Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос 16. Творчество Кранаха.



 

немецкий живописец и график эпохи Возрождения, мастер живописных и графических портретов, жанровых и библейских композиций. Учился живописи, по-видимому, у отца. О ранних годах творчества (до 1500 г.) сведений не имеется. В 1502—1503 гг. работал в Вене, где сблизился с кругом гуманистов. В кон. 1508 г. — нач. 1509 г. посетил Нидерланды. В 1505—1550 гг. работал в Виттенберге при дворе саксонских курфюрстов. Имел здесь большую мастерскую со множеством учеников и помощников. Неоднократно избирался членом городского совета и бургомистром. С 1520 г. тесно связан с М. Лютером, исполнил много его портретов. Последние годы жизни провел в Аугсбурге, Инсбруке и Веймаре.

 

В своём творчестве художник удачно сочетал художественные черты Возрождения с готическими традициями. Один из основателей «дунайской школы»; выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа.

 

Творчество Кранаха в концентрированном виде отразило развитие немецкого Возрождения: в ранних произведениях (первые годы XVI в.) появляются работы, отличающиеся свободой композиции, ощущением естественной гармонии человека и природы, ясностью образного решения. Однако этот период был сравнительно недолгим, и примерно с 1520 г. в искусстве художника нарастают черты манерности и стилизации.

 

Первыми достоверными произведениями мастера считаются Голгофа и Распятие (ок.1501;1503). Именно в них заметнее всего реминисценции (элемент, отсылающий к ранее прочитанному, услышанному или виденному произведению искусства) готики — в повышенной экспрессивности образов (показательно, что художник в обоих случаях рядом с распятым Христом изображает и двух казнимых разбойников, заостряя внимание на мучительной агонии умирающих), в гротесковой трактовке палачей. В этой небольшой работе лоскутно сочетаются письмо плоскостное и объёмное, прекрасное знание пластики человеческого тела и анатомические погрешности, живые фигуры, наполненные энергией движения и заимствованные штампы, острая наблюдательность и наивность. Взгляд зрителя выхватывает изумительно написанную конскую морду; туповатое, грубое, как камни за ним, лицо воина с копьём; полощущуюся по ветру белую пелену; вылепленный окружающим его золотым светом тёмный профиль крестьянина, изумлённо глядящего на Иисуса. В целом, эта картина прекрасно отражает конфликт между уже «поставленной» годами ученичества техникой и собственным новаторством художника. Вместе с тем обнаруживаются и поиски нового подхода к иконографии традиционной темы, особенно заметные в Распятии: асимметричное расположение крестов, значительная роль природного окружения.

 

В эти же годы написаны портрет И. Куспиниана и парный к нему портрет его жены (1502—1503).Картина полна символических комментариев - к ним относятся полузасохшее дерево, несущая добычу сова и планета Сатурн. Облик ученого отражает противоречивость его натуры, в которой встречаются мягкость и земная сила, мечтательность и грубоватость, страсть к знаниям и явное желание покрасоваться. Обе фигуры изображены на фоне пейзажа.

 

Большое значение придается пейзажу и в произведениях на евангельские темы, созданных художником в ближайшие годы.

Равновесие между страстью к деталям и целостностью восприятия художник блестяще использовал в написанной в 1504 году картине Отдых на пути в Египет. Сюжет картины прост и не нов: - беглецы расположились отдохнуть на опушке леса. Мария, в роскошном алом платье, подобна путешествующей знатной даме. Иосиф, словно старый слуга, скромно чуть стоит поодаль. У ног Девы – компания ангелочков развлекает её и младенца пением и игрой на флейте. Фигуры героев образуют устойчивый треугольник, (вершина которого – сияющая лысина Иосифа) цельный за счёт непрерывного контура, дробный из-за весёлой суеты, которую вносит путаница детских голов и рук, золотистых и рыжих кудрей, жёлтых и алых одежд, перламутрового перелива крыльев. Вся эта суматошная волна, кипящая у колен Марии (её «высшая точка» - маленький ангел - совершенный итальянский «путти», подносящий землянику младенцу), разбивается о невозмутимость Иосифа – прислонившись к ели, прижимая к груди шляпу, он искоса смотрит на зрителя.

Яркой, плотно собранной группе героев отдано менее половины пространства – остальное занимает пейзаж – Кранах написал опушку северного леса – так реально, как наверное, никто до него: с сырой сочной травой, замшелыми кочками (на одной из них уютно дремлет толстощёкий «путти»), прозрачным родником, старой елью и тонкой берёзой.

В этой картине мастер нашёл необходимое равновесие, остановив движение статикой (и без того устойчивая поза Иосифа подкреплена вертикалью ели за его спиной) и усмирив цветовое буйство соседством локального яркого пятна одеяния богоматери (эта Мария – бледная рыжеволосая девочка, окружённая, словно алой раковиной, складками своего платья – один из самых трогательных женских образов раннего Кранаха).

 

На рубеже 1510-х гг. в творчестве Кранаха появляются фигуры античной мифологии. Одно из самых ранних произведений этого ряда — Венера и Амур (1509). На темном нейтральном фоне словно светится тело обнаженной богини. Простая естественная поза, идеальность пропорций, плавная линия контура уподобляют картину немецкого мастера итальянским прообразам. В дальнейшем художник неоднократно обращался к мотиву обнаженной женской натуры. Но позднейшие его создания уступают в простоте и естественности. В движениях появляются нарочитость и изломанность, позы и жесты жеманны, неправильные, миловидные, полные чувственной прелести лица повторяют один и тот же тип красоты: "Венера" (1532), "Лукреция" (ок. 1518), "Нимфа источника" (1518), "Суд Париса" (1530).

 

Портретное наследие Кранаха не столь велико, однако он не оставлял занятия портретом на протяжении всей жизни. Не углубляясь в психологическую характеристику модели, художник старательно воспроизводил ее физиономические черты. Заостряя внимание именно на лице портретируемого, он добивался большой жизненной достоверности и выразительности образа. Особенно это касается мужских портретов. В женских образах больше проступает излюбленный им стереотип. Часто одежду и аксессуары портретов писали его помощники, позднее и сын — Лукас Кранах Младший.

 

Особое место в позднем творчестве Кранаха занимает «Охота на оленей». С одной стороны, это историческая картина, так как изображен конкретный случай — охота, устроенная курфюрстом Фридрихом Мудрым в честь императора Максимилиана (правда, картина написана через много лет после самой встречи и охоты). Вместе с тем это — один из лучших видов природы в европейском искусстве. Такого чарующего пейзажа Кранах не создал за всю свою жизнь: панорама с холмами и лесами, лужайками, омываемыми рекой; в ложбине приютился город с остроконечными шпилями церквей; на холме возвышается гордый замок. Темные купы деревьев, светлая зелень лугов, благородный серый цвет реки и голубизна неба создают фон, по которому рассыпаны, как мозаика из драгоценных камней, фигурки людей и животных. Один за другим чередуются эпизоды охоты, и трудно оторвать взгляд от этой веселой, бесхитростной, но бесконечно занимательной картины.

 

Как и многие немецкие художники той поры, Кранах был также и гравером, работая в основном в технике гравюры на дереве. Им исполнено множество ксилографий на сюжеты из Священного Писания и античной мифологии.

 

Громадная мастерская Кранаха в Виттенберге весьма способствовала популяризации его искусства. Ученики и подмастерья либо просто повторяли многие картины мастера, либо работали в его манере. Вся продукция мастерской выходила в свет под маркой самого художника, удостоверявшего произведения своим гербом — крылатым драконом.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.