Церковь Федора Стратилата на Ручью (1361 год) является классическим памятником новгородского зодчества второй половины XIV века. В 1360 году посадник из Новгорода Семен Андреевич и его мать Наталья заложили на берегу Федоровского ручья церковь.
Церковь Федора Стратилата представляет собой четырехстолпную одноглавую постройку как и все храмы первой половины XIV века.
На фасадах Федора Стратилата, особенно на барабане и апсиде располагается немало декоративных элементов. Барабан декорирован поясками трехугольных впадинок, различных нишек, арочек, а апсида украшена вертикальными тягами-валиками, стянутыми полуциркульными арками. Окопные проемы и порталы имеют стрельчатые завершения. Некоторые ниши на фасадах были украшены фресковыми изображениями. Что касается внутренней обстановки храма, подкупольный квадрат расширен путем приближения столбов к стенам. На больших полатях (хорах) размещены и приделы и помещения, служившие в качестве хранилищ. На полати ведет каменная лестница, сделанная в северо-западном членении здания. В самом низу, под лестницей в южной стене, находятся несколько потайных ящиков и камер для хранения ценностей. Семен Андреевич рассматривал церковь не только как храм, но и одновременно как каменный сундук-сейф.
Внутри храма сохранена роспись, приписываемая работе Феофана Грека. Фрески церкви Федора Стратилата исполнены в серо-фиолетовых, голубых, зелено-желтых тонах. Используется прием нанесения красно-коричневой краской бликов по верху. Фигуры изображаются в движении. Лица написаны не греческого типа, а скорее новгородского, так как выражение их более мягкое, приветливое. Действие сцен развертывается на сложном архитектурном фоне. Роспись церкви, к сожалению, сохранилась не полностью. На стенах и сводах можно увидеть отдельные сцены из жизни святых.
В целом необходимо добавить, что церковь Федора Стратилата — это выдающийся памятник, ставший надолго классическим образцом для последующего строительства. Исходя из старых пространственных решений, в то же время внеся ряд новых черт, зодчий Федора Стратилата придал новый характер внешнему и внутреннему оформлению здания и открыл новую для новгородской архитектуры тенденцию к декоративности, не нарушая при этом конструктивной логичности фасада.