Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос 38. Церковь Троицы в Никитниках



Храм Троицы в Никитниках 1634 г. (сейчас церковь во имя Грузинской Божьей Матери) в Грузинском переулке в Москве.

Это первый храм в стиле «дивного узорочья». Построена на средства купца Григория Никитникова, выходца из Ярославля, на дворе его московской усадьбы. Купец «первой гостиной сотни». Это от слова «гость» - торговец. Первая сотня – это самые богатые.

Центр — главный храм — небольшой по площади высокий четверик, перекрытый сомкнутым сводом («тюбетейкой») и увенчанный пирамидой кокошников с пятью главами (масло масляное). Вот оно, о чем говорила я. Никаких тебе крестовокупольных конструкций. Свод сомкнут и в середине световой барабан. Кокошники и барабаны, кроме центрального – декорация. Несоответствие экстерьера и интерьера. Храм бесстолпный. Простой, как жилое помещение.

Интерьер церкви по контрасту с наружной оболочкой кажется статичным, простым, почти примитивным. Храм перекрыт сомкнутым сводом, его боковые главы декоративны, и только центральная служит источником верхнего света. Свет, льющийся из купола, в средневековой архитектуре символизировал присутствие Бога, что подчеркивалось изображением Вседержителя на своде центральной главы. В никитниковской же церкви эта роль купола практически сведена на нет другими источниками света — большими боковыми окнами, освещающими интерьер сильными и ровными световыми потоками. Поэтому внутреннее пространство утратило напряженность, создаваемую контрастами света и тени: при относительном равенстве всех измерений в нем нет «силовых линий», выстраивающих его по вертикальной или горизонтальной координате. Оно камерно, почти интимно, поскольку ориентируется не вовне, а внутрь — на свой замкнутый мир и на человека в этом мире. Сверху пространство ограничено сводом, не имея выхода «горе» В VII веке происходит перелом сознания от средневекового, когда человек полностью полагался на Бога, к сознанию "нового времени", когда человек начинает осознавать, что что-то все-таки зависит и от него самого. И такое пространство, подобный интерьер рассчитан на спокойное, просветленное созерцание, на доверительно-личное общение с Богом

 

Многие детали никитниковского храма — пирамиды кокошников, карнизы, тяги — еще напоминают архитектуру конца XVI века. Однако характер профилей, абрис стрельчатых профилированных кокошников, парные колонки, членящие фасады вместо лопаток, которые применены лишь в подклетном этаже, разнообразие в оформлении окон и порталов, само объемно-пространственное решение храма создали настолько новый образ здания, что оно сразу стало «образцом» для церковного строительства в Москве и за ее пределами.

Все здание сделано из кирпича, белый камень только в портале. Кирпичи используются – большие, малые и лекальные (фигурные) – они стандартные, налажено массовое производство кирпича, поэтому все последующие храмы очень похожи между собой.

Стиль этот называют «дивным узорочьем».

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.