Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос 23. Храм Софии Киевской



В настоящее время Софийский собор стоит среди бывших монастырских зданий — ценных памятников украинского зодчества XVIII века. Своей праздничной архитектурой она выделяется среди окружающих сооружений и украшает общий силуэт города.

С Софией Киевской связаны многие события политической, общественной и культурной жизни Древней Руси. Здесь происходили торжественные церемонии „посажения" князя на киевский престол, встречи иностранных послов, заключались договоры о мире между князьями. Здесь находилась первая на Руси библиотека, собранная Ярославом Мудрым, существовала мастерская художников-миниатюристов и переписчиков книг. У стен собора собиралось киевское вече.

Перестройки XVII—XVIII вв. в корне изменили первоначальный внешний вид памятника, но под поздними барочными наслоениями сохранились конструкции XI века. Основные размеры внутри здания (37 х 55 метров и высота 29 метров) остались прежними. Однако композиционный замысел и архитектурные формы сооружения были иными. На восточном фасаде выступали пять апсид (что отражало внутреннюю пятинефную структуру), с севера, запада и юга собор окружали два ряда открытых галерей — двухэтажные внутренние и одноэтажные наружные. Здание венчали тринадцать куполов полусферической формы, покрытые свинцом. На западном фасаде возвышались две асимметрично поставленные лестничные башни для подъема на хоры. Восточная оконечность северной галереи представляла собою замкнутое помещение с небольшой апсидой, где находилась великокняжеская усыпальница (здесь стояли каменные саркофаги Ярослава Мудрого, Всеволода Ярославича, Владимира Мономаха и других политических деятелей Древней Руси).

Своеобразную живописность внешнему облику собора придавала открытая кладка стен — ряды темно-красного бутового камня, прослойки тонкого кирпича (плинфы) на розовом цемяночном растворе.

Внутри собора в основном сохранились архитектурные формы XI века. Это — стены основного ядра здания, двенадцать крещатых столбов, делящих внутреннее пространство на пять нефов, столбы и арки галерей, а также тринадцать куполов со световыми барабанами. Главный купол, поставленный на пересечении продольного и поперечного нефов, освещает центральное подкупольное пространство.

В XVIII веке над одноэтажными галереями были надстроены вторые этажи с куполами и заложены открытые арки. Внутри были растесаны окна в стенах собора, на месте древнего входа сделана большая арка. Не сохранились западная двухъярусная тройная аркада в центральной подкупольной части (аналогичная южной и северной) и древние хоры над нею. Поэтому центральное подкупольное пространство, имевшее в древности форму равноконечного креста, в западной части изменило первоначальный вид.

Особую ценность представляют настенные росписи Софии Киевской XI века — 260 квадратных метров мозаик (изображений, набранных из кубиков разноцветнойсмальты) и около 3000 квадратных метров фресок, выполненных водяными красками по сырой штукатурке. Сохранившиеся мозаики и фрески — это третья часть всей живописи, украшавшей в старину здание. К XVII веку относятся первые известные поновлення фресок Софии, выполненные клеевыми красками. На рубеже XVII— XVIII вв. все стены собора были оштукатурены и побелены. Поверх этого слоя на протяжении XVIII столетия стены покрывали масляными росписями. В XIX веке фрески были раскрыты, но их вновь поновили маслом, в основном сохранив при этом древний рисунок. В местах утраты фресок были сделаны добавления штукатурки и живописи.

С организацией музея в Софийском соборе проведены огромные реставрационные работы: очищены мозаики, с фресок удалены позднейшие масляные наслоения, штукатурка и роспись укреплены. Поздние изображения оставлены только там, где не сохранилась древняя штукатурка. Поэтому, кроме мозаик и фресок XI века, на стенах собора мы видим отдельные произведения XVII—XVIII вв. и работы XIX столетия. В основном живопись эта религиозного содержания, но для нас она ценна своими художественными достоинствами — рисунком, цветовым решением, композиционными приемами, передачей внутреннего мира человека.

Мозаики отличаются яркостью и цветовой насыщенностью. Их палитра насчитывает 177 оттенков. Треть всей площади мозаик — это золотой фон. На нем выполнены изображения преимущественно в синих, серо-белых и пурпуровых тонах. Каждый цвет имеет ряд оттенков (красно-розовый — 19, синий — 21, зеленый — 34, золотой — 25 и т.д.). Для мозаик характерны с одной стороны — сочетание крупных цветовых пятен, воспринимаемых на большом расстоянии, с другой стороны — сложная тонкая нюансировка цвета в передаче лиц, складок одежды и т.д. В этом отношении интересно изображение Гавриила из „Благовещения".

Цветовая гамма древних фресок строилась на сочетании темно-красных, желтых, оливковых, белых тонов и голубого фона. Для росписей Софии характерна четкость композиции, выразительность образов, красочность, органичная связь с архитектурой. Весь ансамбль стенописи Софии Киевской по своему содержанию был подчинен единому замыслу — пропаганде христианского вероучения и утверждению феодальной власти.

На трех стенах центрального нефа, напротив главного алтаря, был написан семейный портрет основателя собора князя Ярослава Мудрого. В центре этой огромной композиции находилось изображение Христа с фигурами княгини Ольги и князя Владимира. С двух сторон к этой группе подходили Ярослав, его супруга княгиня Ирина, их сыновья и дочери. Возглавлял процессию Ярослав, держащий в руках модель собора.

Та же смысловая линия продолжается в росписях двух лестничных башен собора. В настоящее время ученые доказали (доктор исторических наук С. А. Высоцкий), что фрески повествуют о важном политическом и культурном событии в жизни Киевской Руси середины X века — о приезде в столицу Византии киевской княгини Ольги и о почете, оказанном ей императором Константином Багрянородным.

И в северной, и в южной башнях живописный рассказ начинается снизу и продолжается соответственно по мере подъема вверх.

Фрески северной башни показывают торжественный въезд Ольги в Константинополь. В левой ее части — император, сидящий во дворце на троне, и два телохранителя, вооруженных копьями и щитами. В правой части композиции в центре изображена княгиня Ольга. На голове ее — корона, из-под которой на плечи спадает белый прозрачный плат. Рядом с Ольгой — женщины из ее свиты.

Главной композицией в южной башне является фреска „Ипподром", рассказывающая о втором приеме княгини императором — на константинопольском ипподроме, где она была свидетельницей конных состязаний.

В художественном оформлении древнего собора большую роль играли полы: в центральной части они были мозаичные, в боковых нефах, на хорах, в усыпальнице — керамические, украшенные цветной поливой. Фрагменты древних полов уцелели до настоящего времени.

На стенах собора открыты древнерусские надписи — граффити, процарапанные острым предметом по фресковой штукатурке. Особую ценность имеют граффити, содержащие сведения об исторических событиях и культуре Киевской Руси. Уникальным граффито является древняя славянская азбука, которая проливает свет на историю происхождения кириллицы.

Из произведений искусства XVIII века в Софии сохранились резной деревянный позолоченный иконостас, медные золоченые двери в нартексе, отдельные фрагменты живописи.

Особое внимание посетителей привлекают подлинные мозаики, фрески и шиферный рельеф из Михайловского Златоверхого собора (начало XII века), хранящиеся в Софии на втором этаже. Сравнивая росписи обоих храмов, можно проследить стилистические изменения в древнерусском искусстве за период, разделяющий эти памятники. В михайловской живописи больше движения, разнообразнее позы, пропорции фигур вытянуты, мозаичная смальта несколько крупнее софийской, в палитре мозаик преобладают зеленые тона в сочетании с фиолетовым, розовым, серо-белым. В росписях заметно усиление графического начала, особенно в трактовке одеяний.

В настоящее время Софийский собор стоит среди бывших монастырских зданий — ценных памятников украинского зодчества XVIII века. Рядом с ним возвышается 76-метровая колокольня, покрытая богатым лепным декором. Своей праздничной архитектурой она выделяется среди окружающих сооружений и украшает общий силуэт города.

К югу от собора находится здание Трапезной, перестроенное в XIX веке в Теплую церковь.
Дом митрополита — двухэтажная монументальная постройка с пышным барочным фронтоном и художественным декором на фасадах. Здание расположено напротив главного входа в Софийский собор. Дом митрополита является одним из выдающихся образцов украинской гражданской архитектуры XVIII столетия.

Севернее Софийского собора находится здание бурсы, построенное в 1763—1767 гг. Особый интерес представляет обрамление окон бурсы и лепной декор в верхней части пилястр. Здесь ощущается влияние русской архитектурной школы XVIII века. Братский корпус (бывшие монастырские кельи) построен северо-западнее Софийского собора в 50-х годах XVIII века. На протяжении времени здание изменило свой облик. В 1970 году оно было реставрировано: отремонтированы фасады, восстановлена деревянная галерея, внутренним помещениям первого этажа возвращены архитектурные формы XVIII века. Сдержанные формы и деревянная галерея, напоминающая произведения народного зодчества, придают своеобразность общему виду этого памятника.

 

Вопрос 24. Владимиро-Суздальская архитектура (середина XII — начало XIII вв.)

Крупным центром зодчества было Владимиро-Суздальское княжество. Здесь во второй половине XII столетия был построен ряд первоклассных сооружений, возведенных из высококачественного белого камня — известняка. Расцвет зодчества во Владимире наблюдался при князьях Андрее Боголюбском и Всеволоде III - во Владимире строились храмы и дворец, которые должны были содействовать прославлению столицы княжества. Владимирские резчики в совершенстве владели техникой обработки камня, умело использовали приемы плоской деревянной резьбы.

Здания той поры почти лишены декоративных элементов; только поясок аркатуры с поребри­ком проходит по фасадам и верхней части ап­сид, подчеркивая суровую мощь гладких белых стен. Тяжелая глава усиливает впечатление непреоборимой физической силы. Храмы име­ли хоры и были связаны переходом с дворцом феодала. Эти первые постройки на Суздальщине сооружены галицкими зодчими.

Интенсивное строительство свидетельствует о сложении во Владимире опытных многочис­ленных кадров строителей. Они восприняли традиции галицкой архитектуры, быстро пере­работали их и далее развивали совершенно самостоятельно. Вместе с тем в памятниках владимирской архитектуры этой поры чувству­ется и прямое участие романских зодчих. Есть сведения, что Андрей Боголюбский обращался за мастерами к императору Фридриху Барба­россе. Однако участие романских зодчих не превращает владимиро-суздальскую архитек­туру в вариант романского стиля. Романские черты проявились в основном в деталях и рез­ном декоре, в то время как общерусские формы, восходящие к киевским традициям, ощутимы в планах, композициях объемов, в конструкции. Тяготеющие к разным источни­кам особенности настолько органично слиты, что создают совершенно самобытное зодчест­во, ярко характеризующее культуру одного из сильнейших русских княжеств этой эпохи.

 

Самое крупное сооружение Владимира — Успенский собор, строительство собора было начато в 1158 году, после пожара 1185 года собор был обстроен с трех сторон, получил новую алтар­ную часть и дополнительные четыре угловые главы, первоначальный облик его ясен. Строй­ные пропорции и высота шестистолпного хра­ма подчеркнуты изысканным декором: аркатурно-колончатый пояс охватывает стены, ло­патки осложнены тонкими полуколоннами с пышными лиственными капителями. Колонки широких перспективных порталов имели рез­ные капители, а некоторые архитектурные де­тали— оковку золоченой медью; шлем двенадцатиоконного барабана главы сверкал золо­том. Столь же эффектен был и интерьер, хорошо освещенный и богато украшенный драгоценной утварью. Величавый и торжест­венный Успенский собор образно утверждал идею главенства владимиро-суздальской зем­ли, превращая ее столицу в церковный и по­литический центр Руси.

 

Другое ценнейшее произведение владимиро-суздальского зодчества — Дмитриевский собор (1194—1197), служивший придворным храмом. Сооружение имеет кубическую форму, внутри его — четыре опорных столба, поддерживающих единственную главу. С восточной стороны — три апсиды. Это самый богатый по убранству храм. Система декоративного оформления в основе та же, что и в Успенском соборе, но роль скульптуры здесь несравненно большая. Применена сложная орнаментальная резьба — даны скульптурные изображения святых, маски, грифоны, животные, птицы, растительные и другие мотивы, высеченные из белого камня. Изображений так много, что они превращают верхнюю часть стены над широким горизонтальным поясом в сплошную орнаментально разработанную «ткань». Орнаментация применена и между колонками основного пояса, в обработке барабана главы между колонками и в верхней части апсид.

Сходная скульптурная декорация наблюдается и в некоторых других памятниках Владимира и Суздаля. Дмитриевский собор в свое время, как и другие храмы, был целиком расписан фресками, сохранившимися лишь фрагментарно. Вся верхняя часть наружных стен собора сплошь покрыта резными украшениями.

Знаменит своим совершенством храм Покрова на Нерли (1165). Основные объемно-пространственные формы здесь те же, однако отсутствуют башни и увеличивается число элементов романского характера. Поверхность стен из белого тесаного камня украшена богатым рельефом, ставшим главным элементом, выделяющим Владимиро-Суздальских стиль. Входы и окна решены так же, как у романских построек.

Сложно профилированные пилястры с легкими полуколоннами подчеркивают движе­ние ввысь композиции изящного храма, при­дают ему пластичный, почти скульптурный ха­рактер. Аркатурно-колончатый пояс, тонкие колонки которого опираются на резные крон­штейны, проходит по всем фасадам и под кар­низом апсид. Выше аркатурно-колончатого пояса стены украшены рельефами, сочная резьба декорирует перспективные порталы. В целом образ храма очень поэтичен, весь пронизан ощущением легкости и светлой гар­монии. Не случайно говорят о музыкальных ассоциациях, которые рождает церковь По­крова на Нерли. Однако первоначальная ком­позиция храма была более сложной. Согласно старинному источнику, князь построил храм «на лугу» в ознаменование своей печали о смерти любимого сына. Место, назначенное князем для строительства, было низменной поймой и в половодье зали­валось водой. Поэтому, заложив фундамент на плотной материковой глине, зодчие поставили на нем как бы пьедестал высотой около четы­рех метров из тесаного камня, точно отвечав­ший плану церкви. Одновременно с кладкой подсыпали землю, создавая тем самым искус­ственный холм, который потом был облицован каменными плитами. На нем и высилась цер­ковь. С трех сторон храм окружала аркада галереи, в угловой части которой устроили лестницу на хоры. От галереи сохранился только фундамент, и первоначальный облик здания в целом восстанавливается лишь пред­положительно.

Княжеский замок — Боголюбов-город был построен в 1153—1165 годах на высоком берегу Клязьмы близ устья Нерли. Его опоя­сывали земляные валы с белокаменными сте­нами. Сохранилась лишь одна лестничная баш­ня с переходом на хоры собора. Основания стен последнего, как и остатки других частей ансамбля, раскрыты раскопками.

Дворцовый ансамбль располагался на пло­щади, вымощенной белокаменными плитами. Его центром был собор, связанный переходом с лестничной башней, от которой далее также белокаменный переход вел во второй этаж дворца. К югу от собора через вторую башню шли переходы, выводившие на крепостную стену. Под переходами были арочные проходы и проезд. Все эти части объединялись аркатурно-колончатым поясом в единое живописное и торжественное целое. Фасады украшали ба­рельефы, фресковая роспись, некоторые дета­ли были обиты золоченой медью. Высокий и стройный дворцовый собор имел необычные для древнерусской архитектуры круглые стол­бы-колонны, расписанные под белый мрамор и завершенные огромными лиственными капите­лями. Пол хоров устилали майоликовые плит­ки, а в самом храме — медные плиты, запаян­ные оловом и блестевшие, как золото. По сви­детельству летописи, в храме было много дра­гоценной утвари. Перед собором на площади стоял уникальный в русском зодчестве вось­миколонный киворий (сень) с золоченым шат­ром над белокаменной водосвятной чашей.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.