Храм Троицы в Никитниках 1634 г. (сейчас церковь во имя Грузинской Божьей Матери) в Грузинском переулке в Москве.
Это первый храм в стиле «дивного узорочья». Построена на средства купца Григория Никитникова, выходца из Ярославля, на дворе его московской усадьбы. Купец «первой гостиной сотни». Это от слова «гость» - торговец. Первая сотня – это самые богатые.
Центр — главный храм — небольшой по площади высокий четверик, перекрытый сомкнутым сводом («тюбетейкой») и увенчанный пирамидой кокошников с пятью главами (масло масляное). Вот оно, о чем говорила я. Никаких тебе крестовокупольных конструкций. Свод сомкнут и в середине световой барабан. Кокошники и барабаны, кроме центрального – декорация. Несоответствие экстерьера и интерьера. Храм бесстолпный. Простой, как жилое помещение.
Интерьер церкви по контрасту с наружной оболочкой кажется статичным, простым, почти примитивным. Храм перекрыт сомкнутым сводом, его боковые главы декоративны, и только центральная служит источником верхнего света. Свет, льющийся из купола, в средневековой архитектуре символизировал присутствие Бога, что подчеркивалось изображением Вседержителя на своде центральной главы. В никитниковской же церкви эта роль купола практически сведена на нет другими источниками света — большими боковыми окнами, освещающими интерьер сильными и ровными световыми потоками. Поэтому внутреннее пространство утратило напряженность, создаваемую контрастами света и тени: при относительном равенстве всех измерений в нем нет «силовых линий», выстраивающих его по вертикальной или горизонтальной координате. Оно камерно, почти интимно, поскольку ориентируется не вовне, а внутрь — на свой замкнутый мир и на человека в этом мире. Сверху пространство ограничено сводом, не имея выхода «горе» В VII веке происходит перелом сознания от средневекового, когда человек полностью полагался на Бога, к сознанию "нового времени", когда человек начинает осознавать, что что-то все-таки зависит и от него самого. И такое пространство, подобный интерьер рассчитан на спокойное, просветленное созерцание, на доверительно-личное общение с Богом
Многие детали никитниковского храма — пирамиды кокошников, карнизы, тяги — еще напоминают архитектуру конца XVI века. Однако характер профилей, абрис стрельчатых профилированных кокошников, парные колонки, членящие фасады вместо лопаток, которые применены лишь в подклетном этаже, разнообразие в оформлении окон и порталов, само объемно-пространственное решение храма создали настолько новый образ здания, что оно сразу стало «образцом» для церковного строительства в Москве и за ее пределами.
Все здание сделано из кирпича, белый камень только в портале. Кирпичи используются – большие, малые и лекальные (фигурные) – они стандартные, налажено массовое производство кирпича, поэтому все последующие храмы очень похожи между собой.