Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Альтернативные гипотезы (версии)

Гипотеза

Гипо́теза (от др.-греч. ὑπόθεσις — «основание», «предположение») — недоказанное утверждение, предположение или догадка.

Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих её наблюдений (примеров), и поэтому выглядит правдоподобно. Гипотезу впоследствии или доказывают, превращая её в установленный факт (теорему), или же опровергают (например, указывая контрпример), переводя в разряд ложных утверждений.

Недоказанная и неопровергнутая гипотеза называется открытой проблемой.

Гипотеза (греч. hypothesis - основание, предположение, от hypó - под, внизу и thésis - положение), то, что лежит в основе, - причина или сущность. Например, «атомы» Демокрита, «идеи» Платона, «перводвигатель» Аристотеля.

В современном словоупотреблении Гипотеза - выраженное в форме суждения (или суждений) предположение или предугадывание чего-либо: например, «предугадывание природы» в формулировке естественнонаучных законов. При этом первоначальный смысл термина «Гипотеза» вошёл в содержание понятия «научная Гипотеза», выражающего предположительное суждение о закономерной (или причинной) связи явлений. По выражению И. Канта, Гипотеза - это не мечта, а мнение о действительном положении вещей, выработанное под строгим надзором разума. Являясь одним из способов объяснения фактов и наблюдений - опытных данных, Гипотеза чаще всего создаются по правилу: «то, что мы хотим объяснить, аналогично тому, что мы уже знаем». Любая научная Гипотеза начинается с познавательного вопроса. Например, «Если небесные тела подчиняются закону свободного падения, то каким образом возможно движение планет?". Вопрос выражает потребность познания - перейти от незнания к знанию, и возникает тогда, когда для ответа на него уже имеются некоторые данные - факты, вспомогательные теории или Гипотеза и др. В этом смысле научная Гипотеза по своей гносеологической роли является связующим звеном между «знанием» и «незнанием» (отсюда роль Гипотеза в процессах научного открытия), а по своей логической роли - «формой развития естествознания, поскольку оно мыслит...» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 555). Характеристика Гипотеза как основной формы мысленного освоения мира отражает не только роль Гипотеза в естествознании, но в равной мере и её роль в общественных науках. Примером может служить выдвинутая К. Марксом Гипотеза материализма в социологии, которая, по словам Ленина, впервые возвела социологию на степень науки (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 136-37, 139-40).


Для того чтобы быть научной, Гипотеза должна удовлетворять следующим требованиям:

1-е требование: научная Гипотеза должна быть (хотя бы в принципе) проверяемой, т. е. следствия, выведенные из неё путём логической дедукции, должны поддаваться опытной проверке и соответствовать (или удовлетворять) результатам опытов, наблюдений, имеющемуся фактическому материалу и т.д. Отсюда - тенденция науки придавать научной Гипотеза точную логическую (математическую) формулировку, обеспечивающую включение Гипотеза в качестве общего принципа в дедуктивную систему с последующим сравнением результатов дедукции с результатами наблюдений и экспериментов. Чисто логический «скелет» процедуры введения Гипотеза в (дедуктивное) доказательство и их исключения даётся, например, правилами т. н. естественного логического вывода (см. Логика). Техника методов подтверждения Гипотеза, в частности её вероятности при данном уровне знания, исследуется в индуктивной и вероятностной логике (см. Индукция), в теории статистических решений,

2-е требование: Гипотеза должна обладать достаточной общностью и предсказательной силой, т. е. объяснять не только те явления, из рассмотрения которых она возникла, но и все связанные с ними явления. Кроме того, она должна служить основой для вывода заключений о неизвестных ещё явлениях (свойство, характерное, в частности, для т. н. математических Гипотеза).

3-е требование: Гипотеза не должна быть логически противоречивой. Из противоречивой Гипотеза по правилам логики можно вывести любые следствия, как проверяемые в смысле 1-го требования, так и их отрицания. Противоречивая Гипотеза заведомо лишена познавательной ценности, 1-е и 2-е требования отличают научные Гипотеза от т. н. рабочих Гипотеза, рассчитанных только на «условное объяснение» данного явления и не претендующих на отображение «действительного положения вещей». Рабочие Гипотеза часто используются как промежуточные звенья в научных построениях благодаря их дидактической ценности.

 


Гипотезы делятся на научные и рабочие.

Рабочая (экспериментальная) - строится как заведомо временное предположение, выдвигаемое для придания исследованию целеустремленного характера. Рабочая гипотеза в своей основе выполняет служебную функцию - она является средством для ориентирования в проблемной ситуации.

Научная гипотеза - отличается от рабочей тем, что претендует на решение проблемы и объяснение ранее необъяснимых явлений, законов или сущностей. Для научных гипотез характерен высокий уровень обоснования. Она учитывает установленные ранее законы и опирается на проверенные факты.

Гипотеза является важным элементом научного знания, т.е. она входит в систему научных знаний, являющихся ее неотъемлемой частью.

Научная гипотеза в отличие от догадки, идеи или от рабочей гипотезы тем, что опирается на факты, знания, принципы, законы, т.е. удовлетворяет определенному кругу требований.

Гипотеза всегда формулируется в вероятностном смысле, т.е. знания, определяющий гипотезу - есть вероятностные знания.

Альтернативные гипотезы (версии)

При выдвижении гипотез, поиск как правило ведется по многим направлениям. На основе одних и тех же фактов, правил, законов и принципов, выдвигается множество идей разрешения противоречия и формулируется

Если выдвигается ряд гипотез, различным образом объясняющих одни и те же факты, их принято называть версии. Опровержение одной из версий, создает условия для порождения новых, более обоснованных версий.

После того, как одна из гипотез находит подтверждение в практической деятельности, а другие доказательно опровергнуты, вы- движение версий прекращается, дискуссии все закрываются и творческий поиск по данной проблеме завершается.

Проверка гипотезы

1) Гипотеза не должна противоречить фундаментальным научным принципам и законам.

2) При формулировании гипотезы, автор обязан учитывать все достоверно установленные наукой факты и ограничения, связанные с рассматриваемой проблемой.

3) Гипотеза должна быть принципиально проверяемой.

4) Недоступность гипотезы действительным проверкам означает ее реальную непроверяемость.

5) Непроверяемые гипотезы не могут рассматриваться как научные. Если гипотеза непроверяемая, она не может выполнять своего назначения, своей базовой функции, следовательно она неконструктивна и должна сразу отвергаться.

Научные знания, научное творчество развивается на основе конструктивных научных гипотез. Дж Коэн сказал: "Гипотезы возникают у людей, которые хотят и умеют думать, думать - это значит уметь решать проблемы, а решать проблемы - значит выдвигать гипотезы".

Литература:

1. Навиль Э., Логика гипотезы, СПБ, 1882;

2. Джевонс С., Основы науки, СПБ, 1881, гл. 23;

3. Асмус В. Ф., Гипотеза, в кн.: Логика, М., 1956;

4. Кузнецов И. В., О математической гипотезе, «Вопросы философии», 1962, № 10;

5. Копнин П. В., Гипотеза и познание действительности, К., 1962;

6. Новосёлов М. М., К вопросу о корректном применении вероятностных методов при анализе мыслительных задач, «Вопросы психологии», 1963, № 2;

7. Вилькеев Д. В., Роль гипотезы в обучении, «Советская педагогика», 1967, № 6;

8. Баженов Л. Б., Современная научная гипотеза, в кн.: Материалистическая диалектика н методы естественных наук, М., 1968.

Идея - основная мысль, лежащая в основании теоретической системы. В идее выражается творческий характер мышления.

Идея - это мысль, переходящая в действие.

Структурно идея включает:

1) Формулировку (постановку).

2) Цели перед человеком и способы ее достижения.

3) Идея - форма разрешения противоречия между проблемной ситуацией и экспертом, который должен ее решить.

Основная функция идеи - достижение синтеза знаний.

Этап нахождения принципа или идеи решения является наивысшем в творческом поиске.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.