы производить систематические отчисления в фонды страховой медицины, в страховой пенсионный фонд, фонд страхования от безработицы и на другие цели. Поэтому такие пассивные формы социальной политики, каковыми являются выплаты из общественных фондов потребления, должны сочетаться с созданием условий для эффективной работы и получения соответствующих доходов.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.