Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Судебные решения, подлежащие апелляционному и кассационному обжалованию: объекты обжалования 8 страница



Вместе с заявлением представляются:

1) свидетельство о рождении ребенка, а также паспорт ребенка (при его наличии);

2) вид на жительство или иной документ, подтверждающий проживание ребенка на территории Российской Федерации (при его наличии);

3) свидетельство об усыновлении;

4) документы, удостоверяющие личность и гражданство усыновителей или единственного усыновителя. Если один из усыновителей является лицом без гражданства - также документ этого усыновителя, удостоверяющий статус лица без гражданства.

Наличие у ребенка, родившегося до 1 июля 2002 г., гражданства Российской Федерации по рождению, а также наличие у ребенка, усыновленного (удочеренного) до 1 июля 2002 г., гражданства Российской Федерации оформляется полномочным органом по заявлению соответственно родителя или усыновителя.

Проверка обстоятельств, свидетельствующих о наличии

либо отсутствии российского гражданства

Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства установлено, что при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и т.п.), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка факта выдачи лицу такого документа на законных основаниях и соответствующих обстоятельств.

Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа с учетом требований Федерального закона. При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы в соответствующие органы по месту выдачи документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, или по месту жительства лица, а также в органы исполнительной власти и суд.

В таком запросе указываются:

1) сведения о лице, в том числе его место жительства на 6 февраля 1992 г. и позднее (страна, город или иной населенный пункт);

2) сведения о предъявленном лицом документе, удостоверяющем его личность (при наличии);

3) основания направления запроса и его содержание.

К запросу прилагаются документы (либо их копии) и материалы, имеющие отношение к делу.

После получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с соответствующим запросом. Лицу, у которого подтверждается наличие гражданства Российской Федерации, выдается соответствующий документ.

Лицу, состоявшему в гражданстве СССР, по его заявлению, составленному в произвольной форме, может быть выдана справка, подтверждающая отсутствие у него российского гражданства, если это лицо не приобрело гражданства Российской Федерации в соответствии с Законом о гражданстве 2002 г. либо не оформило его в соответствии с действовавшим до вступления указанного Закона в силу законодательством РФ о гражданстве.

7.3. Порядок принятия и исполнения решений по вопросам гражданства

В настоящее время порядок принятия и исполнения решений по вопросам гражданства регулируется Законом о гражданстве 2002 г. и Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства.

Согласно Закону о гражданстве решения по вопросам гражданства Российской Федерации в общем порядке принимаются Президентом РФ.

Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятие решений о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке осуществляется в срок до одного года со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.

Решения о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке принимаются:

1) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальными органами;

2) федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, находящимися за пределами Российской Федерации.

Рассмотрение заявлений по вопросам российского гражданства и принятие решений о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке осуществляются в срок до шести месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.

Решения по вопросам гражданства Российской Федерации оформляются в письменном виде с указанием оснований их принятия.

Лицо, в отношении которого принято решение по вопросам гражданства Российской Федерации, вправе вновь обратиться с заявлением по вопросам российского гражданства не ранее чем по истечении года после принятия предыдущего решения. При наличии обстоятельств, которые не были или не могли быть известны заявителю, повторное заявление может быть принято к рассмотрению без соблюдения этого срока.

Гражданство Российской Федерации приобретается:

1) по рождению - со дня рождения ребенка;

2) при усыновлении (удочерении) - со дня усыновления (удочерения) ребенка;

3) в остальных случаях - со дня принятия полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, соответствующего решения.

Гражданство Российской Федерации прекращается со дня принятия полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, соответствующего решения.

Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации и принявшие к рассмотрению заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, сообщают заинтересованным лицам о принятых решениях и выдают этим лицам соответствующие документы.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, осуществляют контроль за исполнением решений по вопросам гражданства Российской Федерации и информируют об этом Президента РФ.

Согласно Положению о порядке рассмотрения вопросов гражданства решение по указанным вопросам исполняется полномочным органом, принявшим заявление к рассмотрению. При изменении места жительства заявителем в период рассмотрения его заявления, подтвержденном документально, информация о принятом по его заявлению решении направляется полномочным органом, принявшим заявление к рассмотрению, в полномочный орган по новому месту жительства заявителя для исполнения решения.

О решении, принятом по заявлению об изменении гражданства в общем порядке, полномочный орган уведомляет заявителя в месячный срок со дня издания Президентом РФ соответствующего указа. О решении, принятом по заявлению об изменении гражданства в упрощенном порядке, полномочный орган уведомляет заявителя в месячный срок со дня принятия решения.

О решении, принятом по заявлению о приобретении гражданства Российской Федерации лица, имеющего иное гражданство, полномочный орган, исполняющий такое решение, информирует соответствующее дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации либо полномочный орган соответствующего иностранного государства путем направления уведомления в произвольной форме, содержащего основания принятия решения.

Лицу, достигшему возраста 14 лет и приобретшему гражданство Российской Федерации, выдается паспорт гражданина Российской Федерации.

Сведения о ребенке в возрасте до 14 лет, приобретшем российское гражданство и проживающем за пределами Российской Федерации, вносятся в заграничный паспорт родителя (паспорта родителей), состоящего (состоящих) в гражданстве Российской Федерации. По просьбе родителя такому ребенку может быть также оформлен паспорт гражданина Российской Федерации.

Ребенку в возрасте до 14 лет, приобретшему гражданство Российской Федерации и проживающему на территории Российской Федерации, выдается вкладыш в свидетельство о рождении, подтверждающий наличие у ребенка российского гражданства. Форма вкладыша утверждается Правительством РФ.

Лицу, которому разрешен выход из российского гражданства, в том числе ребенку, выдается справка о прекращении гражданства Российской Федерации. Справка оформляется на бланке полномочного органа, исполняющего решения по заявлению о выходе из гражданства Российской Федерации, и подписывается руководителем или иным должностным лицом этого полномочного органа (с указанием своей должности). На справке проставляется гербовая печать полномочного органа.

Паспорт гражданина Российской Федерации, заграничный паспорт и вкладыш в свидетельство о рождении (при их наличии) лица, которому разрешен выход из гражданства Российской Федерации, подлежат изъятию.

Сведения о ребенке, которому разрешен выход из гражданства Российской Федерации, содержащиеся в паспорте его родителя, сохраняющего гражданство Российской Федерации, аннулируются.

Лицу, проживающему на территории Российской Федерации, у которого прекращено гражданство Российской Федерации, выдается вид на жительство иностранного гражданина или лица без гражданства.

Заявления, представляемые вместе с ними документы, а также иные относящиеся к делу материалы хранятся в соответствующих полномочных органах в течение пяти лет со дня принятия решения по заявлениям, после чего они подлежат сдаче в архив в установленном порядке.

Порядок отмены решений по вопросам гражданства

Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства регламентирует также порядок отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации. Эти решения отменяются в случае установления в судебном порядке факта использования заявителями подложных документов или сообщения ими заведомо ложных сведений, на основании которых принималось соответствующее решение.

Отмена решения по вопросам гражданства Российской Федерации осуществляется указом Президента РФ или оформляется заключением иного полномочного органа, принявшего указанное решение, либо заключением вышестоящего полномочного органа.

В случае отмены решения по вопросам гражданства Российской Федерации полномочный орган обязан принять меры к изъятию документов, выданных ранее в соответствии с этим решением.

При отмене решения о приобретении гражданства Российской Федерации лицу, проживающему на территории Российской Федерации, выдается вид на жительство лица без гражданства или вид на жительство иностранного гражданина.

При отмене решения о выходе из гражданства Российской Федерации у лица изымается справка о выходе из гражданства Российской Федерации и выдается паспорт гражданина Российской Федерации.

8. Обжалование решений по вопросам гражданства и

разрешение споров

8.1. Обжалование решений по вопросам гражданства

Закон о гражданстве 2002 г. предусматривает возможность обжалования как решений по вопросам гражданства Российской Федерации, так и действий должностных лиц полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации.

Решение полномочного органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации, об отклонении заявления по вопросам гражданства Российской Федерации может быть обжаловано в суд (ст. 39 Закона о гражданстве 2002 г.). Полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, являются согласно названному Закону (ст. 28) Президент РФ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы, а также федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации. Следовательно, решения всех этих органов об отклонении заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации без каких-либо исключений могут быть обжалованы в суд в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Этот порядок установлен Законом РФ от 27.04.1993 N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". Согласно названному Закону (ст. 4) жалоба подается по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения органа, действия которого обжалуются.

В ст. 40 Закона о гражданстве 2002 г. указывается, что отказ в рассмотрении заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, иные нарушающие порядок производства по делам о гражданстве Российской Федерации и порядок исполнения решений по вопросам гражданства Российской Федерации действия должностных лиц полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, могут быть обжалованы вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо в суд.

Закон РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" устанавливает (ст. 4), что гражданин вправе обращаться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, должностному лицу, государственному служащему. Вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностное лицо обязаны рассматривать жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

В нашей стране сложилась определенная практика по обжалованию решений по вопросам гражданства и действий должностных лиц полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации. В связи с реализацией гражданами своих прав и свобод, сложилась и судебная практика обжалования решений по вопросам гражданства.

В мае 1996 г. Конституционный Суд РФ рассмотрел дело о проверке конституционности п. "г" ст. 18 Закона о гражданстве 1991 г. Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба на нарушение конституционных прав заявителя этой статьей, регулирующей вопросы приобретения гражданства в порядке регистрации, п. "г" которой был применен при разрешении исковых требований заявителя.

Конституционный Суд РФ признал не соответствующим Конституции п. "г" ст. 18 Закона о гражданстве 1991 г. в части, распространяющей правило о приобретении гражданства Российской Федерации путем регистрации на лиц, которые:

1) родились на территории, входившей на момент их рождения в состав территории Российской Федерации;

2) являлись гражданами бывшего СССР;

3) не изъявили свободно своего желания прекратить принадлежность к гражданству Российской Федерации;

4) выехали ранее на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, но в пределах бывшего СССР;

5) не являются гражданами других государств, входивших в состав бывшего СССР;

6) впоследствии вернулись на постоянное жительство в пределы Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ признал, что п. "г" ст. 18 Закона о гражданстве Российской Федерации противоречит в указанной части Конституции, поскольку неопределенность содержания этой нормы и ее понимание в правоприменительной практике не исключают распространения процедуры приобретения российского гражданства в порядке регистрации на лиц, состоявших в силу ч. 2 ст. 13 Закона о гражданстве 1991 г. в гражданстве Российской Федерации по рождению.

Суд установил, что акты или их отдельные положения, в которых отражено неконституционное понимание п. "г" ст. 18 Закона о гражданстве 1991 г., утрачивают силу и не подлежат применению, а дело заявителя, разрешенное на основании ст. 18 Закона о гражданстве 1991 г., подлежит пересмотру.

Как показывает судебная практика, основная масса исков по вопросам гражданства адресуется территориальным органам внутренних дел.

1. 23 сентября 2002 г. Орехово-Зуевский районный суд Московской области, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе на действия управления паспортно-визовой службы ГУВД Московской области и УВД г. Орехово-Зуево, установил: заявители мотивировали свои требования тем, что в апреле 1999 г. обратились в паспортно-визовую службу г. Орехово-Зуево с заявлением об оформлении гражданства Российской Федерации на основании Закона о гражданстве 1991 г., так как являются лицами без гражданства, но более пяти лет (на момент обращения с таким заявлением) проживали на территории Российской Федерации и имеют в г. Орехово-Зуево постоянное место жительства и регистрацию. Они указали, что ранее неоднократно обращались в органы паспортно-визовой службы за результатами рассмотрения ходатайств о приобретении гражданства Российской Федерации, однако должностные лица этих органов в устной форме предлагали подождать, не объясняя причин и не давая письменных ответов. В мае 2001 г. им было предложено оформить вторично документы для приобретения гражданства, что заявителями и было сделано. Однако до июня 2002 г. никаких сведений о результатах рассмотрения ходатайств о приеме в гражданство Российской Федерации они не получали.

Письмом от 19 июля 2002 г. отдел паспортно-визовой службы ОВД г. Орехово-Зуево сообщил об оставлении документов и ходатайств без рассмотрения со ссылкой на новый Закон о гражданстве, вступивший в силу с 1 июля 2002 г.

Считая действия вышеуказанных органов паспортно-визовой службы неправомерными, заявители просили удовлетворить жалобу и признать за ними гражданство Российской Федерации, а также обязать органы паспортно-визовой службы выдать им паспорта граждан Российской Федерации.

В судебном заседании заявители свои требования поддержали.

Так, одна из заявительниц указала, что проживает в г. Орехово-Зуево с 1994 г. по настоящее время, никуда не выезжала, с 1995 г. была зарегистрирована по указанному в заявлении адресу. Заявлений о приобретении гражданства другого государства не подавала, надеялась на свое временное рассмотрение ее ходатайства о приобретении российского гражданства, так как все документы были оформлены и сданы в паспортно-визовую службу. Ранее состояла в гражданстве бывшего СССР, имеет сына, который проживает в г. Орехово-Зуево и является гражданином Российской Федерации.

Другая заявительница также поддержала свое требование и пояснила, что с сентября 1993 г. проживает в г. Орехово-Зуево и с этого времени работает в городской больнице. Она также никуда не выезжала и с заявлением о приобретении гражданства другого государства не обращалась.

Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, оценив все представленные доказательства, нашел жалобу подлежащей удовлетворению.

В соответствии со ст. 44 Закона о гражданстве 2002 г. прежний Закон о гражданстве утратил свою силу за исключением п. "а" - "в" ст. 18, ч. 3 ст. 19, ст. 20 и 41, которые предусматривают более льготный по сравнению с действующим Законом порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации лицами, заявления которых по вопросам российского гражданства приняты к рассмотрению до вступления в силу нового закона. В данном случае заявления были поданы до вступления в силу нового Закона. В соответствии с Законом о гражданстве 1991 г. срок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства не должен превышать шести месяцев, а ходатайств - девяти месяцев; в данном случае сроки рассмотрения соблюдены не были.

Исходя из вышеизложенного, суд счел доводы жалобы заслуживающими внимания и поэтому решил жалобу удовлетворить. Он признал за заявителями гражданство Российской Федерации в порядке ст. 19 Закона о гражданстве 1991 г. и обязал Управление паспортно-визовой службы ГУВД Московской области через паспортно-визовую службу УВД г. Орехово-Зуево выдать им паспорта граждан Российской Федерации.

2. Заявитель обратился в Химкинский городской суд Московской области с жалобой на неправомерные действия должностного лица - начальника отдела паспортно-визовой службы, выразившиеся в отказе в регистрации его по месту жительства дочери и признании российского гражданства.

В обоснование жалобы заявитель указал, что 11 сентября 2000 г. подал в отдел паспортно-визовой службы заявление о регистрации его по месту жительства дочери, приложив все необходимые документы. Постановлением главы администрации Химкинского района от 11 октября 2000 г. утверждено решение комитета по жилищным вопросам о его регистрации по месту жительства дочери. Однако 31 октября 2000 г. начальником отдела паспортно-визовой службы все документы ему были возвращены со ссылкой на изменение порядка регистрации. Целью его приезда в Россию было также получение российского гражданства путем регистрации по заявлению, поскольку он урожденный россиянин. Однако на его неоднократные письменные заявления об оформлении документов о гражданстве им получен письменный немотивированный отказ.

На основании ч. 1 ст. 27 Конституции, Закона о праве граждан на свободу передвижения, ст. 13 Закона о гражданстве 1991 г. суд 29 августа 2001 г. решил: жалобу заявителя удовлетворить, обязать отдел паспортно-визовой службы Химкинского УВД оформить получение заявителем российского гражданства путем признания, а также зарегистрировать заявителя по месту жительства его дочери.

3. Заявитель обратился в Рузский районный суд Московской области с жалобой на отказ отдела паспортно-визовой службы выдать ему вкладыш, свидетельствующий о принадлежности к гражданству Российской Федерации, по тем основаниям, что он зарегистрирован постоянно на территории Российской Федерации с 5 марта 1998 г., а согласно Закону о гражданстве 1991 г. гражданами Российской Федерации признаются лица, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на 6 февраля 1992 г.

Суд счел жалобу подлежащей удовлетворению по следующим причинам.

В соответствии с п. "а" ч. 1 ст. 12, ч. 1 ст. 13 Закона о гражданстве 1991 г. гражданство Российской Федерации приобретается в результате его признания. Лица, родившиеся 30 декабря 1922 г. и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если они родились на территории Российской Федерации. Данные лица, состоящие в российском гражданстве с момента рождения, в силу ч. 3 ст. 6 Конституции не могут считаться лишившимися этого гражданства, если только не утратили его по собственному желанию.

Закон устанавливает единый порядок приобретения российского гражданства как для первой, так и для второй категории граждан, а именно путем признания. Согласно ст. 13 Закона о гражданстве 1991 г. и разделу 2 действовавшего в то время Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 10 апреля 1992 г. N 386, признание принадлежности к гражданству Российской Федерации не требует ни каких-либо действий со стороны граждан, ни выполнения по этому вопросу какого бы то ни было решения государственными органами. При признании бывших граждан СССР гражданами Российской Федерации на основании ст. 13 Закона о гражданстве 1991 г. они считаются состоящими в российском государстве с момента первоначального приобретения ими гражданства СССР.

Заявитель является бывшим гражданином СССР и поэтому считается состоящим в российском гражданстве с момента первоначального приобретения им гражданства СССР по рождению, независимо от времени его возвращения в Российскую Федерацию.

4. Заявительница обратилась в Дмитровский городской суд Московской области с заявлением об установлении юридического факта ее проживания в России с 1987 г., необходимого для оформления гражданства.

Суд установил, что она временно с 1984 г. была зарегистрирована и проживала у бабушки и обучалась сначала в школе, затем в техникуме. С 1997 г. имеет постоянную прописку.

На основании изложенного суд решил установить юридический факт проживания заявительницы в России с 1987 г.

5. В июне 1992 г. в Конституционный Суд РФ поступило заявление инвалида Великой Отечественной войны, выехавшего на постоянное жительство в Израиль 28 января 1991 г., в котором он жаловался на то, что, несмотря на положения ст. 20 Закона о гражданстве 1991 г. о восстановлении российского гражданства и его неоднократные обращения к властям России и в посольство России в Израиле, он не мог возвратить российское гражданство. Как известно, ч. 2 ст. 20 Закона о гражданстве 1991 г. устанавливала: "Бывшие граждане РСФСР, лишенные гражданства без их свободного волеизъявления на основании утратившего силу Указа Президиума Верховного Совета СССР от 17 февраля 1967 г. либо на основании иных Указов Президиума Верховного Совета СССР, считаются восстановленными в гражданстве РСФСР, если они не заявят об отказе от гражданства РСФСР".

Таким образом, по Закону о гражданстве 1991 г. для выдачи паспорта лицу, восстановленному в гражданстве РСФСР по указанным в ч. 2 ст. 20 Закона основаниям, выдвигается только одно условие: лицо не отказывается от гражданства РСФСР.

Хождения заявителя объяснялись требованиями п. 9 действовавшего в то время Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 10 апреля 1992 г. N 386. В абз. 1 этого пункта содержалось указание о том, что лица, считающиеся восстановленными в российском гражданстве в соответствии с ч. 2 ст. 20 Закона о гражданстве 1991 г. и постоянно проживающие за пределами Российской Федерации, представляют в консульское учреждение для получения паспорта заявление и документы, подтверждающие их принадлежность к этой группе лиц (например, выданная до 1 июля 1991 г. виза на выезд в Израиль) и прекращение или отсутствие иного гражданства.

Требование представить документы, подтверждающие прекращение или отсутствие иного гражданства, противоречило указанной статье Закона о гражданстве 1991 г. и фактически являлось корректировкой Закона, меняющей его содержание.

В связи с трудностями общения с заявителем нельзя было оформить дело по его личной жалобе. Поэтому было использовано предоставленное Конституционному Суду РСФСР в порядке ст. 55 Закона о Конституционном Суде РСФСР право своим представлением обратить внимание компетентных органов и должностных лиц на выявленные нарушения российской Конституции, законодательства РФ. На основании этой статьи Президенту РСФСР было направлено представление Конституционного Суда РСФСР, в котором ставился вопрос о приведении п. 9 упомянутого Положения в соответствие с требованием ст. 36 Конституции РСФСР 1978 г. и ст. 20 Закона о гражданстве 1991 г.

Допущенное нарушение было устранено в новой редакции действовавшего ранее Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. Этот вопрос был освещен в п. 10, согласно которому бывшие граждане Российской Федерации, т.е. граждане бывшего СССР, проживавшие на территории России непосредственно перед выездом на постоянное жительство за пределы бывшего СССР до введения в действие указанного Закона, считающиеся восстановленными в гражданстве Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 20 Закона о гражданстве 1991 г., представляют в органы внутренних дел или консульские учреждения по месту жительства для получения паспорта:

1) заявления с изложением известных заявителю обстоятельств, вызвавших лишение или утрату гражданства;

2) документ, подтверждающий постоянное проживание на территории России непосредственно перед выездом за пределы бывшего СССР, заверенную копию свидетельства о рождении на территории России.

В случае необходимости сведения о лишении гражданства или утрате гражданства заявителями без их свободного волеизъявления могут быть запрошены в МИД России, МВД России или ФСБ России.

8.2. Разрешение споров о гражданстве

В ст. 41 Закона о гражданстве 2002 г. указывается, что споры между родителями, между родителями и опекунами или попечителями о гражданстве ребенка или недееспособного лица разрешаются в судебном порядке, исходя из интересов ребенка или недееспособного лица.

Споры между родителями могут возникать в тех случаях, когда решается вопрос о гражданстве ребенка при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации одним из его родителей (ст. 25 Закона о гражданстве 2002 г.), если при этом требуется заявление обоих его родителей.

Такое заявление требуется, как уже отмечалось, для приобретения российского гражданства ребенком, проживающим за пределами Российской Федерации, если один из его родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации (ч. 2 ст. 25); ребенком, если один из его родителей, приобретающий гражданство Российской Федерации, является лицом без гражданства, а другой родитель имеет иное гражданство (ч. 4 ст. 25). Оно также требуется для прекращения гражданства Российской Федерации ребенка одновременно с прекращением гражданства Российской Федерации одного из его родителей при условии, что ребенок не станет в результате прекращения гражданства Российской Федерации лицом без гражданства (ч. 5 ст. 25).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.