Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Византийская металлопластика и изделия из слоновой кости (5-9 вв.).



Судьба пластических искусств в эпоху христианского средневековья на латинском Западе и греческом Востоке. Сфера бытования объёмной монументальной скульптуры в ранней Византии. Сохранение и развитие пластики средних и малых форм.

Светское и церковное декоративно-прикладное искусство. Традиционные (ювелирные изделия, бытовая утварь) и новые (ампулы-евлогии, литургическая утварь, реликварии, ставротеки, кресты-энколпионы) объекты христианского художественного творчества. Произведения «христианского антика» (серебряная посуда константинопольского происхождения 5-7 вв.).

Изделия из резной слоновой кости, в т.ч. официального (государственного) искусства – консульские диптихи.

 

8. Иконопись 6-7 вв. и византийское иконоборчество (8-9 вв.).

Иконопись как синтез духовного и художественного творчества. Византийская богословская традиция о происхождении иконопочитания. Статус Нерукотворных образов (Эдесский плат) как первоикон.

Предпосылки исторического иконопочитания. Императорский и погребальный портрет поздней античности. Прижизненные и посмертные портреты христианских подвижников как апотропеи-обереги.

Ранневизантийские иконы из монастыря св. Екатерины на Синае, Рима, Египта. Образ и стиль. Иконографическая программа, живописная техника.

Догматическое учение об образе. Определение VII Вселенского собора (787 г.), писания свв. Иоанна Дамаскина и Феодора Студита о почитании святых икон. Аналогия и взаимозаменяемость фигуративных (живописного, объёмно-пластического) и словесных образов. Формы литургического и внелитургического почитания свв. икон.

Иконоборческие воззрения в раннехристианское время (письмо Евсевия Кесарийского). Два периода (726-787 гг.; 815-842 гг.) официального иконоборчества. Позиция иконоборцев (эдикты Льва III, определения собора 754 г.). Фигуративное и нефигуративное искусство иконоборцев.

9. Ранневизантийская купольная архитектура (5-9 вв.).

Универсальная символика купола. Античные купольные здания (Золотой дом Нерона, Пантеон). Типология ранневизантийских купольных храмов (октагоны, тетраконхи, купольные базилики, крестово-купольные здания). Купольные храмы Сирии 5-начала 6 в. (Алахан-монастырь, ц-вь Св. Георгия в Эзре).

Храм Св. Софии в Константинополе (532-537). Замысел, типологические особенности, инженерно-конструктивное решение. Символика и эстетика подкупольного пространства, степень его воздействия на представления об идеальном храмовом здании и византийский богослужебный обряд. Уникальные и тиражируемые элементы архитектурного образа Св. Софии.

Столичная архитектурная традиция. Ц-ви Сергия и Вакха (Константинополь) и Сан Витале (Равенна) как памятники столичной купольной архитектуры юстиниановского времени.

Купольные базилики 6-9 вв. (ц-ви Св. Апостолов, Св. Ирины, Каср-ибн-Вардан).

10. Византийский крестово-купольный храм.

Проблема генезиса крестово-купольного храма (преторий в Мусмии, «храм вне стен» в Русафе, сводчатые компартименты на галереях Св. Софии, крестообразные мавзолеи и мартирии 4-5 вв.). Ранние крестово-купольные храмы (Хосиос Давид и Св. София в Фессалонике). Конструктивная основа, планово-пространственные характеристики, сакральная символика отдельных зон интерьера.

Этапы типологического развития крестово-купольного храма: от юстиниановской эпохи к «тёмным векам». Строительство в столице и на периферии (Армения). Утверждение крестово-купольной архитектуры в столичной школе постиконоборческого времени.

Конструктивные и стилистические модификации (храм на 4 колоннах, свободный крест, купольные октагоны).

11. Система росписей византийского храма.

Цель и содержание настенной церковной живописи. Принципы построения живописных ансамблей доиконобороческого времени. Особенности размещения образов Христа и Богоматери в ранневизантийском церковном пространстве. Историческая и литургическая тематики.

Отбор и систематизация образов и тем для живописного декора постиконоборческого храма. Мозаики столичных храмов 9-10 вв. по письменным источникам (тексты патриарха Фотия и императора Льва). Индивидуальные и универсальные черты программы мозаического убранства Св. Софии.

Программные основы, главные компоненты и вехи развития монументальной церковной живописи в македонский и комниновский периоды. Литургическая и историко-топографическая символика храмового пространства. Росписи главы и подкупольной зоны, алтарной и боковых апсид, сводов рукавов креста. Византийский богослужебный обряд и его воздействие на содержательную основу храмового декора.

Новые темы и сюжеты в монументальном искусство палеологовского времени (прообразовательные циклы, связанные с Богоматерью, Акафист, церковный календарь).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.