Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

роль подкрепления и подражания



 

Конкретные механизмы, содействующие освоению агрессивных сценариев поведения, исследовались по отношению к двум общим принципам научения:

- инструментальной обусловленности и

- моделированию.

 

В отличие от тех, кто считает агрессию врожденным свойством человеческой природы, сторонники теории научения подчеркивают, что агрессивное поведение в значительной степени порождается «обучением», т. с. приобретается посредством процессов научения, как и большинство других форм социального поведения (например, Bandura, 1983).

Исследования, пытающиеся провести различие между агрессией как потребностью и агрессией как реакцией, приобретенной в научении, часто обращаются к явлению катарсиса (освобождения от эмоции путем сильного ее переживания). Если агрессия — потребность, то выражение агрессии должно служить катарсисом, приводя к ослаблению силы агрессивных чувств и прекращению соответствующих действий (подобно тому как прием пищи ведет к уменьшению голода и прекращению связанных с ним действий). С другой стороны, если агрессия — приобретенная реакция, выражение агрессии может приводить к усилению таких действий (если агрессия подкрепляется). В настоящее время данные говорят в пользу того, что агрессия — приобретенная реакция.

 

Психологи провели множество лабораторных исследований, чтобы определить, ослабляется ли агрессия после того, как она была частично выражена. Исследования детей показывают, что участие в агрессивных действиях либо усиливает агрессивное поведение, либо оставляет его на том же уровне. Эксперименты со взрослыми дают сходные результаты. Когда студентам колледжа давали возможность неоднократно бить током другого человека (который не мог ответить), они становились все большими карателями. Злые испытуемые после успешных нападок становятся даже еще более карательными, чем незлые. Если бы проявление агрессии приносило освобождение от нее, то у злых испытуемых их агрессивная потребность должна была бы ослабляться, и чем больше бы они выражали агрессию, тем меньшими карателями становились бы (Green & Quanty, 1977; Berkowitz, 1965).

Некоторые данные о катарсисе взяты из реальной жизни. В одном случае уволенных работников аэрокосмической промышленности из Калифорнии сначала устно опросили о том, что они чувствуют по отношению к своим компаниям и начальникам, а затем попросили изложить свои чувства письменно. Если бы агрессия обладала свойством катарсиса, то люди, выразившие много гнева в устном интервью, в письменных отчетах высказали бы его меньше. Результаты, однако, показали иное: люди, зло говорившие в беседе, в своих отчетах выражали злость еще больше. В другом исследовании анализировалась связь между враждебностью страны (в отношений соседних стран) и видами культивируемых в ней спортивных игр. Обнаружилось, что более воинственные культуры предпочитают более воинственные игры. Опять-таки агрессия питает агрессию, а не рассеивает ее (Ebbessen, Duncan & Konecni, 1975).

Было показано, что и инструментальная обусловленность, то есть обучение через подкрепление и наказание, и моделирование — обучение через наблюдение за моделями, являются мощными механизмами освоения и осуществления агрессивного поведения. В зависимости от того, насколько индивиды вознаграждаются за агрессивное поведение, повышается вероятность того, что в будущем будет обнаруживаться аналогичное пли сходное поведение.

Например, если ребенок осознает, что может взять верх в споре со сверстником, повалив его на землю, успешный исход такого поведения приведет к тому, что, если снова возникает подобная ситуация, ребенок будет реагировать агрессивно.

 

Агрессия, подобно другим приобретенным реакциям, чувствительна к подкреплению. В ряде исследований показано, что дети с большей вероятностью проявляют агрессивные реакции, которым они научились, если такие их действия подкрепляются или если они наблюдают, что агрессивные модели подкрепляются.

 

Иной способ освоения агрессивного поведения заключается в наблюдении за другими людьми, которые ведут себя агрессивным образом.

Альберт Бандура (e.g. Bandura, 1973) выдвинул теорию социального научения, согласно которой почти всему, чему человек учится, он учится в социальном контексте, то есть в окружении других людей. Он полагал, что ребенок учится вести себя агрессивно, когда видит такое поведение у взрослого. Он называл это научением посредством наблюдения.

В классическом исследовании Бандуры и др. (Bandura et al., 1963) детям демонстрировали фильмы, где двое взрослых людей вели себя агрессивным или неагрессивным образом по отношению к большой надувной кукле.

Бандура и его коллеги (Bandura, Ross & Ross, 1963) провели следующий эксперимент, ставший классическим. Детям показывали один из двух фильмов. В первом женщина-«модель» вела себя агрессивно по отношению к надувному клоуну (кукле Бобо): била его и садилась на него. Во втором она вела себя по отношению к той же кукле неагрессивно. Когда вслед за фильмом детям давали возможность играть с такой же куклой, те из них, которые наблюдали агрессивное поведение модели, проявляли по отношению к кукле более агрессивное поведение, нежели те, которые наблюдали неагрессивную модель.

Однако некоторые дети из первой группы также вели себя неагрессивно по отношению к Бобо.

Эксперимент был расширен включением в него двух фильмов с разными моделями агрессии (в одном взрослый вел себя агрессивно в отношении куклы, а в другом то же самое агрессивное поведение демонстрировал мультфильмовский персонаж). Результаты были одинаково удивительными. Дети, смотревшие любой из двух фильмов, вели себя в отношении куклы так же агрессивно, как и дети, наблюдавшие агрессию живой модели.

Обязательно ли зрелище взрослого, избивающего куклу, подтолкнет ребенка к подражанию? Бандура отвечает отрицательно (Bandura, 1965). В эксперименте некоторым детям показывали фильм, где взрослый сначала бил надувного клоуна, а потом к нему подходил другой взрослый и просил его больше так не делать. Эти дети вели себя неагрессивно после просмотра, так как увидели, что насилие может быть наказано.

 

Полученные результаты говорят о том, что наблюдение за моделью, которая имеет на человека большое влияние (например, за личностью, имеющей высокий статус или уровень компетентности, известной моделью или популярным телевизионным героем), может привести к освоению наблюдаемого поведения, даже если поведение модели не получило никакого подкрепления. Для предсказания того, будет ли освоенное поведение реально осуществлено, важную роль играют осознаваемые последствия поведения модели и самого наблюдателя. Чем позитивнее для модели последствия ее агрессивного поведения, тем выше вероятность, что наблюдатель будет его копировать. Поведение модели и его последствия выступают внешними стимулами, которые вызывают у наблюдателя склонность к агрессивной реакции. Нормативные стандарты наблюдателей относительно адекватности наблюдаемого поведения, а также их мнения о собственной эффективности (т. е. уверенность в том, что они способны выполнить действия с желаемым результатом) служат внутренними механизмами, регулирующими агрессивное поведение.

Из этих исследований следует вывод, что наблюдение за живыми моделями агрессии либо за изображенными в фильме повышает вероятность агрессии со стороны наблюдателя. Возможно, это частично объясняет, почему у детей, которых родители строго наказывали, агрессивность выше средней: моделью служили родители (Егоп, 1987).

Бушмен и Джин (Bushman & Geen, 1990) показывали участникам эксперимента видеозаписи, различающиеся по степени агрессивности представленных действий. Как и ожидалось, чем более выраженной была агрессия на экране, тем более агрессивные мысли и чувства обуревали участников после просмотра.

 

Агрессивный ребенок сосредоточен на вреде (реальном или воображаемом), который нанес ему другой человек, тогда как неагрессивный интересуется чувствами и мыслями других людей. Это качество психологи называют эмпатией. Как и следовало ожидать, дети, у которых сильна эмпатия, ведут себя менее агрессивно (Miller & Eisenberg, 1988).

Захави и Эшер(Zahavi & Asher, 1978) попробовали использовать развитие эмпатии в качестве приема работы с агрессивными дошкольниками. Они объясняли детям, что агрессивное поведение причиняет боль другим людям, вызывает их гнев и делает их несчастными. Эта техника помогла значительно уменьшить число агрессивных поступков у детей и увеличить число желательных.

Любые средства, делающие понятными страдания жертвы, могут усилить эмпатическую реакцию и умерить агрессивность. Бэрон (Baron, 1977) создал экспериментальную ситуацию, в которой взрослые люди думали, что наносят удары электрическим током другому человеку. Когда они слышали из другой комнаты крики боли, они вели себя снисходительнее, чем когда оттуда не раздавалось ни звука.


Одной из причин, по которой люди часто ведут себя агрессивно, является вознагражение или поощрение их агрессии. Например, мальчик атакует своего друга, играющего в компьютерную игру, так как тогда он сможет приступить к игре прямо сейчас, а не ждать своей очереди. Взрослый человек отбирает у другого человека бумажник в темном переулке, потому что его ждет вознаграждение — содержимое бумажника. Отсюда следует, что остановить агрессивное поведение можно, исключив его подкрепление.

Остановить агрессию у ребенка можно, лишая его вознаграждения, когда он ведет себя агрессивно (например, не разрешая ему играть). Еще один способ — техника тайм-аута. Когда ребенок злится и выражает это действиями, нужно вывести его из ситуации (например, вывести его в другую комнату). В сочетании с вознаграждением за неагрессивное, альтруистичное поведение эта техника дает хорошие результаты (Parke & Slaby, 1983).

Третий способ оставить агрессию без подкрепления — техника неожидаемой реакции. Суть ее в том, что дети часто пользуются непослушанием и, в частности, агрессивным поведением, чтобы привлечь внимание родителей. Техника неожидаемой реакции предполагает игнорирование такого поведения и вознаграждение ребенка за миролюбивые и отзывчивые действия. Эта техника также доказала свою эффективность (Slaby & Crowley, 1977).

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.