Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб: Питер, 2001. — 352 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
ISBN 5-887-82294-5
Бэрон Роберт, Ричардсон Дебора
АГРЕССИЯ
2-е международное издание
Серия «Мастера психологии»
Перевели с английского С. Меленевская, Д. Викторова, С. Шпак
Главный редактор Е. Строганова
Зав. психологической редакцией А. Зайцев
Научный редактор А. Реан
Редакторы М. Шахтарина, И. Лунина, В. Попов
Художник обложки В. Шимкевич
Корректоры Л. Комарова, Г. Якушева
Оригинал-макет подготовила М. Шахтарина
ББК 88.6 УДК 159.9:612.821.3
Книга Роберта Бэрона и Деборы Ричардсон является первым учебным пособием в России по психологии агрессии. Исчерпывающий обзор теорий, разнообразие экспериментальных подходов, выводы и обобщения авторов представляют собой значительный вклад в сокровищницу психологической науки. Агрессия — одна из ключевых тем, которая живо интересует специалистов не только в различных областях психологии, но и социологов, работников правоохранительных органов, педагогов, философов — всех тех, кто профессионально занимается изучением природы человеческой агрессивности, агрессивного поведения, насилия.
Права на издание получены по соглашению с Plenum Press.
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме И какими бы то ни было средствами без письменного разрешения владельцев авторских прав.
ISBN 5-887-82294-5
ISBN 0-306-44445-8 (англ.)
ЗАО «Питер Бук». 196105, С.-Петербург, ул. Благодатная, 67. Лицензия ИД № 01940 от 05.06.00. Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции
ОК 005-93, том 2; 95 3000 - книги и брошюры. Подписано в печать 17.08.01. Формат 70х 100 1/16. Усл. п. л. 28,6. Доп. тираж 5000 экз. Заказ 369.
Отпечатано с готовых диапозитивов в ФГУП ордена Трудового Красного Знамени «Техническая книга» Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций
198005, Санкт-Петербург, Измайловский пр., 29.
(указанные в тексте номера страниц предшествуют странице)
Сандре, которая даже спустя пятнадцать лет еще подвигает меня совершать поступки, удивляющие меня самого.
Р. А. Б.
Всем особенным людям, которые — каждый по-своему — помогли мне понять, как важно различать, какая сила — любовь или власть — движет поступками.
Новые главы: представление основных тенденций.................................. 17
Включение множества новых тем: учет современных данных .................. 18
Включение материалов современных исследований: в ногу с научным прогрессом .............................................................................................. 19
Изменения в авторском составе............................................................ 19
Что осталось без изменений: то, что работает, остается в силе................... 19
Агрессия затрагивает реципиента, стремящегося избежать нападения ... 30
Враждебная агрессия в противоположность инструментальной агрессии 31
Противоположные теоретические направления в описании агрессии: инстинкт, побуждение или научение?........................................................32
Агрессия как инстинктивное поведение: врожденное стремление к смерти и разрушению............................................................................ 32
Агрессия как инстинктивное поведение: психоаналитический подход 33
Агрессия как инстинктивное поведение: взгляд на проблему с позиций эволюционного подхода........................................................34
Агрессия как инстинктивное поведение: итоги и выводы ................38
Агрессия как проявление побуждения: мотивация причинения ущерба
или вреда другим............................................................................38
Агрессивное побуждение: фрустрация и агрессия ..........................39
Агрессивные тенденции: теория посылов к агрессии Берковица ......43
Агрессивное возбуждение: теория переноса возбуждения Зильманна 45
Лабораторные наблюдения ..............................................................71
«Игровые» меры агрессии ...........................................................72
Измерение вербальной агрессии: когда слова (или оценки) ранят ... 74
Прямая физическая агрессия: вред без ущерба..............................77
Критические замечания относительно лабораторных методов изучения агрессии..............................................................................88
Заключение: каким образом исследователь выбирает метод и подход? . 89
Фрустрация: препятствия на пути к желаемому как предпосылка агрессии ...................................................................................................126
Свидетельства того, что фрустрация способствует агрессии ................126
Свидетельства того, что фрустрация не способствует агрессии............128
От фрустрации к агрессии: опосредующие факторы..........................130
Уровень фрустрации .................................................................130
Посылы к агрессии....................................................................131
Почему люди мстят........................................................................138
Месть как защита......................................................................139
Месть как способ не уронить свое достоинство в глазах других.....141
Характеристики объекта агрессии: пол и раса объекта как предпосылки агрессии............................................................................................142
Пол объекта агрессии.....................................................................142
Раса объекта агрессии....................................................................144
Подстрекательство со стороны окружающих как предпосылка агрессии ... 147
Приказ есть приказ: подчинение власти...........................................147
«Сторонний наблюдатель» наносит ответный удар: эффект присутствия
и поступков третьей стороны...........................................................151
Слова и поступки наблюдателей .................................................151
Присутствие и статус посторонних..............................................154
Воздействие загрязненного воздуха на агрессию...............................171
Продолжение саги про Билла и Диану.............................................173
Внешние посылы к агрессии как детерминанты агрессивного поведения ... 174
Индивидуальные характеристики как посылы к агрессии...................174
Предметы как зачинщики агрессии: заставляет ли курок нажать
на него?........................................................................................176
Масс-медиа как источник посылов к агрессии...................................178
Посылы к агрессии: заключительное замечание.................................181
Самоосознание: напоминания извне о том, кто мы и что мы из себя представляем ...........................................................................................182
Тревога и агрессия: страх социального неодобрения....................193
Предвзятая атрибуция враждебности: приписывание дурных намерений другим ............................................................................195
Раздражительность и эмоциональная чувствительность: бурная реакция на провокацию.................................................................197
Локус контроля: восприятие личного контроля и агрессия.............199
Модель поведения лиц, предрасположенных к коронарным заболеваниям, и агрессия: почему «А» в типе «А» может означать агрессию? ........................................................................................203
Чувство стыда и агрессия: от самонеприятия к враждебности и гневу ............................................................................................205
Личность и «нормальная агрессия»: некоторые заключительные
Насильники: абсолютно не контролирующие и чрезмерно контролирующие себя агрессоры............................................................................208
Абсолютно не контролирующие себя агрессоры: отсутствие сдерживающих начал...............................................................................209
Абсолютно не контролирующие себя агрессоры: некоторые предположения ...........................................................................................210
Чрезмерно контролирующие себя агрессоры: когда чрезмерная сдержанность становится опасной..........................................................211
Чрезмерно контролирующие себя агрессоры, абсолютно не контролирующие себя агрессоры и агрессия по отношению к женщинам:
близкий враг вновь наносит удар................................................213
Установки, система ценностей и агрессия..............................................215
Предрассудок и межрасовая агрессия..............................................216
Агрессия по отношению к «чужакам»: роль воображаемого конфликта.................................................................................................217
Система ценностей и агрессия: эффект от обращения к внутреннему
Гендер и агрессия: действительно ли мужчины и женщины и в этом отличаются друг от друга? И если это так, то почему? .................................220
Гендер и агрессия: мужчины и женщины как агрессоры.....................221
Гендер и агрессия: мужчины и женщины как объекты агрессии...........222
Первопричина гендерных различий в агрессии: генетика или социальные роли?.....................................................................................223
9. ПРЕВЕНТИВНЫЕ МЕРЫ И УПРАВЛЕНИЕ АГРЕССИЕЙ........286
Наказание: эффективное средство предупреждения агрессии?................288
Страх наказания: когда он «срабатывает», а когда нет.......................289
Как сильно разгневаны потенциальные агрессоры?.......................289
Получение выгоды посредством агрессии.....................................291
Сила и вероятность боязни возможного наказания........................292
Реальное наказание: чему оно учит?................................................293
Наказание и уголовное право: возможные парадоксы........................295
Катарсис: неужели «выход из себя» действительно помогает?................296
Разрядка напряжения с помощью агрессивных действий: когда страдания другого приводят к хорошему настроению..............................297
Эмоциональный катарсис: некоторые специфические условия........299
Катарсис и поведенческая агрессия: действительно ли насилие сегодня ведет к прощению завтра?..........................................................301
Воздействие моделей неагрессивного поведения: заразительное влияние сдержанности....................................................................................303
Влияние моделей неагрессивного поведения: примечание об относительной эффективности..................................................................306
Когнитивные методы контроля агрессии: атрибуции, смягчающие обстоятельства и оправдания........................................................................307
Атрибуции и агрессия: как ответ на вопрос «за что?» может повлиять
на ход агрессии.............................................................................308
Смягчающие обстоятельства: взаимозависимость эмоций и познания
в процессе управления агрессией.....................................................310
Извинения или оправдания: почему выгодно говорить «простите»......314
Индукция несовместимых реакций: эмпатия, юмор и умеренное сексуальное возбуждение как средства предотвращения человеческой агрессии ....316
Эмпатия: реакция на страдания других............................................317
Юмор и смех................................................................................319
Еще один вариант гипотезы несовместимых реакций: производственный конфликт.................322
Тренинг социальных умений: как научиться не создавать себе проблемы..........324
Управление человеческой агрессией: заключительный призыв к оптимизму ...............................................................................................326
Впервые представляемая на русском языке книга американских психологов Роберта Бэрона и Деборы Ричардсон является одним из наиболее значительных достижений мировой психологии в области изучения агрессии. В последнее время изучение проблемы агрессивного поведения человека стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира. На эту тему написано огромное множество статей и книг. В Европе и Америке регулярно проводятся международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблематике. И конечно, в данном случае речь идет не столько о научной моде, сколько о специфической реакции психологического сообщества на беспрецедентный рост агрессии и насилия в «цивилизованном» двадцатом веке. И эта реакция представляется нам вполне адекватной и своевременной. Пока трудно сказать, состоялся ли уже переход накопленного количества разнообразных данных и сделанных на их основании выводов в новое качество знания о феномене агрессии, приблизились ли мы к новому, более глубокому и непротиворечивому пониманию сущности агрессивного поведения человека. Бесспорно одно: все это колоссальное количество данных, полученных в ходе проведения многочисленных исследований по агрессии, — теоретических и экспериментальных, оригинальных и проверочно-репродуктивных — острейшим образом нуждается в систематизации и обобщении. Выполнение этой нелегкой работы и взяли на себя Р. Бэрон и Д. Ричардсон. С удовлетворением можно констатировать — удача сопутствовала им, успех очевиден.
Этот фундаментальный труд с полным основанием мог бы называться «Психология агрессивного поведения человека». Конечно, агрессия изучается далеко не только в психологии: ею занимаются биологи, этологи, социологи, юристы, используя свои специфические методы и подходы. Однако, как заметил выдающийся философ двадцатого века Бертран Рассел, проблема различий между любовью и ненавистью находится в ведении преимущественно психологии. Думаю, с этим трудно не согласиться. По крайней мере, сами психологи вряд ли захотят оспаривать эту мысль. Как бы то ни было, можно констатировать, что на сегодня наиболее впечатляющие результаты в изучении природы и механизмов агрессивного поведения человека достигнуты именно в психологической науке. В чем, собственно, несложно убедиться, ознакомившись с работой Р. Бэрона и Д. Ричардсон.