Выставка книг и выставка рисунков «Мои любимые сказки» (домашнее задание к уроку)
Тема урока: «Сказка за сказкой».
Цель урока:создать условия для обобщения знаний учащихся о сказке, как литературном жанре.
Задачи урока:
· Образовательные: познакомить учащихся с общими признаками сказок на примерах русских народных сказок;
· Развивающие: развивать познавательную активность, умения наблюдать, сравнивать, обобщать, точно выражать свои мысли, прививать интерес к чтению книг;
· Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к русскому языку, к творчеству и традициям своего народа, воспитывать вдумчивого читателя;
· Здоровье сберегающие: учить заботиться о своём здоровье.
Тип урока:урок – путешествие.
Оборудование урока: карточки для работы в парах и в группах, маски героев к сказке «Репка», плакаты: «Карта путешествия», «Приметы сказок», выставка русских народных сказок, выставка рисунков «Мои любимые сказки», фишки для учащихся.
Форма организации познавательной деятельности: коллективная, работа в парах, группах, индивидуальная.
Методы обучения:наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.
Приёмы реализации методов: беседа, театрализация, работа с текстом, анализ, моделирование, самостоятельная работа.
Средства обучения:стимулирующий материал (плакаты, карточки для работы в парах и группах, учебник, фишки для самооценки результата своей работы)
Система контроля:сочетание самоконтроля с контролем учителя.
Список использованной литературы:
1.Русская народная сказка «Лиса и журавль»
2.М.В. Голованова, В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова «Родная речь» - 1 класс. – М. «Просвещение»,2006г
3.Методическое пособие. Лободина «Поурочные планы по учебникам М. В. Головановой, В. Г. Горецкого Л. Ф. Климановой литературное чтение 1 класс. – Волгоград. «Учитель»,2008 г.
4.С. В. Кутявина «Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению» 3 класс - М..»ВАКО»,2006 г.
5.И. Ф. Яценко «Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению» 2 класс - М..»ВАКО»,2006 г.
Цель:
·обобщить знания детей о сказке, как литературном жанре, показать признаки сказки, опираясь на русские народные сказки;
·прививать интерес к творчеству своего народа, любовь к чтению; книге, развивать речь, мышление, смекалку;
·воспитывать любовь к своему народу, его творчеству и мудрости.
Оборудование: карточки для работы в парах, лото и карточки для работы в группах, маски героев к сказке «Репка», текст сказки «Лиса и Журавель», карта путешествия, плакат «Приметы сказки», выставка книг с русскими народными сказками, выставка рисунков детей «Мои любимые сказки», стаканчики с фишками за правильные ответы на вопросы в ходе урока, скороговорки «Сказка ложь, да в ней намёк – добру молодцу урок», « Щуку я тащу, тащу. Щуку я не утащу»
Ход урока
Организационный момент.
Постановка целей урока чтения
·Какими видами деятельности хотели бы заниматься на уроке чтения? (Читать, рассказывать друг другу, прочитанное, читать на скорость, работать с чистоговорками).
·Какие цели поставишь на урок для себя лично? ( Внимательно слушать учителя, одноклассников, выразительно читать, активно работать на уроке, чтобы набрать много фишек за правильные ответы на вопросы урока)
Разминка.
Подготовка речевого аппарата:
·По плакату;
·По цветовой таблице слогов и слов.
·Работа над скороговоркой: «Щуку я тащу, тащу. Щуку я не утащу»
- Прочитай скороговорку медленно, а затем увеличивай темп своего чтения. Следи за правильностью произношения слов.
- Почему было трудно читать быстро и правильно?
- Какие звуки повторяются в этой скороговорке?
·Раздели строчку на отдельные слова.
ЖИЛИБЫЛИСТАРИКСОСТАРУХОЙ;
ВНЕКОТОРОМЦАРСТВЕВНЕКОТОРОМГОСУДАРСТВЕ;
ЖИЛИБЫЛИДЕДДАБАБА
-Прочитайте эти выражения ещё раз.
-Где встречались вы с ними раньше?
-Кто помнит, как называются такие выражения? (сказочный зачин – начало сказки)
4. Чтение темы с доски. Постановка учебных целей урока. Карта путешествия.
- Какие цели нашего урока сегодня? ( Обобщить, имеющиеся знания о сказке)
- Что должны сделать сегодня? ( Пройти путь по карте – путеводителя) Для чего нужно это сделать? ( Увидеть, что общего в сказках, ответить на вопросы: «Почему сказки передавали из уст в уста?», « Какой смысл вкладывали люди в сказки?», «Почему важно было сохранить содержание сказок, передавая их из поколения в поколение?»).
Беседа.
·Как называется раздел учебника, над которым мы с вами работали на прошлом уроке? (Устное народное творчество)
·Почему он так называется? (Люди передавали сказки друг другу из уст в уста)
·Сказки какого народа были на уроках? («Репка», «Колобок»)
Выставка книг и выставка рисунков «Мои любимые сказки» (домашнее задание к уроку)
- Давайте рассмотрим выставку книг из школьной библиотеки.
·Кто автор сказок? (Русский нард)
·Почему на книгах указано в обработке А.Н.Толстого, Афанасьева, Даля?
·Люди, которые рассказывали сказки - бахари.
-А теперь, давайте посмотрим, какие сказки вы уже знаете и полюбили.
-Все ли сказки являются народными сказками? (На выставке есть авторская сказка - А. С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке»).