За мезолитом следовал неолит - новокаменный век, или век отполированного камня. Ледниковый период, а с ним и мегафауна, и видовое разнообразие человечества остались позади. Неандертальцы сошли с исторической сцены, победителями стали наши предки - люди кроманьонского типа. Поэтому с эпохи неолита начинается наша история.
В это время полирование, пиление и сверление повышали качество орудий труда. Расширение источников существования способствовало расселению человека на большей территории. Развитие гончарного производства и строительного дела говорит о более прочной оседлости людей. Совершенствование ткачества и обработки кожи свидетельствует о возросших материальных потребностях человека.
Относительно быстрое наступление неолита наблюдается в странах с благоприятными климатическими условиями: Передней и Средней Азии, в Египте, Индии, несколько позже - в Юго-Восточной Европе. На северо-западе Европы, Урале и в Сибири этот процесс протекал весьма медленно, так как природные условия не позволяли отойти от старых способов добывания пищи. В этих районах эпоха неолита прослеживается вплоть до 2-го тысячелетия до н.э.
Там, где природные условия были благоприятными, человек от собирательства переходит к земледелию и разведению скота. Простое собирательство и охота как основные источники пропитания постепенно сменялись земледелием и скотоводством. Это очень существенный момент. В эпоху неолита возникает новое видение мира, иное представление о месте человека в нем. В верованиях земледельца главное внимание уделяется силам природы: дождю, солнцу, ветру, земле, от которых зависит его существование.
Природа становится более податливой для человека, который уже не только что-то выхватывает из неё силой или ухищрением, а медленно, но упорно приступает к её преобразованию. Он сосредоточивается уже не на частном, а на целом, не на отдельном звере, а на стаде, не на случайной находке каких-то злаков и плодов, а на целых участках земли, которую ему надлежит использовать, и, трудясь в коллективе соплеменников, он более широко и организованно охватывает духовным взором видимый мир.
В то время как в у охотничье-рыболовческих племён сохраняется матриархальный строй, у скотоводческих уже складываются предпосылки к появлению патриархального строя. В конце эпохи неолита в некоторых местах наблюдалось уже разложение первобытнообщинного строя и сложение новой формации классового общества в результате выделения вождей племен в верховную касту.
Искусство неолита
В эпоху неолита процесс производства, а с ним и духовная жизнь настолько усложнились, что развитие материальной культуры на отдельных территориях имеет свои особенности. Если в более ранние эпохи искусство почти повсеместно развивалось примерно одинаково, то теперь оно приобретало в каждой области свои локальные особенности, по которым можно отличить неолит Египта от неолита Двуречья, неолит Европы от неолита Сибири и т.п.
Но есть и общие для неолитического искусства черты: широкое распространение получает мелкая пластика из камня, кости, рога, глины. Фигурки животных реальны, хотя трактованы обобщенно. Упрощены и схематичны изображения женских фигурок, иногда покрытых орнаментами, воспроизводящими узоры на одежде. Особенно характерно для неолита развитие декоративного искусства; почти всюду видим стремление украсить вещи, находящиеся в повседневном употреблении у человека. Больше всего до нас дошло глиняной орнаментированной посуды. По формам неолитических сосудов, а особенно по способу и разнообразию их украшения одна область отличалась от другой. Можно проследить развитие орнамента от простейших узоров на сосудах ямочно-гребенчатого типа (Восточная Европа) до превосходно сделанных и богато расписанных сосудов Египта или Триполья.
Ярким и выразительным примером неолитической культуры может служить культура Триполья, широко распространенная в 4—3 тысячелетиях до н.э. на юге Европейской части России и Украины и на территории целого ряда Балканских стран.
Конец Трипольской культуры относится к эпохе энеолита (медный век) и бронзы. Трипольские поселения земледельцев располагались чаще всего по берегам рек. Дома из глины и дерева, прямоугольные в плане, были, вероятно, с внутренней стороны покрыты орнаментальной росписью. В поселениях были найдены модели жилищ и небольшие женские статуэтки. Но особенно богато и широко развернулось творчество трипольцев в украшении керамики. По разнообразию форм и орнаментики трипольская керамика не уступает ни египетской, ни переднеазиатской. Трипольские сосуды были сделаны из ярко-желтой или оранжевой глины; туловище сосуда покрыто разнообразным, но почти всегда состоящим из спиралевидных линий, геометрическим орнаментом, исполненным красной, черной, коричневой, белой красками.
Живопись эпохи неолита
В северных лесных областях, где продолжало существовать охотничье хозяйство, сохранялись старые традиции наскального искусства. Но появление новой, более прогрессивной ступени развития можно заметить и здесь: наскальные изображения, исполненные главным образом ударной техникой, иногда нанесённые краской.
Кроме животных, в наскальных изображениях фигурирует и человек, но по силе выразительности образы людей уступают изображениям зверей, хотя всегда понятно, что хотел выразить художник.
Наскальное искусство эпохи неолита обнаружено не только в Передней и Средней Азии, Европе, но и в более южных областях земного шара, например, в некоторых районах Африки (Южная Родезия, Сахара), в Испании.
В этой живописи и наскальной графике впервые в первобытном изобразительном искусстве появляется стремление к изяществу. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на изображение женщины, собирающей дикий мёд (Арана, Испания). В отличие от могучих "венер" палеолита здесь на камне красками запечатлено юное женское тело, грациозное и пленительное.
Или, к примеру, наскальные росписи, обнаруженные на территории Алжира, в Сахаре, в местности, именуемой Тассили-Аджер. Анализ семян, извлечённых при раскопках, показывает, что несколько тысячелетий назад тут была обильная растительность. Цветущий, красочный и загадочный для нас фантастический мир открывается нам в искусстве Тассили-Аджера.
Тучные пастбища и тучные стада в сотни голов. Стройные пастыри, стерегущие столь же стройных коров. Тела людей и животных намеренно удлинены в стремлении к декоративности и изяществу. Симфония тонов - бурых, чёрных, красноватых и жёлтых с золотистыми переливами. Стилизация и фантастика. Торжественно-изысканная рогатая танцовщица или богиня в роскошном уборе. Могучие быки, грациозные антилопы. Дерущиеся, бегущие от охотников или просто прогуливающиеся жирафы; их шеи и ноги образуют гибкий, сказочно-смелый узор. Нитевидные танцующие фигурки. Охотники со звериными ликами. Фигуры в масках, вероятно выражающих какие-то магические символы. Луки и стрелы, чередующиеся в стремительном, захватывающем зрителя ритме. Боевые колесницы, несущиеся во весь дух. Безудержное движение и вдруг снова покой пасущегося стада.
Вспомним росписи пещеры Ласко. Там была монументальность, как бы незыблемость схваченного художником образа. Здесь - живость, текучесть и вольная фантазия, острота и точность рисунка, грация и изящество, гармоническое сочетание форм и тонов, красота людей и животных, изображённых с хорошим знанием их анатомии, стремительность жестов, порывов, общая симфония прекрасного - вот что поражает и очаровывает в грандиозной наскальной "картинной галерее" африканской пустыни, самом большом в мире "музее" доисторического искусства.
Знаменательно, что это искусство, характерное для неолита, ещё долго продолжало существовать у африканских племён, сохранивших первобытнообщинные отношения. Замечательная наскальная живопись бушменов по вдохновению и стилю - неолитическая.
На восточном берегу Онежского озера в окрестностях деревни Бесов Нос обнаружен памятник изобразительного искусства позднего неолита: десятки фигур высечены на ней около 4-х тысяч лет назад. Лоси и олени, гуси и лебеди и большие ладьи с гребцами. Всё это ясно обозначено. Но кроме того - какие-то круги не то с отростками, не то на длинных шестах... Мы не знаем, что они изображают. Культ ли это Солнца? Или Луны? Всё, вместе взятое, очевидно, магическая мистерия, призванная дать человеку победу над зверями, т.е. опять-таки торжество над природой.