Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Беларускае мастацтва сярэдзіны ХІХ стагоддзя. Графіка Н.Орды.



Родился (11.02.1807) в родовом поместье Вороцевичи Пинского уезда Минской губернии (ныне деревня в Ивановском районе Брестской области) в семье предводителя дворянства Кобринского уезда, инженера-фортификатора Mixaiлa Орды. Начальное образование получил дома от родителей. В 1823 г. успешно окончил Свислочского гимназию и поступил в Виленский университетов, из которого был исключен в 1827 г. за принадлежность к тайного студенческого общества "Зоряне". После ареста i 15-месячного тюремного заключения возвращается в родные Вороцевичи, но остается под наблюдением палицьй i самостоятельно завершает свое образование.
Принимает взел в восстании 1830-1831 гг. как стрелок четвертого полка конной гвардии Литовского корпуса в Королевстве Польском, определяется в битве под Коцка i получает высшее награду - орден Золотого креста (Virtuti Mititari) i чин капкана повстанческой армии. После подавления восстания в 1831 г. вынужденный эмигрировать в Италию. В 1833 г. переезжает в Париж.
В Париже определил для себя профессиональный интерес i ориентацию к музыке, литературе i живописи. Среди музыкальных произведений - полонезы, вальсы, серенады, мазурки, романсы i necнi на слова С. Biтницкага i А. плугом. Издал "Альбом произведений польскix композиторов» (1838), «Грамматику музыки (Варшава, 1873). В середине 1840-х гг. был ди-ректором Итальянской оперы в Париже.Написал статьи о замечательных людей i интересных местах, в 1856 г. издал польско-французский учебник. В 1839 г. Н. Орда принят членом Польского патарычна-литературного общества.

В Париже Орда получает художественное образование в студии известного мастера архитектурного пейзажа Пьера Жерара, который i определил его художественный жанр. Сферой его художественной заинтересованности становится археология i архитектура.
В 1856 г. после публикации царским правительством aмнистыi политическим эмигрантом, Наполеон Орда в 49-летнем возрасте возвращается в родные Вороцевичи. В 1862-1863 гг. живет в Гродно, потом на некоторое время поселяется в Пинске. Чтобы обеспечить свои материальное положение, работает домашним учителем музыки у генерала Адама Ржавускага на Волыни.
В свободные от работы месяцы Н. Орда много путешествует по России, Лигве, Польши i Украине. Во время cвaix путешествий делает замалёуки архигэктурных i исторических памятников, городов i городков, достопримечательностей, связанных с жизнью i деятельностью знаменитых людей. Результатом этих путешествий появился сбор с более 1150 малюнкау, из которых около 200 посвящен Беларуси. Рисунки выполнялись на едином формате бумаги (длина около 30 см), наклеены на планшетки матэрэялам который был наиболее удобным для путешествия: карандаш, подкрашенный акварелью, гуашью и сепии.
Свои рисунки Н. Орда систематизировал i pacклав по папках, в ягах собраны произведения за пери -яд 1840-1880 гг. Белорусский материал помещен в папках по Гродненской губернии (I860-1877., 144 планшеты), Минской губернии (1864-1876 гг., 64 планшеты), Витебской губернии (1875-1876 гг., 35 планшетов), Виленской губернии (1875 - 1877., 50 планшетов), Mariлёвскай ry6epни (1877 г., 15 планшетов). Кроме этого художник выделил «парцфели" с рисунками по Волынской, Киевской, Подольской, Ковенской губерниях, Княжеству Познаньского, Западной npycii i Галиции, Франции i Германии, Icnaнии и Португалии. Наиболее исторически ценные рисунки Орды тиражируются в гравюрах многих периодических историко-краеведческих изданиях (в польском чaconice «Тыгодник иллюстрированный» под рубрикой «3 папки Наполеона Орды»).
3 1873 Наполеон Орда начал издавать собственными затратами «Альбома видов исторических польских" (" Album Widokow Historycznych Polski »). Однако было выдано только 260 рисунков-литографий в восьми сериях (около 120 по белорусских губерниях), гравированных на камне Aлaiзaм Micepoвичам в литографическом комбинате Максимилиана фаянса в Варшаве. Причиной неполного издания творческого наследия художника зъявився недостаток финансовых средств i препятствия, которые делала цензура (рисунки отмечен разрешением на печать печатью цензора).
Большинство рисунков Орды (977 планшетов) находится в Народном музее в Кракове, куда они попали в 1886 г. как пожертвование родных умершего художника (1883). Часть малюнкау имеется в Народном музее в Варшаве, альбом акварелей хранится в библиотеке имени В. Стэфаника во Львове. Большая коллекция лигаграфий из рисунков Н. Орды хранится в Национальной библиотеке Беларуси.

 

 

16.Беларускі жывапісны і графічны краявід канца ХІХ – пачатка ХХ стагоддзяў. Творчасць Ф.Рушчыца і А. Астаповіча Аркадий Астапович родился 18.09.1896 в городе Минске. Учился в Гродненской мужской гимназии (1906–1914), Политехническом институте (Санкт-Петербург, 1914–16), Рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств (Санкт-Петербург, 1915–16, графическое отделение), Рисовальной школе (Харьков, 1920–22). Преподавал черчение, рисование и математику в школах села Новоселки и Минска. Погиб во время Великой Отечественной войны в 1941 году. Выставка знакомит зрителя с созданными графиком в 1920-х годах пейзажами, которые Астапович − человек высокой творческой и душевной культуры − воплотил соответствующим им сдержанным и утонченным художественным языком. Именно в начале 1920-х годов у Аркадия Астаповича появляется излюбленная тема этого десятилетия − зимние пейзажи. Работа «Зимний день», созданная в 1921 году отвечает состоянию души графика (Астапович в это время жил в городе Харькове) − восхищение природой, ее лиризмом, спокойствием и гармоничностью. Произведение отличает симметричность композиции, простой, слегка декорированный, мотив. Особое внимание привлекают выразительные силуэты деревьев, словно переплетающиеся с собственной тенью. В 1922-1929 годах Аркадий Астапович жил и преподавал физику, математику, черчение и рисование на родине отца, в селе Новоселки под Минском. Этот период был одним из самых плодотворных в его творчестве. Графические листы того времени создают всесторонний лирический образ белорусской природы, так любимой мастером. В работе “Дворик” первой половины 1920-х годов Астапович смог выразить простоту и, одновременно, притягательность пейзажа через незамысловатый, будничный мотив. Драматическое сочетание черного и белого, лаконичность композиции, утонченность − отличительные черты этого, выполненного тушью, произведения. Тема, открытая Аркадием Астаповичем в станковой графике, перешла и в гравюру − он остается едва ли не единственным мастером лирического пейзажа в довоенной белорусской графике. Именно в 1920-х годах в Новоселках появляются классические линогравюры (линогравюра − выпуклая гравюра на линолеуме или на сходных с ним полимерно-пластических материалах, возникшая в начале 20 века) Астаповича, среди которых и работа «Зима», созданная в 1925(?) году. Для нее характерны резкие контрасты черного и белого, сочный живописный штрих, создающее идеальную поэтичную гармонию деревьев, неба, построек и снега − настоящего сельского пейзажа. В технике линогравюры выполнено и произведение “Дуб. Улей” (вторая половина 1920-х−1930-е гг.). Астапович использует знакомый белорусской графике сюжет − массивное, сильное дерево − но без упора на иллюстративность, краеведение, а как самостоятельный, в чем-то символический элемент мироздания. Несмотря на скромность мотива мастер в своей работе достигает настоящей монументальности − дуб занимает почти все пространство листа. В гравюре в полной мере проявилась способность Астаповича одухотворить природу, следуя непосредственным личным впечатлениям. Astapovich, Arcady. 1896-1941) белорусский график. Родился в семье учителя в г. Минске. Учился в Гродненской мужской гимназии (1906–1914 гг.), Политехническом институте (Санкт-Петербург, 1914–1916 гг.), Рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств (Санкт-Петербург, 1915–1916 гг., графическое отделение, у И. Билибина), Рисовальной школе (Харьков, 1920–1922 гг.). Работал преимущественно в области станковой графики. Преподавал черчение, рисование и математику в школах села Новоселки и Минска. Излюбленная техника - черная акварель в соединении с живописной штриховкой черной тушью, а также техника линогравюры. В некоторых ранних работах ощущается влиянияние искусства русских художников конца XIX - нач. XX вв. (И. Билибина, Д. Митрохина, Б. Кустодиева, А. Остроумовой-Лебедевой). В начале 1920-х гг. у Астаповича (жил в г. Харькове) выполняет ряд зимних пейзажей. Работа "Зимний день" (1921 г.) -
гістарычныя звесткі пра іх, і рабіў замалёўкі, эцюды. Пасля таго, як ў 1930-х гадах камісія была ліквідавана, пакінуў універсітэт і канчаткова пераехаў у Багданава ў 1932 годзе. У 1935 годзе прэзідэнт Польшчы Ігнацы Масціцкі ўдастоіў яго звання ганаровага прафесара УСБ. У 1930-я Рушчыц зрабіў другую спробу стварыць нацыянальны скансен пад Вільняй, але далейшаму развіццю ягонай ідэі зноў перашкодзіла вайна.[7] Памёр 30 кастрычніка 1936 годзе ў Багданаве, пахаваны на мясцовых могілках. У сваёй творчасці Рушчыц аддаваў перавагу светлым матывам. Мастак любіў і любаваўся сваёй роднай зямлёй. Майстра краявідаў, ён бачыў тэмы для сваіх прац у кожным фрагменце беларускай прыроды, так і называў свае карціны: «Млын», «Берагі Вілейкі», «Лясны ручай».[3] У пейзажах, такіх як «Пустка» і «Стары млын», адчуваюцца жывыя чалавечыя перажыванні. Шматлікія пейзажы Рушчыца адзначаны экспрэсіяй, драматызмам і манументальнасцю формаў, ім ўласціва востра індывідуальная своеасаблівасць; малюнак заўсёды выразны, пластыка аб'ёмаў аголена.[8] Кампазіцыі палотнаў Рушчыца простыя і лаканічныя, аднак у іх заўсёды ёсць адчуванне рэальнай прасторы. Яны вельмі матэрыяльныя, паветраныя.[6] Стары драўляны млын недалёка ад Багданава, касцёлы ў Багданаве і Вішнева, роднае гняздо Рушчыцаў — упадабаныя матывы, да якіх Фердынанд ахвотна вяртаўся і пісаў у розны час дня і года, кожны раз адкрываючы ў іх штосьці новае. Любімай парой аўтара была ранняя вясна, калі прырода абуджалася ад зімовага сну. Сярод усёй творчасці вылучаецца т. з. багданаўскі цыкл.[3] У такіх палотнах, як «Мост зімою», «З берагоў Вілейкі», «Зімовая казка», «Старыя яблыні», выразна адчуваецца свядомае прынцыповае жаданне мастака адысці ад празаічнага эмпірызму пейзажаў-эцюдаў.[8] Крытыкі адзначалі выключны дарунак Фердынанда Рушчыца як каларыста, а мастацтвазнаўцы завуць мастака «майстрам чатырох стыхій».[4] Працаваў над кніжнай графікай. Стварыў ілюстрацыі ці аформіў звыш пяцідзесяці кніг. Сярод іх — даведнік па Вільні („Przewodnik po Wilnie“) Юльюша Клоса. У 1910—1932 супрацоўнічаў з тэатрамі, аформіў 15 спектакляў. Аўтар дэкарацый для пятнаццаці тэатральных пастановак, уключаючы «Баладзіна» Юльюша Славацкага (1914), «Вяселле» (1910) і «Лістападаўская ноч» (1930) Станіслава Выспяньскага; інсцэнаваў шэраг драматычных твораў (апроч пералічаных — Сід П'ера Карнеля ў віленскім тэатры, 1924). Пісаў артыкулы пра помнікі даўніны Вільны. Палотны захоўваюцца ў музеях Польшчы, Літвы, Расіі, а таксама еўрапейскіх і амерыканскіх збораў, у тым ліку прыватных. У Беларусі захоўваецца толькі адна карціна Фердынанда Рушчыца — «Ля касцёла».[4] художник-пейзажист, график, театральный декоратор, педагог, оставивший глубокий след в искусстве и культурно-общественной жизни Беларуси, Польши, Литвы, а также получивший признание в России и Европе. Родился 10 декабря 1870 года в родовом имении Богданов Ошмянского уезда Виленской губернии (ныне деревня Богданово Воложинского района Минской области) в шляхетской семье, принадлежавшей к гербу "Лис".
Детство и юность Фердинанда прошли в Минске. На протяжении семи лет Рущиц учился в местной классической гимназии, которую окончил в 1890 году с золотой медалью. Параллельно брал уроки живописи у художника Кузьмы Ермакова. В 1892-97 годах Рущиц получал образование в Петербургской академии искусств. Первым его учителем был Иван Шишкин, а с 1895 года Фердинанд занимался в мастерской Архипа Куинджи, под чутким руководством которого выросла целая плеяда талантливых учеников: Аркадий Рылов, Николай Рерих, Вильгельм Пурвит, Константин Врублевский и др. Фердинанд Рущиц был одним из них. В 1897 году молодой художник с успехом дебютировал на выставке дипломных работ, одну из его картин с выставки – "Весна" – приобрел для своей коллекции Павел Третьяков. Другой коллекционер – Савва Морозов – купил картину Рущица “Зимняя мельница”. Это дало возможность художнику совершить путешествие по Западной Европе. За два месяца он посетил Германию, Францию, Бельгию, Австрию, Швейцарию, Италию. Во время учебы совершил несколько поездок в Крым. Расцвет творческой карьеры Рущица связан с его возвращением в родовое имение после окончания академии. Годы, проведенные в Богданове, считаются наиболее плодотворными. Здесь в 1898 году Фердинанд Рущиц начал работу над одним из своих самых знаменитых полотен – “Земля”, которое хранится сегодня в Национальном музее в Варшаве. Тут увидели свет замечательные полотна "Последний снег", "Баллада", "Крево", “Мельница”, “Берега Вилейки”, “Лесной ручей” и многие другие. Все они посвящены теме прославления белорусской природы. Представленная на настоящей выставке картина – "У костела. Воскресный день" – была написана в Богданове в 1899 году. Художник неоднократно обращался к теме местного храма, изображал его с разных ракурсов. Представленный на полотне костел – архангела Михаила – являлся прекрасным примером белорусского деревянного зодчества второй половины XVII века. К сожалению, до нашего времени памятник архитектуры не сохранился – сгорел во время II мировой войны. Но, благодаря фотографиям друга Рущица, Яна Булгака, мы имеем возможность видеть этот костёл, а через картину художника ещё и ощутить настроение весеннего теплого дня, почувствовать единение земли, света, людей, небес, гулкими звуками льющихся с полотна. Яркая голубизна весеннего неба, полосы теплых лучей солнца на деревянных сооружениях исполнены особой пронзительной любви и благодати. Виден притвор старенького вросшего в землю костела. В него вползают согбенные старушечьи фигурки будто череда долгих десятилетий, что прошли перед его взором; старики степенно стоят поодаль. На ожившей земле праздник – вновь вернулась весна и жизнь. Полотна Рущица неоднократно экспонировались в Петербурге, Москве, Варшаве, Вильне, Париже. В 1921 году во Франции художник был награжден орденом Почетного легиона за вклад в культуру. Критики отмечали его исключительный дар колориста, а современные искусствоведы вполне заслуженно называют художника "мастером четырех стихий". Помимо успеха в станковой живописи, Рущиц снискал себе славу прекрасного оформителя спектаклей, книжного графика, иллюстратора журналов; он делал эскизы медалей, штандартов, театральных костюмов, афиш и мн.др. Культурную жизнь Вильны 1910-20 годов невозможно представить без фигуры Рущица, вклад его поистине огромен. Помимо этого наш земляк являлся председателем комиссии по охране памятников древностей, много ездил по Беларуси, делал зарисовки старинных замков и их руин. Также Рущиц сохранился в памяти современников в качестве прекрасного педагога. Работал в Школе изящных искусств в Варшаве, в Краковской академии искусств, активно участвовал в возрождении Виленского университета. Умер Фердинанд Рущиц 30 октября 1936 года в Богданове, похоронен на местном кладбище. 18.Беларускае мастацтва канца ХІХ – 1-й трэці ХХ стагоддзяў. Мастак-выкладчык Ю. Пэн.Юдель Моисеевич Пэн родился 24 мая (5 июня) 1854 года в городе Новоалександровск (ныне Зарасай, Литва).Рано осиротев, с 1867 года работал подмастерьем маляра в Двинске (ныне Даугавпилс, Латвия). В 1879 году переехал в Петербург, где 1880 годупоступил в Академию художеств. Учился у П. П. Чистякова и Н. А. Лаверецкого. По окончании Академии (1886) жил в Двинске и Риге, где познакомился с бароном Н. А. Корфом, который приглашает живописца в свое витебское имение, где бывают друзья барона — И. Репин, Ю. Клевер и другие. В 1891 году поселился в Витебске и спустя год открыл там частную Школу рисования и живописи, существовавшую до 1919 года — первое в России еврейское художественное училище, которое было преобразовано Марком Шагалом в Витебское художественное училище, существовавшее до 1941 года. Учениками Юделя Пэна были Реймонд Брайнин, Лазарь Лисицкий, Илья Мазель, Оскар Мещанинов, Ахола-Вало, Ефим Минин, Осип Цадкин, Марк Шагал, Елена Кабищер, Заир Азгур, Соломон Юдовин, Давид Якерсон. В 1907 и 1914 годах проходили выставки Пэна и его учеников. В своих картинах Юдель Пэн показал жизнь еврейской бедноты («Часовщик», «Старый портной», «Старый солдат», «После забастовки»). После1905 году в творчестве Пэна появляются религиозные мотивы — «Еврейский раввин», «Последняя суббота». В 1920-х годах создает картины «Сапожник-комсомолец» (1925), «Сват» (1926), «Швея» (1927), «Пекарь» (1928). Художник был убит у себя дома в Витебске в ночь с 28 февраля на 1 марта 1937 года. Обстоятельства убийства не выяснены до сих пор. Похоронен на Старо-Семёновском кладбище в Витебске.[2] В 1927 году по случаю 30-летия творческой деятельности Юделю Пэну было присуждено звание Заслуженного еврейского художника. После смерти Юделя Пэна в Витебске была создана его картинная галерея. Сейчас его работы хранятся в Витебском художественном музее и Национальном художественном музее Республики Беларусь. В 1999 и 2004 году были выпущены почтовые марки Белоруссии, посвященная Пэну.   19.Беларускае мастацтва 1-й паловы ХХ стагоддзя. Творчасць Я.Драздовіча.   Язеп Дроздович родился 13 октября 1888 г. в застенке Пуньки Дисненского уезда Виленской губернии в семье обедневшего шляхтича-арендатора. Семья Иосифа, в которой кроме него было пятеро детей, рано потеряла отца и была вынуждена сменить немало мест жительства, арендуя чужую землю. Учебу Иосиф начал в Дисенском гимназии, а в 1906 г. переехал в Вильнюс, где поступил в художественную школу известного российского живописца Ивана Трутнева. В течение четырех лет Иосиф усваивал азы искусства и проходил курс академического рисования и живописи. Из-за недостатка молодой Дроздович подделывал в художественных мастерских, планировал выехать на заработки за границу. Творческое становление Язепа Дроздовича происходило под большим влиянием набиравшего ходу белорусского национального возрождения. В это время Дроздович делает первые шаги в искусстве: создает серию графических работ с пейзажами родной дисненшчины , украшает обложку «Первого белорусского календаря на 1910 год», изданного «Нашей Нивой». В 1910 году Иосиф Дроздович был призван в российскую армию. После двух лет службы в Саратове он окончил курсы фельдшеров и начал работать в амбулатории. Первую мировую войну Дроздович встречает в действующей армии, при запасном батальоне. Тяжелые условия труда привели к тому, что художник заболел брюшного тифа и на два месяца попал в госпиталь. После семимесячный отдыха с адведваньнем родины Дроздович возвращается в армию. После увольнения из армии жил в родных, родственников на Дисеншчыне в усадьбе Лявонавка около д..Германовичи, посылал в «Нашу Ниву» сообщения о заботах хлеборобов-земляков. В 1919г. переезжает в Минск. Работает там учителем рисования в столичной белорусского высшего женской школе, одновременно работает иллюстратором в обществе белорусского искусства. В 1919-1920гг. работает художником-декоратором в Белорусском государственном театре, который в те времена носит название "Белорусским домики"; a в 1919г.организовал культурно-просветительское общество «Малиновка», которое открывало школы, любительский театр, библиотеку; преподавал рисунок в белорусском гимназии и женской прогимназии, сотрудничал с литературными издательствами как иллюстратор. Западно период. После подписания в 1920 г. Рижского договора, согласно которой Западная Беларусь оказалась в пределах Польши, Язеп Дроздович покинул Советскую Беларусь и вернулся на родную Дисеншчыну. Несмотря на препятствия польских властей, он разворачивает здесь культурно-просветительскую деятельность. В 1921 г. Дроздович организовал в деревне Столица белорусский школу, которая, однако, просуществовав всего три месяца, была закрыта польской администраций. В это же время Иосиф Дроздович пытается заниматься литературной деятельностью. Берется за написание исторического романа о временах Полоцкого княжества «Гарадольская Пуща», который украшает собственными иллюстрациями. В 1923 г. была издана и положительно воспринято белорусского общественностью повесть Дроздовича «Большая шишка». Язеп Дроздович сотрудничал с Вильнюсском белорусским музеем имени Ивана Луцкевича. Ради пополнения экспозиции музея он занимался раскопе городищ, собирал фольклор, создавал многочисленные зарисовки предметов материальной культуры, архитектуры, типажей крестьян. С этой целью в 1926 г. Дроздович отправился в научно-творческую экспедицию на Пинского, а в последующие годы посетил Тракай, Вильнюс, Медники, Крево, Гольшаны, Лиду, Новогрудок, Любчу, Мир. В результате этих путешествий, которые охватили почти всю Западную Беларусь, появились вместительные альбомы графики, которые являются неповторимым явлением в белорусском искусстве. d Во второй половине 1920-х гг. преподавал рисование в Глубокской школе, Новогрудской и Радошковичской белорусских гимназиях. С 1926 г. Дроздович работал в Виленской белорусского гимназии, при которой создал художественную студию-мастеровой. При студии Язеп Дроздович оплачивал молодых белорусских художников, среди которых были Василий Сидорович, Николай Василевский, Роман Семашкевич . d Дроздович установил тесные связи с Институтом белорусского культуры в Минске (с 1929 г. - Академия Наук), отправлял зарисовки и обмеры деревянной архитектуры и предметов крестьянского быта. За художественные и научные работы неоднократно награждался премиями Академии Наук. Сотрудничал с сатирическим журналом «Молния», Обществом белорусского школы (ТБШ). d В начале 1930-х гг. Дроздович непродолжительное время работает на Белосточчине по приглашению ТБШ: оформляет спектакли на любительской сцене общества, участвует в работе кооперативного издательства «Посев». d Отличительной чертой Язепа Дроздовича было его неистовый восторг космосом. В 1931 г. Дроздович издал в Вильно первую на белорусском языке книгу по астрономии «Небесные бега», в которой изложил ряд своих теорий, в частности, о происхождении планет Солнечной системы и вярчэньни Земли. Издание украсили собственные рисунки автора. В 1931-1933 гг. Дроздович продолжил тему космоса тремя серия графических рисунков и живописных полотен «Жизнь на Марсе», «Жизнь на Сатурне» и «Жизнь на Луне». ЯВ 1933 г. Дроздович возвращается на Дисеншчыну к брату Константина.Здесь, на малой родине, художник создал большое количество графических и живописных произведений. Язеп Дроздович продолжил сотрудничество с Белорусским музеем имени Ивана Луцкевича, отправляя туда зарисовки замчищ, городищ, крестьянской архитектуры и быта. Вместе с Михаилом Машаров и Янкой Пачопка Дроздович создал культурная среда в лагерях и Германович. Ежегодно летом художник отправлялся в путешествия по краю, в ходе которых производил для сельчан многие рисованные ковры и портреты. После присоединения в 1939 г. Западной Беларуси к БССР Язеп Дроздович учился на кратковременных учительских курсах и работал учителем в Глубоком и Лужках. Из-за недостатка учителей он был вынужден преподавать все предметы, в том числе астрономию, рисование и историю. Педагогическая деятельность Дроздовича прервалась в 1941 г. с началом Великой Отечественной войны. Тем не менее, во время оккупации Дроздович продолжил творческую деятельность и создал ряд художественных полотен. После окончания войны из-за проблем со здоровьем Язеп Дроздович мало работал. Основным источником заработка художника были рисованные ковры для крестьян. Изредка писал пейзажи, портреты. Советские чиновники от идеологии и культуры относились к творчеству Иосифа Дроздовича как к недостойной внимания. Примером тому служит уникальный роспись столовой в Лужках, который был закрашены по приказу полоцкого чиновника. Дроздович никогда не был принят в Союз художников Беларуси. Художник трагически умер. Бессознательном «дядю Иосифа» в сильный мороз нашли на дороге крестьяне.Его отвезли в Подсвильский больницу, где через некоторое время он умер. Похоронен Язеп Дроздович в деревне Липляны Глубокского района. Творчество. Первые из известных произведений сделан в 1907 г. под влиянием М. Чюрлениса во время учебы в Вильнюсе. Продолжал рисовать во время военной службы. a Оформил обложки «Белорусского календаря на 1910», книги К.Буйло «Курганная цветок» (1914), «Школьного песенника» А.Граневича (1920), и др.. В 1916 создал скульптуру «Горислава» и бюст Ф. Скорины. Нарисовал серию графических видов «Дисеншчына» с крестьянскими усадьбами и угодьями, в конце 1910 - нач. 1920-х гг. графические серии «Заславль», «Древняя стройка на Беларуси», «Башня Празор", "Минск, Высокое место», «Место впадения Немиги в Свислочь». Графические изображения Дроздовича украсили учебник географии А.Смолича. На границе 1910-20-х годов сделал графические портреты полоцких и смоленских князей и ряд живописных произведений на исторические сюжеты, альбом графики «Глубокое». Во 2-й пол. 1920-х годов создал большого графические серии (по 14-16 листов) «Мир», «Глубокое», «Новогрудок и навагрудцы», «Крево», «Лида», «Гольшаны», «Медники», «Тракай», посвященные городищем, замком и культовым сооружениям. Во время путешествий по Дисеншчыне, Пинщине делал графические зарисовки, собирал этнографические материалы для «Белорусского этнографического словаря». В 1927 и 1-й половине 1940-х гг. написал несколько картин и акварелей, посвященных Скорине. Весной и летом 1931 создал ряд картин на космические темы. Зимой 1931-1932 годов Язеп Дроздович написал "Гармония плянетав Солнечное системы", которую считал наибольшим достоянием всего своей жизни. В 1934-35 гг. создал новые картины на космические темы. а В 1940-46 гг.возвращается к теме прошлого белорусского народа. В 1948-1952 гг. написал монографию «Теория движения в космологическим значения" и многие статьи на космические темы.
20. Беларускае мастацтва 1-й трэці ХХ стагоддзя. Дзёйнасць М.Шагала ў Віцебску. После революции в ноябре 1917 г. Шагал возвращается в Витебск, где в августе 1918 назначается комиссаром Губернского отдела народного образования. Он предполагает создание в Витебске художественной школы и музея современного искусства. Витебская народная художественная школа (Народное художественное училище) была организована в конце 1918 г. и открыта в январе 1919 г. На место заведующей был приглашен из Петербурга М. Добужинского, но скоро его пост занял сам Шагал. С марта 1919 г. он руководил также «Свободной мастерскую живописи" и одновременно заботился о создании художественного музея. Вместе с тем он печатает статьи "О Витебском Народном художественном училище» и «Искусство в дни октябрьской годовщины". Но эстетические воззрения Шагала не нашли понимания ни среди местных властей, ни среди коллег художников, в частности К. Малевича и Эль Лисицкого, которые были приглашены Шагалом преподавателями в школу. Раздор и ссора с К. Малевичем стали причиной ухода Шагала из школы, а потом, в мае 1920 г. и отъезда в Москву, где он работает в основном театральным маток. В 1922 г. преподает живопись и рисунок в колонии для безпрызорных детей в подмосковной Малаховцы. В начале 1922 он возвращается в Москву, а летом 1922 через Каунас (Каунас) он едет в Берлин, откуда в сентябре 1923 едет в Париж 20. Беларускае мастацтва 1-й трэці ХХ стагоддзя. Дзёйнасць М.Шагала ў Віцебску. Его полотна являются настоящим украшением музеев Польши, Литвы, России, а также европейских и американских собраний, в том числе и частных. В Беларуси хранится одно полотно Фердинанда Рущица. оследние витебские годы Марка Шагала Последними годами, проведенными Марком Шагалом в родном Витебске, стал период с сентября 1918 года по начало июня 1920 года. На эти годы выпала и наибольшая общественная активность художника - ни до, ни после ему не приходилось отдавать так много времени организационным и педагогическим проблемам. Масштабность и величие шагаловского таланта сказались и в этих художественных сферах - своему великому сыну обязан Витебск становлением той творческой жизни, которая, по сути, обессмертила город. Культурная жизнь Витебска в эти годы сконцентрировала в одном и том же месте, в одно и то же время события и явления, обогатившие отечественную и мировую культуру XX века. Сохранившиеся в Государственном архиве Витебской области бумаги и документы дали возможность установить достаточно четкую хронологическую канву деятельности Шагала на посту комиссара искусств. Мандат, зарегистрированный витебским отделом Наркомпроса 25 сентября 1918 года, гласил: «...художник Марк Шагал назначается уполномоченным означенной Коллегии по делам искусства в Витебской губернии, причем тов. Шагалу предоставляется право организации художественных школ, музеев, выставок, лекций и докладов по искусству и всех других художественных предприятий в пределах г. Витебска и всей Витебской губернии. Всем революционным властям Витебской губернии предлагается оказывать тов. Шагал полное содействие в исполнении вышеуказанных целей. Заведывающий Отделом /подпись/» (1). Первоочередным мероприятием витебского комиссара искусств стало приготовление города к празднеству первой годовщины Октября. Витебск был декорирован силами всех местных живописцев и маляров, объединившихся для исполнения заказа в Государственную декоративно-художественную мастерскую. М. З. Шагал, Д. А. Якерсон, М. В. Фридлендер и другие художники создавали эскизы, - разбитые на клетки, они затем переносились на огромные панно, выставленные на крышах и укрепленные на стенах зданий. Город был расцвечен несколькими сотнями кумачовых бантов. Запоминающуюся картину праздничного вида города оставил в своих воспоминаниях дирижер Н. А. Малько, налаживавший в те же месяцы музыкальную жизнь губернии: «Я помню первую годовщину Октябрьской революции, когда Витебск был украшен разноцветными флагами, плакатами, и кое-где на видных местах, очень высоко, были выставлены картины Марка Шагала. Жители Витебска с удивлением смотрели на изображенных там зеленых лошадей и на «летающего» еврея. Мирных провинциалов одинаково изумляли и цвет лошадей, и сюжеты картин, и поза рисованного над домами человека: ничто не указывало на то, что человек «летит». Жители пожимали плечами, вздыхали потихоньку и говорили: «Революционное искусство... Когда-нибудь, быть может, поймем...» (2). Замечание музыканта о «картинах Шагала» отличалось наблюдательностью и точностью; художник и искусствовед А. Г. Ромм, привлеченный Шагалом в Витебск осенью 1918 года, впоследствии писал об убранстве города в ноябре месяце: «...плакаты его (Шагала - А.Ш.) были превосходны, они были именно тем, что нужно для улицы, - яркими, странными, ошеломляющими. Но в них была и тонкость замысла, и большой вкус, они смотрелись, как большие картины левого стиля...» (3). Этой же осенью шла напряженная подготовка к открытию художественной школы, первого учебного заведения такого рода в Витебске. Школа стараниями комиссара искусств обладала статусом высшего учебного заведения; ее учениками стали помощники, увеличивавшие праздничные панно для украшения города. В качестве преподавателей Шагалу удалось привлечь известных мастеров: приглашение приняли М. В. Добужинский, ставший первым директором школы, приехали молодые художники-авангардисты И. А. Пуни, К. Л. Богуславская, В. М. Ермолаева, Н. И. Любавина, Н. О. Коган и другие. М
на крайнюю меру в стремлении удержать Марка Шагала в школе и в Витебске. В витебской газете была помещена резолюция общего собрания уча щихся Витебского народного художественного училища: «Уход тов. Шагала. (...) Заслушав доклад тт. Циперсона и Кунина о критическом положении училища в связи с намерением М. З. Шагала покинуть училище, а вместе с тем и гор. Витебск и принимая во внимание: 1) что М. Шагал является не только одним из первых пионеров насаждения искусства в нашем городе, не раз испытавшим все тернии на пути этого великого\
Во всю свою долгую, почти столетнюю жизнь Марк Захарович Шагал больше ни разу не изменил своему «месту у мольберта» - последние витебские годы были и остались исключительным явлением в его биографии.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.