1. Курсовые работыпо административному праву пишут студенты Интитутов МЧП, Банковского права и Адвокатуры по выбору.
2. Примерная тематика курсовых и дипломных работ по административному праву составлена с учетом уровня теоретической подготовки студентов.
Написание курсовой работы по административному праву дает возможность глубоко изучить определенную, интересующую автора учебно-научную проблему, раскрыть ее содержание и тем существенно повысить уровень своей теоретической и правовой подготовки.
Учитывая многообразие сфер и отраслей государственного управления, кафедра предложила широкий перечень тем, фактически отражающий содержание всего курса «Административное право». Студенту предоставлена возможность самостоятельно избрать любую тему, соответствующую личному научно-творческому интересу.
3. Избрав тему курсовой работы, необходимо внимательно изучить соответствующий раздел учебника, после чего, пользуясь данным сборником и другими источниками, самостоятельно выявить относящиеся к теме правовые акты, в том числе новейшие, и литературу, внимательно ознакомиться с их содержанием и на этой основе составить план курсовой работы, который следует согласовать со своим научным руководителем.
4. Курсовая работа должна иметь четкую внутреннюю структуру и правильное оформление.
Структура курсовой работы включает:
1) план, в котором последовательно указываются номера, названия глав или параграфов, раскрывающих общее содержание темы;
2) краткое введение, в котором определяются цель и задачи разработки данной темы, показывается ее актуальность;
3) основное содержание — текст курсовой работы, разделенный на главы или параграфы: внутри текста должен быть повторен номер и заголовок каждой главы или параграфа, указанные в плане; в конце текста необходимо сформулировать заключение;
4) перечень использованных нормативных актов и список литературы. При этом должны соблюдаться общепринятые правила библиографического описания источников.
Объем курсовой работы – 20-25 страниц машинописного текста, напечатанного через 1,5 интервала.
Важное значение имеет правильное оформление титульного листа. На нем должны быть указаны полные наименования темы, учебной дисциплины, по которой выполнена работа; фамилия, имя, отчество студента; номер учебной группы, курс, факультет; фамилия преподавателя — научного руководителя.
Текст курсовой работы должен иметь сплошную нумерацию страниц. На каждой странице должны быть оставлены поля для пометок рецензента. На последней странице после перечисления правовых актов и списка литературы студент ставит свою подпись и указывает дату. Это позволяет рецензенту видеть, учтены ли автором новейшие правовые акты и литературные источники.
5. Главным требованием к написанию курсовой работы является обеспечение достаточного научно-теоретического и правового уровня разработки и освещения избранной темы.
Это возможно только на базе глубокого изучения относящихся к теме действующих правовых актов, а также учебной и научной литературы, статей в журналах и газетах. Сейчас много публикуется аналитических материалов.
Написание курсовой работы — это самостоятельное учебно-научное творческое освещение вопросов темы. Завершенная курсовая работа — отчетливый показатель степени и глубины освоения автором сути и содержания рассмотренной проблемы.
6. Курсовую работу студент обязан представить методисту не позднее, чем за месяц доначала экзаменационной сессии. Это требование предусмотрено планом межсессионной работы студентов, утвержденным проректором МГЮА.
7. Рецензирование курсовой работы имеет своей целью проверить, насколько полно разработана тема, использованы ли нормативно-правовые акты и специальная литература, а также материалы практики. При этом обращается внимание на степень творческой самостоятельности автора в освещении вопросов темы, умение формулировать и обосновывать выводы; оцениваются грамотность и стиль изложения текста; проверяется наличие ссылок на использованные источники в случаях, когда из них дословно выписываются определения, фрагменты текста (без ссылок заимствование не разрешается).
8. К защите допускаются курсовые работы, в целом отвечающие предъявляемым требованиям. Автор такой работы уясняет замечания, знакомится с ними и рекомендациями рецензента и с учетом этого готовится к защите работы в установленном порядке: в часы еженедельных консультаций научного руководителя-преподавателя, что предпочтительнее, в крайнем случае — во время экзаменационной сессии вместе со своей группой. При этом авторы курсовых работ должны быть готовы ответить на все относящиеся к теме вопросы, в том числе сообщить, в какой мере учтены замечания рецензента, реализованы его рекомендации.
По итогам защиты курсовая работа оценивается по пятибалльной системе. Соответствующая оценка указывается преподавателем в рецензии и ставится в зачетную книжку студента. Рецензия с оценкой сдается методисту и хранится в личном деле студента.
9. Неудовлетворительно оценивается курсовая работа, не отвечающая предъявляемым требованиям: тема не раскрыта; новейшие действующие правовые акты и специальная литература не использованы; план курсовой работы, системность и стиль изложения оставляют желать лучшего; перечень использованных правовых актов и список литературы, который должен быть в конце курсовой работы, отсутствует либо наспех составлен без соблюдения правил библиографического описания источников и т.д. Такая курсовая работа подлежит переработке с учетом требований и рекомендаций преподавателя, а также повторному представлению на рецензию.
Бесспорно, отрицательно оцениваются «работы», списанные у своих коллег, а также заимствованные «компьютерные вариации».
10. Студенты, не сдавшие своевременно курсовые работы или получившие на защите неудовлетворительную оценку, к сдаче экзамена(ов) не допускаются.
Примерная тематика курсовых и дипломных работ по Административному праву
Темы курсовых работ по первой части курса: «Основные институты административного права»
1. Общее понятие управления, его системность и характерные черты.
2. Социальное управление, его понятие, характерные черты и виды. Место государственного управления в системе социального управления.
3. Государственное управление, его общее понятие и виды.
4. Исполнительная власть, ее понятие, признаки, функции и место в системе разделения властей.
5. Государственное управление и исполнительная власть, их сущность и соотношение.
6. Функции государственного управления: их понятие и виды.
7. Федерализм в государственном управлении.
8. Принципы государственно-управленческой деятельности как условие реализации исполнительной власти.
9. Предмет административного права.
10. Метод административного права.
11. Принципы административного права.
12. Административно-правовые нормы: их понятие, особенности, структура и виды.
13. Административно-правовые отношения: их понятие, особенности и виды; основания возникновения, изменения и прекращения.
14. Источники административного права, их понятие и виды.
15. Систематизация и кодификация административного права.
16. Понятие и система субъектов административного права. Индивидуальные и коллективные субъекты.
17. Административно-правовой статус гражданина и его взаимоотношения с исполнительной властью.
18. Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан.
19. Административно-правовой статус общественных объединений.
20. Административно-правовой статус коммерческих организаций.
21. Административно-правовой статус некоммерческих организаций.
22. Административно-правовое регулирование индивидуальной предпринимательской деятельности.
23. Основы административно-правового статуса государственных предприятий и учреждений.
24. Органы исполнительной власти, понятие, система и правовое положение.
25. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти. Полномочные представители Президента в федеральных округах.
26. Совет Безопасности РФ, его правовой статус и взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти.
27. Администрация Президента РФ, ее административно-правовой статус и взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти.
28. О вертикали исполнительной власти и единстве правового пространства Российской Федерации.
29. Правительство Российской Федерации: порядок образования, состав, функции и полномочия как высшего органа исполнительной власти.
30. Система и структура федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации.
31. Правовое положение федерального министерства, федеральной службы и федерального агентства.
32. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
33. Организация государственного управления в городе Москве.
34. Исполнительные органы в системе местного самоуправления и их взаимодействие с органами исполнительной власти.
35. Административно-правовые формы реализации исполнительной власти: понятие, виды.
36. Правовые акты управления: порядок их подготовки, принятия, опубликования, вступления в силу и прекращения действия.
37. Правовые акты управления: понятие, виды, действие во времени, пространстве и по кругу лиц.
38. Государственная служба: понятие, система, виды. Принципы построения и функционирования системы государственной службы.
39. Государственный служащий: виды и административно-правовой статус.
40. Государственные должности и должности государственной службы: особенности, виды, соотношение.
41. Административно-правовое регулирование прохождения государственной службы.
42. Поощрение и ответственность государственных служащих.
43. Государственные награды: система, статуты и порядок награждения.
44. Административно-правовые методы управленческой деятельности, их понятие, виды.
45. Административно-правовая природа регистрации, разрешения, лицензирования, технического регулирования.
46. Административное принуждение: понятие и виды.
47. Административно-предупредительные меры воздействия: понятие и виды.
48. Меры административного пресечения: понятие и виды.
49. Административная ответственность, ее понятие, характерные черты и основания; субъекты административной ответственности.
50. Административное правонарушение: понятие, признаки, юридический состав.
51. Административная ответственность юридических лиц.
52. Административная и дисциплинарная ответственность, их понятие и соотношение.
53. Производство по делам об административных правонарушениях.
54. Административные наказания: понятие, виды и порядок применения.
55. Система и компетенция органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных нарушениях.
56. Административный процесс: понятие и виды.
57. Административно-процедурное производство: сущность и виды.
58. Административная юрисдикция: понятие, структура и виды.
59. Способы обеспечения законности в сфере исполнительной власти.
60. Жалобы и заявления граждан: их понятие и роль в обеспечении законности.
61. Государственный контроль, его понятие, виды и функции.
62. Административный надзор: понятие, виды; система государственных инспекций.
63. Судебный контроль в сфере исполнительной власти.
64. Общий надзор органов прокуратуры: понятие, содержание и акты прокурорского реагирования.
Темы курсовых работ по второй части курса: «Административно-правовая организация государственного управления»
1. Экономическая деятельность как объект государственного управления и административно-правового регулирования; система и компетенция органов — субъектов государственного управления в сфере экономики.
2. Основные направления и содержание административно-правового воздействия на экономическую (хозяйственную) деятельность.
3. Антимонопольное законодательство и государственный контроль за его исполнением в сфере экономики.
4. Государственная поддержка предпринимательства: сущность и содержание.
5. Административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности.
6. Государственное имущество и управление им.
7. Акционерные общества: понятие, цели и административно-правовой статус.
8. Стандартизация, метрология, сертификация и статистика в сфере государственного управления экономикой.
9. Защита прав потребителей: административно-правовые гарантии.
10. Административно-правовые меры обеспечения промышленной и радиационной безопасности населения и объектов экономики.
11. Организационно-правовые формы управления промышленностью.
12. Государственный заказ (административно-правовые вопросы).
13. Организация управления энергетическим комплексом.
14. Организационно-правовые формы управления сельским хозяйством.