Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Система бюджетного законодательства. Бюджетный кодекс РФ



Бюджетное законодательство РФ состоит из БК, федеральных законов о федеральном бюджете на соответствуйщий финансовый год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соотвествующий год, нормативно-правовых актов представительноых органов местного самоуправления о местных бюджетах на соот.год . Закон о бюджете принимается на финансовый год, вступает в силу со дня подписания и подлежит опубликованию после его принятия. БК РФ устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ. Президент РФ издает указы, регулирующие бюджетные правоотношения. Правительство РФ принимает нормативные правовые акты, которые будут регулировать б.правоотношения. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления ,принимают правовые акты , в пределах своей компетенции.Бюджетный кодекс Российской Федерации — кодифицированный нормативно-правовой акт, содержащий правила формирования и исполнения бюджетов всех уровней в Российской Федерации. Бюджетный кодекс Российской Федерации состоит из 5 частей, 28 глав (общей сложностью 307 статей).( Общие положения, БС РФ,Бюджетный процесс в РФ, ответственность за нарушение бюдж.закон-ва РФ,заключительные положения.)

 

5 Бюджетное право как подотрасль финансового права. Особенности бюджетных правоотношений.

Нормы права, регулирующие отношения, связанные с бюд­жетом и внебюджетными фондами, занимают центральное ме­сто в системе финансового права. Как подотрасль финансового права, бюджетное право есть совокупность правовых норм, ре­гулирующих финансовые отношения по поводу формирования, распределения и использования федерального, региональных и местных бюджетов. Бюд­жетный кодекс расширил прежнее понимание предмета бюджетного права и совершенно справедливо включил в него ком­плекс отношений по поводу формирования и расходования средств из государственных и муниципальных внебюджетных фондов.
Конкретно нормы бюджетного права устанавливают:основы бюджетного устройства;структуру бюджетной системы Российской Федерации;роль и компетенцию каждого структурного звена этой системы;объемы бюджетов и внебюджетных фондов на всех уров­нях;перечень, порядок и принципы формирования доходов и осуществления расходов, порядок их распределения между звеньями бюджетной системы;правовое положение субъектов бюджетного права.

данные нормы определяют бюджетный процесс, а именно — порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, а также составления и утверждения отче­тов об их исполнении.
В рамках бюджетного права можно также выделить матери­альные нормы права, содержащие количественные параметры прав и обязанностей субъектов бюджетных правоотношений, и процессуальные нормы права, определяющие порядок бюджет­ного процесса. Материальные нормы бюджетного права опреде­ляют в стоимостной форме состав доходов и направления рас­ходов каждого из уровней бюджета, механизм взаимоотношении между бюджетами и т.п. В процессе образования и расходования бюджетных средств у государства, субъектов Федерации, органов местного само­управления с физическими и юридическими лицами складываются определенные финансовые отношения, получившие назва­ние бюджетных правоотношений.
Бюджетные правоотношения реализуются в процессе бюд­жетной деятельности субъектов и представляют собой урегули­рованные нормами права отношения между субъектами по по­воду формирования бюджетных доходов, последующего распре­деления и расходования средств из бюджетов, а также внебюд­жетных фондов федерального, регионального и муниципального уровней.

Бюджетные правоотношения имеют сходные характеристики с финансовыми правоотношениями, но они имеют и свои отличительные особенности:

1. Они возникают в связи с образованием, распределением и использованием бюджета.

2. Они ежегодно возобновляются, так как реализуются в течение календарного (финансового) года.

3. Одной из сторон бюджетных правоотношений всегда является государство, государственные органы или органы местного самоуправления.

Объектом бюджетных правоотношений выступают действиясторон данного правоотношения, направленные либо на формирование Федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета), либо на его расходование в форме распределения, либо на организацию использования средств данного бюджета лицами, которым эти средства выделены. Некоторые авторы полагают, что объектом бюджетного правоотношения выступает сам бюджет как определенное материальное благо. Разночтения в данном случае объясняется спорностью вопроса о том, что является объектом правоотношения. Одни авторы считают, что объектом выступают определенные материальные блага, вторые – интересы субъектов правоотношения, третьи – действия (поведение) сторон, направленное на реализацию своего интереса, выраженного в получении определенного материального или нематериального блага.

До принятия Бюджетного кодекса РФ бюджетное законодательство рас­сматривалось как совокупность нормативных правовых актов, содержащих нормы бюджетного права. Важнейшими нормативными актами, регулирую­щими бюджетные отношения, были Законы и Указы Президента РФ, приня­тые в период 1991-1996 гг.

Речь идет о Законе РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюд­жетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. Законе РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной влас­ти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, ор­ганов местного самоуправления» от 15 апреля 1993 г., Федеральном законе «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15 августа 1996 г., Указе Президента РФ «О некоторых изменениях в налогообложении и взаи­моотношениях бюджетов различных уровней» от 22 декабря 1993 г. и др. Осо­бое место в регулировании бюджетных отношений занимали нормативные правовые акты, издаваемые Правительством РФ, правительствами республик в составе РФ, главами администраций других субъектов Федерации, органа­ми местного самоуправления. Значительную роль в регулировании бюджет­ных отношений играли нормативные правовые акты Министерства финан­сов РФ, министерств финансов субъектов РФ, финансовых органов других субъектов Федерации.

Все названные нормативные правовые акты составляли бюджетное законо­дательство. Бюджетный кодекс Российской Федерации* закрепил легальное определение бюджетного законодательства, которое по объему включаемых в него нормативных правовых актов значительно меньше того понятия бюд­жетного законодательства, о котором говорилось ранее. В соответствии со ст. 2 БК РФ бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из Бюд­жетного кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о фе­деральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуп­равления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих со­ответствующие бюджетные отношения.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.